Роберт Хаусманн

Роберт Хаусманн (13 августа 1852 – 18 января 1909) был известным немецким виолончелистом 19-го века, который исполнил премьеры важных произведений Иоганна Брамса (включая Двойной концерт ) и Макса Бруха (включая Кола Нидрея ). Он был виолончелистом квартета Иоахима и преподавал в Берлинской высшей школе музыки.
Биография
[ редактировать ]

Роберт Хаусманн родился в Роттлебероде , Гарц , в современной Саксонии-Анхальт , Германия . Его дед по отцовской линии, Фридрих Людвиг Хаусман (1782–1859), был профессором минералогии в Геттингенском университете, а его отец Фридрих Людольф Хаусман (1810–1880) также занимался добычей полезных ископаемых в богатых минералами горах Гарца. Семья Хаусманн играла заметную роль в гражданской и культурной жизни города Ганновера с восемнадцатого века. Двоюродный дед Роберта Бернхард (1784–1873) был известным коллекционером произведений искусства и скрипачом-любителем, чьи мемуары Erinnerungen aus dem 80 jährigen Leben eines hannoverschen Burgers Hannover (1873) содержат подробный отчет о его многочисленных действиях в насыщенный событиями период в истории Ганновера.
Роберт поступил в гимназию в Брауншвейге в возрасте восьми лет в 1861 году, где его обучение игре на виолончели продолжалось под руководством Теодора Мюллера, виолончелиста квартета Мюллера, одного из первых профессиональных струнных квартетов в Германии. В 1869 году он был одним из первых учеников Берлинской Высшей школы музыки , где учился у племянника Мюллера Вильгельма Мюллера, под общим руководством скрипача Йозефа Иоахима . Иоахим познакомил его с великим итальянским виолончелистом и педагогом Карло Альфредо Пьятти (1822-1901), который обучал его в Лондоне в 1871 году, а также в своем поместье в Каденаббии на озере Комо , Италия.
Затем он присоединился к струнному квартету графа Хохберга в Силезии с 1871 по 1876 год, когда был назначен преподавателем игры на виолончели в Берлинской высшей школе. Он стал главным преподавателем после выхода на пенсию Вильгельма Мюллера в 1879 году и был назначен профессором в 1884 году. С 1879 года до смерти Йозефа Иоахима в 1907 году он был виолончелистом квартета Иоахима вместе с самим Иоахимом (1-я скрипка), Генрихом де Ана (до его смерть в 1892 году), его заменил Карел Галирж (2-я скрипка) и Эмануэль Вирт (альт). Он всегда был очень активным исполнителем камерной музыки , известным в Германии, в Европе в целом и в Лондоне. Хаусманн выступал в Великобритании почти каждый год, начиная с 1876 года и за месяц до своей смерти.
В 1879-80 годах Чарльз Вильерс Стэнфорд написал Концерт для виолончели ре минор для Роберта Хаусмана. Это последовало за премьерой Хаусмана в Англии Стэнфордской Сонаты для виолончели, соч. 9 в 1879 году. Это была первая значительная британская соната для виолончели. [ 1 ] В 1881 году Хаусманн представил премьеру Макса Бруха » « Коль Нидрей , соч. 47, посвященный ему. [ 2 ] Брух написал это в ответ на давнюю просьбу Хаусмана написать пьесу для виолончели с оркестром, соответствующую тем, которые он написал для скрипки с оркестром. Брух также консультировался с Хаусманном по поводу изгибов и других технических аспектов. [ 3 ] Канцона си -бемоль Бруха , соч. 55, [ 4 ] и четыре пьесы , соч. 70, также посвящены Хаусману.
Самая значительная связь Хаусмана была с Иоганнесом Брамсом . После того, как они впервые сыграли вместе в 1883 году, он был частым гостем среди друзей Брамса, которые устраивали частные выступления у себя дома. Соната для виолончели № 2 фа мажор , соч. 99, был посвящен ему и представлен им в Вене с композитором за фортепиано (14 ноября 1886 г.). Он также популяризировал Сонату для виолончели № 1 ми минор , соч. 38. В ноябре 1891 года он участвовал в первом частном исполнении в Майнингене Трио кларнетов ля минор , соч. 114, с Рихардом Мюльфельдом на кларнете и Брамсом на фортепиано. В следующем месяце они с триумфом устроили публичную премьеру в Берлине . Кроме того, Хаусманн участвовал в берлинской премьере Фортепианного трио до минор Брамса, соч. 101, Квинтет соль мажор, соч. 111 и Квинтет кларнетов, соч. 115.
