Jump to content

Аянар

Аянар
Божество-хранитель
Статуя Чола Айянара
Оружие Ченту (кнут), скипетр , меч
Устанавливать Белый слон , лошадь , бык [ 1 ]
Супруга Пураны, Пускалас

Айанар ( IAST : Aiyaṉār , тамильский : ஐயனார் ) — дравидийский бог, почитаемый в Южной Индии и Шри-Ланке . Поклонение ему распространено среди тамилов . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Айянару, возможно, также поклонялись в странах Юго-Восточной Азии . Некоторые исследования показывают, что в прошлом [ 5 ] Ему прежде всего поклоняются как одному из богов Тамилнада . [ 6 ] Храмы Айанара обычно окружены гигантскими красочными статуями его и его товарищей верхом на лошадях или слонах. [ 7 ] [ 8 ]

Этимология

[ редактировать ]

Тамильское слово Ayyanār происходит от корневого слова Ayya , почетного знака, используемого в тамильском языке для обозначения уважаемого человека. [ 9 ] [ 10 ] Некоторые люди предполагают, что ариец может быть санскритской версией тамильского слова Aiyyan , которое означает то же самое. [ 11 ] есть хорошо известный храм, посвященный Шастхе В деревне Кералы , который называется « Арианкаву ». [ 12 ] Другое имя Айянара, Састха, [ 13 ] встречается тот же спор. Хотя в санскритских писаниях он появляется как Састха, в древних тамильских записях он упоминается как Чаттан (சாத்தன், Cāttaṉ). [ 14 ] Хотя Шаста — это термин, который в наши дни специально используется для обозначения Айянара, есть еще два божества, известные под тем же именем. Будду также называют Шастхой , а Брахма-Шаста — другое имя Муругана . Шастха — это общий санскритский термин, обозначающий учителя. [ нужна ссылка ]

Мифология

[ редактировать ]

Существует очень мало свидетельств, позволяющих реконструировать мифологию Айянара. Некоторые исследователи предполагают, что Чаттан мог проникнуть в страну тамилов вместе с буддизмом . [ 15 ] [ 4 ] [ 16 ] Самые ранние упоминания об Айянаре были обнаружены в камнях-героях охотничьих вождей из Аркота , штат Тамил Наду, и относятся к III веку нашей эры. Фраза в надписях, которую можно перевести как «Айянаппан; храм Каттана», подтверждает, что Айян и Чаттан были имена одного божества. [ 13 ] Наскальная резьба человека и лошади в буддийском храме Исурумуния в Шри-Ланке отождествляется с Айянаром. [ 17 ] восхваляют его в образе народного божества по имени Айянаяке . Сингальские буддисты Шри-Ланки до сих пор [ 18 ]

V века н.э. Скульптура Исурумуния часто отождествляется с Айянаяке , шри-ланкийский Айянар.
Айынар со своими супругами Пурной и Пушкалой, VII век.

Санскритские источники

[ редактировать ]

Шастха начала появляться в санскритских источниках с VII века нашей эры после Брахманда-пураны . В нем повествуется история Харихасуты, сына Хари и Хары , который родился у Шивы во время его совокупления с Мохини , женственной формой Вишну, после пахтанья молочного моря . [ 13 ] Корпус Шивагама южной Шайва-Сиддханты, включая Пурва Карану, Амшуматбхеду, Супрабхеду , также имеет много ссылок на иконографию Шастхи. Другие индуистские шиваитские тексты, а именно. Ишана Шива Гуру Паддхати, Кулала Шастрагама и Шилпаратна кратко объясняют его поклонение и иконографию. [ нужна ссылка ]

Тамильские источники

[ редактировать ]

По мнению Фреда Клоти, Айянар — это тамильская адаптация Айяна , главного божества Ай вождей , правивших частями Кералы и Тамилнада , тогдашнего Тамилакама . Он также утверждает, что термин «айар», означающий пастуха и защитника коров, является подходящим наименованием как для вождей Ай, так и для их кланового божества . [ 11 ] В литературе тамильского сангама часто упоминаются поэты и торговцы по имени Чаттан , которые, возможно, почитали Састху как божество своего клана . [ 19 ]

