Яркий Шэн
Брайт Шэн ( китайский : 盛宗亮 ; пиньинь : Шэн Цзунлян ; родился 6 декабря 1955 года) — американский композитор , пианист и дирижёр китайского происхождения . Шэн получил множество наград за свою музыку и композиции, в том числе стипендию Макартура в 2001 году; он также был двукратным финалистом Пулитцеровской премии. [1] Его музыку заказывали и исполняли практически все крупные американские симфонические оркестры. [2] помимо Парижского оркестра , Королевского оркестра Концертгебау , Симфонического оркестра Торонто , Симфонического оркестра BBC , Лондонской симфониетты , Санкт-Петербургского филармонического оркестра , Российского национального оркестра , Симфонического оркестра Финского радио , Сиднейского симфонического оркестра , Национального симфонического оркестра Тайваня , Шанхайской филармонии Оркестр , Токийский филармонический оркестр , Сеульский филармонический оркестр и многие другие. Его музыку исполняли такие музыканты, как дирижеры Леонард Бернстайн , Курт Мазур , Кристоф Эшенбах , Шарль Дютуа , Майкл Тилсон Томас , Леонард Слаткин , Жерар Шварц , Дэвид Робертсон , Дэвид Зинман , Неэме Ярви , Роберт Спано , Хью Вольф ; виолончелисты Йо-Йо Ма , Линн Харрелл и Алиса Вейлерштейн ; пианисты Эмануэль Акс , Ефим Бронфман и Питер Серкин ; скрипачи Гиль Шахам и Чо-Лян Линь ; и перкуссионистка Эвелин Гленни . [3]
Он родился в Шанхае и в четыре года учился игре на фортепиано у своей матери. Он окончил Шанхайскую консерваторию и продолжил образование в Куинс-колледже и Колумбийском университете . В 1995 году он стал профессором Мичиганского университета .
Большую часть музыкальной карьеры Шэна шел по пути смешения западных и азиатских культур в своих произведениях, в результате чего его музыка исполнялась как в Азии, так и в Соединенных Штатах, а также по всему миру. [4]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Брайт Шэн родился в Шанхае, Китай, 6 декабря 1955 года. Его мать была его первым учителем игры на фортепиано, и она начала учиться в возрасте четырех лет. [1] Когда началась Культурная революция , пианино из его дома забрали красногвардейцы . Год спустя Шэн вернулся к игре, воспользовавшись школьным оборудованием, так как дома у него его не было. Вскоре после этого он решил всю оставшуюся жизнь играть на фортепиано, хотя и не верил, что сможет стать музыкантом, поскольку в его семье не было музыкальной истории. [5]
Шэна отправили в провинцию Цинхай в Китае, где он пробыл семь лет. Он стал исполнителем, играя на фортепиано и ударных инструментах, чтобы не только выступать, [5] а изучать и собирать народную музыку . [1] Он также начал сочинять собственную музыку. [5]
Поскольку Шэну пришлось научиться играть на музыкальных инструментах и изучить теорию музыки, чтобы играть, народная музыка Цинхая стала и продолжает оставаться сильным источником вдохновения для его сочинений и сегодня. Он использовал тибетскую народную музыку из Цинхая в качестве основы для своей оперы «Песнь Меджнуна» . [5]
После окончания Культурной революции его приняли в Шанхайскую консерваторию, где он изучал китайскую классическую и традиционную музыку. [5] Там Шэн получил степень бакалавра искусств в области музыкальной композиции. [1]
Шэн покинул Китай в 1982 году и присоединился к своей семье в Соединенных Штатах, где ему пришлось заново изучать различные элементы музыки, чтобы приспособиться к западному стилю музыки. В Нью-Йорке он поступил в Куинс-колледж, чтобы получить степень магистра искусств в 1984 году, и в Колумбийском университете , чтобы получить степень доктора музыкальных искусств в 1993 году. [1] Среди его учителей были Джордж Перл и Хьюго Вейсгалл в Куинс-колледже, а также Чжоу Вэнь-чжун , Джек Бисон и Марио Давидовский в Колумбийском университете. [4] а также Леонард Бернстайн . [5]
Карьера
[ редактировать ]Шэн был постоянным композитором Лирической оперы Чикаго с 1989 по 1992 год, Симфонического оркестра Сиэтла с 1992 по 1995 год, а также художественным руководителем фестиваля Wet Ink, организованного Симфоническим оркестром Сан-Франциско в 1993 году. [1] Он также преподавал в Вашингтонском университете в течение года. [5] . Он поступил на факультет композиции Мичиганского университета в 1995 году в качестве доцента музыки; [1] [4] в 2003 году он был назначен заслуженным профессором университета Леонарда Бернстайна .
