Голубой понедельник (опера)
Синий понедельник | |
---|---|
![]() Обложка записи Gregg Smith Singers | |
Музыка | Джордж Гершвин |
Тексты песен | Бадди ДеСильва |
Книга | Бадди ДеСильва |
Производство | 1922 Бродвей |
«Голубой понедельник» (Афро-американская опера) — первоначальное название одноактной «джазовой оперы » Джорджа Гершвина , переименованной в « 135-ю улицу» во время более поздней постановки. Английское ДеСильва либретто написал Бадди . представляет собой короткую пьесу продолжительностью от двадцати до тридцати минут, Несмотря на то, что «Голубой понедельник» ее часто считают прообразом многих более поздних произведений Гершвина и «первым произведением симфонического джаза ». [ 1 ] в том, что это была первая значительная попытка объединить формы классической музыки, такие как опера, с американской музыкой , при этом опера во многом находилась под влиянием джаза и афроамериканской культуры Гарлема популярной .
Персонажи и краткий обзор
[ редактировать ]- Роли
- Джо, игрок, тенор
- Ви, его возлюбленная, лирическое сопрано
- Том, артист кафе и певец, баритон
- Майк, владелец и менеджер кафе, бас
- Сэм, работник кафе и смотритель, баритон
- Свитпи, пианист кафе
- Хор
- Гости
Как и в более поздней опере Гершвина «Порги и Бесс» , все певчие роли — афроамериканские персонажи. Однако, в отличие от «Порги и Бесс» , оригинальная постановка « Blue Monday» исполнялась белыми певцами с черным лицом .
- Место действия: подвальное кафе недалеко от пересечения 135-й улицы и Ленокс-авеню в Гарлеме , Нью-Йорк .
- Время: вечер эпохи джаза , начало около 21:30.
После короткой увертюры перед занавесом появляется игрок Джо в роли пролога персонажа Тонио , что является отсылкой к вступительной арии в «Паяцах» . [ оригинальное исследование? ] [ 2 ] Подобно этому номеру, который объяснял серьезный характер оперы Леонкавалло , как будто это было реальное событие, Джо говорит своей аудитории, что, как и «опера белого человека», эта «цветная [Гарлемская] трагедия, разыгранная в оперном стиле», фокусируется на первобытных людях. эмоции, такие как любовь , ненависть , страсть и ревность , и что мораль этой истории заключается в том, что трагические последствия возникают, когда женская интуиция идет не так (Джо: «Дамы и господа!»).
Когда поднимается занавес в кафе с баром , игровой комнатой и танцполом, владелец кафе Майк ругает своего работника Сэма за его лень и приказывает ему приступить к работе. Подметая пол, Сэм рассказывает, что его возмущает « Голубой понедельник », потому что он всегда проигрывает в игре в кости, и это день, когда люди умирают, и приходит к выводу, что по понедельникам работать бесполезно (Сэм: «Блюз Голубого понедельника»). . Приходит пианистка Свитпи и какое-то время играет , пока не приходит высокомерный певец Том и не сбивает ее с пути, утверждая, что единственная причина, по которой кафе все еще работает, - это его пение. Входит возлюбленная Джо Ви и спрашивает, видел ли кто-нибудь ее «любящего мужчину» Джо, с которым она должна встретиться на свидании (Ви: «Кто-нибудь видел моего Джо?»).
Когда Майк идет в заднюю комнату, чтобы спросить, видел ли кто-нибудь Джо, Том пытается соблазнить и добиться расположения Ви. Когда Том говорит ей, что любит ее, и спрашивает, что она видит в игроке Джо, Ви сердито возражает, что даже если он играет в азартные игры, Джо — мужчина и уникальный. Том продолжает пытаться убедить Ви оставить Джо ради него, и пытается поцеловать ее, когда Ви угрожает ему револьвером, который ей дал Джо. Майк возвращается с новостями о том, что Джо никто не видел, и Ви уходит. Майк снова звонит Сэму и ругает его за лень, и, пока Сэм снова подметает пол, он поет репризу песни «Blue Monday Blues» (Сэм: «Понедельник - день, когда дрожат все землетрясения»). На этот раз Сэм более прямо предвещает грядущее событие, поскольку он заявляет, что «понедельник - день, полный грустных, грустных новостей /... Вот тогда девчонка нажмет на курок, / Девушка нажмет на курок».
