Jump to content

Дзен и искусство сознания

(Перенаправлено из «Десять дзен-вопросов» )
Дзен и искусство сознания
Автор Сьюзан Блэкмор
Оригинальное название Десять дзен-вопросов
Предмет Сознание
Издатель Публикации Oneworld
Дата публикации
2011
Страницы 208
ISBN 978-1851687985 (переиздание)

Дзен и искусство сознания (2011), первоначальное название [ 1 ] Десять дзен-вопросов (2009) — книга Сьюзен Блэкмор . В нем описываются ее мысли во время ретритов по дзадзэн и других самостоятельных медитативных упражнений, а также то, как эти мысли связаны нейробиологией сознания с . Большинство глав книги сосредоточены вокруг вопроса дзэн и описывают внутренний монолог Блэкмора, размышляющий о значении этого вопроса для субъективного опыта. В последней главе представлен ответ учителя дзэн Блэкмора.

Краткое содержание

[ редактировать ]

Блэкмор рассматривает свою книгу как «попытку понять, может ли прямой взгляд на собственный разум внести вклад в науку о сознании».

Блэкмор практикует дзен, хотя сама не буддистка . Скорее: «Я человек с пытливым умом, который наткнулся на дзэн и нашел его чрезвычайно полезным». Некоторые вопросы Блэкмор не являются строго дзэнскими, а скорее исходят из традиций Махамудры , хотя она получила их от инструктора дзэн Джона Крука. [ 2 ]

Обсуждение Блэкмора вращается вокруг десяти вопросов, обсуждаемых в следующих разделах. [ 3 ]

1. Нахожусь ли я сейчас в сознании?

[ редактировать ]

Блэкмор спрашивает себя: «Я сейчас в сознании?» и отвечает: «Конечно, да. Да, теперь я в сознании». Но ей кажется, что, задав этот вопрос, она в каком-то смысле «пробудилась» сама, что заставляет ее задаться вопросом, была ли она в сознании непосредственно перед тем, как задать вопрос. Она неоднократно задает себе этот вопрос, каждый раз говоря «да». Поскольку она продолжает задавать этот вопрос на протяжении многих лет, опыт «пробуждения» становится более постепенным. Точно так же становится легче постоянно задавать вопросы, и в конце концов: «Слова больше не нужны. Скорее, кажется, что возникает вопрошающее отношение, открытость ума».

2. Что я осознавал минуту назад?

[ редактировать ]

Блэкмор пытается выяснить, что она осознавала непосредственно перед этим. Когда она спрашивает, она может вспомнить многие ощущения — например, деревянный пол и кошачье мурлыканье. Кажется, что она знала о них какое-то время назад, но, похоже, она «заметила» их только тогда, когда подумала об этом вопросе. Точно так же Блэкмор думает о своем дыхании, которое «всегда здесь», но она не уверена, наблюдала ли она за ним перед тем, как задать вопрос.

Блэкмор скептически относится к нынешним попыткам найти нейронные корреляты сознания , потому что «если я не знаю, какие образы и звуки я осознавал, а какие нет, то вся эта линия научных исследований должна быть полностью ошибочной».

3. Кто задает вопрос?

[ редактировать ]

Блэкмор исследует, кто такая «она». Один из подходов состоит в том, чтобы найти «границу, край или водораздел» между тем, на что он смотрит, и человеком, который смотрит. Например, заметив завиток своих волос, она спрашивает: «У меня волосы с одной стороны, а переживания с другой? Нет. Это глупо». Она пытается проследить путь из внешнего мира к себе, но так и не может найти себя. «Ищите наблюдающего себя и найдите только вид. Кажется, я — это мир, который я вижу».

4. Где это?

