Jump to content

Абраксас

Абраксас ( библейский греческий : ἀβραξάς , латинизированный: abraxas , вариант формы ἀβράναξ, латинизированный: abranax ) — слово мистического значения в системе гностических Василидов , применявшееся там к «Великому Архонту ( megas Archōn ), принцепсу » 365 сфер ( уранои ). [1] [2] [3] Это слово встречается в гностических текстах, таких как Священная Книга Великого Невидимого Духа , а также появляется в греческих магических папирусах . Его выгравировали на некоторых старинных драгоценных камнях , названных поэтому камнями Абраксаса , которые использовались в качестве амулетов или оберегов. [4] Поскольку первоначальное написание на камнях было Абрасакс ( Αβρασαξ ), наблюдаемое сегодня написание Абраксаса , вероятно, возникло в результате путаницы между греческими буквами сигма (Σ) и xi (Ξ) в латинской транслитерации .

Семь букв, составляющих его название, могут представлять каждую из семи классических планет . [5] Слово может быть связано с Абракадаброй , хотя существуют и другие объяснения.

Между такими фигурами есть сходства и различия в отчетах об учении Василида, древних гностических текстах, более крупных греко-римских магических традициях , а также современных магических и эзотерических сочинениях. В последние столетия распространились спекуляции об Абраксасе, который, как утверждалось, был одновременно египетским богом и демоном . [6]

Этимология

[ редактировать ]

Гай Юлий Гигин ( Fab . 183 ) приводит Абракса Асло Тербео как имена солнечных коней, упомянутых « Гомером ». [ нужна ссылка ] Этот отрывок ужасно искажен, но, возможно, не случайно первые три слога составляют Абраксаса.

Правильная форма имени, очевидно, Абрасакс , как и у греческих писателей Ипполита , Епифания , Дидима ( De Trin . III. 42) и Феодорита ; также Августин и Предестинат ; и почти во всех легендах о драгоценных камнях. Путем, вероятно, благозвучной инверсии, у переводчика Иринея и других латинских авторов есть Абраксас , который встречается в магических папирусах и даже, хотя и очень редко, на гравированных камнях.

Попытки обнаружить происхождение названия (греческое, еврейское, коптское или другое) не увенчались полным успехом:

Египетский

[ редактировать ]
  • Клавдий Салмасий (1588–1653) считал его египетским, но так и не представил обещанных доказательств. [ нужна ссылка ]
  • Дж. Дж. Беллерманн считает, что это соединение египетских слов abrak и sax , что означает «почетное и священное слово» или «слово восхитительное». [ нужна ссылка ]
  • Сэмюэл Шарп находит в нем египетское обращение к Божеству, означающее «не причиняй мне вреда». [7]
  • Авраам Гейгер видит в этом греческую форму ха-бераха , «благословение», значение, которое Чарльз Уильям Кинг объявляет филологически несостоятельным. [ нужна ссылка ]
  • И. Б. Пассерий выводит его от abh — «отец», bara — «творить» и а- негатив — «несозданный Отец». [ нужна ссылка ]
  • Джузеппе Барзилай возвращается для объяснения к первому стиху молитвы, приписываемой Нехунье бен Ха-Кана , буквальный перевод которого звучит так: «О [Бог], могучей десницей Твоей избавь несчастных [людей]», образуя из начального и конечного буквы слова слово Абракад (произносится Абракад), имеющее значение «воинство крылатых», т. е. ангелов. Хотя эта теория может объяснить мистическое слово Абракадабра , связь этой фразы с Абрасаксом неясна. [ нужна ссылка ]

Греческий

[ редактировать ]
  • Венделин обнаруживает соединение начальных букв, числовое значение которого равно 365, четырех еврейских и трех греческих слов, написанных греческими буквами: аб, бен, руах, хакадос; sotēria apo xylou («Отец, Сын, Дух, святой; спасение от креста»). [8]
  • Согласно записке Исаака де Бособра, Жан Ардуэн принял первые три из них, приняв четыре других за инициалы греческого anthrōpoussōzōn hagioi xylōi , «спасение человечества святым крестом». [9]
  • Исаак де Бособр происходит от греческого habros и saō , «прекрасный, славный Спаситель». [10]

Возможно, это слово можно включить в число тех загадочных выражений, о которых говорил Адольф фон Гарнак . [11] «которые не принадлежат ни одному известному языку и своим необычным сочетанием гласных и согласных свидетельствуют о том, что они принадлежат к какому-то мистическому диалекту или берут свое начало от какого-то предполагаемого божественного вдохновения».

