Будда произносит свою первую проповедь (Сарнатх)
Будда произносит свою первую проповедь (Сарнатх) | |
---|---|
Материал | Песчаник |
Размер | 5 футов 3 дюйма |
Созданный | 5 век н.э. |
Обнаруженный | Сарнатх , Индия |
Текущее местоположение | Музей Сарнатха , Индия |
Регистрация | Б(б)181 [1] |
Будда , проповедующий свою первую проповедь, — это каменная скульптура V века нашей эры, изображающая Гаутаму Будду в « позе учения » или дхармачакра правартана мудра . [2] Рельеф ( имеет высоту 5 футов 3 дюйма и был раскопан в Сарнатхе , Индия, Ф. Оэртелем во время сезона раскопок 1904–1905 годов Археологической службы Индии ASI); он был найден в районе к югу от Ступы Дхамек . [1]
Продукт местной школы скульптуры Сарнатха , он выставлялся в Археологическом музее в Сарнатхе , первом музее ASI, с момента завершения строительства музея в 1910 году. Он наиболее известен изображениями Будды, показывающими этот предмет. , «тип считается визитной карточкой школы буддийского искусства Сарнатх», [2] [3] и описывается Дениз Лейди как «по праву одно из самых известных изображений Будды в азиатском искусстве». [4] и Роберт Э. Фишер как «самое известное изображение Гупты [Будды]». [5]
Описание
[ редактировать ]Скульптура изображает Будду, произносящего знаменитую « Проповедь в Оленьем парке » в Сарнатхе, где Будда инициировал свое учение, записанное в Палийской Дхаммакаккаппаваттана-сутте . На этой скульптуре Будда сидит в позе падмасаны (или «позе лотоса»). [6] [7] руками в дхармачакра правартана мудре , буквально мудре «вращения колеса дхармы », посредством учения. [8] [7] Он произносит первую проповедь пяти ученикам, показанным ниже в гораздо меньшем масштабе с дхармачакрой в центре. [7] Колесо окружено лежащим оленем, символизирующим оленьий парк (Мригадава) в Сарнатхе, где произошло это событие. [1] [9]
Пятью учениками были Каундинья , Ассаджи , Бхаддия, Ваппа и Маханама, все они были браминами , знавшими Сиддхарта в прошлом. Они известны как монахи Панча бхадраваггия . [1] Помимо пятерых, здесь стоят коленопреклонённые женщина и ребёнок. На троне с каждой стороны изображены мифические звери, макара и вьяла (шардула), как того требует конвенция. По обеим сторонам круглого богато украшенного нимба изображены летающие дэвы, несущие поднос с цветами. [1]
Сарнатх тесно связан с дхармачакрой , символом колеса в буддизме. Львиная столица Ашоки изначально поддерживала большую дхармачакру (таким образом, львы служили опорой для дхармачакры ). В ходе раскопок разбитая каменная дхармачакра . была найдена [10]
Дхармачакра Джина Вихар — еще один пример важности дхармачакры в Сарнатхе. В надписи середины XII века, приписываемой царице Кумарадеви (супруге Говиндачидры ), она берет на себя ответственность за строительство жилых помещений для монахов . [11] Широко распространено мнение, что структура, упомянутая в надписи Кумарадеви, представляет собой Дхармачакру Джина Вихар, но доказательства этого неубедительны. В любом случае, вероятно, это будет одно из последних сооружений, построенных в Сарнатхе до его разрушения в 1194 году. [12] Надпись в настоящее время хранится в музее Сарнатха. [13]
Признательность
[ редактировать ]Из сотен изображений Будды, созданных школой Сарнатха, пожалуй, самым известным является изображение Дхармачакраправартаны , на котором изображена Первая проповедь, произнесенная в Оленьем парке в Сарнатхе. Джон Хантингтон подробно проанализировал эту скульптуру. Он писал: «Нигде во всем буддийском искусстве нет более четкого и конкретно сформулированного видения события, чем это изображение... Изображение также имеет множество нюансов, и для осведомленного наблюдателя оно несет чрезвычайно сложное буддологическое послание, которое следует читать дальше. несколько уровней». [14]