Он участвовал в проекте «Шелковый путь», музыкальном проекте, охватывающем разные нации и культуры. Он был назван в честь торговли шелком, поскольку Шелковый путь является старейшим торговым путем между Древним Римом и Китаем. [5] Для подготовки он отправился в исследовательскую поездку по регионам Шелкового пути в Китае, прослеживая их музыкальную культуру, собирая народные песни и исторические материалы. Шэн также хотел написать исследовательскую статью, чтобы задокументировать композицию, воспользоваться помощью аспиранта, а также прочитать лекции по американской музыке. [5]
В октябре 2021 года Шэн отказался от преподавания в бакалавриате, где, по его словам, намеревался показать, как Джузеппе Верди адаптировал Уильяма Шекспира пьесу «Отелло» в свою оперу «Отелло» . 10 сентября 2021 года он показал класс Джона Декстера » « Отелло , где Лоуренс Оливье сыграл Отелло в блэкфейсе . [6] [7] [8] Шэн якобы не предупредил студентов о том, что в фильме есть черный шрифт. [6] [8] Эван Чемберс , коллега-профессор композиции, сказал: «Показать фильм сейчас, особенно без существенного кадрирования, рекомендаций по содержанию и акцента на присущем ему расизме, само по себе является расистским актом, независимо от намерений профессора». [6] и Дэвид Гир, декан Школы музыки, театра и танца, заявил, что действия Шэна «не соответствуют приверженности нашей школы антирасистским действиям, разнообразию, равенству и инклюзивности». [8] Но, по мнению Роберта Соава из Reason , университет нарушил принцип академической свободы , и показ фильма не был ни расистским актом, ни одобрением расизма. Соаве заявил, что «широкое университетское сообщество» должно принести Шэну извинения за клевету на него, и сравнил обращение с Шэном с его предыдущим опытом выживания во время Культурной революции . [6]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]В начале своей музыкальной карьеры Шэн начинал с создания упрощенных произведений из китайско-западных смесей, поскольку с самого начала он познакомился как с традиционной китайской музыкой, так и с «мейнстримной» западной музыкой. Продолжая свою карьеру, он нашел способы объединить традиционные китайские методы музыки с современной музыкой, основанной на западных влияниях. На протяжении почти всей своей композиторской карьеры Шэн представлял китайскую культуру, из которой он родом, и западную культуру, в которую он перешел. В результате число последователей Шэна расширилось от Азии и США до всего мира. [4]
Его первая опера «Песнь Меджнуна » была написана в 1992 году и посвящена противоречиям между стилями китайской, тибетской и европейской музыки. Он был основан на исламской истории, но с использованием тибетских народных мелодий. [1]
«Хун» («Рваные раны»), сочинение Шэна для оркестра, было написано как воспоминание о Культурной революции. Премьера произведения состоялась в 1988 году и была исполнена Нью-Йоркским камерным симфоническим оркестром . [1]
Метод Шэна, объединяющий китайские и западные методы, подвергся критике и сомнению. Даже он сам беспокоился о том, можно ли соединить эти два музыкальных элемента осмысленным образом. Некоторые из учителей советовали ему не смешивать эти два вида и заниматься тем или иным. [4]
Только в разговоре со своим наставником Леонардом Бернстайном , который поддержал его методы смешивания двух музыкальных элементов, Шэн поверил, что его способ сочинения музыки стал в некотором смысле «новым языком». [4]
