Jump to content

Хварена

(Перенаправлено с Хварены )

Хварена (также пишется хварена или хварра(h) : авестийский : 𐬓𐬀𐬭𐬆𐬥𐬀𐬵 xᵛarənah ) — авестийское слово, обозначающее зороастрийскую концепцию, буквально обозначающую «славу» или «великолепие», но понимаемую как божественную мистическую силу или мощь, проецируемую на назначенных и помогающую им. Таким образом, существительное среднего рода также означает «(божественную) королевскую славу», отражая воспринимаемое божественное наделение королей полномочиями. Этот термин также имеет второстепенное значение «(удача) удачи»; те, кто обладает им, способны выполнить свою миссию или функцию.

3-7 веков, В надписях эпохи Сасанидов а также в текстах зороастрийской традиции 9-12 веков это слово появляется как зороастрийское среднеперсидское хварра , переведенное с помощью Пехлеви идеограммы GDE , что отражает арамейское слово gada «удача». Среднеперсидская хварра продолжает называться новоперсидской к(х)орра . Эти варианты, которые считаются учеными заимствованиями из авестийского языка, являются единственными формами иранского языка с начальной буквой «xᵛ-». Во всех других диалектах слово имеет начальную букву f- (подробнее см. Ниже в разделе « Связанные термины» ).

[ редактировать ]

Авестийская хварена, вероятно, [ 1 ] происходит от протоавестийского *hvar «сиять», номинально обозначенного суффиксом -на . Протоавестийский * hvar , в свою очередь, связан с древнеиндийским svar с тем же значением и вместе происходит от протоиндоиранского * súHr̥ «сиять», в конечном итоге от протоиндоевропейского *sóhr «сиять». Другие предложения предполагают лингвистическую связь с авестийским xᵛar- «есть».

Из многочисленных иранских языков, в которых встречается это слово, начальный xᵛ- очевиден только как авестийский хвар(е)на и как зороастрийский среднеперсидский хварра , от которого затем происходит новоперсидская хорра . В других иранских диалектах это слово имеет форму f , например, в мидийском и древнеперсидском фарна- , от которого происходят средне- и новоперсидский фарр (ах) и прилагательное фаррох . В течение многих десятилетий считалось, что форма f- представляет собой специфическое мидийское звуковое изменение протоиранского xᵛ- на f- . С тех пор эта гипотеза оказалась несостоятельной, и сегодня протоиранская форма реконструируется как *hu̯ , [ 2 ] сохранилось в авестийском языке как xᵛ- и диссимилировалось как f- в других иранских диалектах.

Дохристианским грузинским царям из династии Фарнавазидов божественно была назначена кхварра , и ее потеря обычно приводила к неминуемой смерти или свержению монарха в грузинском царстве. Многие из монархов имели имена, основанные на этом этимологическом корне, такие как Фарнаваз , Фарнаджом и Фарасман . [ 3 ] Слово было заимствовано в грузинский язык как пар[н] . [ 4 ] [ 5 ]

Монета кушанского правителя Хувишки с божеством Фарро («ΦΑΡΡΟ»). Около 152–192 гг. н.э.

В иранских языках Среднего периода это слово также засвидетельствовано как бактрийское фар(ро)о , хотанское фарра , парфянское фарх , согдийское ф(а)рн и осетинское фарнэ и фарн , хотя в этих языках это слово не обязательно означает означают «славу» или «удачу»: В буддизме согдийский фарн и хотанский фарра обозначали «положение Будды», то есть обладающее «достоинством» или «высоким положением». Это значение впоследствии перешло в тохарский . В манихействе согдийский фрн означал «удачу» и был обозначением «первого светила». Манихейский парфянский фарх снова означает «слава». В скифо - сарматской и аланской культуре дигорско-осетинский фарн и железно-осетинский фарн означали «мир, счастье, изобилие, удачу».

Этот термин также появляется как заимствование в армянском pʿarkʿ , но с более широким диапазоном значений, чем в иранских языках.

В Священном Писании

[ редактировать ]

Двусложная хварена упоминается только один раз в Гатах , старейших гимнах зороастризма и считается, что она была составлена ​​самим пророком. Единственный пример Гатх хварена встречается в Ясне 51.18, где это слово, по-видимому, означает царскую славу. Основным источником информации о хварене является Яшт , сборник из 21 гимна младшей Авесты, посвященный отдельным божествам.

две различные формы хварены 19 можно различить В Яште : [ 6 ]

  • кавам хварена ( kauuaēm xᵛarənah ), состояние кави , каянских царей
  • akhvaretem khvarenah ( axᵛarətəm xᵛarənah ), слава, к которой должны стремиться как божества, так и смертные.

