Лазарь Берман
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
Лазарь Берман | |
---|---|
![]() Лазарь Берман в 1988 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Лазарь Берман |
Рожденный | Ленинград , Советский Союз | 26 февраля 1930 г.
Умер | 6 февраля 2005 г. Флоренция , Италия | (74 года)
Жанры | Классическое фортепиано |
Годы активности | 1935 | –2005
Лазарь ( 26 февраля 1930 — 6 Наумович Берман февраля 2005) — советский российский классический пианист, заслуженный артист РСФСР (1988). Его хвалили за огромную, ошеломительную технику, которая сделала его потрясающим интерпретатором Листа и Рахманинова и покойным представителем великой школы русского романтического пианизма. Эмиль Гилельс охарактеризовал его как «феномен музыкального мира». [1]
Биография
[ редактировать ]
Берман родился в семье евреев в Ленинграде ( Российская ССР , Советский Союз ). Его мать, Анна Лазаревна Маховер, сама играла на фортепиано, пока ей не помешали проблемы со слухом. Она познакомила сына с фортепиано в двухлетнем возрасте. Берман принял участие в своем первом конкурсе в возрасте трех лет и записал Моцарта фантазию и мазурку , которые сочинил сам в возрасте семи лет, еще до того, как научился читать ноты.
Впервые Бермана заметили во время участия в городском конкурсе молодых талантов. Жюри под председательством Леонида Николаева отметило у ребенка «редкий исключительный случай музыкальных и фортепианных способностей». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Теперь, после того, как в четырехлетнем возрасте ему было официально присвоено звание «вундеркинд», он начал заниматься у профессора Ленинградской государственной консерватории Самария Савшинского.
В 1939 году, когда Берману было девять лет, семья переехала в Москву, чтобы он мог учиться у Александра Гольденвейзера сначала в Центральной музыкальной школе, а затем в Московской консерватории . [2] который он окончил в 1953 году. В 1940 году он официально дебютировал, исполнив Фортепианный концерт № 25 Моцарта с Московским филармоническим оркестром . В 1941 году из-за Великой Отечественной войны студенты, воспитанники и родители были эвакуированы в Самару (тогда Куйбышев), город на Волге . Условия жизни были настолько плохими, что его матери пришлось отрезать пальцы от перчаток, чтобы он мог продолжать тренироваться, не отморозив руки.
Впоследствии он начал приобретать международную известность. В возрасте 12 лет он сыграл Ференца Листа перед «Колокольчик» по радио британской публикой. В 1956 году стал лауреатом двух международных конкурсов пианистов: конкурса королевы Елизаветы в Бельгии (с Владимиром Ашкенази) и конкурса им. Ференца Листа в Будапеште, Венгрия. [2] В результате этих достижений Берману было предложено международное турне, и он заключил контракт на запись, который включал записи сонаты Листа и «Аппассионаты» Бетховена . В 1958 году он выступил в Лондоне и записался для SAGA. [3]
С 1959 по 1971 год Берману не разрешалось выезжать за границу из-за его брака с гражданкой Франции (брак вскоре распался); однако он продолжал гастролировать по Советскому Союзу и сделал несколько записей на студии «Мелодия», в том числе «Трансцендентальные этюды» Листа . Эта запись стала одной из первых советских записей, сделанных с использованием стереотехники. С середины 1970-х Берману снова разрешили гастролировать за границей, что он и сделал с большим успехом.
В 1968 году он женился на Валентине Седовой, а в 1970 году у них сын Павел родился .

