Концерт фа мажор (Гершвин)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2007 г. ) |
«Концерт фа» — это сочинение Джорджа Гершвина для фортепиано соло и оркестра , которое по форме ближе к традиционному концерту , чем его более ранняя джазовая «Рапсодия в стиле блюз» . Она была написана в 1925 году по заказу дирижёра и режиссёра Вальтера Дамроша . Полноценное представление длится около получаса.
Генезис концерта
[ редактировать ]Дамрош присутствовал на концерте 12 февраля 1924 года, организованном и проведенным Полом Уайтменом в Эолийском зале в Нью-Йорке под названием «Эксперимент в современной музыке» , который прославился премьерой « Рапсодии в стиле блюз » Гершвина , на которой композитор исполнил соло на фортепиано. . [ 1 ] На следующий день после концерта Дамрош связался с Гершвином, чтобы заказать у него полномасштабный фортепианный концерт для Нью-Йоркского симфонического оркестра , более близкий по форме к классическому концерту и оркестрованный композитором.
Из-за контрактных обязательств по трем различным бродвейским мюзиклам он не смог приступить к наброскам идей до мая 1925 года. Он начал писать партитуру для двух фортепиано 22 июля, после возвращения из поездки в Лондон , и оригинальные черновики назывались «Нью-Йорк». Концерт". Первая часть была написана в июле, вторая — в августе, а третья — в сентябре, причем большая часть работы выполнялась в тренировочном лачуге Института Чаутокуа . Это было организовано через австралийского композитора и педагога Эрнеста Хатчесона , который предложил Гершвину уединение в Чаутокуа, где его жилище было объявлено закрытым для всех до 16:00 ежедневно. Благодаря этому Гершвин смог завершить полную оркестровку концерта 10 ноября 1925 года. Позже в том же месяце Гершвин за свой счет нанял оркестр из 55 человек, чтобы он проработал свой первый проект в театре «Глобус». Дамрош присутствовал и давал советы Гершвину, который внес несколько сокращений и исправлений.
По словам присутствовавшего газетного репортера, трубка «входила и выходила из его рта на протяжении всей репетиции. В частности, он использовал ее, чтобы обвинительно указать на членов оркестра, которые не смогли успешно решить свои джазовые проблемы». [ 2 ] [ 3 ]
Концерт фа мажор демонстрирует значительное развитие композиционной техники Гершвина, особенно потому, что он сам оркестровал все произведение, в отличие от « Рапсодии в стиле блюз» , музыку к которой написал Ферде Грофе , Пола Уайтмана пианист группы и главный оркестратор. Английский композитор и оркестратор Уильям Уолтон отметил, что ему нравится оркестровка концерта Гершвина.
Инструментарий
[ редактировать ]Помимо фортепиано соло, в произведении задействованы 2 флейты , пикколо , 2 гобоя , английский рожок , 2 кларнета B♭, бас-кларнет , 2 фагота , 4 валторны F, 3 трубы B♭, 3 тромбона , туба , литавры , 3 перкуссиониста (первый игрок: большой барабан , глокеншпиль , ксилофон и треугольник ; второй игрок: малый барабан , гравюра , кнут ; третий игрок: тарелки (удар и подвешивание), треугольник и гонг ) и струнные .
Форма
[ редактировать ]Концерт состоит из традиционных трёх частей:
- Аллегро (фа мажор)
- Адажио - Andante con moto (ре-бемоль мажор)
- Allegro agitato (соль минор → фа минор → фа мажор)
Между этими тремя движениями существуют сильные тематические связи, все из которых находятся под сильным влиянием джаза . Однако в каждой части существует очень тонкая структурная целостность, которая, хотя, возможно, и не сразу заметна слушателю, уходит корнями в классическую традицию.
Первая часть начинается звуками литавр, вносящими элементы основного тематического материала. После расширенного оркестрового вступления фортепиано начинает сольную часть, представляя еще одну мелодию, присутствующую на протяжении всей части. Отсюда музыка чередуется с контрастными участками грандиозности и изысканности. Кульминация достигается в Grandioso , где оркестр звучит оригинальную мелодию фортепиано в сопровождении большой тройной фигуры солиста. Есть каденция быстрых триольных остинато, которая ведет к заключительной части: ускорение октав и аккордов, кульминацией которых является большой пробег триольного остинато вверх по клавиатуре вдоль аккорда фа мажор 6, завершающий движение.
