Концерт для виолончели № 1 (Гайдн)
Концерт для виолончели | |
---|---|
№ 1 | |
Концерт для виолончели Йозефа Гайдна | |
![]() Гайдн ок. 1770 г. | |
Ключ | До мажор |
Каталог | Хоб. VIIб/1 |
Составленный | в. 1765 г. |
Движения | 3 |
Концерт для виолончели № 1 до мажор , Hob. VIIb/1 Йозефа Гайдна была написана примерно в 1761–1765 годах для давнего друга Йозефа Франца Вейгля , тогдашнего главного виолончелиста оркестра Эстерхази под руководством принца Николая . [ 1 ]
Произведение считалось утерянным до 1961 года, когда музыковед Олдржих Пулкерт обнаружил копию партитуры в Пражском национальном музее . [ 1 ] Хотя в подлинности произведения высказывались некоторые сомнения, большинство экспертов полагают, что Гайдн действительно сочинил этот концерт.
Фон
[ редактировать ]Хотя полная работа была обнаружена в 1961 году, Гайдн написал начало основной темы первой части в своем проекте каталога 1765 года. [ 2 ] [ 3 ] Это раннее произведение, почти одновременно с Симфониями 6 , 7 и 8 и примерно на двадцать лет предшествовавшее его Концерту для виолончели ре мажор , уже показывает Гайдна как мастера инструментального письма. Партия соло виолончели совершенно идиоматична. Концерт отражает ритурнели форму барочного концерта, а также формирующуюся структуру формы сонаты-аллегро. Как и в барочном концерте гроссо , аккомпанирующий ансамбль небольшой: струнные, два гобоя и две валторны. [ 1 ] Возможно, что Вейгль был единственным виолончелистом в оркестре Эстерхази, когда Гайдн сочинял концерт, поскольку в партитуре есть только одна виолончельная линия, поочередно помеченная «соло» и «тутти». Однако есть еще партия бассо континуо , которую мог бы сыграть другой виолончелист, или сам Гайдн на клавесине, или струнный басист.
Движения
[ редактировать ]Все три части этого произведения написаны в сонатной форме , в отличие от второго концерта, где форма рондо во второй и третьей частях использована . Этот концерт больше связан со скрипичными концертами Гайдна, чем с его последователем, и очень похож на Скрипичный концерт № 1. 3 ля мажор , такие как запечатленные ритмы первой части, плавные темы второй части, мирная медленная часть и оживленный финал. Оба концерта были написаны в один и тот же период времени.
После оркестровой экспозиции первой части сольный инструмент исполняет вступительную тему с полными аккордами, в которых используются все четыре струны. Виртуозность развивается дальше за счет использования быстро повторяющихся нот, очень высокого диапазона и быстрых контрастов регистров. В этом движении доминирует единая тема, хотя сама тема включает в себя несколько мотивов, которые Гайдн развивает отдельно. Ближе к концу звучит каденция.
В медленной части (написанной без духовых) виолончель резко вступает на длинную ноту, играемую в то время, как оркестровые струны возобновляют вступительную тему. Двумя тактами позже виолончель продолжает имитировать эту мелодию. Гайдн любил этот жест: несколько раз в части виолончель вступает на устойчивую высоту. Эта часть, как и первая, требует каденции ближе к концу.
В финале также звучит длинная нота виолончели после расширенного оркестрового вступления. Этот энергичный финал, написанный в форме сонаты-аллегро, предоставил Гайдну еще один шанс показать, на что он способен, превращая одну тему в серию коротких мотивов и большое разнообразие быстро меняющихся настроений. В этой части используется виртуозность солирующего инструмента, особенно в пассажах, где виолончель быстро меняется от низкого к высокому, так что кажется, что это два инструмента, играющие в контрапункте . Гайдн несколько раз использует вступление длительной ноты, последний — на очень высокой, пронзительной ноте G. [ 4 ]
Влияние
[ редактировать ]Концерт для виолончели до мажор Гайдна стал основным продуктом репертуара для виолончели после его премьеры в 20 веке Милоша Садло и Симфонического оркестра Чехословацкого радио под управлением сэра Чарльза Маккерраса 19 мая 1962 года. [ 5 ] Многие известные художники, в том числе Жаклин Дю Пре , Йо-Йо Ма , Джулиан Ллойд Уэббер , Пьер Фурнье , Трульс Мёрк , Янош Старкер , Мстислав Ростропович , Питер Виспелвей , Генрих Шифф , Линн Харрелл , Кристин Валевска , Соль Габетта , Максимилиан Хорнунг , Миша Майский , Его записали Бруно Филипп Стивен Иссерлис , Мари-Элизабет Хекер , Мария Клигель , Киан Солтани и Сергей Истомин , а также контрабасист Бозо Параджик .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гайдн, Йозеф (2007). Концерт до мажор для виолончели с оркестром . Клеман, Роджер (пер.). Кассель : Bärenreiter-Verlag. стр. V–VI. ИСМН М-006-20254-6
- ^ Андерс, Герхард; Андерсон, Кейт. «Примечания к ГАЙДН: Концерты для виолончели №№ 1, 2 и 4» . naxos.com . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Фурс, Эдвард Нил (2009). «ПЕРСПЕКТИВЫ НА РЕЦЕПЦИЮ КОНЦЕРТА ДЛЯ ВИОЛОНКИ ГАЙДНА ДО мажор, С ОСОБЫМИ ССЫЛКАМИ НА МУЗЫКОЛОГИЧЕСКИЕ НАПИСАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПО КОНЦЕРТАМ ГАЙДНА И КЛАССИЧЕСКОМУ КОНЦЕРТУ (магистерская диссертация)» (PDF) . п. 4 . Проверено 17 января 2017 г.
Единственное упоминание о произведении - это его появление в собственном тематическом каталоге сочинений Гайдна, составленном в 1765 году, чтобы доказать принцу Николаусу Эстерхази, что он работал усердно.
- ^ Симфонического оркестра Цинциннати, 113-е издание Примечания к программе
- ^ Telegraph.co.uk - Премьера Милоша Садло 20-го века
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для виолончели № 1 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Хоб. VIIb/1 — Moderato : Живое выступление Мюнхенского камерного оркестра и Трея Ли Чуйи (Видео)
- Гайдн Концерт для виолончели до мажор Аллегро Многое : Жаклин дю Пре