Точно так же Яшт 18, хотя номинально посвящен Арштату , представляет собой короткую 9-стиховую оду третьему варианту хварены ; Иранская ) , хварена ( airiianəm xᵛarənah созданная Ахура Маздой и «полная молока и пастбищ», побеждает даэвов и неиранцев .

Яшт 19, номинально посвященный Зам «Земле», далее типизирует хварену как язату . [ 7 ] то есть сам «достоин поклонения». В этот же гимн включен список божеств и смертных, исполняющих свои обязанности благодаря силе хварены . Среди них мифологические каянские цари – кави ( каууи ), которые являются правителями по милости и полномочиям хварены .

Хварена , однако, также является славой, принадлежащей божествам: она есть у Ахура Мазды (19.9-13), у Амеша Спентаса у других язатов (19.14-20), а также (19.21-24). Йима проигрывает его трижды, по очереди Митре , Третаоне и Кересаспе . Хварена принимает облик птицы, покидая Йиму. (19.35-36, 19.82)

Согласно Яшту прорастают растения, и ветры дуют через хварену Фраваши 13.14, текут воды , . В Ясне 68.11 воды Аредви Суры призываются даровать сияние и славу. Хварена также ассоциируется с водами в других текстах; с миром-морем Вурукашей в Яште 19.51 и 19.56-57; с рекой Гильменд в Яште 19.66 и далее. Его также отождествляют с Хаомой , вместе с которым он играет важную роль в легенде о рождении Зороастра. В этих отрывках хварена имеет семенной и зародышевый смысл, будучи одновременно огненной жидкостью и живым семенем.

В Ясне 60.2 видно, как семейный священник просит радости и благословения праведникам, добродушия, истины, процветания, силы и славы для дома, в котором он возносит молитвы. В гимне Митре говорится о божестве как о «подателе хварены » ( Яшт 10.16, 10.128, 10.141). Другие тексты описывают Митру как «наиболее наделенного славой» ( Яшт 19.35, Вендидад 19.15).

В Яште 19.46 Акем Манах , демон «злых намерений», пытается (но безуспешно) захватить хварену . Иранские хварена и Дахман , ипостась молитвы, делают Бушьясту – демоницу «лени» – бессильной ( Яшт 10.97, 13.4).

При окончательном обновлении мира царская слава последует за ( Саошьянтами Яшт 19.89 ).

По традиции

[ редактировать ]

В текстах зороастрийской традиции 9-12 веков хварена (→ среднеперсидская хварра ) — духовная сила, существующая до создания тан-гора , смертного тела ( Бундахишн II.7ff, Задспрам 3.75). В этих более поздних текстах слава, по-видимому, достигается посредством обучения и знаний ( Бундахишн II.9ff).

Хварра продолжает отождествляться с астральными телами ( Дадистан-и Дениг I.25, I.35-36), но ее основная функция заключается в ее роли божественной славы царей, продолжении авестийского представления о кавам хварена . Новым в традиции является отождествление хорры с религией, как в «великой хорре , дарующей силу чистой религии» ( Дадистан-и Дениг I.36).

Кар -намаг и Ардашир , сборник агиографических легенд, связанных с Ардаширом , основателем империи Сасанидов , включает (4.11.16 и 4.11.22-23) рассказ, в котором Ардашир – который на тот момент истории все еще вассал аршакидских парфян – бежит от двора последнего царя аршакидов, Ардавана . По сюжету Ардашир убегает с большим количеством сокровищ Ардавана, а также с любимой наложницей Ардавана, и его преследуют Ардаван и его войска. По дороге Ардавана и его отряд настигает огромный таран, который также преследует Ардашира. Религиозные советники Ардавана объясняют, что баран — это проявление хварры древних иранских царей, которая оставляет Ардаван и парфян в пользу нового императора.

Изображение хварры в виде барана снова появляется на сасанидских печатях и в качестве орнамента в сасанидской архитектуре. Хварра также появляется в сасанидских коронах как птица с жемчужиной в клюве. Изображения хварры в виде птицы являются отсылками к авестийскому мифу Яшта 19.35-36, 19.82, в котором хварена принимает форму птицы, покидающей Йиму (МП: Джамшид), метаморфоза, подобная метаморфозе язаты победы Веретрагны. . [ 8 ] Корона как хранилище хварры также засвидетельствована в надписи Нарсе Пайкули, в которой описывается наказание, назначенное человеку, которого « Ариман и разработчики » заставили украсть хварру , возложив корону на голову ложный правитель. [ 9 ] Еще одним распространенным мотивом в сасанидском искусстве является символ вепря, который представляет собой защиту язаты Веретрагна ( МП: Вахрам), данной правителям, владеющим хваррой .