Вторая часть напоминает блюз – начинается с элегантной мелодии в исполнении соло трубы в сопровождении трио кларнетов. Далее следует более быстрая часть с участием фортепиано, постепенно нарастающая почти до конца, после чего пьеса обманчиво возвращается к исходной мелодии, теперь отданной флейте. Движение заканчивается мирным, интроспективным ритмом.
Финальная часть пульсирующая и энергичная, с несколькими отсылками к рэгтайму и включает как новый материал, так и мелодии из предыдущих частей. Ложная кульминация обнаруживается в разделе Grandioso , идентичном первой части, которая, в свою очередь, превращается в еще одну постройку к истинной вершине концерта, где снова доминирует аккорд фа мажор 6, завершающий пьесу.
По его собственным словам Гершвин написал описание концерта: [ 4 ] [ 5 ]
В первой части используется ритм Чарльстона. Он быстрый и пульсирующий, олицетворяющий молодой восторженный дух американской жизни. Оно начинается с ритмического мотива, издаваемого литаврами…. Главную тему объявляет фагот. Позже фортепиано вводит вторую тему. Вторая часть имеет поэтическую ночную атмосферу, которую стали называть американским блюзом, но в более чистой форме, чем та, в которой их обычно рассматривают. Последняя часть возвращается к стилю первой. Это оргия ритмов, начинающаяся бурно и сохраняющая один и тот же темп на протяжении всего времени.
Аллегро
[ редактировать ]Первая часть переплетает воедино три ритма и темы: чарльстон, пентатонику и знойную. Литавры начинают движение с ударов вам-бока, затем оркестр вводит пентатоническую мелодию в сопровождении чарльстона на валторнах и перкуссии. Через тридцать секунд литавры и оркестр чередуют удары вамбока с пентатонической мелодией. [ 6 ] После того, как струны утихают, фортепиано вводит главную знойную тему, используемую на протяжении всего произведения. Он повторяется снова с оркестровой контрмелодией, играемой одновременно виолончелями и струнными, за которыми следуют пентатоники на фортепиано и продолжающийся аккомпанемент в оркестре. Кульминацией является хроматическая гамма, исполняемая на фортепиано, и завершается испанозвучной синкопой в оркестре. Синкопа Фортепианного Чарльстона вновь представляет знойную тему, услышанную в начале произведения. На этот раз фортепиано играет контрмелодию, а оркестр играет знойную тему. «Микро-каденция» [ 6 ] арпеджио на фортепиано соединяет знойный оркестр с другой вариацией чарльстонского аккомпанемента и пентатонической мелодии. Гершвин играет с этим вариантом знойной песни ми мажор, подводя слушателя к кульминации произведения. После кульминации Гершвин комбинирует чарльстон, пентатоническую мелодию и быстрые триоли, переходя от одной тональности к другой, прежде чем вновь представить еще одну знойную вариацию ре-бемоль мажор. Ритмы Чарльстона переходят от знойных к кульминации «грандиозо», за которыми следуют триольные остинато, быстрые аккорды, еще больше остинато и доминантная семерка. Кода завершает последние две минуты чарльстоном и знойными партиями оркестра и пентатоническими линиями фортепиано, прежде чем, наконец, завершить часть аккордом фа мажор 6. [ 6 ]
Адажио-Анданте с движением
[ редактировать ]Во второй части Гершвин использует две блюзовые темы, похожие на тему из первой части, и предвещает тему третьей части в более быстрой теме, играемой между двумя блюзовыми мелодиями. Последовательность блюзовых аккордов открывает часть, а соло трубы играет первую блюзовую тему. Тема вводится чередованием мажорных секунд валторн. [ 7 ] затем соло на трубе. К первой минуте соло трубы звучит очень похоже на знойную тему, услышанную в первой части. Гершвин продолжает импровизированные и разнообразные темы блюзовой мелодии. Затем труба повторяет тему, сыгранную в начале. Когда соло на трубе заканчивается, фортепиано начинает пентатонический вариант первой темы, а затем переходит к более быстрой и оптимистичной второй теме. Эта тема предвещает мелодию третьей части через повторяющиеся ноты. Эта тема также является вариантом темы, услышанной в первой части. Соло скрипки соединяет эту тему и вновь представляет первую тему, сыгранную в начале. Затем фортепиано вступает в силу еще одной вариации каденции темы и сопровождающих ее арпеджио. После каденции Гершвин передает оригинальную тему оркестру, затем обратно фортепиано и флейте. Затем он доходит до кульминации произведения, чередуя фортепиано и оркестр. Часть заканчивается тем, что фортепиано с самого начала играет тему, мягкий аккомпанемент флейты и струнных, а также каденцию ре-бемоль мажор. [ 6 ]