Египетский автор книги «De Mysteriis» в ответ Порфирию (VII, 4) признает предпочтение «варварских» имен в священных вещах народным именам, настаивая на особой святости языков некоторых народов, таких как египтяне и ассирийцы ; и Ориген ( Contra Cels . I. 24) ссылается на «могущественные имена», используемые египетскими мудрецами, персидскими магами и индийскими браминами , обозначающие божества на нескольких языках. [ нужна ссылка ]

Источники

[ редактировать ]

Неясно, какова была реальная роль и функция Абраксаса в василидианской системе , поскольку наши авторитеты (см. ниже) часто не демонстрируют прямого знакомства с доктринами самого Василида .

Как архонт

[ редактировать ]
Драгоценный камень с резьбой Абраксас, аверс и реверс.

В системе, описанной Иринеем , «Нерожденный Отец» является прародителем Нуса, «Проницательного Ума»; Ноус создал Логос «Слово, Разум»; Логос создал Фронезис «Осознанность»; Фронезис произвел Софию «Мудрость» и Динамис «Потенциальность»; София и Динамис породили начальства, силы и ангелов, последние из которых создали «первое небо». Они, в свою очередь, порождают вторую серию, создающую второе небо. Процесс продолжается аналогичным образом до тех пор, пока не будет существовать 365 небес, причем ангелы последнего или видимого неба не станут творцами нашего мира. [4] «Правитель» [ principem , т. е., вероятно, тон архонта ] 365 небес «есть Абраксас, и по этой причине он содержит в себе 365 чисел».

Это имя встречается в « Опровержении всех ересей» (VII, 26) Ипполита , который, судя по этим главам, следовал « Эксегетике» Василида. Описав проявление Евангелия в Огдоаде и Хебдомаде , он добавляет, что василидиане имеют длинный отчет о бесчисленных творениях и силах на нескольких «стадиях» верхнего мира ( диастематы ), в которых они говорят о 365 небесах и говорят, что «их великий архонт» — Абрасакс, потому что в его имени содержится число 365, число дней в году; т.е. сумма чисел, обозначаемых греческими буквами в ΑΒΡΑΣΑΞ по правилам изопсефии, равна 365:

А = 1, В = 2, Р = 100, А = 1, S = 200, А = 1, Ξ = 60

Епифаний ( Haer . 69, 73 и далее), по-видимому, следует частично за Иринеем, частично за утерянным Компендиумом Ипполита. [12] Он более отчетливо называет Абраксаса «силой превыше всего и Первым Принципом», «причиной и первым архетипом» всех вещей; и упоминает, что василидианцы называли 365 числом частей ( mele ) в человеческом теле, а также числом дней в году.

Автор приложения к Тертуллиану Де Прескру. Хаер . (ок. 4), который также следует «Сборнику» Ипполита, [13] добавляет некоторые дополнительные подробности; что «Абраксас» породил Разум ( нус ), первый в ряду первичных сил, перечисленных также Иринеем и Епифанием; что мир, а также 365 небес были созданы в честь «Абраксаса»; и что Христос был послан не Создателем мира, а «Абраксасом».

Ничего нельзя построить на смутных намеках Иеронима , согласно которому «Абраксас» означал для Василида «величайшего Бога» ( De vir. илл . 21), «высшего Бога» ( Dial. adv. Lucif . 23), « Всемогущий Бог» ( Сообщение в Амосе, III, 9) и «Господь Творец» ( Сообщение в Науме , I, 11). Заметки в «Теодорите» ( Haer. fab . I. 4), «Августине» ( Haer . 4) и «Praedestinatus» (I. 3) не имеют самостоятельного значения.