Кольцо королевской власти, которое появляется на сасанидских рельефах, часто идентифицируется как изображение хварры . [ 10 ] То же самое относится и к кольцу, которое держит бородатая фигура на ахеменидском символе крылатого солнечного диска, который традиционно считается символом фраваши (MP: fravahr ). Крылатый солнечный диск Ахеменидов также иногда интерпретировался как изображение хварены . [ 10 ]

То, что хварра - помимо своего значения как «царского богатства» - также означало «удачу» в общем смысле, демонстрируется использованием арамейской идеограммы GDE в среднеперсидских текстах сасанидского и постсасанидского периодов. [ 11 ] Обычай использования этой арамской идеограммы для обозначения хварены , вероятно, унаследован от времен Ахеменидов. [ 11 ]

Синкретические влияния

[ редактировать ]

«Фундаментальный мотив иранского царствования, наследственная династическая харизма [...], которая, однако, могла быть утеряна, лежала в основе идей, которые были широко распространены в эллинистический и римский периоды». [ 11 ] Например, tyche basileos, fortuna regia, спасительная милость (удача) удачи короля; и, вероятно, также королевская фарра в тиче различных эллинистических правителей периодов Селевкидов и Аршакидов, а также кушанских царей. [ 11 ]

Поскольку понятия хварена / хварра и арамейский бог(й) распространялись в одних и тех же областях и имели много общих черт, возможно, что месопотамская концепция повлияла на зороастрийскую. [ 8 ] С другой стороны, хварена также может быть аспектом индо-иранского культурного наследия зороастризма, поскольку хварена , по-видимому, имеет параллель в индийском теджасе, в котором царствование также связано с ярким великолепием и силой света и огня. [ 8 ]

Концепция королевской хварры пережила падение Сасанидской империи в VII веке и осталась центральным мотивом (например, как фарр-э-элахи ) в культуре, философии и эпосе исламского Ирана. [ 11 ]

В культуре

[ редактировать ]
  • фильм 1995 года Осетинский «ФАРН» (ru:Farn), снятый для Северо-Осетинского телевидения Муратом Джусойты. [ 12 ]

См. также

[ редактировать ]
Цитаты
  1. ^ Гноли 1999 , с. 313.
  2. ^ Гноли 1996 , с. 171.
  3. ^ Рапп, С.Х. младший (2016) Сасанидский мир глазами грузин, Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе, Государственный университет Сэма Хьюстона , США, Рутледж , ISBN   978-1-4724-2552-2 ; местонахождение: 6731
  4. ^ Канепа, Мэтью П. (2018). Иранское пространство: трансформация королевской идентичности через архитектуру, ландшафт и искусственную среду, 550 г. до н.э. – 642 г. н.э. Издательство Калифорнийского университета. п. 114. ИСБН  978-0-520-96436-5 .
  5. ^ Рэпп, Стивен Х. младший (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Рутледж. стр. 151, 228. ISBN.  978-1-4724-2552-2 .
  6. ^ Лубоцкий 1998 , с. 480.
  7. ^ Бойс 1975 , стр. 66–68.
  8. ^ Jump up to: а б с Гноли 1999 , с. 316.
  9. ^ де Йонг 2004 , с. 364.
  10. ^ Jump up to: а б ср. Гноли 1999 , стр. 316.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Гноли 1999 , с. 315.
  12. ^ «ФАРН (1995)» , www.kino-teatr.ru
Библиография
  • Бойс, Мэри (1975), История зороастризма , том. 1, Лейден: Брилл .
  • де Йонг, Альберт (2004), «Sub Specie Maiestatis: Размышления о сасанидских придворных ритуалах», в Стаусберге, Майкле (ред.), Зороастрийские ритуалы в контексте , Numen 102, Лейден: Брилл, стр. 345–365 .
  • Гноли, Герардо (1996), «Об иранских *hu̯arnah- : фонетических, морфологических и этимологических проблемах. О состоянии исследований», Altorientalischeforschung , 23 : 171–180, doi : 10.1524/aofo.1996.23.1.171 , S2CID   163727744 .
  • Гноли, Герардо (1999), «Фарр (ах)» , Энциклопедия Ираника , том. 9, Коста Меса: Mazda, стр. 312–316, заархивировано из оригинала 27 мая 2008 г. , получено 4 августа 2007 г.
  • Лубоцкий, Александр (1998), «Авестийский xᵛarənah-: этимология и концепция», в Мейд, В. (ред.), Язык и культура. Материалы X-й конференции Индоевропейского общества, Инсбрук, 22-28. Сентябрь 1996 г. , Инсбрук: IBS, стр. 479–488 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 742ae9e5ba83ee6797ffd433ed27d745__1714568820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/45/742ae9e5ba83ee6797ffd433ed27d745.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khvarenah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)