Джо входит в кафе, а Том прячется за пианино, чтобы подслушать его разговор с Майком. После того, как Майк сообщает Джо, что Ви искал его и что он слышал, что Джо выиграл крупную сумму денег в игре в кости , Джо говорит ему, что он собирается использовать деньги, чтобы поехать на юг на следующее утро, чтобы навестить свою мать, которую он не видел много лет и которой недавно отправил телеграмму ( Джо: «Я расскажу миру, что сделал»). Джо говорит, что не может сказать Ви, что уходит, а когда Майк спрашивает, почему, он говорит, что она ревнует и злится по иррациональным причинам. Затем он рассказывает, как ему хочется увидеть свою мать и вернуться домой (Джо: «Я увижу свою мать»).
Джо поднимается наверх, чтобы встретиться с Ви, и постепенно прибывают ночные гости и клиенты. После танца Ви говорит ему, что любит только его и хотя она ревнивая женщина, если он останется ей верен, то она будет его (Ви: Я люблю, но тебя, мой Джо, мой Джо»). Когда Джо уходит Чтобы дождаться телеграммы от своей матери, Том говорит Ви, что он подслушивал разговор Джо и что Ви сначала отказывается ему верить, но когда Свитпи приходит с телеграммой Джо, Ви обвиняет Джо в неверности и требует. см. телеграмму, Джо упрекает ее, отталкивая, и когда он открывает конверт, Ви стреляет в него из револьвера из своей сумочки.
Ви читает письмо, отправленное на самом деле сестрой Джо, в которой говорится, что Джо нет необходимости ехать на юг, потому что его мать умерла три года назад. Когда она понимает, что сделала, Ви падает на пол и умоляет Джо о прощении, которое она получает. Умирая, Джо поет, что наконец-то увидит свою мать на небесах. (Джо: «Я увижу свою маму»).
История выступлений, прием и наследие
[ редактировать ]К 1922 году импровизационный и мелодичный талант Джорджа Гершвина , бывшего исполнителя песен в музыкальной издательской фирме на Тин-Пэн-аллее , позволил ему написать песни для трех бродвейских шоу, а затем написать полные партитуры для четырех (хотя предыдущие шоу были ревю , у Гершвина практически не было драматического опыта). Двумя наиболее успешными произведениями Гершвина в то время были партитуры к постановкам 1920 и 1921 годов «Скандалов» Джорджа Уайта , популярного ежегодного ревю. Пол Уайтмен , музыкальный руководитель и дирижер «Скандалов 1922 года » (со своим оркестром в яме), для которого снова был нанят Гершвин, ранее работал с ним, когда оркестр Пола Уайтмана записал песню последнего «South Sea Island» в 1921 году. .
Автор текста Гершвина Бадди ДеСильва первоначально задумал план написания «джазовой оперы», действие которой происходит в Гарлеме и основанной на итальянском веристическом опере «Паяцы» с Гершвином в начале 1920-х годов и Уайтменом, который заработал большую часть своей репутации на таких экспериментальных сочетаниях различных музыкальных и драматических жанров, убедил продюсера Джорджа Уайта включить его в « Скандалы 1922 года» . Поначалу Уайт с энтузиазмом относился к идее черной «оперы», потому что «недавним бродвейским успехом стал спектакль Shuffle Along с полностью черным актерским составом — его слова и музыка написаны чернокожей творческой командой Нобла Сиссла и Юби Блейк … Уайт, похоже, предполагал, что ориентированный на чернокожих сегмент в новом издании его ревю позволит извлечь выгоду из привлекательности Shuffle Along ». [ 3 ] Однако, обдумав свое решение, Уайт понял, что тридцатиминутная оперная трагедия или «одноактная водевиль-опера», как назвал ее Гершвин, нарушит ход его ревю, и быстро пересмотрел свое мнение до того, как Гершвин и ДеСильва начали писать. Последние двое, однако, по-прежнему были композиторами и авторами текстов остальной части ревю, поскольку оно включало в себя более позднюю известную песню «Я построю лестницу в рай».