По мнению Кэтрин Беккер, это одно из самых известных изображений Будды из древней Южной Азии. Изображение Будды периода Гуптов, вращающего колесо дхармы в оленьем парке в Сарнатхе, является каноническим примером «золотого века» скульптуры Гуптов. . [15]
По словам Роберта Э. Фишера, «мы сталкиваемся с фигурой великого духовного значения, далекой от более ранних, тяжелых изображений, полученных от якш . Теперь внимание направлено на смысл веры, а не на личность Будды. Его форма очень абстрактна, посторонние детали исключены, и наше внимание обращено на сосредоточенный взгляд, а также на лицо и руки, области, окруженные гладкими неукрашенными поверхностями. Все это в совокупности передает смысл, выходящий за рамки эпизода Первой проповеди. переходя к трансцендентным измерениям буддизма Махаяны . Трансцендентный эффект равен эффекту колоссальных изображений в Канхери и Бамиане , но без обращения к подавляющим размерам». [16]
Кришна Дев, бывший и ныне Дэвид Берри Кнапп , мэр Раджнишпурама , штат Орегон, так описал скульптуру: «Этот выдающийся образ излучает непреклонную решимость и силу Мастера в сочетании с полной невозмутимостью, состраданием и нежной грацией. Вдохновленный художник В этом шедевре запечатлен момент, когда великий учитель, достигший Высшего Просветления после шести лет напряженных усилий, почувствовал себя переполненным состраданием к страдающему человечеству и снизошел до того, чтобы повернуть Колесо Закона... Знаменательные события Первой проповеди и Основатели буддийской Сангхи увековечены в этой уникальной скульптуре... Сочетая силу стихии с нежной грацией и тонкую деликатность с трансцендентальной сублимацией, это светящееся изображение действительно представляет собой шедевр индийского, нет, мирового искусства, хранящее благородное учение Господа Будды. " [17]
Радха Кумуд Мукерджи , родившийся в 1884 году, историк Индии-националист, первоначально написал в 1947 году: «Изображение сидящего в Сарнатхе Будды в момент его проповеди первой проповеди считается одним из шедевров индийского искусства и его стиля Гупта. отмечен своей символикой». [18]
Реплика в Мулагандхакути Вихаре.
[ редактировать ]После раскопок в 1931 году Общество Маха Бодхи заказало строительство нового храма. Фрески на стенах были написаны известным японским художником Косэцу Носу. [19] Центром храма является позолоченная копия знаменитой скульптуры Будды в мудре Дхармачакра Правартана. Анагарика Дхармапала , основатель Общества Маха Бодхи, активно руководил строительством храма.
Копии Сарнатха Будды
[ редактировать ]Изображение иногда называют просто Сарнатх Буддой. Это одно из наиболее воспроизводимых изображений Будды. Другие изображения, вероятно, оказанные под его влиянием, включают:
- Бирла Мандир Дели Будда Вихар, открытый Махатмой Ганди в 1939 году.
- На одной стороне ступы Раджгир Вишва Шанти.
- В 2010 году Индия подарила Шри-Ланке статую Будды высотой 16 футов для установки в священном храме Шри Далада Малигава в Канди. [20]
- в Лояне Реплика храма Белой Лошади внутри точной копии ступы Санчи (Индуфодянь) [21]
- Реплика в храме Палелай в Сингапуре.
- Храм Пох Эрн Ши , Сингапур
- Древняя копия песчаника найдена в Удупи пригороде [22] в 2021 году.
Маленькие и большие копии из дерева, мрамора, бронзы, терракоты и гипса широко воспроизводятся и продаются в Индии и за рубежом под названием «Сарнатх Будда».
Галерея реплик и подобных работ
[ редактировать ]- Буддха Вихар в комплексе Бирла Мандир, Дели
- Ступа Раджгира Вишва Шанти
- Пох Эрн Ши (Сингапур) Копия Будды Сарнатха
- Индийский зал Храма Белой Лошади (Индуфодянь), Лоян , Китай
- Другой Сарнатх Дхармачакра Правартана Будда того же периода, Британский музей.