Еще будучи молодым в Китае, Шэн изучал историю, составляющую китайскую музыку в трех формах: классической , народной и театральной . Он также изучал историю западной музыки, внимательно изучая музыкальные стили Иоганна Себастьяна Баха и Людвига ван Бетховена , а также музыку других композиторов и своих учителей. [4]
Венгерский композитор Бела Барток оказал на Шэна наибольшее влияние. Шэн считает, что его музыка соответствует двум способам использования народной музыки в композиции, по мнению Бартока: имитация мелодии в фольклорном стиле и написание не намеренно в стиле народной музыки, а с ее оттенком. [5]
В 1996 году Шэн вернулся в свою родную страну, Китай, спустя четырнадцать лет, чтобы сочинить «Весенние мечты » по заказу Йо-Йо Ма . Там он снова привык к инструментам, используемым в Китае, и китайскому музыкальному мышлению. [1]
Шэн признает, что его творческий процесс непостоянен. Вдохновение может прийти после прослушивания пары заметок в телевизионных программах, поиска новых произведений или мечтаний о музыке. [5]
Почести
[ редактировать ]Награды Шэна включают стипендию Джона Саймона Гуггенхайма (1990), премию Фонда Уолтера В. Наумбурга (1990), премию Рокфеллера (1991), стипендии Фонда Макартуров (2001), стипендии колонии Макдауэлла (1985, 1988), [9] Премия Центра Кеннеди (1995 г.) и Премия концертной музыки ASCAP (2002 г.). [1]
Его оркестровая композиция H'un («Рваные раны»), премьера которой состоялась вместе с Нью-Йоркским камерным симфоническим оркестром в 1988 году и стала памятником Культурной революции в Китае, была удостоена первого места, занявшего второе место на Пулитцеровской премии 1989 года. Два года спустя, в 1991 году, его пьеса «Четыре части для фортепианного трио» также была удостоена Пулитцеровской премии. [5]
Работает
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Песня Меджнуна (1992)
- Серебряная река (1997)
- Мадам Мао (2003)
- Сон о Красной палате (2016)
Инструментальный
[ редактировать ]Состав | Инструмент | Год |
---|---|---|
3 исследования | Флейта | 1982 |
3 шт. | Скрипка, фортепиано | 1986 |
Х'ун ['Рваные раны'] | Оркестр | 1988 |
Моя песня | Фортепиано | 1989 |
4 движения | Фортепианное трио | 1990 |
Поток течет | Скрипка | 1990 |
Концертино | Кларнет, струнный квартет | 1993 |
Струнный квартет №3 | Струнный квартет | 1993 |
7 коротких вариаций Йазтриба | Для баса | 1994 |
Китайские мечты | Оркестр | 1995 |
7 мелодий, услышанных в Китае | Виолончель | 1995 |
Весенние мечты | Голос, Китайский оркестр | 1997 |
2 стихотворения | Китайский оркестр | 1998 |
Флейта Луна | Флейта соло, арфа, фортепиано, перкуссия, струнные | 1999 |
Красный шелковый танец | Фортепиано, Оркестр | 1999 |
3 песни | Труба, Голос | 1999 |
Нанкин! Нанкин! | Пипа, Оркестр | 2000 |
Струнный квартет №4 «Тихий храм» | Струнный квартет | 2000 |
Далекие колокольчики на день рождения | Фортепиано | 2001 |
Тибетский танец | Кларнет, скрипка, фортепиано | 2001 |
Тибетские качели | Оркестр | 2002 |
Песня и танец слез | Скрипка, голос, пипа, шэн, оркестр | 2003 |
Снова сладкий май | Струнный бас, фортепиано | 2007 |
Северное сияние | Виолончель, медленно | 2009 |
острый перец | Скрипка, маримба | 2010 |
Мелодии флейты | Флейта/альтовая флейта, скрипка, виолончель, маримба, подвесные тарелки | 2011 |
Вокал
[ редактировать ]- Три китайских стихотворения (1982–1992) для фортепиано
- Три стихотворения династии Сун (1985) для сопрано и оркестра
- Переработано как два стихотворения династии Сун.
