Бык на крыше
Бык на крыше | |
---|---|
![]() Эскиз рыжеволосой дамы Рауля Дюфи. | |
Хореограф | Жан Кокто |
Музыка | Дариус Мийо |
Премьера | 21 февраля 1920 г. Комедия Елисейских полей , Париж |
Жанр | Сюрреалистический балет |
Le Bœuf sur le toit (буквально «бык на крыше»), соч. 58 — короткая пьеса для небольшого оркестра композитора Дариуса Мийо , написанная в 1919–20. Мийо задумал это произведение как музыкальное сопровождение к любому из комических немых фильмов Чарли Чаплина , но его премьера состоялась как музыка к балету, поставленному Жаном Кокто в феврале 1920 года.
Музыка
[ редактировать ]Мийо сказал, что он написал «Le Bœuf sur le toit» как «пятнадцать минут музыки, быстрой и веселой, в качестве фона для любого немого фильма Чарли Чаплина». [ 1 ] Композитор провел два года в Бразилии на французской дипломатической службе во время Первой мировой войны и испытал влияние ее музыки в своих сочинениях. Существовали различные объяснения названия: музыковед Джеймс Хардинг упоминает одно, что название было взято с вывески таверны, а другое - что оно взято из старой парижской легенды о человеке в квартире на верхнем этаже. который настоял на том, чтобы оставить теленка, который превратился в большого быка, слишком большого, чтобы его можно было удалить. Сам Мийо говорил, что это название бразильского народного танца. [ 2 ]
Анализ
[ редактировать ]Музыковед Роберт Мэтью-Уокер называет произведение « рондо-авек-репризой , стилизацией Рамо и Куперена ». [ 3 ] Музыка циклически повторяет все основные тональности и некоторые второстепенные. [ 4 ] Мийо много цитировал бразильские мелодии. В анализе, опубликованном в 2002 году, цитируются более 20 произведений 14 бразильских композиторов, упомянутых в партитуре. [ 5 ] Живой вступительный мотив – собственное изобретение Мийо, а не заимствование. [ 3 ] – повторяется повсюду:
![\язык "английский"
{\новый PianoStaff
<<
\new Staff \fixed c' {
\ключ скрипичный
\key c \major
\время 2/4
R2 r8 g8 b8 [d'] c' [g~] g16 [c'8 a16] b8 [b8~] b16 [g8 g16] a2 r8 g8 b8 [d'] c'8 [g8~] g16 [c' 8 a16] g8 [f8~] f16 [e8 d16] c2\bar "|."
}
\новый персонал \fixed c {
\ключ бас
\key c \major
\время 2/4
<с, с>8. [<d, d>16] <e, e>16 [<f, f>8 <fs, fs>16] <g, g>8. [16] <f, f>8 [8] <e, e>8. [16] <e, e>8 [<ef, ef>8] <d, d>8. [16] g,,8 [g,8~] g,16 [<c, c>8 <d, d>16] <e, e>16 [<f, f>8 <fs, fs>16] <г, г>8. [16] <f, f>8 [8] <e, e>8. [16] <e, e>8 [<ef, ef>8] <d, d>8. [16] g,,8 [g,8] c,2 \bar "|."
}
>>}](http://upload.wikimedia.org/score/g/c/gc6io380b4mtat5cvjuuouapdrjxab8/gc6io380.png)
Он перемежается несколькими вспомогательными темами, в основном синкопированной мелодией для струнных, элегантной темой для деревянных духовых инструментов и медной темой для труб. Они развиваются в восторженный пассаж для струнных и еще один с сильным латиноамериканским оттенком. По мере того как работа приближается к завершению, темы объединяются в яркую кодировку . Аналитик Ричард Уайтхаус пишет: «Музыка пронизана политональными интонациями, которые являются общей чертой музыки Мийо этого периода, придавая ей неожиданные гармонические повороты, гарантируя при этом, что мелодическая и ритмическая привлекательность произведения никогда не вызывает сомнений». [ 4 ]
Инструментарий и аранжировки
[ редактировать ]Оригинальная партитура требует камерного оркестра, состоящего из двух флейт , одной двойной пикколо ; один гобой ; два кларнета B ♭ ; один фагот ; две валторны фа мажор; две трубы до мажор; один тромбон ; один перкуссионист играет на гуиро , [ н 1 ] бубен , большой барабан и тарелки ; и струны .
