работа (опера)
Работа | |
---|---|
Опера Харрисона Бертвистла | |
![]() Композитор в 2008 году | |
Либреттист | Дэвид Харсент |
Язык | Английский |
На основе | Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь |
Премьера | 30 мая 1991 г. Королевский оперный театр , Лондон |
«Гавейн» — опера на музыку Харрисона Бертвистла на либретто Дэвида Харсента . История основана на среднеанглийском романе « Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» . Опера была заказана Королевским оперным театром в Лондоне, где она была впервые исполнена 30 мая 1991 года. [ 1 ] [ 2 ] Риан Сэмюэл опубликовал подробный анализ оперы. [ 3 ] Бертвистл переработал его в 1994 году, и премьера исправленной версии состоялась в Королевском оперном театре 20 апреля 1994 года. [ 4 ]
Музыка
[ редактировать ]Сюжет «Гавейна» идеально соответствует подходу Бертвистла к музыкальной структуре. Повторяющуюся структуру событий можно сравнить с повторяющейся музыкальной структурой. Таким образом, три охоты во втором акте используют один и тот же музыкальный материал, как и три соблазнения. Музыка разнообразна и адаптируется каждый раз, когда ее слушают, но внутренняя связность легко устанавливается. В синопсисе также указано множество мест, где слышны повторяющиеся мотивы: три удара в дверь; возвращение ко двору Артура в конце оперы с тем же настроением скуки, что и в начале; члены двора постепенно забирают у Гавейна предметы, которые они дали ему в конце акта 1. Таким образом, хотя опера не написана с большим количеством явных чисел . ( т лейтмотив в стиле Вагнера , наблюдается общее единство музыкального материала. Есть много случаев, когда один персонаж просто повторяет одну строку текста, всегда устанавливая для нее одну и ту же мелодичную фразу, но это не то же самое, что использование лейтмотива. Однако это хорошо вписывается в стандартный стиль Бертвистла, заключающийся в постоянном изменении посреди повторения.
Дирижер Элгар Ховарт сделал аранжировку оркестровой сюиты «Путешествие Гавейна» из музыки оперы. [ 5 ]
Роли
[ редактировать ]- Морган Ле Фэй , сводная сестра короля Артура ( сопрано )
- Леди де Отдезерт, жена Бертилака ( меццо-сопрано )
- Артур , король ( тенор )
- Гвиневра , жена Артура (сопрано)
- Дурак ( баритон )
- Агравейн , рыцарь двора короля Артура, брат Гавейна.
- Ивейн , рыцарь двора короля Артура, брат Гавейна.
- Гавейн , рыцарь двора короля Артура (баритон)
- Бишоп Болдуин ( контратенор )
- Бедевере , рыцарь
- Зеленый рыцарь / Бертилак де Отдесерт ( бас )
Краткое содержание
[ редактировать ]
Акт 1
[ редактировать ]Рождество В Камелоте . На торжество собираются рыцари двора Артура вместе с епископом и шутом. Также присутствуют, но невидимы для остальных, Морган Ле Фэй и леди де Отдезерт, которые замышляют свергнуть Артура.
Артуру скучно, и он просит кого-нибудь продемонстрировать свою храбрость. Вместо этого дурак загадывает ряд загадок, а Морган Ле Фэй обещает ему скорое развлечение. В дверь стучат, но когда ее открывают, там никого нет. После очередной загадки снова раздается стук, и дверь, как и раньше, открывается, никого не обнаруживая. После третьего стука двери открываются, и появляется Зеленый Рыцарь , который въезжает во двор. Рыцарь оскорбляет Артура, спрашивая, какой член двора является королем. Рыцари Артура спешат отомстить за его честь, но Зеленый Рыцарь дает им отпор. Он не одет для боя, а вместо этого предлагает вызов: он примет удар топора, который отрубит ему голову, при условии, что он сможет нанести такой же удар через год и день. Пока епископ скандирует защиту от колдовства, суд в замешательстве. Рыцарь повторяет свои условия и заявляет, что он пришел в поисках героя, человека, достаточно смелого, чтобы принять его вызов. Он продолжает оскорблять Артура и суд, заявляя, что им не хватает смелости. Артур собирается принять вызов, когда Гавейн берет топор. После того, как они соглашаются, Рыцарь становится на колени перед Гавейном.
