Jump to content

Голубой понедельник (опера)

Синий понедельник
Обложка записи Gregg Smith Singers
Музыка Джордж Гершвин
Тексты песен Бадди ДеСильва
Книга Бадди ДеСильва
Производство 1922 Бродвей

«Голубой понедельник» (Афро-американская опера) — первоначальное название одноактной «джазовой оперы » Джорджа Гершвина , переименованной в « 135-ю улицу» во время более поздней постановки. Английское ДеСильва либретто написал Бадди . представляет собой короткую пьесу продолжительностью от двадцати до тридцати минут, Несмотря на то, что «Голубой понедельник» ее часто считают прообразом многих более поздних произведений Гершвина и «первым произведением симфонического джаза ». [ 1 ] в том, что это была первая значительная попытка объединить формы классической музыки, такие как опера, с американской музыкой , при этом опера во многом находилась под влиянием джаза и афроамериканской культуры Гарлема популярной .

Персонажи и краткий обзор

[ редактировать ]

Как и в более поздней опере Гершвина «Порги и Бесс» , все певчие роли — афроамериканские персонажи. Однако, в отличие от «Порги и Бесс» , оригинальная постановка « Blue Monday» исполнялась белыми певцами с черным лицом .

Место действия: подвальное кафе недалеко от пересечения 135-й улицы и Ленокс-авеню в Гарлеме , Нью-Йорк .
Время: вечер эпохи джаза , начало около 21:30.

После короткой увертюры перед занавесом появляется игрок Джо в роли пролога персонажа Тонио , что является отсылкой к вступительной арии в «Паяцах» . [ оригинальное исследование? ] [ 2 ] Подобно этому номеру, который объяснял серьезный характер оперы Леонкавалло , как будто это было реальное событие, Джо говорит своей аудитории, что, как и «опера белого человека», эта «цветная [Гарлемская] трагедия, разыгранная в оперном стиле», фокусируется на первобытных людях. эмоции, такие как любовь , ненависть , страсть и ревность , и что мораль этой истории заключается в том, что трагические последствия возникают, когда женская интуиция идет не так (Джо: «Дамы и господа!»).

Когда поднимается занавес в кафе с баром , игровой комнатой и танцполом, владелец кафе Майк ругает своего работника Сэма за его лень и приказывает ему приступить к работе. Подметая пол, Сэм рассказывает, что его возмущает « Голубой понедельник », потому что он всегда проигрывает в игре в кости, и это день, когда люди умирают, и приходит к выводу, что по понедельникам работать бесполезно (Сэм: «Блюз Голубого понедельника»). . Приходит пианистка Свитпи и какое-то время играет , пока не приходит высокомерный певец Том и не сбивает ее с пути, утверждая, что единственная причина, по которой кафе все еще работает, - это его пение. Входит возлюбленная Джо Ви и спрашивает, видел ли кто-нибудь ее «любящего мужчину» Джо, с которым она должна встретиться на свидании (Ви: «Кто-нибудь видел моего Джо?»).

Когда Майк идет в заднюю комнату, чтобы спросить, видел ли кто-нибудь Джо, Том пытается соблазнить и добиться расположения Ви. Когда Том говорит ей, что любит ее, и спрашивает, что она видит в игроке Джо, Ви сердито возражает, что даже если он играет в азартные игры, Джо — мужчина и уникальный. Том продолжает пытаться убедить Ви оставить Джо ради него, и пытается поцеловать ее, когда Ви угрожает ему револьвером, который ей дал Джо. Майк возвращается с новостями о том, что Джо никто не видел, и Ви уходит. Майк снова звонит Сэму и ругает его за лень, и, пока Сэм снова подметает пол, он поет репризу песни «Blue Monday Blues» (Сэм: «Понедельник - день, когда дрожат все землетрясения»). На этот раз Сэм более прямо предвещает грядущее событие, поскольку он заявляет, что «понедельник - день, полный грустных, грустных новостей /... Вот тогда девчонка нажмет на курок, / Девушка нажмет на курок».