Из этих подробностей очевидно, что Абрасакс был именем первого из 365 Архонтов и, соответственно, стоял ниже Софии и Динамис и их прародителей; но его позиция прямо не выражена, так что автор приложения к Тертуллиану имел некоторое оправдание смешивать его с «Верховным Богом».

При наличии первоисточников, например, в библиотеке Наг-Хаммади , личность Абраксаса остается неясной. В Священной Книге Великого Невидимого Духа , например, Абраксас упоминается как Эон, обитающий вместе с Софией и другими Эонами Плеромы в свете светила Элелет . В некоторых текстах светило Элелет является последним из светил (Духовных Светов), выступающих вперед, и именно Эон София, связанная с Элелет, сталкивается с тьмой и становится вовлеченной в цепь событий, которая приводит к правлению Демиурга. этот мир и последующие усилия по его спасению. Таким образом, роль Эонов Элелет, включая Абраксаса, Софию и других, относится к этой внешней границе Плеромы, которая сталкивается с невежеством мира Недостатка и взаимодействует, чтобы исправить ошибку невежества в мире материальности.

Как демон

[ редактировать ]

Католическая церковь позже признала Абраксаса языческим богом и в конечном итоге заклеймила его демоном, как описано в «Адском словаре» Дж. Коллина де Планси : Абраксас (или Абракакс) назван «верховным богом» василидианцев, которых он описывает как «еретиков второй век». Он далее указал, что василидианцы приписывали Абраксасу власть над «365 небесами» и «365 добродетелями». В заключительном заявлении о василидианцах де Планси заявляет, что, по их мнению, Иисус Христос был просто «добрым призраком, посланным на Землю Абраксасом». [14]

Камни Абраксас

[ редактировать ]

Существует огромное количество гравированных камней, которым издавна было дано название «камни Абраксаса». Один особенно прекрасный экземпляр был включен в сокровищницу Тетфорда из Норфолка четвертого века, Англия. Сюжеты мифологические, преимущественно гротескные, с различными надписями, в которых часто встречается ΑΒΡΑΣΑΞ, отдельно или с другими словами. Иногда надпись занимает все пространство. В некоторых малоизвестных магических сочинениях египетского происхождения ἀβραξάς или ἀβρασάξ встречается в сочетании с другими именами, которые часто сопровождают его на драгоценных камнях; [15] его также можно найти на греческих металлических тессере среди других мистических слов. Смысл легенд редко бывает понятен: но некоторые драгоценные камни являются амулетами; и то же самое может быть почти со всеми.

