Система свободного баса
Система свободного баса — это система басовых кнопок левой руки на аккордеоне , устроенная так, чтобы дать исполнителю большую возможность играть мелодии левой рукой и формировать собственные аккорды . Левая панель кнопок состоит из кнопок для отдельных нот с диапазоном в три октавы и более, в отличие от стандартной басовой системы Stradella , которая предлагает более короткий диапазон одиночных басовых нот, а также предустановленные мажорную, минорную, доминантную седьмую и уменьшенную кнопки аккорда. (При нажатии одной кнопки предустановленного аккорда звучит аккорд из трех нот.) Термин «система свободного баса» относится к различным ручным системам для левой руки, которые обеспечивают эту функциональность: [ 1 ] В системе Stradella нет кнопок для разных октав басовых нот, что ограничивает типы мелодий и басовых партий, которые можно исполнять левой рукой.
- Существуют две родственные раскладки как зеркальные версии хроматического баяна , они продавались в США компанией Giulietti Accordion Company как «Bassetti». [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
- Система свободного баса «квинта», изобретенная Уиллардом Палмером и позже запатентованная Титано, имеет дополнительные басовые ряды для расширения существующей басовой аранжировки системы Страделлы. [ 6 ]
- Квинтовая версия и версии с хроматическими кнопками были доступны в моделях «конвертер» (или «трансформер») с регулятором для переключения со стандартного Stradella на свободный бас. [ 7 ]
- Существует раскладка, подобная фортепиано, которая отражает правую клавиатуру фортепианного аккордеона с круглыми кнопками, расположенными как клавиши фортепиано. Эта система популярна в азиатских фортепианных аккордеонах, особенно в азербайджанской гармонике .
- Доступна гибридная система Chromatic/Stradella, известная как система свободного баса Moschino. Система расположила левые кнопки таким образом, чтобы игроку одновременно были доступны хроматическое расположение клавиш, прилегающие квинтовые круги, инверсии аккордов и альтернативные звучания аккордов. Известным музыкантом-аккордеонистом и сторонником преимуществ системы свободного баса Moschino был Джордж Секор , а ссылки на более подробное описание системы включены на его странице в Википедии.
- Существуют и другие менее популярные схемы, такие как система Кюля.
История
[ редактировать ]К 1900 году басовая система Stradella в основном достигла своей нынешней конструкции со 120 кнопками в шести рядах. Однако, хотя эта настройка хорошо работала для мажорной и минорной музыки, сопровождаемой множеством аккордов, исполнитель имел доступ только к основной седьмой басовой ноте во время игры или к двум октавам при своевременном сдвиге регистров. Проблема была решена в начале 1900-х годов путем добавления трех рядов хроматически упорядоченных одиночных нот рядом со стандартным басом . [ 8 ] В 1900 году в Москве русский мастер Баканов изготовил гармон с фортепианными клавиатурами для правой и левой руки по 30 клавиш от до до фа. С 1906 года тульская фабрика братьев Киселевых начала выпускать баяны с трехрядным свободным басом. левая клавиатура. [ 9 ]
В Соединенных Штатах в 1940 году виртуоз Джон Серри-старший спроектировал и построил действующую модель системы свободного баса для исполнения как классических, так и симфонических джазовых композиций. Она включала в себя двойные клавиатуры для левой руки солистов на основе два набора тростей, настроенных по октавам. Это обеспечило солисту общий диапазон тонов, превышающий три с половиной октавы. Конструкция двойной клавиатуры показана ниже, доступ к ней осуществляется с помощью механизма переключателя, обеспечивающего независимый доступ большого пальца исполнителя к клавиатуре № 2 и остальных пальцев исполнителя. на клавиатуру №1. [ 10 ] [ 11 ]
Клавиатура №2
__F#_G#_A#____C#_D#____F#_G#_A#____C#_D#____F#_G#_A#____C#_ _F__G__A__B__C__D__E__F__G__A__B__C__D__E__F__G__A__B__C__D_
Клавиатура №1
___F#_G#_A#____C#_D#____F#_G#_A#____C#_D#____F#_G#_A#____C#__ __F__G__A__B__C__D__E__F__G__A__B__C__D__E__F__G__A__B__C__D_
Усилия по популяризации
[ редактировать ]Таким образом, компания Hohner решила расширить рынок аккордеонов. [ примечания 1 ] превратив инструмент из его традиционных музыкальных корней в признанный инструмент для оркестров. [ 12 ] Был собран оркестр, который отправился в турне по Германии, чтобы представить новую концепцию. Компания также предоставила ноты для этого нового типа аккордеона. [ 12 ] Хотя, как сообщается, они были популярны, только позже этот инструмент получил более широкое распространение.
В Северной Европе аккордеонист-фрибасист Могенс Эллегаард вместе с Хьюго Нотом и Джозефом Масеролло , [ 13 ] [ 14 ] помог популяризировать инструмент и вдохновить на создание композиций для него. [ примечания 2 ] В интервью он описывает, как в его детстве (род. 1935) аккордеона со свободным басом еще практически не существовало, но как с 1958 года композиторы в его родной Дании начали писать для него произведения. [ 15 ] В 1968 году он организовал производство аккордеонов только со свободным басом, чтобы приспособить новичков, поскольку в противном случае аккордеоны со свободным басом всегда включали бы стандартный бас.