Джо входит в кафе, а Том прячется за пианино, чтобы подслушать его разговор с Майком. После того, как Майк сообщает Джо, что Ви искал его и что он слышал, что Джо выиграл крупную сумму денег в игре в кости , Джо говорит ему, что он собирается использовать деньги, чтобы поехать на юг на следующее утро, чтобы навестить свою мать, которую он не видел много лет и которой недавно отправил телеграмму ( Джо: «Я расскажу миру, что сделал»). Джо говорит, что не может сказать Ви, что уходит, а когда Майк спрашивает, почему, он говорит, что она ревнует и злится по иррациональным причинам. Затем он рассказывает, как ему хочется увидеть свою мать и вернуться домой (Джо: «Я увижу свою мать»).

Джо поднимается наверх, чтобы встретиться с Ви, и постепенно прибывают ночные гости и клиенты. После танца Ви говорит ему, что любит только его и хотя она ревнивая женщина, если он останется ей верен, то она будет его (Ви: Я люблю, но тебя, мой Джо, мой Джо»). Когда Джо уходит Чтобы дождаться телеграммы от своей матери, Том говорит Ви, что он подслушивал разговор Джо и что Ви сначала отказывается ему верить, но когда Свитпи приходит с телеграммой Джо, Ви обвиняет Джо в неверности и требует. см. телеграмму, Джо упрекает ее, отталкивая, и когда он открывает конверт, Ви стреляет в него из револьвера из своей сумочки.

Ви читает письмо, отправленное на самом деле сестрой Джо, в которой говорится, что Джо нет необходимости ехать на юг, потому что его мать умерла три года назад. Когда она понимает, что сделала, Ви падает на пол и умоляет Джо о прощении, которое она получает. Умирая, Джо поет, что наконец-то увидит свою мать на небесах. (Джо: «Я увижу свою маму»).

История выступлений, прием и наследие

[ редактировать ]

К 1922 году импровизационный и мелодичный талант Джорджа Гершвина , бывшего исполнителя песен в музыкальной издательской фирме на Тин-Пэн-аллее , позволил ему написать песни для трех бродвейских шоу, а затем написать полные партитуры для четырех (хотя предыдущие шоу были ревю , у Гершвина практически не было драматического опыта). Двумя наиболее успешными произведениями Гершвина в то время были партитуры к постановкам 1920 и 1921 годов «Скандалов» Джорджа Уайта , популярного ежегодного ревю. Пол Уайтмен , музыкальный руководитель и дирижер «Скандалов 1922 года » (со своим оркестром в яме), для которого снова был нанят Гершвин, ранее работал с ним, когда оркестр Пола Уайтмана записал песню последнего «South Sea Island» в 1921 году. .

Автор текста Гершвина Бадди ДеСильва первоначально задумал план написания «джазовой оперы», действие которой происходит в Гарлеме и основанной на итальянском веристическом опере «Паяцы» с Гершвином в начале 1920-х годов и Уайтменом, который заработал большую часть своей репутации на таких экспериментальных сочетаниях различных музыкальных и драматических жанров, убедил продюсера Джорджа Уайта включить его в « Скандалы 1922 года» . Поначалу Уайт с энтузиазмом относился к идее черной «оперы», потому что «недавним бродвейским успехом стал спектакль Shuffle Along с полностью черным актерским составом — его слова и музыка написаны чернокожей творческой командой Нобла Сиссла и Юби Блейк … Уайт, похоже, предполагал, что ориентированный на чернокожих сегмент в новом издании его ревю позволит извлечь выгоду из привлекательности Shuffle Along ». [ 3 ] Однако, обдумав свое решение, Уайт понял, что тридцатиминутная оперная трагедия или «одноактная водевиль-опера», как назвал ее Гершвин, нарушит ход его ревю, и быстро пересмотрел свое мнение до того, как Гершвин и ДеСильва начали писать. Последние двое, однако, по-прежнему были композиторами и авторами текстов остальной части ревю, поскольку оно включало в себя более позднюю известную песню «Я построю лестницу в рай».

За три недели до открытия спектакля Уайт обнаружил, что ему нужна более длинная программа, и вернулся к разрешению включения (ненаписанной) оперы в спектакль. Гершвин и ДеСильва написали произведение за пять дней и пять ночей, и вскоре после завершения его оркестровал Уилл Водери , очень талантливый, но относительно неизвестный афроамериканский композитор, подружившийся с Гершвином.

