Адольф фон Хенсельт


Георг Мартин Адольф фон Хенсельт (9 мая 1814 — 10 октября 1889) — немецкий композитор и виртуоз пианист- .

Жизнь
[ редактировать ]Хенсельт родился в Швабахе , в Баварии . В три года он начал учиться игре на скрипке, а в пять — на фортепиано у Йозефа фон Флада (1778–1843), который обучался композиции у Франца Данци , аббата (Джорджа Йозефа) Фоглера , Йозефа Греца и учился игре на фортепиано у Франца. Лауска (которая позже тренировала Мейербера , Феликса и Фанни Мендельсон ). Его концертный дебют состоялся в Одеоне в Мюнхене, где он исполнил вступительное Аллегро к одному из до мажорных концертов Моцарта , свободную фантазию с вариациями на тему из Вебера » «Вольного стрелка и рондо Калькбреннера. Именно благодаря влиянию Флада на короля Баварии Людвига I Хенсельт получил финансовые средства для дальнейшего обучения у Иоганна Непомука Хуммеля в Веймаре в 1832 году в течение нескольких месяцев. Позже в том же году он поехал в Вену , где, помимо изучения композиции у Саймона Зехтера (впоследствии учителя Антона Брукнера ), он добился успеха как концертирующий пианист. [ 1 ]
В 1836 году, чтобы поправить здоровье, он совершил длительную поездку по главным городам Германии. В 1837 году он поселился в Бреслау , где женился на Розали Фогель, но в следующем году переехал в Санкт-Петербург , где предыдущие визиты приняли его радушно. Он стал придворным пианистом и инспектором музыкальных занятий в Императорском институте женского образования , в 1876 году был удостоен дворянства. Летние каникулы Хенсельт обычно проводил в Германии. В 1852 и 1867 годах он посетил Англию, хотя в последний год не появлялся на публике. [ 1 ] Санкт-Петербург был его домом почти до самой его смерти от болезни сердца во время пребывания в Вармбрунне , Германия (ныне Польша ).

По мнению некоторых, игра Хенсельта сочетала в себе звучность Ференца Листа с плавностью Гуммеля. Он был полон поэзии и отличался использованием расширенных аккордов и техники. [ 1 ] Его игра на кантабиле получила высокую оценку. «Узнайте тайну рук Хенсельта», — говорил Лист своим ученикам. [ 2 ] Однажды он прокомментировал, как долго Хенсельт пошел на достижение своего знаменитого легато , сказав: «Я мог бы иметь такие бархатные лапы, если бы захотел». Влияние Хенсельта на следующее поколение русских пианистов было огромным. Игра и преподавание Хенсельта оказали большое влияние на русскую музыкальную школу, развившуюся из семян, посаженных Джоном Филдом . Сергей Рахманинов очень уважал его и считал, что он оказал на него наибольшее влияние.
Он преуспел в своих произведениях, а также в произведениях Карла Марии фон Вебера и Фредерика Шопена . Его Фортепианный концерт фа минор, соч. 16 [ 3 ] когда-то его часто играли в Европе, и из его многочисленных ценных этюдов «Этюд фа-диез мажор Si oiseau j'étais » пользовался большой популярностью. Одно время Хенсельт был вторым после Антона Рубинштейна по направлению Санкт-Петербургской консерватории . [ 1 ]
Несмотря на свою относительно долгую жизнь, Хенсельт прекратил почти все сочинение к тридцати годам по неясным причинам. Хронический страх сцены , граничащий с паранойей , заставил его отказаться от концертных выступлений к тридцати трем годам.
Работает
[ редактировать ]Соло фортепиано
[ редактировать ](выборочный список)
- Вариации на тему «Io son 'riche» из Доницетти оперы «Любовный напиток» , соч. 1 (1830).
- Рондо Сериозо ре минор, соч. 1б
- Двенадцать характеристических этюдов, соч. 2 (1837–1838).
- ре минор: «Буря, которую тебе не преодолеть»
- ре-бемоль мажор: «Подумай немного обо мне»
- си минор: «Исполни мои желания»
- си-бемоль мажор, «Repos d'amour»
- до-диез минор, "Vie orageuse"
- фа-диез мажор, "Si oiseau j'etais"
- ре мажор: «Это молодость...»
- ми минор, «Tu m'attires, m'entraines»
- фа мажор: «Юность любви, райское наслаждение»
- ми минор: «Как поток в море разливается»
- ми-бемоль мажор, «Dors tu ma vie»
- си-бемоль минор, «Полная вздохов и воспоминаний»
- Любовное стихотворение, соч. 3 (1838)
- Рапсодия фа минор, соч. 4 (1838 г.). Первоначально опубликовано как «Память и дружба», соч. 4, нет. 1. См. соч. 51.
