Хварена
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Хварена (также пишется хварена или хварра(h) : авестийский : 𐬓𐬀𐬭𐬆𐬥𐬀𐬵 xᵛarənah ) — авестийское слово, обозначающее зороастрийскую концепцию, буквально обозначающую «славу» или «великолепие», но понимаемую как божественную мистическую силу или мощь, проецируемую на назначенных и помогающую им. Таким образом, существительное среднего рода также означает «(божественную) королевскую славу», отражая воспринимаемое божественное наделение королей полномочиями. Этот термин также имеет второстепенное значение «(удача) удачи»; те, кто обладает им, способны выполнить свою миссию или функцию.
3-7 веков, В надписях эпохи Сасанидов а также в текстах зороастрийской традиции 9-12 веков это слово появляется как зороастрийское среднеперсидское хварра , переведенное с помощью Пехлеви идеограммы GDE , что отражает арамейское слово gada «удача». Среднеперсидская хварра продолжает называться новоперсидской к(х)орра . Эти варианты, которые считаются учеными заимствованиями из авестийского языка, являются единственными формами иранского языка с начальной буквой «xᵛ-». Во всех других диалектах слово имеет начальную букву f- (подробнее см. Ниже в разделе « Связанные термины» ).
Этимология и родственные термины
[ редактировать ]Авестийская хварена, вероятно, [ 1 ] происходит от протоавестийского *hvar «сиять», номинально обозначенного суффиксом -на . Протоавестийский * hvar , в свою очередь, связан с древнеиндийским svar с тем же значением и вместе происходит от протоиндоиранского * súHr̥ «сиять», в конечном итоге от протоиндоевропейского *sóhr «сиять». Другие предложения предполагают лингвистическую связь с авестийским xᵛar- «есть».
Из многочисленных иранских языков, в которых встречается это слово, начальный xᵛ- очевиден только как авестийский хвар(е)на и как зороастрийский среднеперсидский хварра , от которого затем происходит новоперсидская хорра . В других иранских диалектах это слово имеет форму f , например, в мидийском и древнеперсидском фарна- , от которого происходят средне- и новоперсидский фарр (ах) и прилагательное фаррох . В течение многих десятилетий считалось, что форма f- представляет собой специфическое мидийское звуковое изменение протоиранского xᵛ- на f- . С тех пор эта гипотеза оказалась несостоятельной, и сегодня протоиранская форма реконструируется как *hu̯ , [ 2 ] сохранилось в авестийском языке как xᵛ- и диссимилировалось как f- в других иранских диалектах.
Дохристианским грузинским царям из династии Фарнавазидов божественно была назначена кхварра , и ее потеря обычно приводила к неминуемой смерти или свержению монарха в грузинском царстве. Многие из монархов имели имена, основанные на этом этимологическом корне, такие как Фарнаваз , Фарнаджом и Фарасман . [ 3 ] Слово было заимствовано в грузинский язык как пар[н] . [ 4 ] [ 5 ]

В иранских языках Среднего периода это слово также засвидетельствовано как бактрийское фар(ро)о , хотанское фарра , парфянское фарх , согдийское ф(а)рн и осетинское фарнэ и фарн , хотя в этих языках это слово не обязательно означает означают «славу» или «удачу»: В буддизме согдийский фарн и хотанский фарра обозначали «положение Будды», то есть обладающее «достоинством» или «высоким положением». Это значение впоследствии перешло в тохарский . В манихействе согдийский фрн означал «удачу» и был обозначением «первого светила». Манихейский парфянский фарх снова означает «слава». В скифо - сарматской и аланской культуре дигорско-осетинский фарн и железно-осетинский фарн означали «мир, счастье, изобилие, удачу».
Этот термин также появляется как заимствование в армянском pʿarkʿ , но с более широким диапазоном значений, чем в иранских языках.
В Священном Писании
[ редактировать ]Двусложная хварена упоминается только один раз в Гатах , старейших гимнах зороастризма и считается, что она была составлена самим пророком. Единственный пример Гатх хварена встречается в Ясне 51.18, где это слово, по-видимому, означает царскую славу. Основным источником информации о хварене является Яшт , сборник из 21 гимна младшей Авесты, посвященный отдельным божествам.
две различные формы хварены 19 можно различить В Яште : [ 6 ]
- кавам хварена ( kauuaēm xᵛarənah ), состояние кави , каянских царей
- akhvaretem khvarenah ( axᵛarətəm xᵛarənah ), слава, к которой должны стремиться как божества, так и смертные.
