Jump to content

Плетеный человек

Иллюстрация плетеного человека XVIII века. Гравюра из «Путешествия по Уэльсу», написанная Томасом Пеннантом .

Плетеный человек предположительно представлял собой большую плетеную статую, в которой друиды (жрецы кельтского язычества ) приносили в жертву людей и животных путем сожжения. Основным свидетельством этой практики является высказывание римского полководца Юлия Цезаря в его «Комментариях к Галльской войне» (I век до н.э.): [1] которое современные ученые связывают с более ранним греческим писателем Посидонием . [2] [3]

Есть некоторые археологические свидетельства человеческих жертвоприношений у кельтских народов , хотя они и редки. [4] К древним греко-римским источникам сейчас относятся несколько скептически, считая, что они, вероятно, «стремились передать любую причудливую и негативную информацию» о кельтах, поскольку им это было выгодно. [5] [6]

Британский фильм ужасов «Плетеный человек» (1973) ввёл плетеного человека в массовую культуру . В современной культуре плетеного человека (без человеческих или животных жертвоприношений) сжигали на некоторых неоязыческих церемониях и фестивалях, таких как Burning Man . [7] На него также ссылаются в музыке и искусстве.

Древние счета

[ редактировать ]
Иллюстрация человеческих жертвоприношений в Галлии из мифов и легенд; Кельтская гонка (1910) Т.В. Роллстона

В то время как другие римские писатели того времени описывали жертвоприношения людей и животных у кельтов Цезарь и греческий географ Страбон упоминают плетеного человека как один из многих способов принесения жертвоприношений друидами Галлии , только римский полководец Юлий . В середине I века до нашей эры Цезарь в своих «Комментариях к Галльской войне» писал , что большую плетеную фигуру с конечностями наполнили живыми людьми и подожгли. [3] Он говорит, что предпочтительными жертвами были преступники, но что невиновные люди также могли бы быть сожжены, если бы преступников не было. [8] Чуть позже Страбон сообщает в своей «Географии» , что люди и животные были сожжены в большой фигуре из дерева и соломы, хотя он не уточняет, были ли жертвы сожжены заживо. Он добавляет, что считалось, что пепел способствует росту сельскохозяйственных культур. [3]

Также в I веке до нашей эры греческий историк Диодор Сицилийский писал в «Исторической библиотеке» , что кельты приносили в жертву пленников людей и животных, сжигая их на огромных кострах вместе с первыми плодами . [9] Было высказано предположение, что оба Диодора [9] и Страбон [3] получили свои сведения от более раннего греческого историка Посидония , труд которого не сохранился. [9]

В I веке нашей эры римский писатель Лукан упоминал о человеческих жертвоприношениях галльским богам Эсусу , Тутатису и Таранису . В комментарии к Лукану — Commenta Bernensia, датируемому IV веком и позже, — неназванный автор добавил, что жертвы Таранису сжигались в деревянном контейнере. [10] [11]

Есть некоторые археологические свидетельства человеческих жертвоприношений у кельтских народов , хотя они и редки. [4] Есть также свидетельства кельтского жертвоприношения животных, иногда путем сожжения. [12] Некоторые современные историки и археологи подчеркивают, что к древним греко-римским источникам следует относиться с осторожностью, поскольку у греков и римлян «были веские причины не любить давнего врага», и им, возможно, было полезно «передавать любую странную и негативную информацию». о кельтах. Их желание изобразить кельтские народы « варварами », возможно, «привело к преувеличениям или даже измышлениям». [9]

Современный

[ редактировать ]

Есть сведения о сожжении больших плетеных фигур во Франции в XVIII и XIX веках. Вильгельм Маннхардт сжигали плетеного гиганта записал, что каждый канун летнего солнцестояния в Бри . [13] До 1743 года большую плетеную фигуру солдата или воина сжигали каждое 3 июля на улице Оур в Париже, когда толпа пела « Salve Reginа ». [13] В Люшоне в Пиренеях в канун летнего солнцестояния змей сжигали заживо в высокой плетеной колонне, украшенной листьями и цветами. Вокруг горящей колонны танцевали молодые люди с факелами, а горожане и духовенство пели гимны. [13] Англичанин, наблюдавший за церемонией в 1890 году, сказал, что фигура имела форму « мумии » и имела рост около 20 футов. [14]