[ редактировать ]

Блэкмор наблюдает за цветами и спрашивает, где находится их восприятие, например, их желтизна. Ясно, что дело не в самих цветах, потому что, например, то, что Блэкмору кажется желтым, будет выглядеть по-другому для пчелы с совершенно другой зрительной системой. Другой вариант состоит в том, что цвет представлен паттерном нейронной активности в ее зрительной коре , но неясно, почему эта нейронная активность сама по себе является «желтой».

5. Как возникает мысль?

[ редактировать ]

Блэкмор размышляет о природе «пребывания в спокойствии и движения мысли». Она замечает, что ее мысли могут идти «параллельными нитями». Некоторые мысли «происходят прямо здесь, среди спокойствия», а другие более активны. Последний «утаскивает часть разума» и раскалывает его надвое. Блэкмор рассматривает это «как теорию о том, что происходит в мозгу, когда группы нейронов организуются в разных местах, их паттерны возникают и исчезают, хотя и без ощущения себя».

6. Нет времени. Что такое память?

[ редактировать ]

Блэкмор спрашивает, существует ли время. Она думает о настоящем, прошлом, будущем и воображаемых вещах. Она понимает: «Хотя я могу называть их по-разному, и они различаются по яркости и степени уверенности в их деталях, кажется, что все они сделаны из одного и того же материала».

7. Когда ты?

[ редактировать ]

Блэкмор вспоминает опыт осознанности, когда она чувствовала, что может «прыгнуть в небытие» и на короткое время перестать существовать. Ей кажется, что события в мире возникают из небытия, «возникают из не-места и не-времени».

8. Ты сейчас здесь?

[ редактировать ]

Блэкмор рассматривает метафору «жизни как бусинок» и отвергает ее, потому что ее разум, кажется, содержит «множество потоков» опыта, которые «возникают и исчезают, а их наблюдатели приходят и уходят вместе с ними». Ее размышления приводят ее к согласию с Дэниелом Деннеттом критикой картезианского театра . Деннета Вместо этого ее опыт ближе к модели нескольких драфтов . Она также чувствует, как быть своими собственными мыслями, что напоминает точку зрения Уильяма Джеймса о том, что « мысль сама является мыслителем , и психологии не нужно смотреть дальше».

9. Что я делаю?

[ редактировать ]

Блэкмор исследует отсутствие свободы воли в причинно закрытой вселенной. После долгого размышления над этой проблемой чувство свободы воли Блэкмора угасло:

Кажется, это все, что происходит; решения принимаются в результате бесчисленных взаимодействующих событий, а затем внутренний голос говорит: «Я сделал это», «Я решил сделать это».

Тем не менее, во время дзен-ретрита Блэкмор поняла, что она может взять на себя ответственность. Как только было принято решение: «Вот что произошло, таковы последствия. Все остается так, как есть».

10. Что дальше?

[ редактировать ]

Блэкмор исследует вопросы реинкарнации , самонепрерывности и «вневременности, пустоты или пустоты, или чего бы то ни было, из чего возникают явления».

Стивен Пул сказал, что Блэкмор пишет «в стиле, который намеренно фрагментарен, с чередой неудачных начинаний или путей, ведущих в небытие (в этом тоже может быть суть)». Некоторые части он сравнил с «сюрреалистическим экзистенциальным романом ужасов». [ 4 ]

Дженни Доу отметила, что проза Блэкмора «не всегда способна передать глубину и тайну опыта дзэн и иногда напоминает бред накуренного студента». Тем не менее, Доу считает, что эта книга является отличной отправной точкой для непрофессионалов в изучении философии разума. [ 5 ]

Энтони Фримен приветствовал исследование Блэкмора сознательного опыта. Он рекомендовал читать книгу «медленно и вдумчиво» из-за ее плотного медитативного тона. «Чтение становится повторным переживанием опыта». [ 6 ]

