Венмурасу
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Автор | Джеямохан |
---|---|
Оригинальное название | Венмурасу |
Иллюстратор | Шанмугавел |
Язык | тамильский |
Жанр | Индийский магический реализм или пуранический реализм [ 1 ] |
Издатель | Натринаи Патиппагам Кижакку Патиппагам |
Дата публикации | 2014 |
Место публикации | Индия |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Страницы | 26000 |
Венмурасу ( тамильский : வெண்முரசு Venmuracu ; перевод «Священное провозглашение» ) — тамильский роман писателя Джеямохана . Современное пересказ индийского классического эпоса «Махабхарата» , оно считается самым амбициозным произведением Джеямохана на сегодняшний день, «объем и масштаб которого стремятся соответствовать величию самого эпоса». [ 2 ] Это один из самых длинных романов, когда-либо опубликованных. Джеямохан начал писать работу в январе 2014 года и объявил о планах писать ее каждый день в течение десяти лет. Он завершил «Венмурасу» в 2020 году, состоящий из 26 томов и 26 000 страниц. [ 3 ]
Венмурасу был написан как серия книг, следующих линейному стилю Махабхараты . Завершенный в июле 2020 года, двадцать шесть книг были опубликованы в Интернете. [ 4 ] Роман издан как коллекционным изданием, так и изданием в мягкой обложке.
Фон
[ редактировать ]Джеямохан — заядлый читатель Махабхараты , типичного индийского эпоса. В детстве он был очарован интерпретациями историй Катхакали Махабхараты , их выразительными изображениями таких персонажей, как Дурьодхана , и охваченной тревогой жизнью Карны , производившими на него глубокое впечатление. Джеямохан считал открытую «Махабхарату» настоящей классикой с многомерными персонажами, драмой, эмоциями и глубокими размышлениями об истине, философии, идеалах, судьбе и самой вселенной. [ 5 ] [ 6 ]
Пока он рос и путешествовал по Индии вдоль и поперек, Джеямохан наблюдал и читал различные адаптации Махабхараты и ее универсальное влияние на культуру и язык Индии во всех регионах и языках. Он глубоко углубился в творчество Вьясы и проследил путь эпоса, рассказанного и пересказанного в произведениях тысяч авторов , певцов и исполнителей двадцатого века. Эпос рос вместе с ним и помог ему наметить путь своей жизни как писателя. Бхагавад Гита оказала глубокое влияние на его мировоззрение, и он продолжал исследовать ее смысл под руководством Гуру Нитья Чайтанья Яти . [ 7 ]
В конце 1980-х и 1990-х годах Джеямохан написал множество рассказов на основе «Махабхараты» , в том числе « Тисайгалин Надув» и «Падма Вьюгам» . серию эссе о Гите Позже он написал на своем сайте . Джеямохан также продолжал опираться на десятилетия личных исследований в своей продолжающейся работе над Асокаванамом .
В ночь на Рождество 2013 года Джиямохан обсуждал со своими детьми классическую драму «Махабхарата» , и его дочь Чайтанья попросила его написать все это самому. Имея в голове лишь набросок и доверяя своему чутью, Джеямохан решил начать огромный проект, который растянется на следующее десятилетие. Для каждого романа на его сайте ежедневно публикуется новая глава. [ 8 ]
Стиль
[ редактировать ]Джеямохан описал «Венмурасу» как современный роман, основанный на « Махабхарате» , а не просто пересказ истории на современной идиоме. «Венмурасу» руководствуется сюжетной линией эпоса и динамикой индийской пуранической традиции, но как литературное произведение , созданное в XXI веке, оно приобретает собственную форму и эстетику, которые помещают его в современный контекст. Вложенные сюжетные линии , интертекстуальность и фэнтези, переплетенные с глубокими архетипами и аллегориями, придают роману отчетливо постмодернистскую текстуру, которую Джеямохан предпочитает называть «пураническим реализмом». [ 1 ] [ 9 ]
Венмурасу примерно следует «Махбхарате» в линейном повествовании, но многие эпизоды явно нелинейны. В то время как Махабхарата традиционно рассказывается как 18 Парв, Венмурасу разбивает ее на серию романов, каждый из которых имеет свой сюжет и сюжетную линию, но остается взаимосвязанным друг с другом. Истории, которые в традиционной «Махабхарате» приобретают гигантские размеры представляют собой всего лишь подписи и сноски, в «Венмурасу» и становятся центральными в развитии сюжета на протяжении поколений. В ходе своей работы «Венмурасу» использует оригинальные произведения Вьясы — « Шримад-Бхагавату» , « Деви-Бхагавату» и множество других народных источников из Индии и за рубежом. [ 10 ]
