Клоти хорошо


Колодец Клути — это святой колодец (или священный источник ), почти всегда рядом с которым растет дерево, где в рамках исцеления ритуала оставляют небольшие полоски ткани или ленты , обычно привязывая их к ветвям дерева (так называемый колодец Клути). дерево-клути или тряпичное дерево ). Колодцы Клути — места паломничества , обычно встречающиеся в кельтских регионах . Считается, что эта традиция происходит от древнего обычая оставлять жертвы в воде. [1] В Шотландии Clootie — или Cloot это полоска ткани или тряпки.
Практики
[ редактировать ]При использовании в колодцах в Шотландии, Ирландии и на острове Мэн куски ткани обычно окунают в воду святого колодца , а затем привязывают к ветке и произносят мольбу духу . колодца – в наше время обычно святой , но в дохристианские времена богиня или местный дух природы . [2] Чаще всего это делают те, кто ищет исцеления, хотя некоторые могут делать это просто для того, чтобы почтить дух колодца. В любом случае многие видят в этом вероятное продолжение древней кельтской практики оставлять вотивные приношения в колодцах или ямах. [3] [4]
Существуют местные варианты этой практики. У некоторых колодцев принято обмывать пораженную часть тела влажной тряпкой, а затем привязывать тряпку к ветке; поскольку тряпка со временем распадается, предполагается, что и болезнь исчезнет. В некоторых колодцах одежда представляет собой определенно «тряпки», в других — яркие полоски тонкой ткани. В некоторых местах церемония может также включать обход (или кружение) колодца определенное количество раз и подношение монеты, булавки или камня. Дополнительные вотивные приношения, подвешенные на ветвях или оставленные в колодцах, могут включать четки , религиозные медали, кресты , религиозные иконы и другие символы веры. [3] [4]
В колодцах, где принцип действия состоит в том, чтобы избавиться от недуга, а считается, что туалет представляет собой болезнь, «подношения» могут быть гротескными отбросами. Те, кто вместо этого рассматривает кутти как подношение духу, святому или божеству, с большей вероятностью повяжут привлекательный чистый кусок ткани или ленту. [3] [4]
Священными деревьями у колодцев Клути обычно являются боярышники , хотя ясени . встречаются и [3] [4]
Наиболее популярное время для паломничества к колодцам Клути, как и к другим святым колодцам, - это праздники Святых, День Узора или Покровителя или старые гэльские праздничные дни Имболк (1 февраля), Белтейн (1 мая), Лугнасад. (1 августа) или Самайн (1 ноября). [4] [5]
Локации
[ редактировать ]
В Шотландии , возле деревни Мунлочи на автомагистрали A832, находится колодец (называемый по- шотландски-гэльски : Тобар Чурадайн ) у древнего источника, посвященного Святому Куретану , где тряпки до сих пор висят на окружающих кустах и деревьях. Когда-то считалось, что этот колодец способен вылечить больных детей, оставленных там на ночь. Иногда территорию необходимо очистить от небиоразлагаемых материалов и мусора, например электроприборов и жалюзи. [6]
В самом сердце Каллодена, недалеко от поля битвы, находится обнесенный стеной колодец, также известный как колодец Святой Марии. Этот колодец традиционно посещали в первое воскресенье мая. До недавнего времени это был популярный праздник: на автостоянке стоял фургон с мороженым. Однако сейчас эта традиция находится в упадке, хотя все еще выражена. У Крейги Уэлла в Авоче на Черном острове есть как монеты, так и галантерейные вещи. Тряпки, шерсть и человеческие волосы также использовались как обереги от колдовства, а также как знаки покаяния или исполнения обета. [7] Колодец когда-то существовал в Килалане недалеко от Килмаколма в Ренфрушире . Этот святой колодец был посвящен святому Филлану, а к нависающим ветвям кустарника была привязана ткань.