Гравюра из «Античности» Бернара де Монфокона, объясненная и представленная в рисунках (полоса 2,2, стр. 358 и фото 144) с различными изображениями Абраксаса.
  • Только изображение Абраксаса, без внешних иконизмов и либо без надписи, либо с простой надписью. Собственно Abrasax-imago обычно встречается со щитом, сферой или венком и кнутом, мечом или скипетром, головой петуха, телом, одетым в доспехи, и змеиным хвостом. Однако существуют бесчисленные модификации этих фигур: шкуры львов, ястребов и орлов, с надписями или без них, с трезубцем и звездой или без них, с реверсом или без него.
  • Абраксас объединился с другими гностическими силами. Если бы хотя бы в одном случае это высшее существо было представлено в связи с силами подчиненного ранга, ничто не могло бы быть более естественным, чем представить его также в сочетании с его эманациями, семью высшими духами, тридцатью Эонами и тремястами и шестьдесят пять космических Гениев; и тем не менее, этого не происходит ни на одной из реликвий, которые еще не обнаружены, в то время как часто встречаются те, которые обладают Силами, не принадлежащими гностической системе.
  • Абраксас с еврейской символикой. Преобладает это сочетание, правда, не с символическими фигурами, а в виде надписей, таких как: Иао , Элоай , Адонай , Саваоф , Михаил, Гавриил, Уриэль, Оноэль, Ананоэль, Рафаэль, Джаплаил и многие другие. Имя ΙΑΩ, к которому иногда добавляется ΣΑΒΑΩΘ, встречается с этой цифрой даже чаще, чем ΑΒΡΑΣΑΞ, и они часто сочетаются. Рядом с фигурой Абрасакса, например, встречается следующее: ΙΑΩ ΑΒΡΑΣΑΞ ΑΔΩΝ ΑΤΑ, «Иао Абрасакс, ты Господь». [16] Вместе со щитом Абрасакс встречаются также божественные имена Саваоф Иао, Иао Абрасакс, Адонай Абрасакс и т. д. [17]
  • Абраксас с персидскими божествами. Главным образом, а может быть и исключительно, в сочетании с Митрой и, возможно, несколькими экземплярами с мистическими градациями митриаки на гностических реликвиях.
  • Абраксас с египетскими божествами. Он представлен в виде фигуры бога солнца Фре, ведущего свою колесницу, или стоящего на льве, которого несет крокодил; также как имя в связи с Исидой , Фтой , Нейт , Атором , Тотом , Анубисом , Гором и Гарпократом в листе лотоса; также с изображением Нила, символа плодовитости, с Агатодемоном ( Хнуфисом ) или со скарабеями , символами оживляющих энергий природы.
  • Абраксас с греческими божествами , иногда в виде фигур, а иногда и с простыми именами, связанными с планетами, особенно Венерой , Гекатой и Зевсом , богато выгравированными.
  • Простые или орнаментальные изображения путешествия ушедших духов по звездному миру в Аменти , заимствованные, как и вышеназванные, из египетской религии. Дух, исходящий от земли, вместе с трупом или без него, и временами превращающийся в Осириса или Гелиоса , изображается верхом на спине крокодила или льва, управляемый в некоторых случаях Анубисом и другими гениями и окруженный по звездам; и таким образом сопутствовало ускорению суда и более высокой жизни.
  • Изображения суда , которые, как и предыдущие, являются либо орнаментальными, либо простыми, а также имитации египетского искусства с небольшими изменениями и заметными символами, как сосуд, в котором Анубис взвешивает человеческое сердце, как охватывающий всю жизнь человека, с все его ошибки.
  • Богослужения и службы освящения , согласно свидетельству Оригена в его описании офитической диаграммы , проводились с фигуральными изображениями на тайных собраниях гностиков, если только утверждение, на котором основывается это мнение, не обозначает, как это легко может быть, статую глиптическое исполнение. Неясно, действительно ли какой-либо из обнаруженных экземпляров представляет гностический культ и религиозные церемонии, хотя на некоторых можно увидеть фигуру Абрасакса, возлагающую руку на коленопреклоненного человека, как будто для крещения или благословения.
  • Астрологические группы . Гностики все относили к астрологии. Даже бардесенисты располагали низшие силы, семь, двенадцать и тридцать шесть, среди планет, в зодиакальной и звездной области, как управителей небесных явлений, влияющих на Землю и ее обитателей. Считается, что рождение и здоровье, богатство и распределение имущества находятся в основном под их контролем. Другие секты обнаруживают еще более сильное пристрастие к астрологическим тщеславиям. Многие из этих образцов также ошибочно приписываются гностицизму, но гностическое происхождение других слишком очевидно, чтобы допускать противоречия.
  • Надписи , которых существует три вида:
    • Те, лишенные символов или иконизмов, выгравированные на камне, железе, свинце и серебряных пластинах на греческом, латинском, коптском или других языках, имеющие амулетическое значение и в форме молитв о здоровье и защите.
    • Те, что имеют какой-то символ, например, змею в овальной форме.
    • Те, у кого были иконы, иногда очень маленькие, но часто выступали в качестве выдающихся объектов, так что легенда ограничивалась одним словом или именем. Иногда легенды так же важны, как и изображения. Примечательно, однако, что до сих пор ни одна из найденных пластин или медалей, похоже, не имеет каких-либо форм или молитв, о которых сообщает Ориген. Необходимо отличать те экземпляры, которые принадлежат собственно гностическому периоду, от тех, которые, бесспорно, имеют более позднее происхождение, тем более, что существует сильное искушение отнести экземпляры более позднего времени к более древнему классу.