Британский фильм ужасов «Плетеный человек» (1973) ввёл плетеного человека в современную массовую культуру . [7] В последнее время плетеного человека (без человеческих или животных жертвоприношений) сжигали на некоторых неоязыческих церемониях, народных праздниках, а также на таких фестивалях, как Burning Man в США. [7] и бывший фестиваль Викермана в Шотландии. [15]

В Северной Португалии традиционный фестиваль Каретос заканчивается сжиганием гигантского человеческого чучела с рогами, в то время как молодые люди бегают вокруг него. [16]

В Бадалоне ( Каталония ) и в рамках местного Большого фестиваля в мае ( Festes de Maig ) каждый год сжигают большую деревянную фигуру, изображающую дьявола. Украшение каждой статуи тематически зависит от текущих политических и социальных тем года и выбирается всенародным голосованием в рамках публичного конкурса. Задокументированная, по крайней мере, с XVIII века, современная версия этой старой традиции возникла сразу после гражданской войны в Испании, в 1940 году. [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «У других есть фигуры огромных размеров, конечности которых сделаны из ивы, они наполняют живых людей, которых поджигают, и люди погибают, окутанные пламенем». Цезарь, Юлий (1915). Комментарии Цезаря . В.А. Перевод Макдевитта , Проверено 6 июля 2020 г.
  2. ^ Эллис, Питер Берресфорд (1998). Древний мир кельтов . Барнс и Ноубл. стр. 64, 184, 187. ISBN.  0-7607-1716-8 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Дэвидсон, Хильда Эллис (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Издательство Сиракузского университета. п. 60.
  4. ^ Jump up to: а б Кох, Джон (2012). Кельты: история, жизнь и культура . АВС-КЛИО. стр. 687–690. ISBN  978-1598849646 .
  5. ^ Уэллс, Питер С. (1999). Варвары говорят: как завоеванные народы сформировали римскую Европу . Издательство Принстонского университета. стр. 59–60. ISBN  0-691-08978-7 .
  6. ^ «Сжигали ли кельты человеческие жертвы в огромном «плетеном человеке»?» . Прямой наркотик . 1998.
  7. ^ Jump up to: а б с Джордан, Марк (2003). «Тело». В Гэри Ладермане (ред.). Религия и американские культуры . АВС-КЛИО. п. 341.
  8. ^ Де Белло Галлико 6.16
  9. ^ Jump up to: а б с д Фойгт, Мэри (2013). «Жестокие пути Галата Гордиона». В Саре Ральф (ред.). Археология насилия: междисциплинарные подходы . СУНИ Пресс . стр. 220–221.
  10. ^ Майер, Бернхард (1997). Словарь кельтской религии и культуры . Бойделл и Брюэр. п. 36.
  11. ^ Мирча Элиаде, История религиозных идей , Том. 2. Издательство Чикагского университета (1982). § 171.
  12. ^ Грин, Миранда (2002). Животные в кельтской жизни и мифах . Рутледж. стр. 94–96.
  13. ^ Jump up to: а б с Фрейзер, Джеймс (1922). Глава 64. Сожжение людей в пожарах. Глава 2. Сжигание людей и животных в пожарах . Золотая ветвь . Интернет-архив священных текстов .
  14. ^ Дэвидсон, Хильда Эллис (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Издательство Сиракузского университета. п. 60.
  15. ^ Галерея. Архивировано 29 октября 2012 г. на Wayback Machine , Thewickermanfestival.co.uk.
  16. ^ «Каретос де Поденсе» . www.caretosdepodence.pt (на европейском португальском языке) . Проверено 11 апреля 2017 г.
  17. ^ «Демонический ожог» . ca.wikipedia.org/wiki/Cremada_del_Dimoni (на каталанском языке) . Проверено 2 июня 2024 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с плетеным человеком (ритуалом), на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3a240f36ea7a2ea6507aa9ef9f65774__1717333380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/74/b3a240f36ea7a2ea6507aa9ef9f65774.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wicker man - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)