Плетеный человек

Плетеный человек предположительно представлял собой большую плетеную статую, в которой друиды (жрецы кельтского язычества ) приносили в жертву людей и животных путем сожжения. Основным свидетельством этой практики является высказывание римского полководца Юлия Цезаря в его «Комментариях к Галльской войне» (I век до н.э.): [1] которое современные ученые связывают с более ранним греческим писателем Посидонием . [2] [3]
Есть некоторые археологические свидетельства человеческих жертвоприношений у кельтских народов , хотя они и редки. [4] К древним греко-римским источникам сейчас относятся несколько скептически, считая, что они, вероятно, «стремились передать любую причудливую и негативную информацию» о кельтах, поскольку им это было выгодно. [5] [6]
Британский фильм ужасов «Плетеный человек» (1973) ввёл плетеного человека в массовую культуру . В современной культуре плетеного человека (без человеческих или животных жертвоприношений) сжигали на некоторых неоязыческих церемониях и фестивалях, таких как Burning Man . [7] На него также ссылаются в музыке и искусстве.
Древние счета
[ редактировать ]
В то время как другие римские писатели того времени описывали жертвоприношения людей и животных у кельтов Цезарь и греческий географ Страбон упоминают плетеного человека как один из многих способов принесения жертвоприношений друидами Галлии , только римский полководец Юлий . В середине I века до нашей эры Цезарь в своих «Комментариях к Галльской войне» писал , что большую плетеную фигуру с конечностями наполнили живыми людьми и подожгли. [3] Он говорит, что предпочтительными жертвами были преступники, но что невиновные люди также могли бы быть сожжены, если бы преступников не было. [8] Чуть позже Страбон сообщает в своей «Географии» , что люди и животные были сожжены в большой фигуре из дерева и соломы, хотя он не уточняет, были ли жертвы сожжены заживо. Он добавляет, что считалось, что пепел способствует росту сельскохозяйственных культур. [3]
Также в I веке до нашей эры греческий историк Диодор Сицилийский писал в «Исторической библиотеке» , что кельты приносили в жертву пленников людей и животных, сжигая их на огромных кострах вместе с первыми плодами . [9] Было высказано предположение, что оба Диодора [9] и Страбон [3] получили свои сведения от более раннего греческого историка Посидония , труд которого не сохранился. [9]
В I веке нашей эры римский писатель Лукан упоминал о человеческих жертвоприношениях галльским богам Эсусу , Тутатису и Таранису . В комментарии к Лукану — Commenta Bernensia, датируемому IV веком и позже, — неназванный автор добавил, что жертвы Таранису сжигались в деревянном контейнере. [10] [11]
Есть некоторые археологические свидетельства человеческих жертвоприношений у кельтских народов , хотя они и редки. [4] Есть также свидетельства кельтского жертвоприношения животных, иногда путем сожжения. [12] Некоторые современные историки и археологи подчеркивают, что к древним греко-римским источникам следует относиться с осторожностью, поскольку у греков и римлян «были веские причины не любить давнего врага», и им, возможно, было полезно «передавать любую странную и негативную информацию». о кельтах. Их желание изобразить кельтские народы « варварами », возможно, «привело к преувеличениям или даже измышлениям». [9]
Современный
[ редактировать ]Есть сведения о сожжении больших плетеных фигур во Франции в XVIII и XIX веках. Вильгельм Маннхардт сжигали плетеного гиганта записал, что каждый канун летнего солнцестояния в Бри . [13] До 1743 года большую плетеную фигуру солдата или воина сжигали каждое 3 июля на улице Оур в Париже, когда толпа пела « Salve Reginа ». [13] В Люшоне в Пиренеях в канун летнего солнцестояния змей сжигали заживо в высокой плетеной колонне, украшенной листьями и цветами. Вокруг горящей колонны танцевали молодые люди с факелами, а горожане и духовенство пели гимны. [13] Англичанин, наблюдавший за церемонией в 1890 году, сказал, что фигура имела форму « мумии » и имела рост около 20 футов. [14]
Британский фильм ужасов «Плетеный человек» (1973) ввёл плетеного человека в современную массовую культуру . [7] В последнее время плетеного человека (без человеческих или животных жертвоприношений) сжигали на некоторых неоязыческих церемониях, народных праздниках, а также на таких фестивалях, как Burning Man в США. [7] и бывший фестиваль Викермана в Шотландии. [15]
В Северной Португалии традиционный фестиваль Каретос заканчивается сжиганием гигантского человеческого чучела с рогами, в то время как молодые люди бегают вокруг него. [16]
В Бадалоне ( Каталония ) и в рамках местного Большого фестиваля в мае ( Festes de Maig ) каждый год сжигают большую деревянную фигуру, изображающую дьявола. Украшение каждой статуи тематически зависит от текущих политических и социальных тем года и выбирается всенародным голосованием в рамках публичного конкурса. Задокументированная, по крайней мере, с XVIII века, современная версия этой старой традиции возникла сразу после гражданской войны в Испании, в 1940 году. [17]
- Плетеный человек горит в доисторическом парке Археолинк, Ойн , Абердиншир, Шотландия.