На этом этапе настоящее действие прекращается. Когда сцена раскрывается, она находится прямо перед первым входом Рыцаря. Предыдущее действие повторяется, сильно сжато и без обсуждения. Все еще невидимые Морган Ле Фэй и леди де Отдезерт поют о своем плане, направленном на то, чтобы провоцировать тщеславие Артура.
Рыцарь снова становится на колени перед Гавейном, который теперь обезглавливает его. Вместо того, чтобы умереть, Рыцарь продолжает жить. Тело поднимает голову, которая теперь дает Гавейну инструкции, куда направиться для ответного удара. Гавейн должен отправиться на север, в Зеленую часовню, инструкции эхом раздаются, когда Рыцарь выезжает из двора. Артур пытается преуменьшить значение этого события, утверждая, что это была пьеса ряженых . Но топор остался и висит на стене на всеобщее обозрение.
Акт заканчивается абстрактным изображением уходящего года. Суд готовит Гавейна к путешествию и испытаниям по мере прохождения времен года. Его снабжают доспехами, поскольку епископ благословляет это предприятие. Несмотря на все это, Морган Ле Фэй продолжает повторять одну строчку: «Теперь с одного шага твое путешествие начинается». (В первой редакции оперы прохождение года длилось более получаса. Вторая версия существенно сократила эту продолжительность. Третья версия ее восстанавливает.)
Акт 2
[ редактировать ]сцена 1
Акт открывается новым видением года подготовки Гавейна. На этот раз он один, над ним насмехается (все еще невидимая) Морган Ле Фэй. На этот раз у Гавейна повторяется единственная строчка: «Крест Христов, спаси меня!» Он отправляется в путь на север.
сцена 2
Сцена перемещается в дом Бертилака и леди де Отдезерт. Они ждут прибытия Гавейна, распевая строки текста, взятые из насмешек Морган Ле Фэй. Приходит Гавейн, но ему нужно трижды постучать, прежде чем они откроют дверь. Бертилак и его жена тепло приветствуют его, они рады видеть на Рождество гостя из двора Артура, который научит их благородным придворным обычаям. Гавейн отказывается, говоря, что ему придется путешествовать, пока он не найдет Зеленую часовню. Бертилак сообщает ему, что он находится менее чем в двух милях от того места, где они уже находятся, так что он может отдохнуть, когда его путешествие почти окончено.
Гавейн должен смотреть на все в доме Бертилака, как на свое собственное. Когда он заявляет, что его жена составит компанию Гавейну, пока он сам будет на охоте, Бертилака охватывает ревность и подозрение. На грани раскрытия этой загадки он предлагает заключить договор с Гавейном. Бертилак каждый день будет проводить на охоте и отдаст Гавейну все, что он приобрел за день; взамен Гавейн должен отдать Бертилаку все, что он получил. Не зная, что он может получить, Гавейн, тем не менее, соглашается на пакт.
На следующий день, пока ее муж на охоте, леди де Отдезерт приходит в личные покои Гавейна. Она пытается соблазнить его и приказывает ему взять ее. Это ставит Гавейна перед дилеммой: между подчинением приказам женщины и отказом от прелюбодеяния. Он пытается избежать ее преследования, но она наконец целует его. Тем временем Бертилак убивает оленя.
Бертилак возвращается со своим уловом и передает его Гавейну. В ответ Гавейн целует Бертилака. Бертилак хочет знать, как Гавейн получил такой трофей, но Гавейн настаивает, что это не было частью сделки.
На следующий день повторяется этот сценарий. На Гавейна снова охотится женщина, которая на этот раз целует его дважды; снова Бертилак убивает свою жертву; Бертилак и Гавейн снова обмениваются трофеями, на этот раз с двумя поцелуями.
Третий день продолжается во многом так же, как и раньше. Леди де Отдезерт усиливает соблазнение Гавейна, одеваясь откровенно. Гавейн беспомощен перед ней, молча принимая от нее три поцелуя. Затем она предлагает ему пояс вокруг своей талии, показывая, что, пока он носит его, ничто не может причинить ему вреда. Помня о своем испытании позже в тот же день, Гавейн принимает его. Бертилак убивает свою лису и возвращается домой. Однако при обмене Гавейн трижды целует Бертилака, но ничего не упоминает о поясе.
