Поджигатель Флоренции
Поджигатель Флоренции | |
---|---|
![]() Эрл Райтсон в роли Челлини и Беверли Тайлер в роли Анджелы | |
Музыка | Курт Вайль |
Тексты песен | Ира Гершвин |
Книга | Эдвин Джастус Майер Ира Гершвин |
Основа | Пьеса Эдвина Джастуса Майера |
Производство | 1945 Бродвей |
«Флорентийский смутьян» — бродвейская оперетта. [ 1 ] в двух действиях, написанных Куртом Вайлем (музыка), Ирой Гершвином (слова) и Эдвином Джастусом Майером и Гершвином (книга) по пьесе Майера. Шоу открылось в Театре Элвина (ныне Нил Саймон ) 22 марта 1945 года и закрылось 28 апреля того же года после 43 представлений. Оригинальную постановку поставил Джон Мюррей Андерсон , хореографию поставила Кэтрин Литтлфилд . [ 2 ] под управлением Мориса Абраванеля ; в нем Лотте Ленья была герцогиней.
В 2017 году Ким Х. Ковальке и Джон Баксиндин задумали сюиту танцевальную из «Венецианского смутьяна» под названием «Много шума из любви» (первоначальное название шоу), которая была исполнена в Музыкальном центре Бреварда под управлением Кейта Локхарта . [ 3 ]
Сюжет
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Флоренция , 1535 год. Скульптор Бенвенуто Челлини приговорен к повешению за покушение на убийство графа Маффио («Когда звенит роковой колокол»). Жители Флоренции собираются на городской площади, весело празднуя повешение («Приходите во Флоренцию»). На виселице нераскаявшийся и распутный Челлини говорит, что в любом случае это была хорошая жизнь («Жизнь, любовь и смех»). Неожиданно Алессандро, герцог Флоренции, прощает Челлини, потому что заказанная им скульптору статуя нимфы еще не закончена, хотя Алессандро уже заплатил за нее. Уходя от эшафота, Челлини нападает на Маффио; на этот раз он убивает его (по крайней мере, так кажется).
Вернувшись в мастерскую Челлини, его ученик Асканио и служанка Эмилия радуются отсрочке («Наш хозяин снова свободен»), поскольку Челлини представляет приукрашенную версию своей последней дуэли с Маффио («Я только что был помилован»). Он возобновляет работу над статуей, но ему трудно сосредоточиться из-за влечения к своей модели Анжеле. Анджела отвечает взаимностью на это влечение, но с оговорками («Ты слишком близко ко мне»). Входит французский посол, сообщает Челлини, что герцог намерен повесить его за убийство Маффио, и предлагает ему бежать в Париж, где король хочет, чтобы он украсил Фонтенбло . Но прежде чем Челлини успевает сбежать, появляется герцог Алессандро («Алессандро Мудрый»), чтобы поглазеть на Анджелу. Герцог решает увезти Анжелу в свой летний дворец и помещает Челлини под домашний арест («Финалетто»).
Челлини убегает от охраны и спешит в летний дворец, чтобы спасти Анжелу. Он случайно встречает жену Алессандро, герцогиню Флорентийскую («Въезд герцогини») по пути в Пизу. Герцогиня не скрывает своей любви к Челлини, и ее интересует не романтика, а только секс («Спой мне, а не балладу»). Они планируют свидание на потом. Затем Челлини встречает двоюродного брата герцога Оттавиано, который требует, чтобы он сговорился убить герцога, но Челлини отказывается, и Асканио помогает ему сбежать. В летнем дворце герцог радуется возможности добиться своего с Анжелой («Пока герцогиня отсутствует»). Но Челлини пробрался внутрь и подслушивает, как герцог делает свой ход. Герцог чувствует присутствие Челлини и нервничает, а его попытка соблазнения перерастает в ложные действия («Любопытный повар»). Появляется Челлини, и возникает суматоха, во время которой Челлини убегает с Анджелой, а герцогиня неожиданно возвращается, к огорчению герцога. Акт завершается веселым тарантелла .
Акт 2
[ редактировать ]Вернувшись во Флоренцию в мастерскую Челлини, Бенвенуто и Анджела наконец-то реализуют свою страсть. Но на следующее утро они ссорятся, и когда приходит послание от герцогини («Письмо герцогини») с приглашением Челлини украсить летний дворец, он думает о герцогине, а не об Анджеле. Непостоянство Челлини огорчает Анджелу, которая винит во всем Купидона («Маленький голый мальчик»). Тем временем в городском дворце стража всегда держит копья наготове («На всякий случай»). Внутри дворца герцог планирует добиться расположения Анжелы, написав ей любовное стихотворение, но не может придумать «Рифму для Анжелы». Когда он узнает, что Челлини увез Анжелу, герцог снова угрожает его повесить, но герцогиня уговаривает его сначала отдать его под суд.