Венмурасу отличается своим подходом к пересказу эпоса. Во-первых, вместо простого пересказа Махабхараты автор вплетает индийскую мысль в повествовательную структуру романа. Таким образом, философский, культурный и географический ландшафт Индии времен Махабхараты глубоко проникает в роман. Во-вторых, в отличие от многих других современных пересказов Махабхараты, Венмурасу не пытается просто перевернуть, отрицать или преступить оригинальную историю и персонажей. Он также не пытается сосредоточить свое внимание на одном конкретном персонаже за счет других персонажей. Скорее, роман заполняет пробелы в повествовании и расширяет оригинальную историю, создавая напряженные драматические моменты и исследуя внутренний профиль различных персонажей. Например, Вичитравирья — второстепенный персонаж оригинального повествования — подробно раскрыт. В-третьих, повествование Венмурасу наполнено чувствами современного романиста. Роман найдет отклик не только у читателей «Одиссеи», «Илиады» и «Камбы Рамаяны» или у тех, кто любит произведения Толстого, Достоевского и Томаса Манна, но и у тех, кто является поклонником Габриэля Гарсиа Маркеса и Роберто Боланьо. [ нужна ссылка ]
Например, в знак уважения к великим традициям устного повествования в Индии многие истории в Венмурасу рассказаны Сутами , странствующими бардами. Через свои слова и трансы персонажи обретают мифические размеры и находят свое место в общем сне автора и читателя. В каждой из своих книг Венмурасу использует особый жанр и стиль, основанный на сюжетной линии. [ 11 ] Образы, символика и язык варьируются по мере того, как сюжеты охватывают просторы древней Индии и следуют за множеством персонажей. Он объединяет сотни мифов и легенд различных индийских религий и традиций. Но в своей основе он сохраняет высшие идеалы и поэтическое видение Вьясы, а также огромный драматизм, который делает его доступным обычному читателю. [ 12 ]
Тема
[ редактировать ]В то время как традиционные повествования Махабхараты сводят ее к пресловутой битве между добром и злом, Венмурасу представляет собой многослойное и сложное переосмысление. В то же время он избегает современных интерпретаций, сосредоточенных на нескольких персонажах. В качестве современного эпоса Венмурасу рисует «холст размером с само время». [ 13 ]
В бесчисленных пластах драмы Махабхараты Джеямохан находит возможность исследовать и описать философское повествование индийской мысли. По его собственным словам, «Венмурасу » «представляет собой классическое произведение, обладающее плотностью и глубиной, но оставляющее достаточно места, чтобы взыскательный читатель мог заполнить свое воображение». [ 14 ]
Контур
[ редактировать ]«Венмурасу» написан как серия книг, каждая из которых имеет свою сюжетную линию и особый стиль.
- Первая книга, Мудхарканал ( «Первая искра» ) ( тамильский : மதுக்குக்கல் ), создает подставки для книг для Венмурасу как есть. Он начинается с истории Астики и Вьясы как прелюдии к Сарпа-ягне Джанамеджаи и заканчивается освобождением Дакши Астикой. Между тем, Мудхарканал путешествует на несколько поколений назад и строит историю Астинапури, Шантану и его императрицы Сатьявати, Бхишмара, Амбаи, Шикханди, Вичитравирьяна, Читрангадана, Амбикая и Амбаликая.
- Вторая книга, Мажаиппадал ( «Песня дождя ») ( тамильский : மழைப்பாடல் ), описывает истории Амбикая и Амбаликаи, их сыновей Дхритараштрана и Панду, а затем прослеживает возвышение Гандхари и Кунти. Сюжет разворачивается в Астинапури, северо-западном королевстве Гандхара и землях Ядава. Мажаиппадал — это в равной степени история конфликта между враждующими общинами и племенами древней Индии, как и конфликт между женщинами Астинапури, который в конечном итоге перерастает в великую войну Бхараты.