Тамильский эпос Силаппатикарам , датируемый, вероятно, IV веком нашей эры, описывает храмы и преданных Каттана. [ 13 ] Аппар (7 век н.э.), шиваит Наянар и один из инициаторов тамильского движения бхакти , восхваляет Шиву как отца Чаттана в своем Тевараме ( Тирумурай , 4:32:4). [ 20 ] [ 21 ] Перия Пуранам , тамильский шиваитский эпос XII века н.э., рассказывает, что Айянар в Тируппидавуре раскрыл тамильскую песню Черамана Перумала , царя Наянар-кум- Чера (800–844 гг. н.э.), которая была написана в Мадхья Кайласе . Начиная с периода Чола (9 век) популярность Айянара стала еще более заметной, и с этого периода сохранилось так много его бронзовых изображений. [ 13 ] Тамильские Нигантус (прото-глоссарии), такие как Пинкалантай (11 век н.э.) и Кутамани Ниганту (1520 г. н.э.), явно зафиксировали характеристики Шастхи. [ нужна ссылка ]

Канда-пуранам , тамильская версия « Сканда-пураны» XIV века , повествует историю Айянара в «Маха-чаттан-паталаме» , который повторяет историю, рассказанную в «Брахманда-пуране». Здесь Айян, как рассказывает Канда-пуранам, посылает своего главного полководца Махакалу защитить Индрани от демона Сурападмана . Махакала отрубает руки Аджамукхи, сестре Сурападмана, которая пыталась похитить Индрани для своего брата. [ 22 ]

Иконография

[ редактировать ]
Бронзовая статуя Айянара на слоне, 16 век н.э., Тамил Наду.
Айянар в форме гневного стража разделяет тантрическую иконографию с Бхайравой , который защищает преданного в восьми направлениях (етту тикку). [ 23 ] а также с божествами-хранителями Ваджраяны, такими как Ачала . [ 24 ]

Знаменитая иконография Айяна изображает его одного, держащего Ченту в правой руке (செண்டு, кривая палка). Иногда в его руке можно увидеть кнут, палку, меч или скипетр. Пока он появляется в приседании, вокруг его коленей и талии будет располагаться повязка для медитации, известная как Йогапатам или Вагупацай. [ 25 ] Бронзовые изделия Пингалантай Ниганту , Канда Пуранам и Чола описывают его скакуна как белого слона. Лошадь — еще одно животное, которое часто можно увидеть в местных храмах. В некоторых текстах в качестве его средства передвижения также упоминаются синяя лошадь и бык. [ 1 ] После популярности культа Айяппана тигра также называют ездовым животным Шастхи. [ 26 ]

Согласно Кутамани Нигханту , Шастха носит черные одежды и красноватые гирлянды. Его тело вымазано желтой пастой, в руке он держит меч. В Карана Агаме он сидит на троне, скрестив правую ногу и свесив левую ногу. Обычно его изображают с синим или черным цветом лица. Хотя его двурукая форма распространена, в некоторых текстах описывается его форма с четырьмя или восемью руками. Амсумадбхеда Агама описывает свои четыре руки, несущие Абхайю , Вараду , меч и щит. В «Ишана Шива Гуру Паддхати» он визуализируется носящим стрелу, лук, нож и меч. [ 1 ]

В других записях об Айянаре говорится, что его сопровождают две его жены, широко известные как Пурана и Пушкала. [ 13 ] Пурна (справа от него) темноволосая и держит Варамудру в правой руке и синий лотос в левой. Пушкала (слева от него) имеет желтое лицо и держит в правой руке петлю. Шилпаратна описывает его только с одной женой по имени Прабха и восьмилетним мальчиком по имени Сатьякан. [ 26 ]