Самое главное, что Хаусманн и Йозеф Иоахим были двумя солистами, для которых Брамс написал Двойной концерт ля минор , соч. 102, его последняя оркестровая работа. Брамс работал с ними обоими над пьесой перед ее премьерой в Висбадене 18 октября 1887 года. Критик Эдуард Ханслик писал, что Хаусман «ни в чем не уступал Иоахиму». В составе Квартета Иоахима Хаусманн отстаивал всю камерную музыку Брамса для струнных, которая регулярно звучала в серии концертов Квартета в Берлине на протяжении более тридцати лет. Помимо квартета, Хаусманн был одним из основателей группы фортепианного трио, состоящей из его коллег по Высшей школе Генриха де Ана (с Эмануэлем Виртом, заменившим де Ану после его смерти в 1892 году) и пианиста Генриха Барта. Они начали серию подписных концертов в Берлине , которая длилась с 1878 по 1907 год. Их концертный сезон был похож на сезон квартета: он начинался в октябре и заканчивался в марте. Их первые годы игры прошли в Singakademie . Однако в 1889 году они начали давать «вечера популярной камерной музыки» в гораздо более крупной филармонии, где обычно заполняли более 2000 мест.
В 1894 году Хаусманн женился на Хелене фон Майбах, дочери прусского министра торговли Альберта фон Майбаха . У них было двое детей: Луиза (1895 г.р.) и Фридрих Георг (1900 г.р.), которые также стали музыкантами.
Хаусманн опубликовал издания Баха . Сюит для виолончели [ 5 ] и Мендельсона Сонаты и концертные вариации для виолончели ре мажор, соч. 17; он также сделал аранжировки для виолончели и фортепиано Шумана » «Märchenbilder , соч. 113 (первоначально для альта и фортепиано), [ 6 ] и Концерт для виолончели Бернхарда Молика. [ 7 ]
Среди его учеников были Фридрих Кох (учитель Бориса Блахера и Пауля Клецкого ), Уоллингфорд Риггер , [ 8 ] Филипп Рот , Перси Сач, Хьюго Дешерт, Отто Людеманн, Агустин Рубио, Люси Кэмпбелл, Артур Уильямс и другие. [ 9 ] См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от G до J # Роберт Хаусманн .
Он играл на прекрасной виолончели Страдивари 1724 года, которая до сих пор известна как «Хаусманн» Страд. [ 10 ] Он приобрел ее у сына своего двоюродного дяди, осевшего в Великобритании виртуоза виолончели и специалиста по камерной музыке Джорджа Хаусмана (1814-1860). Позже он принадлежал русскому мастеру Эдмунду Курцу (главному виолончелисту Чикагского симфонического оркестра ).
Роберт Хаусманн умер в Вене в январе 1909 года в возрасте 56 лет после того, как накануне вечером сыграл сольные сонаты Бетховена с Мари Баумейер в Граце. Дональд Тови играл камерную музыку с Иоахимом и Хаусманном в последние годы их жизни, а также его «Элегические вариации для виолончели и фортепиано», соч. 10, были написаны в память о Хаусмане.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гиперион Отчеты
- ^ "Ошибка" .
- ^ Музыкальная сеть International
- ^ ИМЛП
- ^ «Университет Лидса – Музыкальная школа – ЧЕЙЗ» . Chase.leeds.ac.uk . Архивировано из оригинала 29 августа 2016 г.
- ^ IMSLP: Хаусманн
- ^ IMSLP: Молик
- ^ Ширмер
- ^ «Игра на виолончели в Германии XIX века: Часть вторая» . Архивировано из оригинала 11 октября 2008 г. Проверено 9 февраля 2012 г.
- ^ Страд
Источники
[ редактировать ]- Словарь музыки и музыкантов Гроува, 5-е изд., 1954 г., Эрика Блома . изд.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Робертом Хаусманном, на Викискладе?