- Третья книга, Vannakkadal ( «Океан цветов ») ( тамильский : வண்ணக்கடல் ), описывает детство и юность принцев Кауравов и Пандавов, выросших вместе в Астинапури. Ваннакадал также рассказывает предысторию Дроначарьи и его становления Гуру принцев Астинапури. Параллельно роман рассказывает о путешествии Иланагана, молодого барда из Южной Индии, который путешествует в Астинапури и знакомится со многими культурами и философиями великой страны.
- Четвертая книга, «Нилам» ( «Синяя ») ( тамильский : நீலம் ), представляет собой историю Кришны и Радхи. Одновременно романтичный и лирический, он описывает Кришну глазами Радхи и развивает архетипы, лежащие в основе философии Адвайты . Нилам также рассказывает историю Камсы, убитого Кришной.
- Пятая книга, Праягай ( «Слияние ») ( тамильский : பிரயாகை ), представляет собой историю рождения, юности и брака Драупади с Пандавами. Параллельно здесь описывается восхождение Кришны и его города Двараки. [ 15 ]
- Шестая книга, «Венмугил Нагарам» ( «Город белых облаков ») ( тамильский : வெண்முகில் நகரம் ), описывает предысторию, которая привела к развитию Индрпрастхи, города Пандавов. Его ось — Драупади. Роман начинается с ее прибытия в Астинапури в качестве царицы и заканчивается в тот момент, когда она приказывает построить Индрапрастху. Главные герои романа на переднем плане — Бхуришравас и Сатьяки . Хотя они играли второстепенные роли в Махабхарате, Венмугил Нагарам очень подробно их расширяет. Он описывает их земли, их кланы и их политику, а также тонкую глубину их отношений. [ 15 ]
- Седьмая книга, «Индранилам» ( «Голубой сапфир» ) ( тамильский : இந்திரநீலம் ), представляет собой историю любви восьми жен Кришны и их брака с ним. Местом действия этой истории является драгоценный камень Сьямантака, пресловутая карнавальная форма Кришны. Она искушает и дразнит психику всех вокруг Него, она зарождается и заканчивается внутри Него. Большая часть истории рассказана глазами Дхриштадьюмнана, принца Панджалы, который посещает Дваракай, и его дружбы с Сатьяки. [ 15 ]
- Восьмая книга, Каандепам ( «Лук» ) ( тамильский : காண்டீபம் ) представляет собой историю путешествий Арджуны во время его изгнания из Индрапрастхи и его браков. Это также история его внутренних путешествий, когда он спотыкается и понимает свои отношения со своими королевами и своим луком. Каандипам вплетает историю Ариштанеми (основанную на Джайн Тиртханкарасе ) и сопоставляет ее с историей Арджуны. Арджуна открывает для себя смелость ненасилия и свой собственный путь карма-йога. [ 15 ]
- Девятая книга, «Вейон» ( «Солнце ») ( тамильский : வெய்யோன் ), представляет собой историю Карны, трагического первенца Кунти. К этому времени Карна стал знаменитым королем Анги и занял свое место в лагере Дурьодханана, но его сердце не успокоилось. Кауравы приглашены в Индрапрастху на церемонию освящения города, где Карна сталкивается с предложениями Кунти. Происшествия приводят к ухудшению отношений между кузенами, и Карна находит свое призвание. [ 15 ]
- Десятая книга, «Панниру Падаиккалам» ( «Поле битвы двенадцати знаков ») ( тамильский : pannirupadakalam ), рассказывает историю ритуала Раджасуя, проводимого Пандавами в Индрапрастхе, и инцидентов, приведших к прибытию Драупади в Астинапури, убийствам Джарасандхана и Шишупалана и Драупади вастрахарана. . [ 16 ]
- Одиннадцатая книга, Solvalarkaadu ( «Лес растущих слов ») ( тамильский : சொல்வளர்காடு ), рассказывает историю Пандавов в изгнании. об их путешествии по различным философским школам и обсуждении разных ведических тем . Рассказано [ 17 ]
- Двенадцатая книга, Киратхам ( тамильский : கிராதம் ), описывает путешествия Арджуны в поисках оружия от Шивы и Богов Направлений. Роман, который ярко описывает приключения Арджуны с четырьмя Дэвами ( Ямой , Куберой , Варуной и Индрой ) и окончательное обретение Пашупатастры от Шивы, также параллельно изображает темную сторону и внутреннее смятение Кришны.