сцена 3
Гавейн покидает их дом и отправляется в Зеленую часовню. Зеленый Рыцарь называет имя Гавейна за кулисами, точно так же, как он это сделал, когда годом ранее покинул Камелот. Гавейн боится, но становится на колени, готовый принять удар топора. Однако он уклоняется, когда он падает. Рыцарь злится и требует знать, действительно ли он имеет дело с Гавейном. Гавейн готовится к новому удару, но на этот раз Зеленый Рыцарь останавливается. На этот раз злится Гавейн, требуя, чтобы Зеленый Рыцарь выполнил договор, как было согласовано.
При третьем взмахе рыцарь просто задевает шею Гавейна поверхностной раной. Гавейн злится еще больше. Рыцарь объясняет, что его действия были ответом на обращение Гавейна с Бертилаком. Дважды Гавейн был скрупулезно честен, но в третий раз удержал кушак. Рыцарь понимает, что «страх смерти» заставил его солгать, но также и то, что это «не настолько грех, чтобы умереть за него». Гавейн не смягчается. Он требует, чтобы рыцарь взял пояс. Но Рыцарь связывает его с Гавейном, отправляя его обратно в Камелот. Морган Ле Фэй снимает чары, замаскировавшие Бертилака под Зеленого рыцаря. Ее цель была достигнута, поскольку она разоблачила героя, каким бы он ни был. Его настоящее путешествие вот-вот начнется, поскольку ему придется смириться с продемонстрированной им «жадностью, себялюбием и трусостью».
сцена 4
Место действия — Камелот, как в начале оперы. Артур снова хочет увидеть проявление храбрости, а дурак отвечает загадками. Два стука в дверь сначала никого не обнаруживают, пока в третий раз не входит Гавейн, его личность скрывается из-за его пальто и снега. Суд в восторге и хочет услышать его рассказ о героизме. Гавейн оскорбляет Артура. Когда суд успокаивается, утешая себя тем, что «все так, как было, и ничего не изменилось», они помогают Гавейну снять одежду, которую они дали ему в конце первого акта для его путешествия. Но Гавейн продолжает злиться на их предположение, что он победил. Это отталкивает двор, и опера завершается тем, что Морган Ле Фэй поет о посеянном ею раздоре.
Акцент здесь делается на несовершенном герое, который боится за свою жизнь и готов лгать и обманывать, чтобы сохранить ее.
Запись
[ редактировать ]- Версия 1994 года, записанная в прямом эфире BBC Radio 3 20 апреля 1994 года, выпущенная в 1996 году Collins Classics (70412), переизданная в 2014 году NMC Recordings (NMC D200): Франсуа Ле Ру (баритон), Мари Анхель (сопрано), Энн Хауэллс (меццо-сопрано), Ричард Григер (тенор), Пенелопа Уолмсли-Кларк (сопрано), Омар Эбрагим (баритон), Алан Юинг (бас), Джон Марсден (тенор), Кевин Смит (контратенор), Джон Томлинсон (бас-баритон), Хор Королевской оперы, Оркестр Королевского оперного театра , Элгар Ховарт (дирижер)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Бертвистла Пока, Энтони, « Гавейн » (май 1991 г.). The Musical Times , 132 (1779): стр. 231, 233.
- ^ Бертвистла Сэмюэлс, Роберт, «Первые выступления: Гавейн » (сентябрь 1991 г.). Темп (Новая серия), 178 : стр. 32–33.
- ^ Самуэль. Бертвистла Райан, « Гавейн : эссе и дневник» (июль 1992 г.). Кембриджский оперный журнал , 4 (2): стр. 163–178.
- ^ Адлингтон, Роберт, «Биртвистл: Гавейн » (1994). The Musical Times , 135 (1817): с. 463.
- ^ Варнаби, Джон, «Биртвистл на полную мощность» (сентябрь 1993 г.). Темп (Новая серия), 186 : с. 54-56.