Точно так же Яшт 18, хотя номинально посвящен Арштату , представляет собой короткую 9-стиховую оду третьему варианту хварены ; Иранская ) , хварена ( airiianəm xᵛarənah созданная Ахура Маздой и «полная молока и пастбищ», побеждает даэвов и неиранцев .
Яшт 19, номинально посвященный Зам «Земле», далее типизирует хварену как язату . [ 7 ] то есть сам «достоин поклонения». В этот же гимн включен список божеств и смертных, исполняющих свои обязанности благодаря силе хварены . Среди них мифологические каянские цари – кави ( каууи ), которые являются правителями по милости и полномочиям хварены .
Хварена , однако, также является славой, принадлежащей божествам: она есть у Ахура Мазды (19.9-13), у Амеша Спентаса у других язатов (19.14-20), а также (19.21-24). Йима проигрывает его трижды, по очереди Митре , Третаоне и Кересаспе . Хварена принимает облик птицы, покидая Йиму. (19.35-36, 19.82)
Согласно Яшту прорастают растения, и ветры дуют через хварену Фраваши 13.14, текут воды , . В Ясне 68.11 воды Аредви Суры призываются даровать сияние и славу. Хварена также ассоциируется с водами в других текстах; с миром-морем Вурукашей в Яште 19.51 и 19.56-57; с рекой Гильменд в Яште 19.66 и далее. Его также отождествляют с Хаомой , вместе с которым он играет важную роль в легенде о рождении Зороастра. В этих отрывках хварена имеет семенной и зародышевый смысл, будучи одновременно огненной жидкостью и живым семенем.
В Ясне 60.2 видно, как семейный священник просит радости и благословения праведникам, добродушия, истины, процветания, силы и славы для дома, в котором он возносит молитвы. В гимне Митре говорится о божестве как о «подателе хварены » ( Яшт 10.16, 10.128, 10.141). Другие тексты описывают Митру как «наиболее наделенного славой» ( Яшт 19.35, Вендидад 19.15).
В Яште 19.46 Акем Манах , демон «злых намерений», пытается (но безуспешно) захватить хварену . Иранские хварена и Дахман , ипостась молитвы, делают Бушьясту – демоницу «лени» – бессильной ( Яшт 10.97, 13.4).
При окончательном обновлении мира царская слава последует за ( Саошьянтами Яшт 19.89 ).
По традиции
[ редактировать ]В текстах зороастрийской традиции 9-12 веков хварена (→ среднеперсидская хварра ) — духовная сила, существующая до создания тан-гора , смертного тела ( Бундахишн II.7ff, Задспрам 3.75). В этих более поздних текстах слава, по-видимому, достигается посредством обучения и знаний ( Бундахишн II.9ff).
Хварра продолжает отождествляться с астральными телами ( Дадистан-и Дениг I.25, I.35-36), но ее основная функция заключается в ее роли божественной славы царей, продолжении авестийского представления о кавам хварена . Новым в традиции является отождествление хорры с религией, как в «великой хорре , дарующей силу чистой религии» ( Дадистан-и Дениг I.36).
Кар -намаг и Ардашир , сборник агиографических легенд, связанных с Ардаширом , основателем империи Сасанидов , включает (4.11.16 и 4.11.22-23) рассказ, в котором Ардашир – который на тот момент истории все еще вассал аршакидских парфян – бежит от двора последнего царя аршакидов, Ардавана . По сюжету Ардашир убегает с большим количеством сокровищ Ардавана, а также с любимой наложницей Ардавана, и его преследуют Ардаван и его войска. По дороге Ардавана и его отряд настигает огромный таран, который также преследует Ардашира. Религиозные советники Ардавана объясняют, что баран — это проявление хварры древних иранских царей, которая оставляет Ардаван и парфян в пользу нового императора.
Изображение хварры в виде барана снова появляется на сасанидских печатях и в качестве орнамента в сасанидской архитектуре. Хварра также появляется в сасанидских коронах как птица с жемчужиной в клюве. Изображения хварры в виде птицы являются отсылками к авестийскому мифу Яшта 19.35-36, 19.82, в котором хварена принимает форму птицы, покидающей Йиму (МП: Джамшид), метаморфоза, подобная метаморфозе язаты победы Веретрагны. . [ 8 ] Корона как хранилище хварры также засвидетельствована в надписи Нарсе Пайкули, в которой описывается наказание, назначенное человеку, которого « Ариман и разработчики » заставили украсть хварру , возложив корону на голову ложный правитель. [ 9 ] Еще одним распространенным мотивом в сасанидском искусстве является символ вепря, который представляет собой защиту язаты Веретрагна ( МП: Вахрам), данной правителям, владеющим хваррой .