- Пхра Будда Меттапаньянатх (высота 10 футов), Ват Кхунг Тафао , Таиланд
- Международный буддийский музей в Канди , Шри-Ланка.
- Будда Шакьямуни или Вайрочана Кашмир
- Монастырь Там Бао Сон, Квебек, Канада.
- Современное тайское изображение
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Сахни, Дайя Рам (1914). Каталог Музея археологии в Сарнатхе . Калькутта: суперинтендант государственной печати. с. Скульптура Б(б) 181, стр. 70-71.
- ^ Jump up to: а б Эк, Диана Л. (1982), Банарас, Город света , Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, с. 63, ISBN 0-394-51971-Х ,
На самом известном из этих изображений в музее Сарнатха Будда сидит, скрестив ноги, его конечности имеют идеальные пропорции, предписанные иконометрией того времени, руки в поучительной позе, глаза опущены, полузакрыты в медитации. , его голову поддерживает красиво украшенный круглый нимб.
- ^ Пал, Пратападитья , Свет Азии: Будда Шакьямуни в азиатском искусстве , с. 109 (цитируется), 1984, LACMA , Интернет-архив . Пал обсуждает подобную скульптуру в Калькутте , которую он описывает как «не столь известную, как знаменитое изображение пятого века, сохранившееся в музее Сарнатха…»
- ^ Лейди, Дениз Патри, Искусство буддизма: введение в его историю и значение , стр. 50, 2009, Публикации Шамбалы, ISBN 9781590306703
- ^ Фишер, 55 лет.
- ^ Хантингтон, с. 89
- ^ Jump up to: а б с Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 534. ИСБН 978-81-317-1120-0 .
- ^ Хантингтон, 89
- ^ Хантингтон, с. 89
- ^ Хантингтон, стр. 89-91.
- ^ Конов 1908 , стр. 319–28.
- ^ Ашер 2020 , стр. 6–8.
- ^ Археологическая служба Индии (2013). «Инвентарный номер: 33 (надпись Кумарадеви)» . Археологический музей Сарнатха . Сарнатх, Варанаси, Уттар-Прадеш: Археологическая служба Индии - Круг Сарнатх . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Хантингтон, с. 89
- ^ Кэтрин Беккер, Смещение камней, формирование прошлого: скульптура из буддийских ступ Андхра-Прадеша, Oxford University Press, 2014, стр. 156
- ^ Фишер, 55–56.
- ^ Дхармачакра Правартана Изображение Будды в Сарнатхе, Кришна Дева, Том столетнего юбилея Маха Бодхи. 1891 - 1991 р. 131-132
- ^ Мукерджи, Радхакумуд (1973) [1947], Империя Гуптов (5-е изд.), Дели: Мотилал Банарасидас, стр. 142, ISBN 9788120800892
- ^ Косэцу Носу: Японский художник, рисовавший в Сарнатхе, Сатьясри Укил, 2010 г.
- ↑ Индия подарит статую Будды Ланке, Сутирто Патранобис, Hindustan Times, Коломбо, 21 декабря 2010 г.]
- ^ Будда в Китае, из «Инду» - копия ступы Санчи, обещанная Аталом, близка к завершению, АШИС ЧАКРАБАРТИ, The Telegraph 31 декабря 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Миниатюрная скульптура Саранатха Будды обнаружена 25 мая 2021 года» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2022 года . Проверено 9 августа 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Ашер, Фредерик М. (2020). Сарнатх: критическая история места, где зародился буддизм . Лос-Анджелес: Исследовательский институт Гетти. ISBN 978-1606066164 .
- Фишер, Роберт Э., Буддийское искусство и архитектура , 1993, Темза и Гудзон, ISBN 0500202656
- Джон Хантингтон, «Понимание будд Сарнатха V века: новая идентифицированная мудра и новое понимание Дхармачакра-мудры», стр. 89 , Ориентации , март 2009 г.
- Конов, Стен (1908). «Сарнатхская надпись Кумарадеви» . Эпиграфика Индика . 9 (51): 319–28.