Питер Фенвик отметил, что взгляды Блэкмор на личность как на конструкцию имеют смысл в ее предыдущей работе, утверждающей, что околосмертные переживания также являются конструкцией разума. Он считает, что книга «должна быть обязательна к прочтению всем, кто занимается изучением сознания, и, конечно же, на каждом курсе психологии» и что, если бы больше ученых занимались самоанализом, как это делает Блэкмор, «исследования сознания пошли бы по совершенно другому и более прогрессивному пути». [ 7 ]

Бодхипакса называет книгу Блэкмора «необыкновенной книгой: иногда пьянящее, но очень полезное чтение». Он отмечает, что обсуждение Блэкмора соответствует некоторым классическим идеям буддизма, включая различие между осознанием и осознанием осознания. Бодхипакша критикует вывод Блэкмора о том, что он осознал звуки, которые произошли в прошлом, и предположил, что ее осознание их является «атрибуцией, сделанной позже», поскольку он указывает, что звуки могут сохраняться в эхоической памяти в течение 4 секунд: «Многие описания Блэкмора осознанность, по-видимому, предполагает обращение внимания на то, что находится в эхо-памяти, а не на то, что она слушала в данный момент». Наконец, Бодхипакса отмечает, что использование Блэкмором некоторой терминологии было небрежным и может отражать «чувство» значимости, которое не было полностью продумано или сформулировано. [ 2 ]

Аарон Сломан нашел книгу Блэкмора «отличным чтением, если у вас есть правильный интерес и правильное терпение». Он нашел книгу ценной как отчет о том, каково это - озадачиваться «сознанием, свободой, самостью, отношениями между разумом и мозгом», но он сказал, что она не учитывает точку зрения проектирования системы мышления и, следовательно, упускает из виду о полезных сведениях. Он считает, что «попытка понять сознание, просто глядя на него внутрь, может иметь ограниченный успех». Это может быть «похоже на попытку трассировки печатью трассировки части пакета отладки, связанной с ». Сломан также считает, что отрицание Блэкмором «содержания сознания», «я» и «свободной воли» слишком сильно основано на путаных представлениях о том, что эти вещи означают, и «она не рассмотрела правильные объяснения» для этих вещей. концепции. Тем не менее Сломан считает, что книга «Дзен и искусство сознания » «может стать классикой благодаря уникальному сочетанию качеств, которые автор привносит в нее». [ 8 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Блэкмор, Сьюзен (23 августа 2010 г.). « Десять дзен-вопросов» — есть ли название получше?» . Психология сегодня . Проверено 7 июля 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б Бодхипакша (12 марта 2009 г.). « Десять дзен-вопросов», Сьюзан Блэкмор . Дикий разум . Проверено 7 июля 2014 г.
  3. ^ Блэкмор, Сьюзен (25 марта 2013 г.). «Содержание» . Доктор Сьюзен Блэкмор . Проверено 7 июля 2014 г.
  4. ^ Пул, Стивен (13 марта 2009 г.). «Десять дзен-вопросов» . Хранитель . Проверено 7 июля 2014 г.
  5. ^ Доу, Дженни (август 2009 г.). «Интроспекция как методология» . Психолог . 22 (8): 686 . Проверено 7 июля 2014 г.
  6. ^ Фриман, Энтони (2009). «Сьюзен Блэкмор: Десять дзен-вопросов » (PDF) . Журнал исследований сознания . 16 (2–3): 206–207 . Проверено 7 июля 2014 г.
  7. ^ Фенвик, Питер (2009). «Теперь я в сознании?». Обзор сети . 99 . Научно-медицинская сеть.
  8. ^ Сломан, Аарон (14 января 2012 г.). «Комментарии к Сьюзен Блэкмор, Дзен и искусство сознания, Мягкая обложка: Oneworld Publications, 2011, ранее публиковалось как: Десять вопросов дзен» . Домашняя страница: Аарон Сломан . Проверено 7 июля 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46cfd96b652a991d3e96d8baa030aee7__1710268800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/e7/46cfd96b652a991d3e96d8baa030aee7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zen and the Art of Consciousness - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)