Аллегро возбужденно
[ редактировать ]Третья часть представляет собой быстрое рондо и вновь вводит тему, услышанную в первой части, в более энергичном темпе. Оркестр начинает с исполнения основной темы части соль минор, а затем фортепиано повторяет тему фа минор. Фортепиано продолжает играть быстрые ноты, а оркестр играет контрмелодию. Глиссандо на фортепиано вновь вводит тему из первой части, сыгранной в оркестре, прежде чем снова перейти к основной теме. Затем оркестр играет вторую тему под мягкий аккомпанемент фортепиано. Возвращаются варианты основной и второстепенных тем. После модуляции си-бемоль мажор оркестр играет вторую блюзовую тему, услышанную во второй части, а фортепиано отвечает второстепенной темой. Возвращается ритмичный ритм, соединяющий блюзовую тему и повторяющуюся мелодию нот второй части, которую играет оркестр. Вторичная тема части возвращается на фортепиано перед тем, как сыграть последовательность аккордов, услышанную в первой части. Серия быстрых октавных гамм крещендо до того же «грандиозо», которое можно услышать в первой части. Тема схватки возвращается в последний раз в движении; последовательности пентатонических аккордов и финальная фа мажор 6 тремоло и аккорд фа мажор завершают пьесу. [ 6 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]Премьера произведения состоялась Нью-Йоркским симфоническим оркестром под управлением Дамроша (три года спустя оркестр объединился с Филармоническим симфоническим обществом в Нью-Йоркский филармонический оркестр ) в Карнеги-холле в Нью-Йорке 3 декабря 1925 года, и композитор был представлен как солист. Вскоре после этого те же силы дали несколько выступлений: еще два в Нью-Йорке и по одному в Филадельфии, Балтиморе и Вашингтоне, а затем еще одно в Бруклинской музыкальной академии 16 января 1926 года. [ 8 ] Билеты на концерт были распроданы, и концерт был очень хорошо принят широкой публикой. Однако отзывы были неоднозначными: многие критики не смогли отнести его к джазу или классике. Действительно, среди современников Гершвина существовало большое разнообразие мнений. Сергей Прокофьев счел это «дилетантством». [ 9 ] Арнольд Шенберг , один из самых влиятельных композиторов того времени, похвалил концерт Гершвина в посмертной дани в 1938 году: [ 10 ] [ 11 ]
Гершвин – художник и композитор – он выражал музыкальные идеи, и они были новыми, как и то, как он их выражал. … Художник для меня как яблоня. Когда придет время, хочет он того или нет, он зацветет и начнет давать яблоки. … Серьезно или нет, но он композитор, то есть человек, который живет музыкой и выражает все, серьезное или нет, звуковое или поверхностное, посредством музыки, потому что это его родной язык. … То, что он сделал с ритмом, гармонией и мелодией, — это не просто стиль. Он в корне отличается от манеры многих серьезных композиторов, [пишущих] поверхностный союз приемов, примененный к минимуму идей. … Создается впечатление импровизации со всеми достоинствами и недостатками, свойственными такого рода постановкам. … Он только чувствует, что ему есть что сказать, и говорит это.
Сам Дамрош предоставил заметку, восхваляющую работу Гершвина: [ 11 ]
Различные композиторы ходили вокруг джаза, как кошки вокруг тарелки супа, ожидая, пока он остынет, чтобы можно было насладиться им, не обжигая язык, привыкшие до сих пор только к более прохладным жидкостям, дистиллированным поварами классической школы. Леди Джаз. . . танцевала по всему миру... но, несмотря на все свои путешествия и огромную популярность, она не встретила ни одного рыцаря, который мог бы поднять ее на уровень, который позволил бы ей быть принятым как уважаемый член музыкальных кругов. Джордж Гершвин, похоже, совершил это чудо... смело одев свою чрезвычайно независимую и современную девушку в классический концертный наряд. ... Он тот принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой перед изумленным миром, несомненно, к ярости ее завистливых сестер.
