Фортепианный концерт № 2 (Бетховен)
Концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор | |
---|---|
№ 2 | |
Людвиг ван Бетховен | |
![]() Композитор изображен в 1801 году. Публичный дебют состоялся в Вене в 1795 году, возможно, сыграв этот концерт в Бургтеатре. | |
Опус | 19 |
Стиль | Классический период |
Выполненный | 29 марта 1795 г Вена .: [ а ] |
Опубликовано | 1801 |
Движения |
|
Подсчет очков |
|
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си -бемоль мажор , соч. 19 Людвига ван Бетховена была написана в основном между 1787 и 1789 годами, хотя в той форме, в которой была опубликована, она приобрела только в 1795 году. Бетховен написал для нее второй финал в 1798 году для выступления в Праге, но это еще не финал. это было опубликовано. Композитор использовал его как средство для своих собственных выступлений в качестве молодого виртуоза , первоначально предназначавшихся для Боннской Хофкапеллы. [ 2 ] Он был опубликован в декабре 1801 года как соч. 19, позже, чем в марте того же года было опубликовано его более позднее сочинение « Фортепианный концерт № 1 до мажор» как соч. 15, и таким образом стал его вторым фортепианным концертом. [ 3 ]
Концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор был важным экспонатом для молодого Бетховена, когда он стремился утвердиться после переезда из Бонна в Вену . Возможно, его премьера состоялась 29 марта 1795 года в венском Бургтеатре на концерте, посвященном его публичному дебюту. [ 1 ] [ а ] До этого он выступал только в частных салонах венской знати. Хотя произведение в целом во многом соответствует концертному стилю Моцарта , в нем присутствует ощущение драматизма и контраста, которое будет присутствовать во многих более поздних произведениях Бетховена. [ 2 ] Сам Бетховен, видимо, не особо высоко оценил это произведение, отметив издателю Францу Антону Гофмейстеру , что, наряду с Фортепианным концертом № 1, оно «не из лучших моих». [ 4 ] Однако пианист Питер Серкин отметил, что написание Бетховеном каденции первой части намного позже самого концерта «указывает на [его] собственное уважение к своему раннему концерту». [ 5 ] Версия, премьера которой, возможно, состоялась в 1795 году, исполняется и записывается сегодня.
Движения
[ редактировать ]Произведение написано для фортепиано соло, флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн и струнных ; это единственный из законченных фортепианных концертов Бетховена, в котором отсутствуют кларнеты, трубы и литавры. Концерт состоит из трех частей: [ 6 ]
- Аллегро с брио
- Адажио ( ми ♭ мажор )
- Рондо Очень веселый
Первая часть начинается с триумфального оркестрового вступления на тоническом аккорде и сохраняет игривость, используя хроматические пассажи, чтобы продемонстрировать технику солиста. Вторая часть отличается безмятежностью и умиротворением, а заключительное Рондо возвращает наполненную молодостью игривость, услышанную во вступительной части.
I. Аллегро с брио
[ редактировать ]Эта часть находится в концертном варианте сонатной формы (сонатная форма двойной экспозиции). Оркестр вводит в свою экспозицию главную и второстепенную темы. Вторая экспозиция – фа мажор. Развитие блуждает по тональности и заканчивается длинной си-бемоль мажорной гаммой. Перепросмотр аналогичен изложению и ведется си-бемоль мажор.
Есть довольно сложная каденция, сочиненная самим Бетховеном, хотя и значительно позже самого концерта. Стилистически каденция сильно отличается от концерта, но в ней используется первая вступительная тема. Бетховен применяет эту мелодию к каденции несколькими различными способами, каждый раз меняя ее характер и демонстрируя бесчисленные способы использования и ощущения музыкальной темы.
Это движение было написано между 1787 и 1789 годами в Бонне. В среднем выступления длятся от тринадцати до четырнадцати минут.
II. Пословица
[ редактировать ]Эта часть написана в ми-бемоль мажоре, в субдоминантной тональности. Как и многие медленные части, он имеет форму ABA (тройную) , где вступительная часть вводит темы, а средняя часть их развивает. Это движение было написано между 1787 и 1789 годами в Бонне. В среднем выступления длятся от восьми до девяти минут.
III. Рондо, Очень веселый
[ редактировать ]Эта часть принимает форму рондо (АБАКАБА) и демонстрирует игривость Бетховена его раннего периода. Тема ритмически несбалансирована сфорцанди на 2-й и 5-й долях каждого такта 6/8. Раздел C также сильно контрастирует с остальными, он выполнен в минорной тональности и усиливает синкопацию сфорцанди основной темы.
Перед последним появлением темы рондо Бетховен выводит фортепиано в «неправильной» тональности соль мажор, причем тема смещена раньше на одну долю относительно тактовой линии, прежде чем оркестр «обнаружит» несоответствие и вернется к правильная тональная тональность и выравнивание метрики. Эту музыкальную шутку можно увидеть во многих последующих сочинениях Бетховена. [ 7 ]
Это рондо было написано Бетховеном в 1795 году, премьера которого состоялась в том же году в Вене. Это показывает влияние Гайдна, особенно в использовании формы сонаты рондо . Среднее выступление длится от пяти до шести минут.
Рондо си-бемоль мажор, WoO 6
[ редактировать ]Первоначально Бетховен написал другое рондо, завершающее концерт. Его заменили в 1795 году.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Доказательства неясны относительно того, был ли это концерт исполнен в тот день или Фортепианный концерт № 1. 1 оп. 15 (на самом деле написано позже № 2) [ 1 ]
Источники
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Керман, Джозеф ; Тайсон, Алан (2001). «Бетховен, Людвиг ван» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Jump up to: а б Локвуд, Льюис (2005). Бетховен: Музыка и жизнь . Нью-Йорк: WW Norton & Company . стр. 94, 144, 174–5, 553. ISBN. 0-393-05081-5 .
- ^ Стейнберг, Майкл (1998). Концерт: Руководство для слушателя . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 52–59. ISBN 0195103300 .
- ^ ДеНора, Тиа (1997). Бетховен и становление гения: музыкальная политика в Вене, 1792–1803 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 183. ИСБН 978-0-520-21158-2 .
- ^ «Пианист Питер Серкин беседует с Бетховеном перед исполнением симфонического оркестра Дел.» . ПОЧЕМУ ? Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ Бетховен, Людвиг ван (1983). Полные фортепианные концерты: партитура . Нью-Йорк: Dover Publications . стр. 77–126. ISBN 0-486-24563-2 .
- ^ Классика Дельфи (2017). Бетховен: Шедевры . Делфи Классика. ISBN 9781786561213 .