- Тринадцатая книга, «Маамалар » ( тамильский : मामालर ), описывает путешествие Бхимы за цветком Кальяна Саугантика для Драупади. Параллельно истории Деваяни , Ашокасундари рассказываются , Тары и Джаянти. Встреча Ханумана также рассказала.
- Четырнадцатая книга, Нееркколам ( тамильский : நீர்க்கோலம் ), описывает изгнание Пандавов в королевстве Вирата . Параллельно . рассказывается и история Налы
- Пятнадцатая книга, ЭжуТажаль ( тамильский : எழுதழல் ), описывает дискуссии перед войной. Банасуры . Рассказана история
- Шестнадцатая книга, Курутичарал ( тамильский : குருதிச்சாரல் ), описывает события, когда Кришна встречает Кауравов в качестве посла. несколько раз
- Семнадцатая книга, Имаикканам ( тамильский : இமைக்கணம் ), объясняющая различные главы Бхагавад-гиты в форме романа. Кришна находится в Наймишаранье . Яма встречает его, принимая различные формы (как Бхишма, Карна, Драупади, Видура, Юдхиштхира, Арджуна и Вьяса) и задает ему вопросы. Кришна разъясняет это в Бхагавад-гите.
- Восемнадцатая книга, Сенна Венгай ( тамильский : செந்நா வேங்கை ), описывает подготовку и начало войны на Курукшетре.
- Девятнадцатая книга, Тисейтер Веллам ( тамильский : திசைதேர் வெள்ளம் ), описывает взлет и падение Бхишмы во время войны Курукшетра (10 дней).
- Двадцатая книга, Кааркадал ( тамильский : கார்கடல் ), описывает Карну, занявшую место Бхишмы, и смерть Абхиманью, Кадоткаджи и Дхроначарьи.
- Двадцать первая книга, Ируткани ( тамильский : இருட்கனி ), описывает Карну, возглавлявшего армию Кауравов до своей смерти.
- Двадцать вторая книга, Theein Edai ( тамильский : தீயின் எடை ), описывает конец Дурийодханы.
- Двадцать третья книга «Нирчудар» ( тамильский : நீர்ச்சுடர் ) описывает похоронные ритуалы погибших на войне. Двойной между Арджуной и Ашватхаманом. Родители Кауравов, Кунти и Видхурара.
- Двадцать четвертая книга, Калиттриянаи Нираи ( тамильский : कलित्रियानाई निराई ), подробно описывает воскрешение Хастинапура под правлением Пандавов и проведение ими Ашвамедха ягны. [ 18 ]
- Двадцать пятая книга, Калпорусирунурай ( тамильский : கல்பொருசிறுநுரை ), рассказывает о падении Двараки . Он описывает разрушение Двараки по естественным причинам, ненасытному эго и, как следствие, высокомерию тех, кто думает, что они являются законными правителями королевства, после нескольких столкновений между кланами и войны за трон. Это показывает Кришны полное уничтожение Ядавы и смерть , который отделился от всего этого. [ 19 ]
- Двадцать шестая книга, Мутхалаавин ( тамильский : முதலாவிண் ), описывает восхождение Пандавы на небеса после того, как молодой Парикшит занял трон, а Ююцу управлял королевством. [ 20 ]
Разработка и выпуск
[ редактировать ]Джеямохан начал писать «Венмурасу» в сериализованной форме на своем веб-сайте, причем эпизоды выходят каждый день. Иллюстраторы Шанмугавел и Маникандан добавили по картинке к каждой серии первых четырех книг сериала.
- Мудхарканал начался 1 января 2014 года и завершился к середине февраля.
- Мажаиппададал был завершен к маю 2014 года.
- Ваннаккадал проходил с июня по август 2014 года.
- Нилам публиковался с августа по сентябрь 2014 г.