За три недели до открытия спектакля Уайт обнаружил, что ему нужна более длинная программа, и вернулся к разрешению включения (ненаписанной) оперы в спектакль. Гершвин и ДеСильва написали произведение за пять дней и пять ночей, и вскоре после завершения его оркестровал Уилл Водери , очень талантливый, но относительно неизвестный афроамериканский композитор, подружившийся с Гершвином.
Премьера « Голубого понедельника» состоялась на отборочных показах группы «Скандал» в Нью-Хейвене, штат Коннектикут , и была принята там очень тепло и с энтузиазмом. Позже Гершвин писал, что то, что он называл своим «композиторским желудком», недуг, который он будет иметь до конца своей жизни, возникло из-за его нервозности в ночь премьеры « Голубого понедельника» . Через несколько дней она открылась (и закрылась) на Бродвее в театре «Глобус» 28 августа 1922 года. Сама опера не получила большого признания из-за трагического финала и была исключена из « Скандалов» всего после одного исполнения.
Некоторые критики сочли эту работу хуже, чем просто неподходящей для « Скандалов» , поскольку в обзоре Чарльза Дарнтона в New York World она была названа «самым мрачным, глупым и невероятным эскизом с черным лицом , который, вероятно, когда-либо был создан. В нем наконец убило смуглое сопрано». своего азартного человека. Она должна была расстрелять всех своих сообщников в момент их появления, а затем направить пистолет на себя». [ 4 ] По словам профессора музыки колледжа Рид Дэвида Шиффа, «с появлением черных мюзиклов, таких как Shuffle Along , и появлением чернокожих звезд, таких как Пол Робсон и Этель Уотерс , менестрелей сложилась традиция блэкфейса , которая сохранилась в чрезвычайно популярных выступлениях Эла Джолсона. и Эдди Кантора , стал позором – по крайней мере, для некоторых критиков». [ 5 ]
Однако «другой критик... сказал, что это настоящий человеческий сюжет американской жизни и предвещает будущее от Гершвина» [ 6 ] а другой написал, что «этой опере будут подражать через сто лет». Что наиболее важно, третий критик испытал облегчение: «Наконец-то перед нами по-настоящему человеческий сюжет американской жизни, положенный на музыку в американском духе, с использованием джаза только в нужные моменты, блюза и , прежде всего, нового и свободного рэгтайма времени Речитатив . В нем мы видим первый проблеск нового американского музыкального искусства». [ 7 ] Многие биографы и музыковеды сочли бы такую оценку пророческим предсказанием того достижения, которое Гершвин совершит тринадцать лет спустя с Порги и Бесс .
«Голубой понедельник» был одним из преждевременных произведений Гершвина, и ему не хватало музыкальной и драматической утонченности его более поздних мюзиклов и «Порги и Бесс» , но джазовый дирижер Пол Уайтмен , дирижировавший оригинальным исполнением пьесы в 1922 году, был настолько впечатлен ею, что спросил Гершвина: сочинить симфоническую джазовую пьесу, которую Уайтмен проведет на концерте, который планировал Уайтмен. Получившаяся в результате пьеса « Рапсодия в стиле блюз » стала самой известной композицией Гершвина.
Консультант по искусству Джеффри Джеймс утверждает, что « Голубой понедельник» - это «генезис рапсодии» и «недостающее звено в эволюции Гершвина к «Рапсодии в стиле блюз», а также источник его прелюдий , фортепианного концерта и «Порги и Бесс» . [ 8 ]
Сообщается, что после катастрофического провала на Бродвее «Голубой понедельник» был переименован в «135-ю улицу» , когда Ферде Грофе реорганизовал его в 1925 году с концертным выступлением в Карнеги-холле 29 декабря 1925 года под руководством Пола Уайтмена, которому предшествовало выступление Уайтмена в Вашингтоне. , округ Колумбия, 12 декабря 1925 года. [ 9 ] Фотокопия оригинальной партитуры Грофе хранится в Отделе музыки и звукозаписи Нью-Йоркской публичной библиотеки и называется Blue Monday (135th Street) . [ 10 ] Это необычно смелый шаг для телевидения 1950-х годов: он был представлен на этом носителе в 1953 году как часть знаменитой антологии « Омнибус » под названием « 135-я улица» . В этой постановке участвовали чернокожие певцы, а не белые певцы с блэкфейсом. [ 11 ] «Голубой понедельник» время от времени, хотя и умеренно, возрождается как внутри, так и за пределами Соединенных Штатов, включая возрождение в Нью-Йорке в 1970 году и недавние постановки в Аделаиде, Австралия , Ливорно, Италия , Арлингтоне, Вирджиния и Линце, Австрия . Вокальная партитура с новой оркестровкой Джорджа Бассмана была опубликована в 1993 году. Эта версия была записана и выпущена на компакт-диске в том же году.