Премьера « Голубого понедельника» состоялась на отборочных показах группы «Скандал» в Нью-Хейвене, штат Коннектикут , и была принята там очень тепло и с энтузиазмом. Позже Гершвин писал, что то, что он называл своим «композиторским желудком», недуг, который он будет иметь до конца своей жизни, возникло из-за его нервозности в ночь премьеры « Голубого понедельника» . Через несколько дней она открылась (и закрылась) на Бродвее в театре «Глобус» 28 августа 1922 года. Сама опера не получила большого признания из-за трагического финала и была исключена из « Скандалов» всего после одного исполнения.

Некоторые критики сочли эту работу хуже, чем просто неподходящей для « Скандалов» , поскольку в обзоре Чарльза Дарнтона в New York World она была названа «самым мрачным, глупым и невероятным эскизом с черным лицом , который, вероятно, когда-либо был создан. В нем наконец убило смуглое сопрано». своего азартного человека. Она должна была расстрелять всех своих сообщников в момент их появления, а затем направить пистолет на себя». [ 4 ] По словам профессора музыки колледжа Рид Дэвида Шиффа, «с появлением черных мюзиклов, таких как Shuffle Along , и появлением чернокожих звезд, таких как Пол Робсон и Этель Уотерс , менестрелей сложилась традиция блэкфейса , которая сохранилась в чрезвычайно популярных выступлениях Эла Джолсона. и Эдди Кантора , стал позором – по крайней мере, для некоторых критиков». [ 5 ]

Однако «другой критик... сказал, что это настоящий человеческий сюжет американской жизни и предвещает будущее от Гершвина» [ 6 ] а другой написал, что «этой опере будут подражать через сто лет». Что наиболее важно, третий критик испытал облегчение: «Наконец-то перед нами по-настоящему человеческий сюжет американской жизни, положенный на музыку в американском духе, с использованием джаза только в нужные моменты, блюза и , прежде всего, нового и свободного рэгтайма времени Речитатив . В нем мы видим первый проблеск нового американского музыкального искусства». [ 7 ] Многие биографы и музыковеды сочли бы такую ​​оценку пророческим предсказанием того достижения, которое Гершвин совершит тринадцать лет спустя с Порги и Бесс .

«Голубой понедельник» был одним из преждевременных произведений Гершвина, и ему не хватало музыкальной и драматической утонченности его более поздних мюзиклов и «Порги и Бесс» , но джазовый дирижер Пол Уайтмен , дирижировавший оригинальным исполнением пьесы в 1922 году, был настолько впечатлен ею, что спросил Гершвина: сочинить симфоническую джазовую пьесу, которую Уайтмен проведет на концерте, который планировал Уайтмен. Получившаяся в результате пьеса « Рапсодия в стиле блюз » стала самой известной композицией Гершвина.

Консультант по искусству Джеффри Джеймс утверждает, что « Голубой понедельник» - это «генезис рапсодии» и «недостающее звено в эволюции Гершвина к «Рапсодии в стиле блюз», а также источник его прелюдий , фортепианного концерта и «Порги и Бесс» . [ 8 ]

Сообщается, что после катастрофического провала на Бродвее «Голубой понедельник» был переименован в «135-ю улицу» , когда Ферде Грофе реорганизовал его в 1925 году с концертным выступлением в Карнеги-холле 29 декабря 1925 года под руководством Пола Уайтмена, которому предшествовало выступление Уайтмена в Вашингтоне. , округ Колумбия, 12 декабря 1925 года. [ 9 ] Фотокопия оригинальной партитуры Грофе хранится в Отделе музыки и звукозаписи Нью-Йоркской публичной библиотеки и называется Blue Monday (135th Street) . [ 10 ] Это необычно смелый шаг для телевидения 1950-х годов: он был представлен на этом носителе в 1953 году как часть знаменитой антологии « Омнибус » под названием « 135-я улица» . В этой постановке участвовали чернокожие певцы, а не белые певцы с блэкфейсом. [ 11 ] «Голубой понедельник» время от времени, хотя и умеренно, возрождается как внутри, так и за пределами Соединенных Штатов, включая возрождение в Нью-Йорке в 1970 году и недавние постановки в Аделаиде, Австралия , Ливорно, Италия , Арлингтоне, Вирджиния и Линце, Австрия . Вокальная партитура с новой оркестровкой Джорджа Бассмана была опубликована в 1993 году. Эта версия была записана и выпущена на компакт-диске в том же году.