В фольклоре Айян считается хранителем деревень, едущим верхом на слоне или лошади. Он носит лук и стрелы, чтобы спасти своих преданных. Павадайрайян , Каруппасами и Мадурай Виран - его помощники. Айянские изображения, установленные в деревнях, обычно гигантские и идентичны Бхутаподобной иконографии Шастхи, данной в Сурабхеда Агаме . [ 1 ] В сельской местности Айанар часто изображается с эскортом, обычно состоящим из вассалов бога, иногда включающих демонов. В соответствии с этой практикой терракотовых лошадей обычно размещают возле храма. Их отдают богу в качестве коней для его ночных прогулок. [ нужна ссылка ]

Связи с Айяппаном

[ редактировать ]
Скульптура Айянара XIV века (слева) и изображение Айяппана в святилище Сабаримала (справа). Сравните повязку для медитации Йогапаттам на коленях обоих божеств.

Божество по имени «Айяппан» не упоминается ни в каких ранних тамильских/санскритских источниках, хотя имя Айяппан появляется как синоним (ведического) Шастхи на медных пластинах Тируваллы XII века нашей эры и в надписи Каньякумари Гуханатхасвами Ковил. [ 27 ] Ни Айяппа, ни Сабаримала не были известны как места паломничества в тамильском регионе до 1940-х годов. [ 28 ] По мнению исследователей Элизы Кент, Рут Ваниты и Салима Кидвая, легенды традиции айяппы кажутся «искусственно перемешанными и собранными в своего рода коллаж». [ 29 ] и «он должен был произойти от дравидийского бога племенного происхождения». [ 30 ]

Утверждалось, что вышеупомянутый дравидийский племенной бог — не кто иной, как Айянар. [ 31 ] [ 8 ] [ 32 ] Сабаримала Стхала Пуранам, недавняя пурана, говорит, что Айяппан является аватаром Айянара; [ 33 ] имя Айяппан было описано как комбинация Айян (Фестиваль) + Аппан (отец). [ 34 ] [ 35 ] Перекладина Йогапатта вокруг колен Айяппана — самая отличительная особенность статуй Айянара периода Чола. Конь Айянара до сих пор виден на древке флага храма Сабаримала Айяппан . [ нужна ссылка ] Синоним Шастха Айяппана, очевидно, тот же, что и Айянара. [ 36 ] [ 37 ] Еще одна важная ассоциация – присутствие Каруппы-сами в поклонении обоим божествам. [ нужна ссылка ]

