Маска Орфея
Маска Орфея | |
---|---|
Опера Харрисона Бертвистла | |
![]() Композитор в 2008 году | |
Либреттист | Петр Зиновьев |
Язык | Английский |
На основе | Орфее Миф об |
Премьера | 21 мая 1986 г. Английская национальная опера , Лондон |
«Маска Орфея» — опера на музыку Харрисона Бертвистла , электронную музыку, реализованную Барри Андерсоном , и либретто Питера Зиновьева . Премьера состоялась в Лондоне в Английской национальной опере 21 мая 1986 года и вызвала большое одобрение критиков. [ 1 ] Записанная версия под управлением Эндрю Дэвиса и Мартина Браббинса также получила хорошие отзывы. [ 2 ] [ 3 ] В 2019 году в Английской национальной опере была поставлена новая постановка оперы под управлением Мартина Браббинса и Джеймса Хеншоу. [ 4 ] Работа длится около трех часов.
Краткое содержание
[ редактировать ]Структура сюжета оперы сложна. Вместо того, чтобы рассказывать историю, начиная с А и проходя через B к C, «Маска Орфея» исследует миф об Орфее одновременно в нескольких направлениях, исследуя различные противоречия, которые есть в различных версиях мифа.

Это достигается за счет очень тщательно продуманной конструкции сцены , при которой сцена разделена на ряд различных зон, каждая из которых содержит свою часть действия. При этом каждый из главных героев – Орфей, Эвридика и Аристей – предстает в трех ипостасях: как певец, олицетворяющий их человеческие формы; как мим, изображающий их героическую личность; и как марионетка, представляющая их мифы. Кроме того, отдельные события могут происходить в опере несколько раз, по мере их предсказания, по мере их возникновения и по мере их запоминания.
Примером этого процесса в действии является соблазнение Эвридики Аристеем. Когда это событие впервые появляется в первом акте, это событие показано одновременно в двух разных версиях: в одной Эвридика изнасилована Аристеем перед смертью; в другом ее нет. Позже, во 2-м действии, Орфей вспоминает об этом событии, но теперь именно Орфей, а не Аристей, соблазняет Эвридику перед ее смертью.
Из-за сложной структуры работы дать подробный обзор затруднительно. Однако в общих чертах историю оперы можно представить следующим образом:
Акт 1
[ редактировать ]Орфей и Эвридика влюбляются и женятся. Позже Эвридика умирает от укуса змеи, и Орфей обращается к Оракулу Мертвых, намереваясь последовать за ней в Подземный мир.
Акт 2
[ редактировать ]Орфей путешествует в Подземный мир через семнадцать арок, каждая из которых имеет символическое имя. На обратном пути он считает, что за ним следует Эвридика, но на самом деле это Персефона и мим Эвридика. Орфей возвращается за Эвридикой, но понимает, что она не может последовать за ним. Орфей вешается. Акт заканчивается тем, что Орфей просыпается и понимает, что его путешествие в Подземный мир было сном.
Семнадцать арок
Каждой из арок, через которые должен пройти Орфей, присвоено символическое имя.
- 1-я арка – Сельская арка.
- 2-я арка – Арка толпы.
- 3-я арка – Арка Вечера.
- 4-я арка – Арка контраста.
- 5-я арка – Арка Умирания.
- 6-я арка – Арка Крыльев.
- 7-я арка – Арка цветов.
- 8-я арка – Арка секретности.
- 9-я арка – Стеклянная арка.
- 10-я арка – Арка Строения.
- 11-я арка – Арка погоды.
- 12-я арка – Арка глаз.
- 13-я арка – Арка Ножей.
- 14-я арка – Арка Зверей.
- 15-я арка – Арка Одеяний (или Дорог).
- 16-я арка – Арка Крови.
- 17-я арка – Арка Страха.
Акт 3
[ редактировать ]В начале этого акта время движется назад: Орфей возвращается из Подземного мира и обратно, а Эвридика снова умирает. Затем время движется вперед, поскольку Орфей снова покидает Подземный мир. Одна из версий истории Орфея состоит в том, что затем он был убит молнией, брошенной Зевсом , а другая состоит в том, что его расчленили женщины Диониса . Затем Орфей становится предметом культа и оракула. Время снова течет вспять, снова разыгрывается смерть Орфея, и опера заканчивается разрушением мифа об Орфее.
Электронная музыка
[ редактировать ]The Mask of Orpheus , помимо вокальной и оркестровой музыки, содержит значительное количество электронной музыки , которая была реализована по поручению Birtwistle Барри Андерсоном . Преждевременная смерть Андерсона в 1987 году, а также нехватка сохранившихся эскизных материалов сделали объективную оценку сотрудничества неясной. Был поднят вопрос о том, признал ли Бертвистл истинную степень своего сотрудничества с Андерсоном как коллегой-композитором. [ 5 ] Андерсон детально спланировал электронную музыку в студии IRCAM в Париже в период с 1981 по 1984 год.
У каждого акта есть своя электронная «аура», которая продолжается постоянно, иногда заметно, иногда неслышно; Голос Аполлона несколько раз слышен как электронный звук, «говорящий» на изобретенном языке. Есть также шесть чисто электронных интерлюдий, созданных путем компьютерной обработки звуков арфы .
Постановка
[ редактировать ]Джоселин Герберт было поручено разработать декорации и костюмы для премьеры оперы. Постановка была сложной, в ней участвовали солнца, реки и летающая золотая карета. Каждый певец носил (и пел) маску. Большие куклы были созданы для изменения пропорций на сцене. Все маски и костюмы были созданы так, чтобы выглядеть вневременными, чтобы не относить оперу к определенной эпохе.
Инструментарий
[ редактировать ]- Деревянные духовые инструменты :
- 4 флейты (1-я, 2-я и 3-я двойная пикколо ; 2-я, 3-я и 4-я двойная альтовая флейта ; 4-я двойная басовая флейта )
- 3 гобоя (1-й удвоенный гобой д'амур ; 2-й и 3-й удвоенные английские рожки )
- бас-гобой (удвоение английского рожка )
- 3 кларнета (1-й и 2-й дублирующий кларнет ми-бемоль ; 2-й и 3-й дублирующий бас-кларнеты )
- бас-кларнет (дублирующий контрабас-кларнет )
- 3 фагота (2-й и 3-й дублирующий контрфагот )
- контрафагот
- 3 саксофона-сопрано
- Латунь
- Другой
- 7 перкуссионистов
- 3 арфы
- электрогитара
- бас-гитара
- электрическая мандолина
- лента
- 16-голосный смешанный хор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саймон Томас (август 2009 г.). «Рецензии – Маска Орфея » . Что на сцене. Архивировано из оригинала 15 июня 2011 г. Проверено 16 августа 2010 г.
- ^ «Бертвистл» . Музыкальный журнал BBC . Архивировано из оригинала 17 января 2013 года . Проверено 16 августа 2010 г.
- ^ «Обзор – Орфей раскрыт» . Граммофон . Декабрь 1997 года . Проверено 16 августа 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Эндрю Клементс (20 октября 2019 г.). « Рецензия на «Маску Орфея» – пародия на спектакль, не над чем смеяться» . Хранитель . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Уишарт, Тревор (декабрь 1988 г.). «Письмо Тревора Уишарта» . Темп . 167 :58. дои : 10.1017/S0040298200024839 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- « Маска Орфея , синопсис и руководство» , Английская национальная опера.
- Кросс, Джонатан (2017). Харрисон Бертвистл: Маска Орфея (второе изд.). Милтон-Парк, Оксфордшир: Рутледж . ISBN 978-1-351-56412-0 .