Сокращенная версия « Голубого понедельника» , исполненная блэкфейсом, вошла в кинобиографию Гершвина 1945 года « Рапсодия в стиле блюз» . Этот эпизод представлял собой художественное, но по сути правдивое воссоздание вступительного выступления произведения. Лидер оркестра Пол Уайтман появился в образе самого себя.
Примечание: Хотя это правда, что, по крайней мере, некоторые из актеров в фильме (главные роли, играющие Ви и Джо) белые и их кожа явно затемнена, это вопрос макияжа тела, а не того типа блэкфейса, который используется в фильме. показывает менестрель - как, например, видно ранее на картинке, когда Джолсон исполняет "Swanee".
Статус сохранности
[ редактировать ]22 сентября 2013 года было объявлено, что музыковедческое критическое издание полной оркестровой партитуры (с оригинальными оркестровками Уилла Водери в конечном итоге будет выпущено ). Семья Гершвин, работая совместно с Библиотекой Конгресса и Мичиганским университетом , работает над тем, чтобы сделать доступными для публики партитуры, отражающие истинные намерения Гершвина. [ 12 ]
Завершение всего проекта Гершвина может занять от 30 до 40 лет, и неясно, когда « Голубой понедельник» . будет выпущено издание [ 13 ] [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кинг, Бетти (1 февраля 2009 г.). «Американский симфонический джаз: экскурс в географию музыки» . Музыкальная сцена . 6 (5) . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ Поллак, Ховард «Джордж Гершвин: его жизнь и работа». Калифорнийский университет Press, 2006, с. 42
- ^ Кроуфорд, Ричард (весна 2006 г.). «Откуда взялись Порги и Бесс?» . Журнал междисциплинарной истории . 36 (4): 697–734. дои : 10.1162/jinh.2006.36.4.697 . ISSN 0022-1953 . S2CID 144376841 . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ Пирпойнт, Синтия Рот (5 января 2005 г.). «Джазбо: почему мы до сих пор слушаем Гершвина» . Житель Нью-Йорка . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ Шифф, Дэвид (1997). Гершвин: Рапсодия в стиле блюз . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-55953-7 .
- ^ Стандифер, Джеймс (ноябрь – декабрь 1997 г.). «Сложная жизнь Порги и Бесс» . Гуманитарные науки . 18 (6). Архивировано из оригинала 8 июля 2012 г. Проверено 29 ноября 2009 г.
- ^ Альперт, Холлис (1990). Жизнь и времена Порги и Бесс . Нью-Йорк : Альфред А. Кнопф . ISBN 0-394-58339-6 .
- ^ Джеймс, Джеффри. «Рапсодия в стиле блюз: что на самом деле написал Гершвин» . Джеффри Джеймс Артс Консалтинг. Архивировано из оригинала 1 июля 2010 г. Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ "Дебют Джорджа Гершвина в Вашингтоне". [Вашингтон] Sunday Star, 11 октября 1925 года.
- ↑ Джордж Гершвин, «Голубой понедельник» (135-я улица) , оркестровка Ферде Грофе, 1925 год.
- ^ Джонс, Уильям М.; Эндрю Уолворт (13 декабря 1999 г.). «Омнибус Саудека: амбициозный предшественник общественного телевидения» . Текущий. Архивировано из оригинала 8 октября 2009 г. Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ «Будет составлено новое критическое издание произведений Джорджа и Иры Гершвин | PBS NewsHour» . Pbs.org . 14 сентября 2013 г. Проверено 06 апреля 2016 г.
- ^ «Музыковедение сегодня: критическое издание Джорджа и Иры Гершвинов» . Musicologynow.ams-net.org . 17 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 г. Проверено 06 апреля 2016 г.
- ^ «Издания » Гершвин» . Music.umich.edu . 8 сентября 2013 года . Проверено 06 апреля 2016 г.