В Корнуолле , в Мадрон- Уэлле ( SW446328 ) практикуется завязывание ткани, и считается, что по мере ее гниения болезнь исчезает. [8] [9] В 1894 году Мадрон-Уэлл считался единственным колодцем Корнуолла, где традиционно связывали тряпки. [10] Тряпки появлялись только на других колодцах Корнуолла, таких как Alsia Well ( SW393251 ) и колодец Санкрид ( SW417293 ) примерно за последние 30 лет. [8] Колодец Христа в Ментьете был описан в 1618 году «как весь обтянутый старыми тряпками». [7]
В Ирландии в Лакрю , Олдкасле, графство Мит ( 53 ° 44'36 "N 7 ° 08'03" W / 53,743299 ° N 7,134040 ° W ) есть дерево желаний, где посетители проходных гробниц привязывают ленточки к ветке боярышника. Лакрю — место, имеющее большое историческое значение в Ирландии. Это место мегалитических захоронений, датируемых примерно 3500 и 3300 годами до нашей эры, расположенное недалеко от вершины Слиаб-на-Кайли и на окружающих холмах и долинах. [11]
Популярная культура
[ редактировать ]В 2002 году фольклорист Мэрион Боуман заметила, что за последние годы количество колодцев «заметно увеличилось» как в существующих, так и в новых местах. [12] Она добавила, что те, кто занимается этой практикой, часто воспринимают ее как древнее «кельтское» занятие, которое они увековечивают. [12]
Вымышленный колодец в Охтерардере фигурирует в романе 2006 года «Именование мертвых» Яна Рэнкина посетил колодец в Манлочи на Черном острове , который перед написанием книги .
В фильме 2018 года «Вечеринка только начинается» , сценаристом и режиссером которого является Инвернесса уроженка Карен Гиллан , хорошо показан Клоти Манлочи.
См. также
[ редактировать ]- Каллоден , Шотландия
- Ноканаре Ну
- Священная роща
- Хорошо одеваюсь
- Вилвеортунга
- Дерево желаний
- Нурагический святой колодец
- Святой колодец
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Это расстроило многих людей»: возмущение после приведения в порядок священного колодца в Шотландии» . Хранитель . 30 января 2022 г. Проверено 30 января 2022 г.
- ^ Мур, AW; Терри, Джон Ф. (1894), «Поклонение воде и колодцам в человеке» , Фольклор , 5 (3): 212–229, doi : 10.1080/0015587X.1894.9720224
- ^ Перейти обратно: а б с д Хили, Элизабет (2002) В поисках святых колодцев Ирландии . Дублин, Wolfhound Press ISBN 0-86327-865-5 , стр. 12–19, 27, 56–7, 66, 69, 81.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Логан, Патрик (1980) Святые колодцы Ирландии . Бакингемшир, Colin Smythe Limited. ISBN 0-86140-046-1 . С. 22–3, 95.
- ^ Хили (2002) с. 19.
- ^ «Жуткая традиция или бельмо на глазу? Скандал по уборке колодца Клути» . Новости Би-би-си . 25 января 2022 г. Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шарп, Мик (1997) Святые места кельтской Британии . Лондон, Блэндфорд. ISBN 1-85079-315-8 . п. 172.
- ^ Перейти обратно: а б Страффон, Шерил (1998) Фентиньоу Керноу – В поисках Святого Уэллса Корнуолла, Пензанс, Мейн Мамвро. ISBN 0-9518859-5-2 стр. 40–42.
- ^ Рундалл, Шарлотта (ред.) (1998) «Магия Корнуолла» в Reader's Digest, стр. 51–52.
- ^ Quiller-Couch, M &L, «Древние и Священные колодцы Корнуолла, 1894, стр. xxvii».
- ^ «Дерево желаний на пути к Лакрю:: OS Grid N5877 :: География Ирландии – сфотографируйте каждый квадрат сетки!» . География.ie . Проверено 6 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Боуман 2002 , с. 76.
Библиография
[ редактировать ]- Боуман, Мэрион (2002). «Современная кельтская духовность». В Джоан Пирсон (ред.). Вера за пределами границ: Викка, кельтская духовность и Нью-Эйдж . Олдершот: Эшгейт. стр. 55–101.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Клути Ну, Манлочи
- Фотографии Клути Ну, Манлочи
- Ирландия – тряпичные деревья
- Ирландские Холи-Уэллс - некоторые с тряпками и лентами
- Упоминание о колодце Клути в Сен-Кюридане (Шотландия).
- Колодец Дун, известный Святой колодец в графстве Донегол.
- Достопримечательности Ирландии: Святые колодцы Ирландии.
- Мегалитический портал включает в себя святые колодцы и священные источники.]
- Видеозапись колодца Клути Святого Керана.