Мийо сделал несколько аранжировок партитуры: для скрипки с оркестром, скрипки и фортепиано (с каденцией его коллеги по Les Six Артура Онеггера ) и двух фортепиано. [ 3 ]
Балет
[ редактировать ]
Жан Кокто убедил Мийо использовать музыку для балета. Кокто написал сценарий, а клоуны Фрателлини и цирк Медрено актерский состав предоставили . Постановку должен был разработать Ги-Пьер Фоконнель, но он внезапно умер, так и не завершив свой проект; Рауль Дюфи взял на себя управление. Премьера состоялась 21 февраля 1920 года в Комеди Елисейских Полях в программе, которая также включала Франсиса Пуленка увертюру «Кокарды» , балет «Прощай, Нью-Йорк» Жоржа Орика , три постановки Пуленка на стихи Кокто и «Три маленьких пьесы». montées Эрика Сати . [ 6 ] Дирижер — Владимир Гольшманн . [ 3 ]
Действие описывается Хардингом как «приятно лишенное всякого смысла». [ 7 ] Персонажи, в основном принадлежащие к менее респектабельным слоям парижского общества, - это Черный боксер, Бармен, Жокей, Черный бильярдист, Рыжеволосая дама, Дама с декольте, Мужчина в вечернем платье и Полицейский. У всех картонные головы, в два-три раза превышающие натуральную величину. Боксер обнаруживает, что его сигара плохо затягивается, и бармен перерезает ему ее выстрелом из пистолета. Пуля сбивает бильярдиста. Жокей возражает против заигрывания боксера с рыжеволосой дамой и сбивает его с ног, прежде чем присоединиться к покупательницам в танго. Слышен полицейский свисток; бармен скрывает все следы алкоголя и маскирует комнату под молочный бар. Входит крупный полицейский, чует дыхание посетителей и танцует гениальное соло. Бармен нажимает кнопку: с потолка спускается электрический вентилятор и отсекает полицейскому голову. Он падает замертво, и одна из покупательниц танцует с его отрубленной головой в пародии на Саломею . [ 3 ] Бармен кладет голову на тело полицейского, который оживает, но сталкивается с огромным счетом в несколько метров длиной за всеобщие напитки. Несмотря на живость музыки, персонажи танцуют в замедленной съемке, «как глубоководные ныряльщики, движущиеся против течения», по выражению Хардинга. [ 7 ]
Балет был хорошо принят в Париже, Кокто и Мийо привезли его в Лондон. [ н 2 ] где Хьюго Рамбольд представил его под названием The Nothing Doing Bar . он имел такой успех В лондонском Колизее (в первый вечер было пять выходов на бис), что руководство отправило с ним гастрольную компанию. [ 9 ]
Балет дал название знаменитому парижскому кабаре-бару Le Bœuf sur le toit , открывшемуся в 1921 году и ставшему местом встреч Кокто и его соратников. Мийо получил пожизненное членство. [ 3 ] Позже он отметил, что это произведение также дало название барам Брюсселя и Нью-Йорка. [ 1 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В качестве альтернативы оценка предлагает стиральную доску.
- ↑ Пребывание Мийо в Лондоне имело важное значение для его более поздней музыки: он впервые столкнулся с живым джазом в Хаммерсмит-Пале , тщательно изучил этот жанр и использовал его в некоторых из своих более поздних произведений. [ 3 ] [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фергюсон, с. 380
- ^ Хардинг, стр. 75–76.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мэтью-Уокер, Роберт (1992). Примечания к компакт-диску Hyperion CDH55168 ОСЛК 28432964
- ^ Jump up to: а б Уайтхаус, Ричард (2005). Примечания к компакт-диску Naxos 8.557287 ОСЛК 1257374643
- ^ Озерный паук, Маноэль. Мийо «Бразильские источники в Le Boeuf sur le Toit : дискуссия и музыкальный анализ» , Latin American Music Review , лето 2002 г., стр. 8 (требуется подписка)
- ^ Хардинг, стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б Хардинг, с. 77
- ^ Хардинг, с. 80
- ^ Хардинг, стр. 79–80.
Источники
[ редактировать ]- Фергюсон, Дональд (1968). Шедевры оркестрового репертуара: Путеводитель для слушателей . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. OCLC 471191091 .
- Хардинг, Джеймс (1972). Бык на крыше: Сцены из музыкальной жизни Парижа двадцатых годов . Лондон: Макдональд. ISBN 978-0-356-03967-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хроники Бёфа — Как бык попал на крышу: Дариус Мийо и бразильские источники «Le Boeuf sur le toit» Даниэллы Томпсон.
- Бык на крыше : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Видео - Дариус Мийо - Бык на крыше - Балет (1 из 2) (10:57).
- Видео - Дариус Мийо - Бык на крыше - Балет (2 из 2) (08:46).
- Видео - Дариус Мийо - Бык на крыше - Фортепианный дуэт (16:43).
- Видео - Дариус Мийо - Бык на крыше - Оркестр (17:55).