Jump to content

Концерт для виолончели № 1 (Гайдн)

Концерт для виолончели
№ 1
Концерт для виолончели Йозефа Гайдна
Гайдн ок. 1770 г.
Ключ До мажор
Каталог Хоб. VIIб/1
Составленный в. 1765 г.
Движения 3

Концерт для виолончели № 1 до мажор , Hob. VIIb/1 Йозефа Гайдна была написана примерно в 1761–1765 годах для давнего друга Йозефа Франца Вейгля , тогдашнего главного виолончелиста оркестра Эстерхази под руководством принца Николая . [ 1 ]

Произведение считалось утерянным до 1961 года, когда музыковед Олдржих Пулкерт обнаружил копию партитуры в Пражском национальном музее . [ 1 ] Хотя в подлинности произведения высказывались некоторые сомнения, большинство экспертов полагают, что Гайдн действительно сочинил этот концерт.

Хотя полная работа была обнаружена в 1961 году, Гайдн написал начало основной темы первой части в своем проекте каталога 1765 года. [ 2 ] [ 3 ] Это раннее произведение, почти одновременно с Симфониями 6 , 7 и 8 и примерно на двадцать лет предшествовавшее его Концерту для виолончели ре мажор , уже показывает Гайдна как мастера инструментального письма. Партия соло виолончели совершенно идиоматична. Концерт отражает ритурнели форму барочного концерта, а также формирующуюся структуру формы сонаты-аллегро. Как и в барочном концерте гроссо , аккомпанирующий ансамбль небольшой: струнные, два гобоя и две валторны. [ 1 ] Возможно, что Вейгль был единственным виолончелистом в оркестре Эстерхази, когда Гайдн сочинял концерт, поскольку в партитуре есть только одна виолончельная линия, поочередно помеченная «соло» и «тутти». Однако есть еще партия бассо континуо , которую мог бы сыграть другой виолончелист, или сам Гайдн на клавесине, или струнный басист.

Движения

[ редактировать ]
  1. Умеренный
  2. Адажио
  3. веселый Очень

Все три части этого произведения написаны в сонатной форме , в отличие от второго концерта, где форма рондо во второй и третьей частях использована . Этот концерт больше связан со скрипичными концертами Гайдна, чем с его последователем, и очень похож на Скрипичный концерт № 1. 3 ля мажор , такие как запечатленные ритмы первой части, плавные темы второй части, мирная медленная часть и оживленный финал. Оба концерта были написаны в один и тот же период времени.

Вход виолончели соло

После оркестровой экспозиции первой части сольный инструмент исполняет вступительную тему с полными аккордами, в которых используются все четыре струны. Виртуозность развивается дальше за счет использования быстро повторяющихся нот, очень высокого диапазона и быстрых контрастов регистров. В этом движении доминирует единая тема, хотя сама тема включает в себя несколько мотивов, которые Гайдн развивает отдельно. Ближе к концу звучит каденция.

В медленной части (написанной без духовых) виолончель резко вступает на длинную ноту, играемую в то время, как оркестровые струны возобновляют вступительную тему. Двумя тактами позже виолончель продолжает имитировать эту мелодию. Гайдн любил этот жест: несколько раз в части виолончель вступает на устойчивую высоту. Эта часть, как и первая, требует каденции ближе к концу.

В финале также звучит длинная нота виолончели после расширенного оркестрового вступления. Этот энергичный финал, написанный в форме сонаты-аллегро, предоставил Гайдну еще один шанс показать, на что он способен, превращая одну тему в серию коротких мотивов и большое разнообразие быстро меняющихся настроений. В этой части используется виртуозность солирующего инструмента, особенно в пассажах, где виолончель быстро меняется от низкого к высокому, так что кажется, что это два инструмента, играющие в контрапункте . Гайдн несколько раз использует вступление длительной ноты, последний — на очень высокой, пронзительной ноте G. [ 4 ]

Концерт для виолончели до мажор Гайдна стал основным продуктом репертуара для виолончели после его премьеры в 20 веке Милоша Садло и Симфонического оркестра Чехословацкого радио под управлением сэра Чарльза Маккерраса 19 мая 1962 года. [ 5 ] Многие известные художники, в том числе Жаклин Дю Пре , Йо-Йо Ма , Джулиан Ллойд Уэббер , Пьер Фурнье , Трульс Мёрк , Янош Старкер , Мстислав Ростропович , Питер Виспелвей , Генрих Шифф , Линн Харрелл , Кристин Валевска , Соль Габетта , Максимилиан Хорнунг , Миша Майский , Его записали Бруно Филипп Стивен Иссерлис , Мари-Элизабет Хекер , Мария Клигель , Киан Солтани и Сергей Истомин , а также контрабасист Бозо Параджик .

  1. ^ Jump up to: а б с Гайдн, Йозеф (2007). Концерт до мажор для виолончели с оркестром . Клеман, Роджер (пер.). Кассель : Bärenreiter-Verlag. стр. V–VI. ИСМН М-006-20254-6
  2. ^ Андерс, Герхард; Андерсон, Кейт. «Примечания к ГАЙДН: Концерты для виолончели №№ 1, 2 и 4» . naxos.com . Проверено 17 января 2017 г.
  3. ^ Фурс, Эдвард Нил (2009). «ПЕРСПЕКТИВЫ НА РЕЦЕПЦИЮ КОНЦЕРТА ДЛЯ ВИОЛОНКИ ГАЙДНА ДО мажор, С ОСОБЫМИ ССЫЛКАМИ НА МУЗЫКОЛОГИЧЕСКИЕ НАПИСАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПО КОНЦЕРТАМ ГАЙДНА И КЛАССИЧЕСКОМУ КОНЦЕРТУ (магистерская диссертация)» (PDF) . п. 4 . Проверено 17 января 2017 г. Единственное упоминание о произведении - это его появление в собственном тематическом каталоге сочинений Гайдна, составленном в 1765 году, чтобы доказать принцу Николаусу Эстерхази, что он работал усердно.
  4. ^ Симфонического оркестра Цинциннати, 113-е издание Примечания к программе
  5. ^ Telegraph.co.uk - Премьера Милоша Садло 20-го века
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c23b293ac30d2f1f9baf3072a1a8335d__1700864220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/5d/c23b293ac30d2f1f9baf3072a1a8335d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cello Concerto No. 1 (Haydn) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)