Выступление в кино
[ редактировать ]Исполнение 3-й части концерта представлено в юмористическом фэнтезийном эпизоде фильма «Американец в Париже» (1951). В одном из многочисленных музыкальных номеров фильма персонаж Оскара Леванта Адам Кук, борющийся пианист, мечтает о том, что он исполняет концерт для торжественной публики в концертном зале. По ходу сцены Адам воображает, что он также является всеми остальными членами оркестра, а также дирижером, и даже воображает, что он аплодирует себе со стороны публики в конце концерта.
Есть также исполнение отрывка из биографического фильма о Гершвине «Рапсодия в стиле блюз» (1945), где его частично играет на экране Роберт Альда (дублированный Оскаром Левантом), а затем в конце фильма сам Левант. Его слышно в особенно острые моменты: один раз, когда Гершвин спотыкается о ноты из-за последствий смертельной опухоли головного мозга, и еще раз в сцене, в которой объявляется о смерти Гершвина.
Исполнение Левантом концерта в «Американце в Париже» примечательно, потому что Левант сам был опытным концертирующим пианистом и композитором, который подружился с Гершвином в 1928 году. На DVD, снятом в 2003 году, можно увидеть трио Маркуса Робертса под управлением Сейджи Одзавы, дирижирующего Берлинским филармоническим оркестром в Вальдбюне, Берлин.
Известные записи
[ редактировать ]Первая запись была сделана в 1928 году Полом Уайтменом и его концертным оркестром с Роем Барджи за фортепиано в сокращенной аранжировке для джаз-бэнда Ферде Грофе для Columbia Records . Другие включают:
- Оскар Левант и Андре Костеланец с Филармоническим симфоническим оркестром Нью-Йорка (4 мая 1942 г.)
- Оскар Левант и Артуро Тосканини с Симфоническим оркестром NBC (из радиопередачи NBC 1944 года)
- Леонард Пеннарио и Уильям Стейнберг с Питтсбургским симфоническим оркестром 1953 года на Капитолии. (При жизни Пеннарио считался лучшим интерпретатором музыки Гершвина. Он записывал все, что Гершвин писал для фортепиано.)
- Станислав Кнор и Вацлав Нойман с Пражским симфоническим оркестром (июнь 1961 г.)
- Алек Темплтон и Тор Джонсон с Симфоническим оркестром Цинциннати
- Эрл Уайлд и Артур Фидлер с Бостонским поп-оркестром
- Юджин Лист и Говард Хэнсон с Истман-Рочестерским оркестром
- Лазарь Берман и Геннадий Рождественский с оркестром Московской филармонии
- Андре Превен и Андре Костеланец и его оркестр (Превин сделал еще две записи, обе дирижируя с клавишных, с Лондонским симфоническим оркестром и с Питтсбургским симфоническим оркестром )
- Гаррик Олссон и Майкл Тилсон Томас с Симфоническим оркестром Сан-Франциско
- Филипп Антремон и Юджин Орманди с Филадельфийским оркестром
- Элен Гримо и Дэвид Зинман с Балтиморским симфоническим оркестром
- Вернер Хаас и Эдо де Ваарт с Национальным оркестром оперы Монте-Карло
- Лорин Холландер и Джеймс Левин с Чикагским симфоническим оркестром (1976)
- Джером Ловенталь и Морис Абраванель с Симфоническим оркестром Юты
- Бонни Гриттон и Сьюзен Дуэльмейр (версия для двух фортепиано)
- Джон Накамацу и Джефф Тайзик с Рочестерским филармоническим оркестром .
- Катя и Мариэль Лабек (версия для двух фортепиано)
- Кристина Ортис и Андре Превен с Лондонским симфоническим оркестром
- Жан-Ив Тибоде и Марин Олсоп с Балтиморским симфоническим оркестром (версия джаз-бэнда в оркестровке Ферде Грофе)
- Петр Яблонский и Владимир Ашкенази с Королевским филармоническим оркестром , Декка, 1991 г.