- Праягай работал с октября 2014 года по январь 2015 года.
- Венмугил Нагарам публиковался в Интернете с февраля по май 2015 года.
- Индранилам начался 1 июня 2015 г. и завершился к августу 2015 г.
- Каандепам работал с сентября по ноябрь 2015 года.
- Veiyon публиковался в Интернете с декабря 2015 года по начало марта 2016 года.
- Панниру Падаиккалам начался с конца марта по июнь 2016 года.
- SolvalarKaadu — опубликовано в Интернете с июля по сентябрь 2016 г.
- Киратам - опубликовано в Интернете с октября 2016 г. по январь 2017 г.
- Маамалар - опубликовано в Интернете с февраля по май 2017 г.
- Нееркколам - опубликовано в Интернете с мая по август 2017 г.
- ЭжуТажал - опубликовано в Интернете с сентября по декабрь 2017 г.
- Курутичарал - опубликовано в Интернете с декабря по март 2017 г.
- Имайканам - опубликовано в Интернете с марта по май 2018 г.
- Сенна Венгай - опубликовано в Интернете с июня по август 2018 г.
- Тисай тер Веллам - опубликовано в Интернете с сентября по ноябрь 2018 г.
- Каар Кадал - опубликовано в Интернете с декабря 2018 г. по март 2019 г.
- ИрутКани - опубликовано в Интернете с апреля по июнь 2019 г.
- Theeyin edai - опубликовано в Интернете с июля по август 2019 г.
- Неерчудар - опубликовано в Интернете с сентября по ноябрь 2019 г.
- Калиттриянаи Нирай - опубликовано в Интернете с декабря 2019 г. по февраль 2020 г. [ 18 ]
- Калпорусирунурай - опубликовано в Интернете с марта по июнь 2020 г. [ 19 ]
- Муталаавин - опубликовано в Интернете с июля по июль 2020 г. [ 20 ]
После того, как каждая книга была завершена, она публиковалась в виде книги ограниченным коллекционным изданием в твердом переплете, а также в мягкой обложке. Ограниченное количество предварительных заказов коллекционного издания имело персональную подпись автора. Издательство Natrinai Pathippagam, базирующееся в Ченнаи, опубликовало серию до Праяагая. Kizhakku Publications, издательство NHM, опубликовало серию, начиная с Венмугила Нагарама.
9 ноября 2014 года Вишнупурам Илаккия Ваттам провел в Ченнаи крупное мероприятие по выпуску «Венмурасу» серии книг . В мероприятии приняли участие светила тамильского искусства, в том числе Ашокамитран , Илаяраджа , Камаль Хаасан , Прапанчан , Нанджил Надан , П.А. Кришнан , а также поздравили представителей традиционных форм народного искусства и катхапрасанги Махабхараты . [ 21 ]
Прием
[ редактировать ]Венмурасу получил положительные отзывы читателей тамильской литературы по всему миру. Известные писатели Индира Партасарати [ 22 ] и Муттулингам [ 23 ] похвалили Венмурасу за его сложные описания, поэтическую глубину и классическую динамику. Писатель и оратор Марабинмаиндан Мутиах написал серию эссе под названием «Вьяса Манам», в которых представлены более тонкие аспекты Венмурасу . [ 24 ] Режиссеры Мани Ратнам , Васантабалан , Мыскин и Сину Рамасами высоко оценили лирическую красоту и визуальные эффекты. [ 25 ] [ 26 ] Критик и рецензент Суреш Венкатадри пишет серию обзоров о Венмурасу в интернет-журнале Solvanam. [ 27 ] [ 15 ] [ 16 ] сравнительный обзор Нилама и Кришны Кришны Суреш Венкатадри также написал Индирой Партхасарати . [ 28 ] Редактор и критик тамильского журнала «Кунгумам» К.Н. Шивараман назвал Венмурасу «достижением мирового уровня». [ 29 ]
В октябре 2021 года американский композитор Раджан Сомасундарам и Литературный круг Вишнпурам США выпустили музыкальный альбом и саундтрек «Музыкальная дань Венмурасу» (альбом) с выступлениями индийской кинозвезды Камала Хасана и певцов Шрирама Партасарти , Саиндхави Пракаша . Альбом был выпущен на онлайн-мероприятии кинорежиссером Мани Ратнамом , на котором присутствовали кинорежиссер Васантабалан , ведущие тамильские писатели А Муттулингам и Нанджилнадан , критик Рави Субраманиан и поэт Вену Таянити. [ 30 ] [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Венмурасу — пуранический реализм» . Джеямохан.in . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Джеямохан говорит, что отказался от награды Падмы» . Индус . 26 января 2016 года . Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ «Режиссер Мани Ратнам выпускает музыкальный трибьют к эпическому фильму Джиямохана «Венмурасу»» . www.marketwatch.com . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ «Серия Венмурасу онлайн» . Джеямохан.in . 19 февраля 2014 года . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ «Интервью Джеямохана, 12 июля 2015 г.» . Ютуб.com . Канадское мультикультурное радио, 101,3 FM. 12 июля 2015 г. Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ Шанкаррамасубраманиан (6 сентября 2014 г.). «Интервью: писатель Джиямохан» . tamil.thehindu.com . Индус . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ «Выступление Джеямохана – 6 июля 2015 г.» . Ютуб.com . Колумб Тамил Сангам . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ «Тамильский писатель переписывает Махабхарату, публикуя по одной главе каждый день в Интернете» . «Стрейтс Таймс». 23 августа 2016 года . Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ «Венмурасу Джеямохана». India Today, английский журнал (ноябрь 2014 г.).
- ^ «Венмурасу: Интервью с писателем Джеямоханом». Кунгумам, тамильский журнал (ноябрь 2014 г.).
- ^ Тируваттар, Синдхукумар. «Развитие Венмурасу» . Гудриддс . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ «Я пересказываю индийскую культуру: интервью - писатель Джиямохан». Индуистский Дипавали Малар . Дипавали 2014 г. (октябрь 2014 г.).
- ^ « В свете Махабхараты» - Интервью» . Динамани . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ С. Сараванакартикеян. «Интервью Джеямохана – Карьера» . tamilmagazine.net . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Венкатадри, Суреш (3 апреля 2016 г.). «வெய்யோன் வரை, Обзор Венмурасу — до Вейона, июнь 2016 г.» . Solvanam.com . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Венкатадри, Суреш (октябрь 2016 г.). «На белой стене – Двенадцать легионов: обзор» . Solvanam.com . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ В, Суреш. «Роман Венмурасу - Солваларкаду - Взгляд» . Солванам (тамильский) . Проверено 6 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Калитриянаи Нираи на Goodreads» . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Калпорусирунурай на Goodreads» . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Мудхалаавин на Goodreads» . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ «Событие Венмурасу» . Кавиям.ин . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ «Писательница Индира Партасарати на Венмурасу» . Ютуб.com . 5 ноября 2014 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Писатель Муттулингам на Венмурасу» . Ютуб.com . 28 октября 2014 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Вьяса-ум» . Марабин Майнхан . Мутья . Проверено 6 сентября 2019 г.
- ^ «Кинорежиссер Васантабалан о Венмурасу» . youtube.com . 4 ноября 2014 года . Проверено 9 июня 2016 г.
- ^ «Камаль Хасан, Илаяраджа и Джеямохан — Венмурасу вижа» . youtube.com . 10 ноября 2014 года . Проверено 9 июня 2016 г.
- ^ Венкатадри, Суреш (21 сентября 2014 г.). «Венмурасу — Ору Паарваи. Знакомство с Венмурасу, сентябрь 2014 г.» . Solvanam.com . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Венкатадри, Суреш (12 июня 2015 г.). «Нилам-Кришна Кришна: Ору Паарваи. Сравнительный обзор Нилама и Кришны Кришны (роман Индиры Партхасарати)» . Джеямохан.in . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ К. Н. Сивараман. «Венмурасу: Тамиж эжуталарин улага садханай» . Kungumam.co.in . Журнал «Кунгумам» . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Музыкальный сборник Вена Мурасу» . Dinamalar.com . Динамалар. 13 октября 2021 г. Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ «Режиссер Мани Ратнам выпускает музыкальный трибьют к эпическому фильму Джиямохана «Венмурасу»» . МаркетВотч . Проверено 20 октября 2021 г.