Жители Флоренции снова собираются в карнавальной атмосфере («Слушайте!»). Судьи зачитывают обвинения против Челлини («Мир полон злодеев»), но Челлини возражает, что его прошлое поведение, как и поведение всех остальных, предопределено звездами («Ты должен делать то, что делаешь»). На мгновение герцога это забавляет, чувствуя, что это астрологическое алиби прикрывает его собственные любовные проступки. Тогда Оттавиано свидетельствует, что Челлини сговорился убить герцога. Когда Челлини кажется обреченным, Асканио свидетельствует, что на самом деле Оттавиано замышлял заговор против герцога («Как чудесно повезло»), и герцогиня поддерживает обвинение. Итак, герцог снова меняет свое решение, арестовывая Оттавиано и прощая Челлини. Теперь Челлини решает принять заказ на косметический ремонт Фонтенбло. Для большей славы искусства и потомства («Любовь - мой враг») он отрекается от герцогини и Анжелы, в то время как они сочувствуют друг другу («Реприза «Маленького голого мальчика»).
Сцена перемещается в Фонтенбло («Приезжай в Париж»), где Челлини, лишенный Анжелы как модели/музы, переживает тяжелый случай «скульпторского тупика». Внезапно прибывают герцог и герцогиня Флорентийские в сопровождении Анжелы. Челлини мирится с Анджелой. Наконец он заканчивает и открывает свою статую нимфы, а артисты комедии дель арте исполняют пестрый танец. Как ни странно, снова появляется Маффио — его ведь не убили. Когда Челлини и Маффио обнажают мечи, дух веселья озаряет сцену в финальной репризе «Жизни, любви и смеха».
Сцены
[ редактировать ]- Акт 1
- Сцена 1: Общественная площадь во Флоренции. Время: 1535 год.
- Сцена 2: Мастерская Челлини
- Сцена 3: Городские ворота
- Сцена 4: Сад Летнего дворца.
- Акт 2
- Сцена 1: Мастерская Челлини
- Сцена 2: За пределами городского дворца
- Сцена 3: Лоджия в городском дворце
- Сцена 4: Зал Большого совета во дворце.
- Сцена 5: Дворец короля Франции.
Песни
[ редактировать ]Акт 1
- Увертюра
- Вступительный акт 1:
- Когда звонит Колокол Судьбы
- Приезжайте во Флоренцию
- Жизнь, любовь и смех
- Наш мастер снова свободен
- Меня только что помиловали
- Ты слишком близко ко мне
- Алессандро Мудрый
- Финалетто («Я здесь счастлив»)
- Вход герцогини
- Спой мне, а не балладу
- Когда герцогиня отсутствует
- Любопытный повар
- Финал 1 акта (Тарантелла)
Акт 2
- Антракт
- Письмо герцогини
- Маленький голый мальчик
- Марш солдат герцогства (на всякий случай)
- Рифма для Анжелы
- Судебная сцена:
- Слушай, Йе!
- Мир полон злодеев
- Вы должны делать то, что делаете
- Как чудесно повезло!
- Любовь — мой враг
- Маленький голый мальчик (Реприза)
- Приезжайте в Париж
- Финал (Реприза: Жизнь, любовь и смех)
Записи
[ редактировать ]- Род Гилфри , Лори Энн Фуллер, Джордж Дворски, Саймон Рассел Бил , Симфонический оркестр BBC , дирижер: сэр Эндрю Дэвис ; Каприччио Рекордс 60 091
- Курт Вайль на Бродвее : Томас Хэмпсон , Элизабет Футрал , Джерри Хэдли , Лондонская симфониетта , дирижер: Джон МакГлинн [отрывки]; ЭМИ Классика 5 55563 2
Ссылки
[ редактировать ]- ^ " Разжигатель Флоренции " , Музыкальный фонд Курта Вайля
- ^ Скил, Шэрон. Кэтрин Литтлфилд : Жизнь в танце . Издательство Оксфордского университета, 2020.
- ^ « Много шума о любви : Танцевальная сюита из Флорентийского смутьяна » , подробности в Фонде Курта Вайля.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- мюзиклы 1945 года
- 1945 оперы
- Бродвейские мюзиклы
- Мюзиклы по пьесам
- Мюзиклы Курта Вайля
- Англоязычные оперетты
- Спектакль, основанный на реальных людях
- Мюзиклы, действие которых происходит в XVI веке.
- Мюзиклы, действие которых происходит во Флоренции
- Культурные изображения Бенвенуто Челлини
- Мюзиклы Айры Гершвина