Легенда гласит, что образ Сабарималы Айяппана был освящен Парашурамой . Однако санскритская надпись на изображении гласит, что он был установлен в 1085 году эпохи Коллама (1910 г. н.э.) Прабхакарачарьей. [ 1 ] Тамильские преданные не делали различий между Айяппаном и Айянаром и считают, что Айяппан является аватаром Айянара. [ 4 ] Можно отметить, что шри-ланкийские храмы Айянар преобразуются в храмы Айяппан после начала паломничества шри-ланкийских преданных Сабаримала в последние годы. [ 38 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Многие храмы, посвященные Айанару, можно увидеть по всей Южной Индии, а также на Шри-Ланке. Почти во всех деревнях Тамил Наду будет ковил Айянар. Святилища Айянар обычно расположены на окраинах или границах сельских деревень, и божество можно увидеть верхом на лошади с мечом или кнутом. В Айянаре есть оба типа храмов: храмы, построенные в агамном стиле, и неагамные святилища под открытым небом. Айянар в Агамическом храме обычно называют Шастха или Дхарма-шастха. [ 17 ] [ 39 ] Керала сохраняет свои храмы Айянар как храмы Шастха. [ 40 ] Сопровождающий Айянар священник, как правило, принадлежит к касте гончаров, которые лепят идолов и глиняных лошадей, хотя священники из других каст нередко служат в храмах Айянара. [ 25 ] [ 41 ] [ 42 ] Многие касты Тамил Наду поклоняются Айянару как своему Кула-дейваму . [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Рао, С.Крамачандра (1988). Пратима Коша: Описательный глоссарий индийской иконографии . Бангалор: Мемориальный фонд профессора С.Крамачандра Рао. стр. 206–210.
  2. ^ Нарайанан, Гита; Тиагараджан, Дебора (2001). ДакшинаЧитра: В южном округе Танджавур, место под названием Сатанур, где находится старый храм айянара (Паланкулатху айанар). Взгляд на Южную Индию . Мадрасский ремесленный фонд. стр. 40–41.
  3. ^ Кулендирен, Пон (2012). Индуизм - научная религия: и некоторые храмы в Шри-Ланке . iUniverse. п. 188. ИСБН  9781475936735 .
  4. ^ Jump up to: а б с Марг, Том 37, выпуски 3-4 . Публикации Марга. п. 67.
  5. ^ Пал, Пратападитья (1986). «Американские коллекционеры азиатского искусства» . Публикации Марга . 37:67 .
  6. ^ Криста Нойенхофер (2012). Айянар и Мариамман, народные божества Южной Индии . Рекламная компания. ISBN  9781457990106 .
  7. ^ Марк Ярзомбек (2009). «Конные святыни в тамильской Индии: размышления о современности» (PDF) . Будущее переднее . 4 (1): 18–36. дои : 10.1353/fta.0.0031 . S2CID   191627473 .
  8. ^ Jump up to: а б Брокерское дело, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 54. ИСБН  9780143414216 .
  9. ^ Индийский антиквар, Том 2 . Популярный Пракашан. 1873. с. 168.
  10. ^ Индрапала, К., Эволюция этнической идентичности: тамилы в Шри-Ланке с 300 г. до н.э. по 1200 г. н.э. , стр.#
  11. ^ Jump up to: а б Смит, Б.Л., Религия и легитимность власти в Южной Азии , стр.6.
  12. ^ Патманатан, С. (2000). Размышления о наследии: историческое исследование домодернистской Шри-Ланки . Шри-Ланка: Центральный культурный фонд, Министерство по делам культуры и религии. п. 88. ИСБН  9789556131086 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Уильямс, Джоанна Готфрид; Ханнингтон, Сьюзен Л. (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии, том 9 исследований культуры Южной Азии Брилл. п. 67. ИСБН  9789004064980 .
  14. ^ Кутантиран, Велукками (2001). Храмы Наннилам Талук: как иконографические шедевры. Том 225 тамильского Palkalaik Kalaka veḷiyītu . Тамильский университет Танджавур. п. 205.
  15. ^ Садасиван, С.Н. (2000). Социальная история Индии . АПХ. п. 121. ИСБН  9788176481700 .
  16. ^ Анналы восточных исследований, том 24 . Университет Мадраса. 1972. с. 380.
  17. ^ Jump up to: а б Пестман, PW (1971). Acta Orientalia Neerlandica: Материалы конгресса Голландского восточного общества, состоявшегося в Лейдене по случаю его 50-летия, 8-9 мая 1970 г. Архив Брилла. п. 116.
