Душа мира
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Anima mundi ( лат .), мировая душа ( греч . ψυχὴ κόσμου , psychḕ kósmou ), или душа мира ( ψυχὴ τοῦ κόσμου , psychḕ toû kósmou ) — это внутренняя связь между всеми живыми существами, согласно нескольким системам мышления, которые придерживаются что она связана с миром примерно так же, как оживляющая сила или бессмертная душа связана с человеческим телом. (И греческое psychḕ , и латинское anima неоднозначны в отношении этих двух значений.)
Хотя концепция мировой души зародилась в классической античности , сходные идеи можно найти в мыслях более поздних европейских философов, таких как Барух Спиноза , Готфрид Лейбниц , Иммануил Кант , Фридрих Шеллинг и Георг В. Ф. Гегель (особенно в его концепции Вельтгейст ).
История
[ редактировать ]Платонизм
[ редактировать ]Платон придерживался этой идеи. [1] идентифицируя Вселенную как живое существо:
Таким образом, тогда, в соответствии с вероятным объяснением, мы должны заявить, что этот Космос воистину возник как Живое Существо, наделенное душой и разумом [...] Живое Существо, единое и видимое, содержащее в себе все живое существа, которые по своей природе подобны самому себе.
Платоновский «Тимей» описывает этот живой космос как построенный демиургом . [3] построенный так, чтобы быть тождественным самому себе и понятным разуму, [4] согласно рациональному образцу, выраженному в математических принципах и пифагорейских соотношениях, описывающих структуру космоса и, в частности, движение семи классических планет . [5] Живая вселенная — это также бог по имени Уран и Космос . [6] это показывает, как утверждают ученые, что Платон выступает посредником между поэтической и досократической традициями. [7]
После Платона мировая душа стала важным компонентом неоплатонической космологии , часто включая ее тесную связь с демиургом и семью планетами.
Стоицизм
[ редактировать ]Стоики считали , что это единственная жизненная сила во Вселенной.
Гностицизм
[ редактировать ]Мировая душа была заимствована из философии Платона в несколько гностических сект.
манихейство
[ редактировать ]В манихействе мировую душу называли также Светлой Душой и Живой Душой ( среднеперсидский : grīw zīndag ), противопоставляя ее материи, которая ассоциировалась с безжизненностью и смертью и внутри которой была заключена мировая душа. [8] Мировая душа олицетворялась Страдающим Иисусом ( Jesus patibilis ), который, как и исторический Иисус , изображался распятым в мире. [9] [10] Эта mystica cruxificio присутствовала во всех частях света, включая небо, почву и деревья, как это выражено в коптских манихейских псалмах . [11]
мандеизм
[ редактировать ]В мандеизме мировая душа имеет различные параллели с маной . [ нужна ссылка ] [ оригинальное исследование? ]
Схоластика
[ редактировать ]В эпоху XII веке в Возрождения Средневековья Платона, анализ «Тимея» проведенный членами Шартрской школы, такими как Вильгельм Коншский и Бернард Сильвестрис, привел их к истолкованию мировой души как возможно или определенно того же самого, что и христианский Святой Дух под властью Средних веков. покров ( integumentum ) другого названия. [12] Сразу после того, как Пьера Абеляра осудили Бернар Клервоский и Сенский совет 1141 года за доктрины, столь же близкие к пантеизму , Вильгельм осудил свои собственные сочинения на эту тему и отредактировал свою « De Philosophia Mundi» , чтобы избежать ее обсуждения.
Герметизм
[ редактировать ]Концепция мировой души присутствует в работах философов- герметиков , таких как Парацельс и Роберт Фладд .
иудаизм
[ редактировать ]В еврейском мистицизме параллельной концепцией является концепция Хокма Илаа , которая представляет собой всеобъемлющую Высшую Мудрость, которая превосходит, упорядочивает и оживляет все творение. Раввин Нахман из Бреслова утверждает, что эту возвышенную мудрость может постичь совершенный цадик (праведник). [13] Таким образом, цадик достигает космического сознания и, таким образом, получает возможность смягчить все разделения и конфликты внутри творения.
Параллели в восточной философии
[ редактировать ]Подобные концепции в восточной философии включают брахмана , пурушу и параматмана в индуизме , а также ци в китайской школе натуралистов , даосизме и неоконфуцианстве .
См. также
[ редактировать ]- Гайя
- Гипотеза Геи
- Состояние человека
- Пачамама
- Панпсихизм
- Пластиковый принцип
- Пневма (в эллинистической философии)
- Аналогия микрокосма и макрокосма
- Духовная экология
- Сверхдуша
- Unus mundus (в юнгианской психологии)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Платон (1925) , Тимей 30b – d, 33b.
- ^ Платон (1925) , Тимей 30b – d.
- ^ Платон (1925) , Тимей 30а.
- ^ Платон (1925) , Тимей 29а.
- ^ Платон (1925) , Тимей 34c–36e.
- ^ Платон (1925) , Тимей 28b2–7.
- ^ Бартнинкас, Вилюс (2023). Традиционные и космические боги у позднего Платона и ранней академии . Издательство Кембриджского университета. стр. 37–43. дои : 10.1017/9781009322638 . ISBN 9781009322638 .
- ^ Сундерманн (2011) .
- ^ Сундерманн (2009) .
- ^ Местоположение (1992) , с. 20.
- ^ Местоположение (1992) , с. 127.
- ^ Адамсон (2019) , стр. 96–97.
- ^ Бен Симха (1808) , Ликутей Мохаран I, 61 год.
Библиография
[ редактировать ]- Адамсон, Питер (2019), Средневековая философия , История философии без пробелов , Том. 4, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, ISBN 978-0-19-884240-8 .
- Бен Симха, Нахман (1808 г.). «Тора 61». Ликутей Мохаран . Том. 1. Острог – через Сефарию.
- Фиделер, Дэвид (2014). Восстановление души мира: наша живая связь с разумом природы . Внутренние традиции. ISBN 978-1620553596 .
- Юнг, К.Г. (1968). Психология и алхимия . Том. 12. Лондон: Рутледж. ISBN 0691018316 .
- Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (1992). Манихейство в поздней Римской империи и средневековом Китае (2-е изд.). Тюбинген: Мор Зибек . ISBN 978-3161458200 .
- Платон (1925). Платон в двенадцати томах . Том. 9. Перевод Ламба, WRM Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann Ltd. – через проект Perseus .
- Росзак, Теодор (2001) [1992]. Голос Земли: исследование экопсихологии . Фанес Пресс. ISBN 1890482803 .
- Южный, RW (2001). Схоластический гуманизм и объединение Европы, Том II: Героический век . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0631220794 .
- Сундерманн, Вернер (2009). Манихейство: общий обзор (онлайн-изд.). Энциклопедия Ираника.
- Сундерманн, Вернер (2011). Космогония и космология: в манихействе (онлайн-изд.). Энциклопедия Ираника.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хельмиг, Кристоф, изд. (2020). Мировая душа - Anima Mundi: о происхождении и судьбе фундаментальной идеи (PDF) . Берлин и Бостон: Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110628609 . ISBN 978-3110628609 . S2CID 243535471 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение anima mundi в Викисловаре