- Двенадцать салонных этюдов, соч. 5 (1838)
- ми-бемоль мажор, «Героика»
- соль мажор
- ля минор, "Гексентанц"
- ми мажор, «Аве Мария»
- фа-диез минор, «Потерянная родина»
- ля-бемоль мажор, "Danklied nach Sturm"
- до мажор, "Эльфенрейген"
- соль минор, «Роман с хором-припевом»
- ля мажор
- фа минор, «Исчезнувшее счастье»
- си мажор, «Песня о любви»
- соль-диез минор, «Ночной поезд-призрак»
- Два ноктюрна, соч.
- соль-бемоль мажор, «Боль в счастье» (1839)
- фа мажор, «Лафонтен» (1839)
- Экспромт до минор, соч. 7 (1838 г.)
- Беглые мысли фа минор, соч. 8 (1839)
- Скерцо си минор, соч. 9 (1839)
- Романс си-бемоль минор, соч. 10 (1840)
- Вариации на тему Мейербера , соч. 11 (1840 г.)
- Введение
- Вариант I
- Вариант II
- Вариант III
- Вариант IV
- Variation V
- Финал
- Концертные этюды, соч. 13
- , "Air russe de Noroff" (1840–1841).
- соль-бемоль мажор, «Гондола» (1841)
- «Каватина де Глинки»
- «Баркарола Глинки».
- ре-бемоль мажор, "Air de Balfe" (1846)
- , «Мазурка и полька» (1846)
- «Ракоци-Марке» (1843 г.)
- «Март, посвященный Императору Николаю I»
- «Полька» (1850)
- «Русский романс С. Танеева»
- Весенняя песня, соч. 15 (1843)
- Фантазия на богемно-русский эфир, соч. 16 (1843)
- Экспромт №1, WoO
- Экспромт № 2, соч. 17 (1843)
- Четыре романа, соч. 18
- ми-бемоль мажор (1847–1848)
- си-бемоль минор, "Дер Домбау" (1848)
- си-бемоль мажор (1843?)
- до-диез минор (1843?)
- Переложения 12 номеров из « опер Вебера Вольный стрелок» , «Эврианта» и «Оберон» , соч. 19
- «Прессентимент» для фортепиано, Романс Мишеля Вельгорского, соч. 20 (1850)
- Два русских романса Сумарокова, соч. 22 (1850)
- ре минор
- ля мажор
- Marche funèbre соль минор, соч. 23 (1850)
- Токкатина ми-бемоль мажор, соч. 25 (1850)
- «Далекая земля», Романс для фортепиано соло, соч. 26б (1843 г.)
- Ноктюрн ля-бемоль мажор, соч. 27. Транскрипция романса о Р. Тале (1843).
- Два маленьких вальса, соч.
- фа мажор (1854)
- до мажор (1854)
- Софи Полька, соч. 29
- Каденция для . Фортепианного концерта № 3 до минор Бетховена (соч. 37), соч 29б (1854 г.)
- Большой вальс – Северное сияние , соч. 30 (1854)
- Баллада си-бемоль мажор, соч. 31 (исходная версия 1854 г., вторая версия 1854 г., третья редакция 1879 г.?)
- Ноктюрн ля-бемоль мажор, соч. 32 (1854 г.)
- Песня без слов си минор, соч. 33 (1850?)
- Русский романс, транскрипция песни Даргомыжского, соч. 33б (иногда называемый Романсом № 6) (1856)
- Экспромт № 3 си-бемоль минор, соч. 34 (1854–1855)
- Коронационный марш Александра II, соч. 35. соль мажор (1855)
- Меланколический вальс ре минор, соч. 36 (1857?)
- Экспромт № 4 си минор, соч. 37 (1859)
- Morgenständchen ре-бемоль мажор, соч. 39 (1866–1867)
- Два русских романса, соч.
- Нет. 1, граф Кучелев-Бесбородко. См. соч. 49.
- № 2, князь Кочубей
- Дуэт для пения, соч.
- Нет. 2, «Вечерняя звезда» (1868–1869).
- Этюд Дж. Б. Крамера, соч. 41
- Воздушная Богемия, соч. 42
- «Я скучаю по своему голосу», соч.
- Пять транскрипций увертюр ( Бетховен и Вебер ), соч. 44
- Бетховена Транскрипция увертюры «Кориолан» (соч. 62)
- Транскрипция увертюры Бетховена «Эгмонт» (соч. 84)
- Транскрипция романса О. К. Клемма
- Транскрипция вальса Иоганна Штрауса.
- Транскрипция приглашения Вебера на танец
- Транскрипция увертюры Вебера к «Эврианте»
- Транскрипция увертюры Вебера к опере «Оберон»
- Транскрипция «Полакки» Вебера (соч. 72)
- Колыбельная соль-бемоль мажор, соч. 45 (1840)
- Приглашение на танец К.М. Вебера , соч.
