Ритуал дуба и омелы


Ритуал дуба и омелы — это кельтская религиозная церемония, во время которой одетые в белое друиды поднимались на священный дуб , срубали растущую на нем омелу , приносили в жертву двух белых быков и использовали омелу для приготовления эликсира для лечения бесплодия и последствий яд. [ 1 ] Ритуал, известный по одному отрывку из , Плиния «Естественной истории» помог сформировать образ друида в народном воображении. [ 2 ] [ 3 ]
Отчет Плиния Старшего
[ редактировать ]Единственным сохранившимся источником этого ритуала является отрывок из « истории» римского Естественной историка Плиния Старшего , написанный в I веке нашей эры. Говоря об омеле, он пишет:
Не следует упускать из виду и то огромное восхищение, которое испытывают к нему галлы. Друиды – так они называют своих магов – не считают ничего более священным, чем омела и дерево, на котором она растет, при условии, что это дуб с твердой древесиной [ робур ]. [ 4 ] [ 5 ] .... Омела встречается редко, и когда ее находят, ее собирают с большой церемонией, особенно в шестой день луны .... Приветствуя луну на местном слове, которое означает «исцеление всего сущего», они готовят ритуальное жертвоприношение. и устроите пир под деревом, и приведите двух белых быков, чьи рога связаны в первый раз по этому случаю. Священник, облаченный в белое облачение, взбирается на дерево и золотым серпом срубает омелу, пойманную белым плащом. Затем, наконец, они убивают жертв, молясь богу, чтобы тот сделал его дар благоприятным для тех, кому он его даровал. Они верят, что употребление омелы в питье придает плодовитость любому бесплодному животному и является противоядием от всех ядов. [ 1 ] [ 6 ]
Хотя Плиний не указывает источник, на котором он основывал это сообщение, французский археолог Жан-Луи Брюно ( фр .) приводит доводы в пользу Посидония Родосского, эрудита , процветавшего в I веке до нашей эры. [ 7 ]
Позже влияние и историография
[ редактировать ]Миранда Олдхаус-Грин утверждала, что, хотя Плиний является единственным авторитетом, упоминающим эту церемонию, основными элементами его описания являются все черты кельтской религии, подтвержденные в других местах; к ним относятся дубы, омела, ритуальные банкеты, луна и жертвоприношение быка. [ 8 ]
Рассказ Плиния во многом способствовал популярному сегодня изображению друидов как одетых в белое мудрецов, совершающих жертвоприношения в лесах и вооруженных золотыми серпами. [ 9 ]
Шатобриан театрализованную версию сцены Плиния включил в свои «Мученики» друидесса Веледа . , в которой роль играет [ 3 ] В комиксах «Астерикс» друид Гетафикс часто изображается среди дубов, одетый в белое и несущий золотой серп. [ 3 ]
Ритуал является ключевым элементом сюжета в «Серебре на дереве» , последней книге серии «Тьма поднимается» в Сьюзен Купер .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Плиний Старший . Естественная история XVI, 95 .
- ^ Брюно (2006), с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристиан Гудино, «Клише», в Гудино (2006), стр. 13–14.
- ^ Латинское robur — это одно слово, обозначающее дуб, отличающееся от quercus и ilex тем, что подчеркивает твердость древесины: Чарльтон Т. Льюис и Чарльз Шорт (1879). «робур» . Латинский словарь.
- ^ По данным Л. А. Будла, омела ( Viscum album ) «встречается на Quercus pedunculata и Q. sessiliflora , но Тюбеф (стр. 727) утверждает, что нет точных данных о ее распространении на других дубах Центральной Европы» (стр. 332). . Л. А. Будл (1924). «Омела на дубах». Бюллетень различной информации (Королевские сады, Кью) . 1924 (8). Кью: 331–333. дои : 10.2307/4111800 . JSTOR 4111800 .
- ^ Вопреки отчету Плиния, в настоящее время признано, что все части омелы, особенно европейской , токсичны, хотя и редко вызывают смерть.
- ^ Брюно (2006), с. 48.
- ^ Грин (2005).
- ^ Брюно (2006), с. 49.
Ссылки
[ редактировать ]- Жан-Луи Брюно (2006). Друиды: Философы среди варваров [ Друиды: Философы среди варваров ] (на французском языке). Париж: Порог. ISBN 978-2-02-079653-8 .
- Кристиан Гудино, изд. (2006). Религия и общество в Галлии [ Религия и общество в Галлии ] (на французском языке). Париж: Странствие. ISBN 978-2-87772-338-1 .
- Миранда Дж. Грин (2005). Исследование мира друидов . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28571-8 .