Сокращенная версия « Голубого понедельника» , исполненная блэкфейсом, вошла в кинобиографию Гершвина 1945 года « Рапсодия в стиле блюз» . Этот эпизод представлял собой художественное, но по сути правдивое воссоздание вступительного выступления произведения. Лидер оркестра Пол Уайтман появился в образе самого себя.

Примечание: Хотя это правда, что, по крайней мере, некоторые из актеров в фильме (главные роли, играющие Ви и Джо) белые и их кожа явно затемнена, это вопрос макияжа тела, а не того типа блэкфейса, который используется в фильме. показывает менестрель - как, например, видно ранее на картинке, когда Джолсон исполняет "Swanee".

Статус сохранности

[ редактировать ]

22 сентября 2013 года было объявлено, что музыковедческое критическое издание полной оркестровой партитуры (с оригинальными оркестровками Уилла Водери в конечном итоге будет выпущено ). Семья Гершвин, работая совместно с Библиотекой Конгресса и Мичиганским университетом , работает над тем, чтобы сделать доступными для публики партитуры, отражающие истинные намерения Гершвина. [ 12 ]

Завершение всего проекта Гершвина может занять от 30 до 40 лет, и неясно, когда « Голубой понедельник» . будет выпущено издание [ 13 ] [ 14 ]

  1. ^ Кинг, Бетти (1 февраля 2009 г.). «Американский симфонический джаз: экскурс в географию музыки» . Музыкальная сцена . 6 (5) . Проверено 22 ноября 2009 г.
  2. ^ Поллак, Ховард «Джордж Гершвин: его жизнь и работа». Калифорнийский университет Press, 2006, с. 42
  3. ^ Кроуфорд, Ричард (весна 2006 г.). «Откуда взялись Порги и Бесс?» . Журнал междисциплинарной истории . 36 (4): 697–734. дои : 10.1162/jinh.2006.36.4.697 . ISSN   0022-1953 . S2CID   144376841 . Проверено 22 ноября 2009 г.
  4. ^ Пирпойнт, Синтия Рот (5 января 2005 г.). «Джазбо: почему мы до сих пор слушаем Гершвина» . Житель Нью-Йорка . Проверено 22 ноября 2009 г.
  5. ^ Шифф, Дэвид (1997). Гершвин: Рапсодия в стиле блюз . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN  0-521-55953-7 .
  6. ^ Стандифер, Джеймс (ноябрь – декабрь 1997 г.). «Сложная жизнь Порги и Бесс» . Гуманитарные науки . 18 (6). Архивировано из оригинала 8 июля 2012 г. Проверено 29 ноября 2009 г.
  7. ^ Альперт, Холлис (1990). Жизнь и времена Порги и Бесс . Нью-Йорк : Альфред А. Кнопф . ISBN  0-394-58339-6 .
  8. ^ Джеймс, Джеффри. «Рапсодия в стиле блюз: что на самом деле написал Гершвин» . Джеффри Джеймс Артс Консалтинг. Архивировано из оригинала 1 июля 2010 г. Проверено 22 ноября 2009 г.
  9. ^ "Дебют Джорджа Гершвина в Вашингтоне". [Вашингтон] Sunday Star, 11 октября 1925 года.
  10. Джордж Гершвин, «Голубой понедельник» (135-я улица) , оркестровка Ферде Грофе, 1925 год.
  11. ^ Джонс, Уильям М.; Эндрю Уолворт (13 декабря 1999 г.). «Омнибус Саудека: амбициозный предшественник общественного телевидения» . Текущий. Архивировано из оригинала 8 октября 2009 г. Проверено 22 ноября 2009 г.
  12. ^ «Будет составлено новое критическое издание произведений Джорджа и Иры Гершвин | PBS NewsHour» . Pbs.org . 14 сентября 2013 г. Проверено 06 апреля 2016 г.
  13. ^ «Музыковедение сегодня: критическое издание Джорджа и Иры Гершвинов» . Musicologynow.ams-net.org . 17 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 г. Проверено 06 апреля 2016 г.
  14. ^ «Издания » Гершвин» . Music.umich.edu . 8 сентября 2013 года . Проверено 06 апреля 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 099a3cf4b3901211c3fbfe1af5e92799__1722161640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/99/099a3cf4b3901211c3fbfe1af5e92799.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Blue Monday (opera) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)