- Polacca brillante К. М. Вебера, соч. 48
- Романс о графе Г. Кучелева-Бесбородко, соч. 49. См. указ. 40 а.
- Дуэт для вокала в переложении для фортепиано, соч.
- «Варсовский сувенир», ля-бемоль мажор, соч. 51 (1838 г.). Первоначально опубликовано как соч. 4 № 2.
- «Боже, Царя храни», WoO . Транскрипция гимна России .
- Канон для фортепиано в четыре руки, WoO
- Песня весны, WoO (1833)
- Этюд ля минор, WoO (1876)
- Fantasiestück до минор, рукопись
- «Feuillet d'Album», WoO (около 1870 г.)
- Гимн принцу Петру Ольденбургскому (1882 г.)
- «Невинность», WoO
- Магистерские исследования по игре на фортепиано (опубликовано в 1892 г.)
- Моя песня лебедя, WoO (опубликовано в 1885 г.)
- Утренняя песня Уланда, WoO (1876)
- Маленькая романтика си-бемоль минор, WoO
- Маленькая комната, WoO
- Маленький вальс фа мажор, WoO
- Любовное стихотворение - Анданте и концертное аллегро, WoO, си мажор
- Блестящая полька ре минор, WoO
- Полька любимая, WoO
- Преамбулы во всех тональностях, WoO (опубликовано в 1884 г.)
- Подготовительные упражнения, WoO (опубликовано в 1894 г.)
- Набор 1 (1854–1855)
- Набор 2 (1881 г.)
- Романс до минор, WoO (1838)
- Два романса графа Мишеля Вельгорского , WoO (1840)
- Романс ре-бемоль мажор, WoO
- Рондолетто, WoO (написано в 1832 г., опубликовано в 1865 г.)
- Шесть тем с вариациями Н. Паганини , WoO (1830)
- Васа-прогулка, WoO
Оркестровый
[ редактировать ]- Вариации на тему « Когда я покинул Нормандию» из Мейербера оперы « Роберт Дьявол» , соч. 11 (1840).
- Концерт для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 16 (1847)
Камера
[ редактировать ]- Дуэт, соч. 14, для виолончели и фортепиано (1842)
- Фортепианное трио ля минор, соч. 24 (1851)
Вокал
[ редактировать ]- «Думбау» для четырехчастного хора акапелла (1840)
- «Дальняя земля», романс для голоса и фортепиано (1843)
- Песня «Ночь в лесу», соч. 52
- Пять песен
- "Моргенлид"
- «Покажи Клаге».
- «Эмигранты»
- «Любовное путешествие»
- «Тихая любовь»
Примечания
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2016 г. ) |
- ^ Jump up to: а б с д свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Хенсельт, Адольф фон ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 302. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Гарольд К. Шонберг, Великие пианисты от Моцарта до наших дней , 1963, с. 201
- ↑ называет его «фа-минорным упражнением Хенсельта в нарциссизме» Гленн Гулд в: Тим Пейдж (редактор), The Glenn Gould Reader (Knopf, New York 1984), 74.
Ссылки
[ редактировать ]- Список произведений взят из статьи Ричарда Битти Дэвиса о Хенсельте на Grove Music Online .
- `Издание IME` Бонн, Германия, 2002 г. ISBN 3-89564-106-5 http://www.studiopunktverlag.de
- Наталья Кейль-Зензерова. Адольф фон Хенсельт. Жизнь фортепианной педагогики в России (Франкфурт, 2007 г.) ISBN 3-631-53925-8 http://www.peterlang.de на немецком и русском языках.
- Гиперион записывает CDA67495 «Этюды» ор.2 и ор.5; Пирс Лейн, пианист. Примечания Ричарда Битти Дэвиса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей Хенсельта. Архивировано 8 мая 2014 г. в Wayback Machine (немецкий).
- Загружаемые записи произведений Хенсельта в формате MP3.
- Фортепианное трио ля минор, соч. 24 фрагмента речи и краткий биографический очерк
- Бесплатные партитуры Адольфа фон Хенсельта в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Международное общество Хенсельта – http://www.henseltsociety.org
- Ричард Битти Дэвис «Хенсельт, Адольф фон» в Словаре музыки и музыкантов Нью-Гроув , второе издание, 27 томов. Лондон: Макмиллан 2000. ISBN 978-0-19-517067-2 .
- 1814 рождений
- 1889 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Немецкие композиторы XIX века.
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы для фортепиано
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- немецкие классические пианисты
- Немецкие пианисты-мужчины
- Немецкие композиторы-романтики
- Немецкое безымянное дворянство
- Немецкие классические пианисты мужского пола
- Люди из Швабаха
- Музыканты из Королевства Бавария