Кольцо королевской власти, которое появляется на сасанидских рельефах, часто идентифицируется как изображение хварры . [ 10 ] То же самое относится и к кольцу, которое держит бородатая фигура на ахеменидском символе крылатого солнечного диска, который традиционно считается символом фраваши (MP: fravahr ). Крылатый солнечный диск Ахеменидов также иногда интерпретировался как изображение хварены . [ 10 ]
То, что хварра - помимо своего значения как «царского богатства» - также означало «удачу» в общем смысле, демонстрируется использованием арамейской идеограммы GDE в среднеперсидских текстах сасанидского и постсасанидского периодов. [ 11 ] Обычай использования этой арамской идеограммы для обозначения хварены , вероятно, унаследован от времен Ахеменидов. [ 11 ]
Синкретические влияния
[ редактировать ]«Фундаментальный мотив иранского царствования, наследственная династическая харизма [...], которая, однако, могла быть утеряна, лежала в основе идей, которые были широко распространены в эллинистический и римский периоды». [ 11 ] Например, tyche basileos, fortuna regia, спасительная милость (удача) удачи короля; и, вероятно, также королевская фарра в тиче различных эллинистических правителей периодов Селевкидов и Аршакидов, а также кушанских царей. [ 11 ]
Поскольку понятия хварена / хварра и арамейский бог(й) распространялись в одних и тех же областях и имели много общих черт, возможно, что месопотамская концепция повлияла на зороастрийскую. [ 8 ] С другой стороны, хварена также может быть аспектом индо-иранского культурного наследия зороастризма, поскольку хварена , по-видимому, имеет параллель в индийском теджасе, в котором царствование также связано с ярким великолепием и силой света и огня. [ 8 ]
Концепция королевской хварры пережила падение Сасанидской империи в VII веке и осталась центральным мотивом (например, как фарр-э-элахи ) в культуре, философии и эпосе исламского Ирана. [ 11 ]
В культуре
[ редактировать ]- фильм 1995 года Осетинский «ФАРН» (ru:Farn), снятый для Северо-Осетинского телевидения Муратом Джусойты. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Гноли 1999 , с. 313.
- ^ Гноли 1996 , с. 171.
- ^ Рапп, С.Х. младший (2016) Сасанидский мир глазами грузин, Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе, Государственный университет Сэма Хьюстона , США, Рутледж , ISBN 978-1-4724-2552-2 ; местонахождение: 6731
- ^ Канепа, Мэтью П. (2018). Иранское пространство: трансформация королевской идентичности через архитектуру, ландшафт и искусственную среду, 550 г. до н.э. – 642 г. н.э. Издательство Калифорнийского университета. п. 114. ИСБН 978-0-520-96436-5 .
- ^ Рэпп, Стивен Х. младший (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Рутледж. стр. 151, 228. ISBN. 978-1-4724-2552-2 .
- ^ Лубоцкий 1998 , с. 480.
- ^ Бойс 1975 , стр. 66–68.
- ^ Jump up to: а б с Гноли 1999 , с. 316.
- ^ де Йонг 2004 , с. 364.
- ^ Jump up to: а б ср. Гноли 1999 , стр. 316.
- ^ Jump up to: а б с д и Гноли 1999 , с. 315.
- ^ «ФАРН (1995)» , www.kino-teatr.ru
- Библиография
- Бойс, Мэри (1975), История зороастризма , том. 1, Лейден: Брилл .
- де Йонг, Альберт (2004), «Sub Specie Maiestatis: Размышления о сасанидских придворных ритуалах», в Стаусберге, Майкле (ред.), Зороастрийские ритуалы в контексте , Numen 102, Лейден: Брилл, стр. 345–365 .
- Гноли, Герардо (1996), «Об иранских *hu̯arnah- : фонетических, морфологических и этимологических проблемах. О состоянии исследований», Altorientalischeforschung , 23 : 171–180, doi : 10.1524/aofo.1996.23.1.171 , S2CID 163727744 .
- Гноли, Герардо (1999), «Фарр (ах)» , Энциклопедия Ираника , том. 9, Коста Меса: Mazda, стр. 312–316, заархивировано из оригинала 27 мая 2008 г. , получено 4 августа 2007 г.
- Лубоцкий, Александр (1998), «Авестийский xᵛarənah-: этимология и концепция», в Мейд, В. (ред.), Язык и культура. Материалы X-й конференции Индоевропейского общества, Инсбрук, 22-28. Сентябрь 1996 г. , Инсбрук: IBS, стр. 479–488 .