В некоторых русских, канадских [ 16 ] В европейских и европейских консерваториях аккордеон со свободным басом считается серьезным инструментом для изучения, и в настоящее время для него существует большой современный репертуар. Свободный бас-аккордеон преподается на бакалавриате и аспирантуре Национального автономного университета Мексики в Мехико. В Соединенных Штатах свободные басовые инструменты гораздо менее известны, несмотря на попытки популяризировать их со стороны Палмера и Хьюза и компании Giulietti Accordion Company. [ 17 ] [ 18 ] в 1960-е и 1970-е годы. В Канаде аккордеонист Джозеф Масеролло даже участвовал в разработке подробной учебной программы для студентов, обучающихся игре на аккордеоне Free-bass, когда учился на факультете Королевской музыкальной консерватории Торонто (RCMT) в середине 20-го века. [ 19 ]
В этот период несколько американских аккордеонистов продемонстрировали уникальное оркестровое звучание инструмента посредством живых выступлений, а также сочинив оригинальные произведения с использованием этого инструмента. В эту группу входил Джон Серри-старший, чей Концерт для свободного бас-аккордеона был завершен в 1960-х годах. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] ( См. Музыкальные жанры аккордеона )
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Монишон писал: «В 1912 году дом Hohner выпустил свои первые «хроматические басы».... Кооператив Stradella разработал в 1912 году 120-басовый инструмент с тремя рядами «хроматических нот»...» — Пьер Монишон, Франческо Джаннаттазио и Б. Буджолакки, Хронологический синтез эволюции аккордеона (1984).
- ↑ Оле Шмидт сделал следующий комментарий: «Я ненавидел аккордеон, пока не встретил Могенса Эллегаарда. Он заставил меня решить написать для него концерт для аккордеона». Оле Шмидт, цитируется в буклете компакт-диска « Современная датская аккордеонная музыка » в исполнении Могенса Эллегаарда с Симфоническим оркестром Датского радио под управлением Оле Шмидта (Солрод Странд, Дания: Независимая музыка, 1987).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэн Линдгрен, « Сравнение систем свободного баса »
- ^ «Фрайбургская аккордеонная мастерская, документ о свободном басе» . Архивировано из оригинала 1 мая 2007 года.
- ^ Указатель патентов, выданных Патентным ведомством США, 1968 г., стр. 481 - Giulietti Accordion Co. - Патент выдан на басовую часть аккордеона в Google Книгах.
- ^ Звук Джульетти: В поисках истории моего аккордеона. Нейненс, Сандер. Нидерланды, 2008 г., пролив Джульетти, на wolrdcat.org.
- ^ "Путеводитель покупателя по музыкальной индустрии", 1972. стр. 168 Giulietti Accordion Corporation в Нью-Йорке в Google Книгах.
- ^ «Компания Титано Аккордеон, История» . Проверено 27 марта 2012 г.
- ^ «Конвертер баса» . Проверено 8 июня 2014 г.
- ^ Бьерн Гленструп, История гармоники (1972), Копенгагенский университет (музыкальный факультет), стр. 43
- ^ Мирек, Альфред (1968). Справочник по гармоникам (на русском языке). Москва. п. 92.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Squeeze This - Культурная история аккордеона в Америке Джейкобсон, Мэрион, University of Illinois Press, Чикаго, Иллинойс, США, стр. 61. ISBN 978-0-252-03675-0
- ^ «Уроки аккордеона и аренда в Буфорде, Данвуди и Лилберне, Джорджия» . Архивировано из оригинала 5 августа 2017 г. Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Аккордеон. Архивировано 25 апреля 2017 г. в Wayback Machine , параграф 25.
- ^ «Университет Торонто – Музыкальный факультет – Наши люди» . music.utoronto.ca . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Канадская энциклопедия - Биография Джозефа Масеролло на thecanadianencyclepedi.ca
- ^ Могенс Эллегаард, цитируется в «Интервью», Информационный бюллетень Общества классического аккордеона Канады (март 1990 г.), 3–5.
- ^ «Университет Торонто – Музыкальный факультет – Наши люди» . music.utoronto.ca . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Указатель патентов, выданных Патентным ведомством США, 1968 г., стр. 481 - Giulietti Accordion Co. - Патент выдан на басовую часть аккордеона в Google Книгах.
- ^ Звук Джульетти: В поисках истории моего аккордеона. Нейненс, Сандер. Нидерланды, 2008 г., пролив Джульетти, на wolrdcat.org.
- ^ Канадская энциклопедия - Биография Джозефа Масеролло на thecanadianencyclepedi.ca
- ^ Музыкальная школа Истмана - Рочестерский университет - Музыкальная библиотека Сибли: Коллекция Джона Дж. Серри-старшего «Концерт до мажор (1967) для свободного бас-аккордеона» Папка 15 и 16 стр. 10 из них хранятся в Музыкальной школе Истмана Университета Рочестера. Музыкальная библиотека Сибли. Специальные коллекции на esm.rochester.edu.
- ^ Бюро авторских прав Библиотеки Конгресса, «Концерт до мажор для бассетти-аккордеона», Композитор: Джон Серри, 4 июня 1968 г., Copyright # EP247602.
- ^ Accordion World , Бедфорд-Хиллз, Нью-Йорк, 1968.
- ^ Бюро авторских прав Библиотеки Конгресса - Каталог записей об авторских правах: Третья серия - Музыка - июль-декабрь 1968 г., Vol. 22, часть 5, номер 2, раздел 1, 1970, с. 1626 «Концерт до мажор для бассетти-аккордеона», соч. 1 Джон Серри, 1968 г., сольная аранжировка, 1 января 1968 г., № EP247602, на books.google.com.