Творческий идол

Идол Ралагана , также известный как «фигура Ралагана», представляет собой резную деревянную фигуру позднего бронзового века антропоморфную , найденную в болоте в городке графство Ралаган , Каван , Ирландия. Он хранится в Национальном музее Ирландии . [ 1 ]
Образец древесины с рисунка дал радиоуглеродную дату (OxA–1719) 1096–906 кал. до нашей эры . [ 2 ] [ 3 ]
Открытие
[ редактировать ]Фигурка была найдена во время стрижки газона фермером по имени Томас Халфпенни, он же мистер Хэлпин. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] в небольшом торфянике недалеко от границы города между Ралаганом и Кроссмакиланом, в округе Шеркок, графство Каван , Ирландия. [ 8 ] О его открытии объявил в 1930 году в журнале Antiquity Адольф Мар , хранитель ирландских древностей в Национальном музее в Дублине . Мар сообщил, что фигура была найдена лицом вниз «на глубине 3–4 футов торфа» на болоте, которое «с тех пор было освоено». [ 9 ] О каких-либо связанных с этим археологических сооружениях не сообщалось, и Мар сообщил, что никаких других находок из болота обнаружено не было.
Описание
[ редактировать ]
Фигурка длиной 113,5 см изготовлена из тиса ( Taxus baccata ), токсичной древесины, имеющей множество фольклорных ассоциаций. Он вырезан из цельного ствола круглого дерева. У него резная голова и шея, длинное туловище без рук, груди и пупка, хорошо выраженная лобковая область и пара слегка согнутых ног, заканчивающихся ступнями. Основание фигуры заканчивается шипом, и первоначально оно вписывалось в «гнездо, вырезанное в постаменте в форме квадратного блока площадью около квадратного фута», которое, как сообщил Мар, «теперь утеряно». [ 9 ]
Фигура покрыта трещинами, черты лица сильно изрезаны. [ 2 ] Левый глаз немного выше правого, нос смещен от центра и возможно повреждение левой части лица. В лобковой области имеется выдолбленное отверстие (первоначально сообщалось, что оно просверлено). [ 9 ] располагается внутри четко выраженного лобкового треугольника. Исследование фигуры Брайони Коулз, опубликованное в 1990 году, показало, что отверстие расширяется внутри тела фигуры и содержит небольшой участок белого зернистого материала, возможно, кварца.
Первоначально Мар определил, что лобковое отверстие «очевидно предназначалось для введения мужского органа». [ 9 ] Идея о том, что фигурка изначально представляла собой отдельный вставной фаллос, сделанный из дерева или другого материала, была высказана несколькими учеными. [ 10 ] [ 11 ] Другие утверждали, что это может быть женщина. [ 12 ] или намеренно гендерно неоднозначный. [ 13 ] [ 14 ] Коулс предположил, что лобковое отверстие могло быть «отверстием для полового акта или родов», для введения отдельного фаллоса, или что фигура могла быть «намеренно задумана как двусмысленная, мужская в одном контексте и женская в другом». ". [ 2 ] Точно так же Миранда Олдхаус-Грин утверждала, что эта цифра может отражать «намеренную двусмысленность и двойное значение». [ 14 ] Эта фигура является одной из нескольких доисторических деревянных фигурок с мужскими и женскими половыми признаками, предполагаемый пол которых неясен. К ним относятся идол Дагенхэма , «Божья Долли» и фигурки Рооса Карра . [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Келли, Имонн П. «Царство и жертвоприношение - новая теория жертвоприношения» . музей.т.е . Национальный музей Ирландии. Архивировано из оригинала 26 января 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с д Коулз, Бриони (1990). «Антропоморфные деревянные фигурки из Великобритании и Ирландии». Труды Доисторического общества . 56 (56): 315–333. дои : 10.1017/S0079497X0000517X . S2CID 164050650 .
- ^ Уодделл (1998), стр.233
- ^ «Таинственные фигуры из болота» . Университетский колледж Корка . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ «Новости Донегола, суббота, 27 июня 1908 г., страница 7» . archive.irishnewsarchive.com . 27 июня 1908 года . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ «Фермана Вестник, суббота, 27 июня 1908 г., страница 7» . archive.irishnewsarchive.com . 27 июня 1908 года . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ «Англо-Кельт, четверг, 28 февраля 1991 г., страница 4» . archive.irishnewsarchive.com . 28 февраля 1991 года . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ Ринн (1972), стр. 3, 84
- ^ Jump up to: а б с д Махр, Адольф (1930). «Деревянный идол из Ирландии». Античность . 4 (16): 487. дои : 10.1017/S0003598X00005305 .
- ^ Стэнли, Майкл (2007). «Антропоморфные деревянные фигурки: недавние ирландские открытия». В Барбере, К. (ред.). Археология водно-болотных угодий: последние перспективы: материалы 11-й конференции WARP, Эдинбург, 2005 г. Общество антикваров Шотландии. стр. 183–190. ISBN 978-0951911709 .
- ^ Уильямс, Массачусетс (2016). Бессмертные Ирландии: история богов ирландского мифа . Принстон, Нью-Джерси. ISBN 978-0-691-15731-3 . OCLC 951724639 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фрайтаг, Барбара (2004). Шила-на-гигс: разгадка загадки . Лондон. ISBN 978-1-134-28248-7 . OCLC 475959845 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Олдхаус-Грин, Миранда Дж. (2004). Археология изображений: иконология и космология в железном веке и римской Европе . Лондон: Рутледж. п. 78. ИСБН 0-203-64745-9 . OCLC 56557821 .
- ^ Jump up to: а б Грин, Миранда Дж. (1997). «Образы в оппозиции: полярность, амбивалентность и лиминальность в культовой репрезентации» . Античность . 71 (274): 898–911. дои : 10.1017/S0003598X00085811 . ISSN 0003-598X . S2CID 162716871 .
Источники
[ редактировать ]- Ринн, Этьен. «Три каменных головы в Вудлендсе, недалеко от Рафо, графство Донегол». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , том 94, вып. 2, 1964. JSTOR 25509564.
- Уодделл, Джон. Доисторическая археология Ирландии . Голуэй: Издательство Голуэйского университета, 1998. ISBN 978-1-8698-5739-4