Болотная легенда
Болотная легенда | |
---|---|
![]() | |
Художник | Пауль Клее |
Год | 1919 |
Тип | Картон, масло. |
Размеры | 47 см × 41 см (19 × 16 дюймов) |
Расположение | Муниципальная галерея в Ленбаххаусе , Мюнхен. |
«Легенда о болоте» («Sumpflegende») — картина швейцарско-немецкого художника Пауля Клее , написанная маслом на картоне , написанная в 1919 году. С 1982 года она находилась в Städtische Galerie im Lenbachhaus в Мюнхене , но право собственности на нее оспаривалось из-за ее происхождения. . Картина была одной из работ, которые национал-социалисты считали «дегенеративным искусством», и была конфискована из Ландесмузеума Ганновера в Ганновере в 1937 году. Однако она не принадлежала музею, а находилась там во временное пользование у искусства. историк Софи Лисицкая-Купперс . В июле 2017 года стало известно, что ее наследники достигли соглашения с городом Мюнхеном о ее владении. [1] [2]
Описание
[ редактировать ]Картина принадлежит к серии «космических пейзажей», которые Клее в большом количестве создал между 1917 и 1919 годами, где выражалась символическая концепция природы. В абстрактных цветовых пространствах, где преобладает сернистый желтый цвет и контрастирует с фиолетовым, объекты располагаются наивно. В сказочном пейзаже человеческая фигура сама становится частью природы. Как писал Клее в своих «Дневниках» : «Раньше (еще в детстве) пейзаж был мне очень ясен. Пейзаж для настроения души. Сейчас начинаются опасные времена, когда природа хочет меня поглотить, я уже никто, но у меня есть покой». [3]
Провенанс
[ редактировать ]Картина была приобретена вскоре после ее завершения Паулем Кюпперсом, директором Ганноверского Кюнстлерферайна, и его женой Софи, впоследствии Лисицкой-Купперс, непосредственно в мастерской художника в Мюнхене. В 1926 году Софи Лисицкая-Купперс передала картину в аренду Ганноверскому провинциальному музею вместе с 15 другими модернистскими работами. 5 июля 1937 года оно было конфисковано там Национал-социалистической художественной комиссией в рамках кампании против « дегенеративного искусства ». С 19 июля 1937 года он был представлен на одноименной ругательной выставке на так называемой «Стене Дада». [4]
В 1941 году один из официальных торговцев произведениями искусства Гитлера Хильдебранд Гурлитт. [5] купил картину у Германского рейха за 500 швейцарских франков. В 1962 году оно было продано на аукционе в аукционном доме Lempertz в Кёльне , несмотря на упоминание о его происхождении и предположение, что оно всё ещё принадлежало Софи Лисицкой-Купперс , и было приобретено швейцарским коллекционером Эрнстом Байелером . [6] Он продал ее галерее Розенгарт в Люцерне , где она находилась с 1973 по 1982 год. Затем она была приобретена за 700 000 немецких марок Фондом Габриэле Мюнтер и Йоханнеса Эйхнера и городом Мюнхеном, который предоставил ее в аренду Städtische Galerie im Lenbachhaus . [7]
В 1992 году Джен Лисицки, сын Софи Лисицкой-Купперс, подала иск с требованием реституции в окружной суд Мюнхена. В иске было отказано в связи с истечением срока давности. Принципы отмены срока исковой давности согласно Вашингтонской декларации , которые взяли на себя обязательства публичные музеи Германии, в данном случае не применяются, поскольку Ленбаххаус является частным фондом. [8] В конце марта 2012 года наследники подали еще один иск против города Мюнхена о передаче картины на том основании, что в качестве доказательств имеются новые документы. [9]
В июле 2017 года стало известно, что наследники достигли соглашения с городом Мюнхен. Соответственно, наследникам должна быть выплачена компенсация, а картина останется в Ленбаххаусе. Цена не была упомянута. [10] [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Болотная легенда, Lenbachhaus (немецкий)
- ^ Мелисса Мюллер, «Софи Лисицкая-Купперс (1891–1978)», Ганновер/Мюнхен, в книге Мелиссы Мюллер, Моники Тацков, « Утраченные изображения, потерянные жизни». Еврейские коллекционеры и что стало с их произведениями искусства , Элизабет Сандманн Верлаг, Мюнхен, 2009 г. (немецкий)
- ^ Вернер Хофманн, Пауль Клее. 50 работ за 50 лет, опубликованные Гамбургским Кунстхалле по случаю одноименной выставки , Ганс Кристианс Верлаг, Гамбург, 1990, с. 80 (английский)
- ^ Мелисса Мюллер, «Софи Лисицкая-Купперс (1891–1978)», Ганновер/Мюнхен, в книге Мелиссы Мюллер, Моники Тацков, « Утраченные изображения, потерянные жизни». Еврейские коллекционеры и что стало с их произведениями искусства , Элизабет Сандманн Верлаг, Мюнхен, 2009 г. (немецкий)
- ^ Рональд, Сьюзен (2015). Гитлеровский вор произведений искусства: Хильдебранд Гурлитт, нацисты и разграбление сокровищ Европы (Первое изд.). Нью-Йорк. ISBN 978-1-250-06109-6 . OCLC 914417714 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мелисса Мюллер, Софи Лисицкая-Купперс (1891–1978) , Ганновер / Мюнхен (немецкий)
- ^ Болотная легенда, Lenbachhaus (немецкий)
- ^ Гуннар Шнабель, Моника Тацков, Справочник по реституции произведений искусства во всем мире, разграбленное нацистами , Берлин, Proprietas-Verlag, 2007, стр. 289 (немецкий)
- ^ Ингеборг Прайор, Украденные изображения. Приключенческая история Софи Лисицкой-Купперс и ее коллекции произведений искусства , Kiepenheuer & Witsch, Кельн, 2002 (немецкий)
- ↑ «Sumpflegende» Пауля Клее: Последняя глава бесконечной истории, Tagesspiegel, 26 июля 2017 г. (немецкий)
- ^ Журнал, Смитсоновский институт; Панко, Бен. «Юридическая тяжба по поводу украденной нацистами картины завершилась спустя 26 лет» . Смитсоновский журнал . Проверено 31 января 2023 г.
Спустя восемьдесят лет после того, как нацисты сочли картину образцом «дегенеративного искусства», десятилетняя судебная тяжба вокруг немецкой модернистской картины достигла урегулирования, сообщает Кэтрин Хикли из «Нью-Йорк Таймс». Сообщается, что 26-летняя судебная тяжба, которую ведут потомки историка искусства Софи Лисицкой-Купперс, является самой продолжительной в Германии за всю историю, связанной с искусством, разграбленным нацистами.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с легендой о Болоте Пола Клее, на Викискладе?