  18. ^ Велу Пиллаи, А. (1980). Эпиграфические свидетельства тамильских исследований . Улакат Тамиларарайччи Нируванам. п. 113.
  19. ^ Венкатарамая, К.М. (1996). Справочник Тамилнада . Международная школа дравидийской лингвистики. п. 317. ИСБН  9788185692203 .
  20. ^ Субраманья Айяр, В.М. «Песни с описанием двенадцати священных композиций» . Thevaaram.org . Проверено 2 декабря 2017 г.
  21. ^ Уильямс, Дж., Каладарсана , стр.62.
  22. ^ Шивараман, доктор Акила (2006). Шри Кандха Пуранам (английский) . Торговое Агентство ГИРИ Частное. п. 175. ИСБН  9788179503973 .
  23. ^ Харпер, Кэтрин Энн и Браун, Роберт Л. (редакторы) (2002). Корни Тантры. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
  24. ^ Сахи, Джьоти (1990). Ребенок и змея: размышления о популярных индийских символах . Канада: Группа пингвинов. п. 194. ИСБН  978-0140190816 . Проверено 3 января 2019 г.
  25. ^ Jump up to: а б « Народное божество Тамилнада Л. Дюмона, в книге «Религия в Индии» под ред. Т. Н. Мадан» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2011 года . Проверено 22 февраля 2011 г.
  26. ^ Jump up to: а б Таттвалока, Том 16 . Образовательный фонд Шри Абхинавы Видьятиртхи. 1993. с. 246.
  27. ^ Подувал, Р. Васудева (1990). Надпись Траванкора: топографический список . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. п. 76. ИСБН  9788120605558 .
  28. ^ Каярхольм (1984), стр.3
  29. ^ Элиза Кент (2013). Линии в воде: религиозные границы в Южной Азии . Издательство Сиракузского университета. стр. 80–83. ISBN  978-0-8156-5225-0 .
  30. ^ Рут Ванита ; Салим Кидвай (2000). Однополая любовь в Индии: Чтения по индийской литературе . Издательство Спрингер . п. 94. ИСБН  1137054808 .
  31. ^ Пиллаи, В. Нараяна (1939). «Культ Шаста в Траванкоре. Это реликвия буддизма?» . Труды Индийского исторического конгресса . 3 : 230–240. ISSN   2249-1937 .
  32. ^ Кент, Элиза Ф. (2013). Священные рощи и местные боги: религия и защита окружающей среды в Южной Индии . ОУП США. стр. 79–119. ISBN  9780199895465 .
  33. ^ Девдутт Паттанаик (2000). Богиня в Индии: пять ликов вечной женственности . Саймон и Шустер. ISBN  9781594775376 .
  34. ^ Михаил Сергеевич Андронов (1996). Грамматика языка малаялам в исторической обработке . Издательство Отто Харрасовица. п. 49. ИСБН  978-3-447-03811-9 .
  35. ^ Йоханнес Бронкхорст; Мадхав Дешпанде (1999). Арийцы и неарийцы в Южной Азии: доказательства, интерпретации и идеология; материалы Международного семинара по арийцам и неарийцам в Южной Азии . Гарвардский университет, факультет санскрита и индийских исследований. стр. 177–178. ISBN  978-1-888789-04-1 .
  36. ^ Миллер, Роланд Э. (1976). Маппила Мусульмане Кералы: исследование исламских тенденций . Ориент Лонгман. п. 22.
  37. ^ Дубей, ДП (2000). Исследования паломничества: сила священных мест. Выпуск 5 исследований паломничества . Общество исследований паломничества. п. 63. ИСБН  9788190052030 .
  38. ^ Шутарсан, С. «Арикарапуттира айяр (тамильский) » НашJaffna.com . Они проанализируют. Архивировано из оригинала 4 декабря . Получено 3 декабря.
  39. ^ Сивкишен (2015). Царство Шивы . Diamond Pocket Books Pvt Ltd. ISBN  9788128830280 .
  40. ^ Менон, А. Сридхара (1978). Культурное наследие Кералы: Введение . Публикации Восток-Запад. стр. 100-1 17–28.
  41. ^ Мудумби Нарасимхачари (Эд) (1976). Агамапраманья Ямуначарьи, выпуск 160 восточной серии Гэквада. Восточный институт Университета Махараджи Саяджирао в Бароде.
  42. ^ Марк Ярзомбек (2009). «Конные святыни в тамильской Индии: размышления о современности» (PDF) . Будущее переднее . 4 (1): 18–36. дои : 10.1353/fta.0.0031 . S2CID   191627473 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2508c00b3d233389b26d1e2fd3f9e414__1723626060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/14/2508c00b3d233389b26d1e2fd3f9e414.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aiyanar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)