- Современный языческий плетеный человек в натуральную величину на юго-востоке Лондона, Англия.
- Wickerman Event 2013 в Воле Сенковой , Польша
См. также
[ редактировать ]- Белтейн
- Костер
- Наглый бык
- Сожжение Иуды
- Джубиана
- Ночь Гая Фокса
- Ива Человек
- Беспокойство
- Горящий Человек
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «У других есть фигуры огромных размеров, конечности которых сделаны из ивы, они наполняют живых людей, которых поджигают, и люди погибают, окутанные пламенем». Цезарь, Юлий (1915). Комментарии Цезаря . В.А. Перевод Макдевитта , Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Эллис, Питер Берресфорд (1998). Древний мир кельтов . Барнс и Ноубл. стр. 64, 184, 187. ISBN. 0-7607-1716-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Дэвидсон, Хильда Эллис (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Издательство Сиракузского университета. п. 60.
- ^ Jump up to: а б Кох, Джон (2012). Кельты: история, жизнь и культура . АВС-КЛИО. стр. 687–690. ISBN 978-1598849646 .
- ^ Уэллс, Питер С. (1999). Варвары говорят: как завоеванные народы сформировали римскую Европу . Издательство Принстонского университета. стр. 59–60. ISBN 0-691-08978-7 .
- ^ «Сжигали ли кельты человеческие жертвы в огромном «плетеном человеке»?» . Прямой наркотик . 1998.
- ^ Jump up to: а б с Джордан, Марк (2003). «Тело». В Гэри Ладермане (ред.). Религия и американские культуры . АВС-КЛИО. п. 341.
- ^ Де Белло Галлико 6.16
- ^ Jump up to: а б с д Фойгт, Мэри (2013). «Жестокие пути Галата Гордиона». В Саре Ральф (ред.). Археология насилия: междисциплинарные подходы . СУНИ Пресс . стр. 220–221.
- ^ Майер, Бернхард (1997). Словарь кельтской религии и культуры . Бойделл и Брюэр. п. 36.
- ^ Мирча Элиаде, История религиозных идей , Том. 2. Издательство Чикагского университета (1982). § 171.
- ^ Грин, Миранда (2002). Животные в кельтской жизни и мифах . Рутледж. стр. 94–96.
- ^ Jump up to: а б с Фрейзер, Джеймс (1922). Глава 64. Сожжение людей в пожарах. Глава 2. Сжигание людей и животных в пожарах . Золотая ветвь . Интернет-архив священных текстов .
- ^ Дэвидсон, Хильда Эллис (1988). Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии . Издательство Сиракузского университета. п. 60.
- ^ Галерея. Архивировано 29 октября 2012 г. на Wayback Machine , Thewickermanfestival.co.uk.
- ^ «Каретос де Поденсе» . www.caretosdepodence.pt (на европейском португальском языке) . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ «Демонический ожог» . ca.wikipedia.org/wiki/Cremada_del_Dimoni (на каталанском языке) . Проверено 2 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с плетеным человеком (ритуалом), на Викискладе?
- Цезарь, Де Белло Галлико , английский перевод В. А. Макдевитта и В. С. Бона (1869); Латинское текстовое издание из проекта «Персей».
- Текст проекта Гутенберга для «Золотой ветви» Фрейзера