- Три китайские песни о любви (1988) для сопрано, альта и фортепиано
- Две народные песни из Цинхая (1989) для хора и оркестра
- Могу ли я почувствовать, сказал он, «Опера за 7 минут» (1996) для сопрано, тенора и фортепиано в четыре руки.
- Феникс (2004) для сопрано и оркестра
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Вэйхуа, Чжан (2001). «Шэн, Яркий [Цун Лян]». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.42546 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ https://www.wisemusicclassical.com/composer/1436/Bright-Sheng/ и http://brightsheng.com/Press/full%20bio%202018%20(2280%20wds).pdf "...Новый Йоркский филармонический оркестр, Бостонский симфонический оркестр, Чикагский симфонический оркестр, Кливлендский оркестр, Филадельфийский оркестр, Симфонический оркестр Сан-Франциско, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Оркестр Миннесоты, Симфонический оркестр Сент-Луиса, Национальный симфонический оркестр, Детройтский симфонический оркестр, Хьюстонский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Атланты , Симфонический оркестр Далласа, Симфонический оркестр Сиэтла, Симфонический оркестр Балтимора, Симфонический оркестр Сан-Диего...»
- ^ «Яркий Шэн» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чанг, Питер (2007). «Музыка Яркого Шэна: выражение межкультурного опыта, иллюстрированное посредством мотивационной, контрапунктической и тональной обработки китайской народной песни The Stream Flows». Обзор современной музыки . 26 (5–6): 619–633. дои : 10.1080/07494460701653044 . S2CID 192023564 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Интервью с Брайтом Шэном» . Журнал Международного института . 7 (1). 01.10.1999. ISSN 1558-741X .
- ^ Jump up to: а б с д Соаве, Робби (8 октября 2021 г.). «Студенты Мичигана обвиняют знаменитого профессора музыки в расизме за показ «Отелло»». Причина . Проверено 14 января 2024 г. «Один из коллег Шэна, Эван Чемберс, еще один профессор композиции, встал на сторону студентов и обвинил Шэна в совершении «расистского акта». «Показать фильм сейчас, особенно без существенного оформления, рекомендаций по содержанию и акцента на присущем ему расизме, само по себе является расистским актом, независимо от намерений профессора», - сказал Чемберс. «Мы должны признать это как сообщество».
- ^ Флаэрти, Коллин (11 октября 2021 г.). «Профессор не преподает после показа Blackface «Отелло»» . Внутри высшего образования . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Рош, Дарра (9 октября 2021 г.). «Профессор музыки в колледже уходит в отставку после того, как показал студентам «Blackface» Отелло» . Newsweek . Проверено 11 октября 2021 г.
- ^ «Яркий Шэн – Художник» . Макдауэлл . Проверено 5 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Брайт Шэна
- Записи композиций
- Биография сотрудников Мичиганского университета
- Музыкальный обзор
- Два интервью с Брайтом Шэном , 1 декабря 1990 г. и 7 июня 2003 г.
- Живые люди
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Американские композиторы-классики
- Американские классические музыканты китайского происхождения
- Композиторы балета
- Китайские эмигранты в США
- Преподаватели из Шанхая
- Макартур Феллоуз
- Музыканты из Шанхая
- Американские оперные композиторы
- Оперные композиторы-мужчины
- Выпускники Школы искусств Колумбийского университета
- Факультет Мичиганского университета
- Американские композиторы XXI века
- Американские композиторы 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские музыканты-мужчины XXI века