Кот и птица
Кот и птица | |
---|---|
Художник | Пауль Клее |
Год | 1928 |
Тип | Масло и тушь на марле, грунтованной гипсом, на фанере. |
Размеры | 38,1 см × 53,2 см (15,0 × 20,9 дюйма) |
Расположение | Музей современного искусства , Нью-Йорк |
«Кошка и птица» — картина швейцарско-немецкого художника Пауля Клее , созданная в 1928 году. Она была написана, когда Клее был преподавателем в Баухаузе Дессау . На картине изображена широкая морда стилизованного кота, на лбу которого сидела маленькая птичка. Она проводится в Музее современного искусства в Нью-Йорке . [1]
История и описание
[ редактировать ]Клее создал множество картин и рисунков с изображением кошек, наиболее известными из которых являются нынешние. Маленькая птичка на лбу кошки на самом деле должна находиться внутри ее головы; можно предположить, что ему снится потенциальная добыча. На картине птица играет лишь второстепенную роль; бесспорным главным героем является кот, морда которого в подавляющем большинстве доминирует в формате. Домашние кошки часто любят сидеть в ограниченном пространстве. Выражение его лица характеризуется пугающей настороженностью, выраженной в открытых глазах с типичными кошачьими вертикальными зрачками, а также спокойствием. Окрас Клее на этой картине приглушенный, от розового до светло-коричневого, а также голубоватых, зеленых и фиолетовых участков, теплая цветовая гамма, соответствующая характеру теплолюбивых домашних кошек. Только кончик носа ярко-красный, в форме сердца. Как хорошо известный символ, это сердце должно выражать своего рода «любовное желание». Клее любил кошек и тоже держал их дома и в своей мастерской. Над птицей в верхней части картины изображено своего рода темное небесное тело - мотив, который часто встречается в его картинах. Живописец рассматривал мир как модель космического планетария, призванного показывать духовные истины. [2] [3]
Художник хотел, чтобы простые линии, формы и цвета работали сами на себя в его картинах. Он назвал это «чистым культивированием средств». Видимое должно отступить и вместо этого сосредоточиться на мысли, воображении и «голоде ума». Он хотел «сделать скрытые видения видимыми». Для двух существ на этой картине он использовал простые штрихи и линии в рисунке, напоминающие детские рисунки, в которых он видел «источники творчества». Для этой картины характерны простые заостренные овалы для глаз, треугольники для носа, ушей и кошачьей пасти. Птица демонстрирует на рисунке аналогичную волнистую редуцированную линию в области глаз кошки и напоминает изображения Клее графического значения активной, средней и пассивной линий в их изогнутой форме. [4] [5] [6] [7]
Кот представлен как своего рода «волшебный глаз животного», поскольку птица буквально запечатлена в нем, как вечное желание. Оба животных принадлежат художнику, созданиям его знаний, воображения форм и его наводящего на размышления упрощенного языка жестов, который он испытал и развил после поездки в Тунис в 1914 году, а затем в качестве учителя Баухауза . [8] [9] [10] [11]
Американский историк искусства Уильям Рубин интерпретирует «Кошку и птицу» с точки зрения гештальт-психологии и упоминает небольшие форматы картин Клее. В голове могут происходить только события небольших форматов, и здесь о птице думает кот, который уже не хочет, чтобы она «выходила из головы». Этой картиной Клее спекулирует, возможно, на бессознательном знании зрителя, который иначе не понял бы, что птица находится не вне кошки, а лишь в его одержимом сознании. Рубин считает, что эта картина довольно уникальна в творчестве Клее по исполнению и сюжету. [12]
Провенанс
[ редактировать ]Клее подарил картину галерее Альфреда Флеххайма в Берлине в 1929 году, а в 1930 году она была передана в аренду Музею современного искусства в Нью-Йорке. В 1934 году она была продана Францу Герберту Хиршланду. После его смерти оно перешло по наследству Сьюзан Энн Хиршланд и Джоан Эллен Хиршланд Мейер. В 1975 году ее предложили Музею современного искусства в Нью-Йорке, где она и находится с тех пор. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рене Кревель, Поль Клее , Галлимар, Париж, 1930, с. 45 (английский)
- ^ Джон Саллис, Пол Клее. Философское видение, от природы к искусству , Художественный музей Макмаллена, Бостонский колледж, Честнат-Хилл, 2012, с. 49
- ^ Марина Альбергини, космический кот Пауля Клее , Уго Мурсия Редактор, Милан, 2012 (итальянский, посвящен отношениям художника с кошками)
- ^ Харриет Шенхольц Би, МоМА: основные моменты: 325 работ из Музея современного искусства , Нью-Йорк, Ред. Музей современного искусства, Абрамс, Нью-Йорк, 1999, с. 116
- ^ Пауль Клее: Педагогический альбом для рисования , Gebr. Манн Верлаг, Берлин, 2003 г.
- ^ Пауль Клее: Педагогический альбом для зарисовок , Манн Верлаг, Берлин, 2003 (немецкий)
- ^ Карола Гидион-Велькер, Пауль Клее в самосвидетельствах и графических документах , Рейнбек, 1961 (немецкий)
- ^ Харриет Шенхольц Би, МоМА: основные моменты: 325 работ из Музея современного искусства , Нью-Йорк, Ред. Музей современного искусства, Абрамс, Нью-Йорк, 1999, с. 116
- ^ Пауль Клее: Педагогический альбом для рисования , Gebr. Манн Верлаг, Берлин, 2003 г.
- ^ Пауль Клее: Педагогический альбом для зарисовок , Манн Верлаг, Берлин, 2003 (немецкий)
- ^ Карола Гидион-Велькер, Пауль Клее в самосвидетельствах и графических документах , Рейнбек, 1961 (немецкий)
- ^ Уильям С. Рубин, в каталоге выставки МоМА в Берлине. Шедевры из Музея современного искусства , Нью-Йорк. Hantje Cantz Verlag, Ostfildern-Ruit, 2004 г. (немецкий)
- ^ Харриет Шенхольц Би, МоМА: основные моменты: 325 работ из Музея современного искусства , Нью-Йорк, Ред. Музей современного искусства, Абрамс, Нью-Йорк, 1999, с. 116
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с книгой Пола Клее «Кошка и птица», на Викискладе?