Рудольф Рети
Рудольф Рети , также Рети ( сербский : Рудольф Рети , латинизированный : Рудольф Рети ; 27 ноября 1885 — 7 февраля 1957), был музыкальным аналитиком , композитором и пианистом. Он был старшим братом шахматного мастера Ришара Рети , но в отличие от брата Рети не писал свою фамилию с острым ударением на букву «е».
Биография
[ редактировать ]Рети родился в Ужице в Королевстве Сербия и изучал теорию музыки , музыковедение и фортепиано в Вене. Среди его учителей был пианист Эдуард Штойерман , выдающийся поборник Шенберга и сторонник современной музыки. Рети был в контакте с Шенбергом во время создания первых атональных произведений этого композитора, а в 1911 году дал первое исполнение своего Drei Klavierstücke Op.11. [ 1 ]
Сочинения Рети не остались в репертуаре, но он был активным композитором и получил ряд громких исполнений. В конце первого Международного фестиваля современной музыки в Зальцбурге в 1922 году его «Шесть песен» были исполнены вместе со Шенберга Вторым квартетом ; три года спустя, на 3-м фестивале ISCM в Праге, его Концертино для фортепиано с оркестром разделило программу с « «Half-Time» Мартину и Воана Уильямса Пасторальной симфонией» . В 1938 году его сюиту «Давид и Голиаф» исполнили Эдуард ван Бейнум и Амстердамский оркестр Концертгебау . В 1948 году Жан Сальмарк была солисткой Первого фортепианного концерта своего мужа. Творчество Рети также включает несколько томов фортепианных пьес и песен, оперу ( «Иван и барабан »), а также симфоническую и хоровую музыку.
С 1930 по 1938 год Рети был главным музыкальным критиком австрийской газеты Das Echo . Вместе с композитором и музыковедом Эгоном Веллесом он участвовал в создании Международного фестиваля современной музыки и основал Международное общество современной музыки в 1922 году. В 1939 году Рети эмигрировал в США и позже стал американским гражданином. Он стал членом Американского музыковедческого общества и приехал на стажировку в Йельский университет . С 1943 года он был женат на пианистке, педагоге, музыковеде и редакторе Жане Сальмарке , который помог подготовить к публикации две его посмертные книги. Он умер в Монтклере, штат Нью-Джерси .
Сегодня Рети больше всего помнят за его особый метод музыкального анализа, который, как он утверждал, раскрывал « тематический процесс» в музыке. Однако его подход не заключался в отслеживании очевидных тематических и мотивных «развитий», отображаемых на музыкальной «поверхности», а скорее стремился продемонстрировать, каким образом поверхностное тематическое разнообразие подкрепляется менее очевидным единством. По мнению Рети, «различные части классической симфонии построены из одной одинаковой мысли» [ТПМ, с. 13], а композитор «стремится к однородности внутренней сущности , но в то же время к разнообразию внешнего вида . Поэтому он изменяет поверхность, но сохраняет содержание своих форм». [ТПМ, с. 13]
Способ Рети показать «сохраняющуюся суть» обычно включает в себя создание музыкального примера, в котором сочетаются несколько контрастирующих тем; «однородность внутренней сущности» выражалась нотами, напечатанными в натуральную величину; «разнообразие внешнего вида» будет отнесено к мелкому шрифту. Сосредотачиваясь на общих чертах и скрытых сходствах формы и контура, тональное или гармоническое значение различных «значимых» нот в темах обычно игнорируется. То же самое происходит и с ритмом, в результате чего метод Рети фокусируется на относительно абстрактных «сотовых ячейках», а не на ритмически определенных «мотивах». Помимо признания инверсионных и ретроградных отношений между клетками, Рети также ввел процесс «интерверсии», при котором ноты в ячейке переупорядочиваются.
Аналитический метод Рети лучше всего понимать одновременно с работами других современных немецких аналитиков того времени, таких как Шенкер и Шенберг. Подобно Шенкеру и Шенбергу, анализ музыкальных произведений Рети был прежде всего мотивационным, прослеживая эволюцию музыкального произведения от мелодического ядра. Озабоченность трех вышеупомянутых теоретиков такой процедурой проистекает из метафизической веры в то, что произведения «великих мастеров» (например, Первой венской школы ) часто были тематически объединены из одной идеи. Метафизической основой этой идеи было то, что такое единство считалось метафорой единства Божьего творения. Так, в анализе Рети исследуется «тематический процесс», у Шенкера анализ принимает форму редукционистской процедуры, а у Шёнберга утверждается единство музыкального произведения с «Grundgestalt» (базовой формой).
Метод Рети, который следует рассматривать в контексте музыкознания начала 20-го века, подвергся критике со стороны теоретика музыки Николаса Кука , который считает, что Рети был чрезмерно озабочен доказательством обоснованности своего метода за счет проведение убедительного анализа отдельных произведений. [ 2 ]
Сочинения
[ редактировать ]- «Зальцбург - обещание и опасность», 23. Венский музыкальный журнал, переиздание, номер 15/16 (1935).
- Тематический процесс в музыке (США, 1951 г.; Великобритания, 1961 г.). ISBN 0-8371-9875-5 .
- «Роль дуотематизма в эволюции сонатной формы», Music Review , том XVII, номер 2 (1956)
- Тональность, атональность, пантональность: исследование некоторых тенденций в музыке двадцатого века (1958). ISBN 0-313-20478-0 .
- Тематические закономерности в сонатах Бетховена (редактор Дерик Кук; Фабер, 1967)
Библиография
[ редактировать ]- Кук, Николас (1987), Руководство по музыкальному анализу , Оксфорд: OUP.
Ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
Как использовать архивный материал |
- ^ Морган, Паула. «Рудольф Рети» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 16 ноября 2015 г.
- ^ Кук, 1987, стр.2-3.
- 1885 рождений
- 1957 смертей
- Люди из Ужице
- Сербские евреи
- Американский народ сербско-еврейского происхождения
- Американцы сербского происхождения
- Американские теоретики музыки
- Сербские классические пианисты
- Еврейские классические пианисты
- Иммигранты в Австро-Венгрию
- Сербские эмигранты
- Люди из Королевства Сербия
- Американские музыковеды ХХ века
- Классические пианисты 20 века
- Австрийские эмигранты в США