Хотя он был известен любителям музыки со всего мира, которые время от времени слышали записи на российском лейбле «Мелодия» , а также тем, кто посещал Советский Союз, он не был широко известен за пределами России до его американского турне 1975 года, организованного импресарио Жаком Лейзер . Его теперь уже легендарный дебют в Нью-Йорке на 92-й улице Y Листа , где он исполнил «Трансцендентальные этюды» , поразил музыкальный мир как молния. Он стал сенсацией в одночасье. До этого он, как правило, был ограничен советской концертной площадкой, играя на старых и ветхих фортепиано перед публикой разной степени интереса. советским государственным концертным Госконцерт Приглашения на гастроли за пределами Советского Союза были Он жил в крохотной двухкомнатной квартирке в Москве, рояль целую комнату занимал . Но после его турне 1975 года он сразу же стал пользоваться большим спросом: Deutsche Grammophon , EMI и CBS боролись за его запись. Он записал Чайковского . Первый фортепианный концерт с Гербертом фон Караяном , а также транслировал его по международному телевидению вместе с Анталом Дорати в ознаменование Дня Организации Объединенных Наций в 1976 году. [4]
Его игра Шопена хорошо задокументирована как в фильме-концерте, так и в записи полонезов 1970-х годов на Deutsche Grammophon. [5] [6]
Большинство его выступлений в Великобритании пришлось на конец 1970-х - начало 1980-х годов. В декабре 1976 года он исполнил музыку Сергея Прокофьева и Ференца Листа в Королевском фестивальном зале . [4]
В 1980 году, на пике своей популярности, Берману снова запретили выезд из Советского Союза. На этот раз потому, что при прохождении таможни в московском аэропорту в его багаже была обнаружена книга американского писателя (цензура в СССР).
В августе 1990 года Берман уехал из СССР в Норвегию, а затем окончательно перебрался в Италию, где стал учителем. Четыре года спустя он стал гражданином Италии, а в следующем году его пригласили в Музыкальную школу Веймара, Германия, где он продолжал преподавать до 2000 года. Он часто выступал вместе со своим сыном, скрипачом Павлом Берманом.
Берман умер в 2005 году, у него остались вторая жена Валентина Седова, также пианистка, и сын, талантливый скрипач и дирижер Павел Берман. Среди его учеников были Соня Бах, итальянские пианисты Джулиано Маццоканте, Маурицио Бальини , Энрико Элизи и Энрико Паче , Владимир Ступель , Руцуко Ямагиши, Иоана Лупаску, Гинтарас Янушевичюс , Вардан Мамиконян , Честопал , Рюйбин Чен Антонио Формаро и . , а также корейский пианист Чонг Пак и японская пианистка Чихару Айзава , которые позже поженились и выступают в составе фортепианного дуэта « Duo VIVID ».
Берман похоронен на кладбище Порте-Санте во Флоренции. Эпитафия на его надгробии гласит: «Ты и твоя музыка всегда с нами».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Лазарь Берман» . Независимый . 9 февраля 2005 г. Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Козинн, Аллан (9 февраля 2005 г.). «Лазарь Берман, пианист, известный своим мощным стилем, умер в 74 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ Лазарь Берман, Лист, Бетховен - Соната си минор - Пассионата на Discogs
- ^ Jump up to: а б Орон, Арье (июнь 2007 г.). «Лазарь Берман (Фортепиано)» . Кантаты Баха . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ Фредерик Шопен, Лазар Берман - Полонезы на Discogs (список релизов)
- ^ «Лазарь Берман играет Шопена: Полонезы и Мусоргский: Картинки с выставки» , Presto Classical
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Некролог» , 10 февраля 2012 г., The Times (требуется подписка)
- Лазара Бермана Дискография на Discogs
- Донал Хенахан (10 февраля 1987 г.). «Фортепиано: Лазарь Берман» . The New York Times ( в Карнеги-холле обзор концерта ) . Проверено 8 сентября 2023 г.
- Эрик Эрикссон. Лазар Берман в AllMusic
- Моррисон, Брайс (14 февраля 2005 г.). «Лазарь Берман» . Хранитель . Проверено 2 марта 2018 г.
- 1930 рождений
- смертей в 2005 г.
- Русские классические пианисты
- Русские классические пианисты-мужчины
- советские классические пианисты
- Итальянские классические пианисты
- Итальянские пианисты-мужчины
- Классические пианисты 20 века
- Еврейские классические пианисты
- Русские евреи
- Музыканты из Санкт-Петербурга
- Лауреаты конкурса королевы Елизаветы
- Заслуженные артисты РСФСР.
- Итальянские музыканты-мужчины 20-го века
- Выпускники Московской консерватории.