- Святослав Рихтер и Кристоф Эшенбах с Симфоническим оркестром Штутгартского радио (концерт с Шветцингенского фестиваля 1993 года )
- Марк-Андре Амлен и Леонард Слаткин с филармоническим оркестром Нидерландского радио (концерт из Концертгебау , Амстердам, 2005 г.)
- Стефано Боллани и Риккардо Шайи с Лейпцигским оркестром Гевандхауса (концерт из Гевандхауса , Лейпциг, 2010 г.)
- Джеффри Сигел и Леонард Слаткин с Симфоническим оркестром Сент-Луиса (Полное собрание сочинений Гершвина для оркестра, фортепиано и оркестра)
- Кэтрин Селби и Ричард Хейман с Симфоническим оркестром Словацкого радио [ 12 ]
Радиовещание
[ редактировать ]пригласил его Хотя Гершвин никогда не записывал концерт, Руди Валле сыграть третью часть концерта в радиопередаче NBC в 1931 году, которая была сохранена на дисках с транскрипцией , а затем выпущена как на пластинках, так и на компакт-дисках. Валле использовал специальную аранжировку, подготовленную для его студийного оркестра. Гершвин также исполнил в эфире несколько своих популярных песен. [ 14 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Фигуристка Юна Ким из Южной Кореи каталась под четырехминутную отредактированную версию этого произведения на зимних Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере , а также на Trophée Éric Bompard 2009 года , Skate America 2009 года и финале Гран-при 2009–10 годов , выиграв золотую медаль. в женском фигурном катании и установила мировой рекорд в произвольной программе среди женщин. [ 15 ] На чемпионате мира 2010 года она завоевала серебряную медаль, набрав 190,79 балла.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Премьера «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина в нью-йоркском «Эолиан-холле | Музыка» . Хранитель . 13 марта 2014 г. Проверено 06 апреля 2016 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 5 января 2017 г. Проверено 18 мая 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2017 г. Проверено 18 мая 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Примечания к программе» (PDF) . stlsymphony.org . Архивировано из оригинала (PDF) 3 августа 2014 года . Проверено 13 мая 2016 г.
- ↑ Также появляется в «Гершвине [так в оригинале], Сибелиусе, Вецлере представлены новинки для недели прекрасных оркестровых концертов». Бруклин Дейли Игл, 29 ноября 1925 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Классическая сеть - Гершвин - Концерт фа мажор» . Классическая сеть .
- ^ «Примечания к программе | Симфония Кремниевой долины» . www.symphonysiliconvalley.org . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ «Мир музыки: Гершвин сыграет свой концерт фа мажор в Бруклине в следующую субботу днем». Бруклинский стандартный союз, 10 января 1926 года.
- ^ Поллак, Ховард (2007). Джордж Гершвин: его жизнь и творчество . Издательство Калифорнийского университета . п. 141 . ISBN 978-0-520-24864-9 .
- ^ «Классические ноты - Классическая классика - Концерт фа мажор Гершвина Питера Гутмана» . www.classicalnotes.net . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Примечания к программе» (PDF) . stlsymphony.org . Архивировано из оригинала (PDF) 3 августа 2014 года . Проверено 13 мая 2016 г.
- ^ «ГЕРШВИН: Рапсодия в стиле блюз / Фортепианный концерт» . Чандос Рекордс . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ Дискография американских исторических записей, https://adp.library.ucsb.edu/index.php/objects/detail/340415/Decca_29056.
- ^ Примечания к Марку 56
- ^ «Наивысший результат в фигурном катании – произвольная программа (женщины)» . Книги рекордов Гиннесса . 25 февраля 2010 г. Проверено 06 апреля 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Центра Кеннеди / Национальной симфонической программы Заметки Томаса Мэя
- Симфонический оркестр Сан-Франциско - Примечания к программе Джеймса М. Келлера
- с дирижером Риккардо Шайи и пианистом Стефано Боллани Интервью Джана Марио Бензинга
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт фа мажор : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Фортепианный концерт фа мажор (1925) , анализ концерта Стивена Шварца в Classical Net