Ангиножка

[ редактировать ]
Гравюра на абрасаксском камне.

В подавляющем большинстве случаев имя Абраксас связано с единственной сложной фигурой, имеющей химероподобный внешний вид, несколько напоминающий василиска или древнегреческого бога Хроноса (не путать с греческим титаном Кроносом ). По мнению Э.А. Уоллиса Баджа , «как Панфей, т.е. Всебог, он появляется на амулетах с головой петуха ( Феб ) или льва ( Ра или Митра ), телом человека, а ноги его змеи, оканчивающиеся скорпионами, прообразы Агатодаймона . В правой руке он держит дубинку или цеп, а в левой — круглый или овальный щит». Эту форму также называли Anguipede . Бадж предположил, что Абрасакс был «формой Адама Кадмона каббалистов и Первичного Человека , которого Бог создал по Своему образу». [18]

По крайней мере некоторые части упомянутой выше фигуры являются солнечными символами , и василидийский Абрасакс явно связан с солнцем. Дж. Дж. Беллерманн предположил, что «все представляет собой Высшее Существо с его Пятью великими Эманациями, каждая из которых указана посредством выразительной эмблемы. Таким образом, человеческое тело - обычная форма, приписываемая Божеству, поскольку оно написано что Бог создал человека по своему образу, выдвинул двух опор, Нуса и Логоса , символы внутреннего чувства и оживляющего понимания, прообразом которых являются змеи, по той же причине, которая побудила древних греков присвоить эту рептилию как атрибут Паллады. Его голова — петушиная — представляет Фронезиса , а птица символизирует предвидение и бдительность. Его две руки несут знаки Софии и Динамиды , щита Мудрости и бича Силы». [19]

Источник

[ редактировать ]

В отсутствие других свидетельств, подтверждающих происхождение этих любопытных античных реликвий, появление имени, известного как Василидиан, в авторитетных святоотеческих источниках не было неестественно воспринято как достаточный признак происхождения, и ранние коллекционеры и критики предполагали, что вся эта группа быть работой гностиков. В течение последних трех столетий предпринимались попытки последовательно отсеять те драгоценные камни, которые не претендовали на то, чтобы считаться в каком-либо смысле гностическими, особенно василидийскими или связанными с Абрасаксом. Этот предмет проявил изобретательность многих ученых, но можно сказать, что все гравированные камни делятся на три класса: [20]

  • Абраксас , или камни василидийского происхождения. [20]
  • Абраксаст , или камни, берущие свое начало в древних формах поклонения и адаптированные гностиками. [20]
  • Абраксоиды , или камни, абсолютно не связанные с учением Василида. [20]

Хотя было бы опрометчиво утверждать, что ни одна из существующих драгоценностей не была работой гностиков, нет веской причины приписывать всем им такое происхождение. Тот факт, что название встречается на этих драгоценных камнях в связи с изображениями фигур с головой петуха, льва или осла и хвостом змеи, был ранее принят в свете того, что Ириней говорит о последователях Василида. :

Более того, эти люди практикуют магию и используют изображения, заклинания, заклинания и любые другие виды любопытного искусства. Придумывая также некоторые имена, как если бы они были ангельскими, они объявляли, что одни из них принадлежат к первому, а другие ко второму небу; а затем они стремятся изложить имена, принципы, ангелов и силы 365 воображаемых небес.

Против ересей , I. XXIV. 5; ср. Здесь Эпиф. Свинья 32 69 Д; Филастр.

Заклинания мистическими именами были характерны для гибридного гностицизма, насаждённого в Испании и южной Галлии в конце четвертого и начале пятого века, который Иероним связывает с Василидом и который (по его «Эписту », lxxv.) использовал имя Абраксас.

Поэтому вполне вероятно, что некоторые гностики использовали амулеты, хотя уверенные утверждения современных писателей на этот счет не имеют никаких оснований. Исаак де Бособр справедливо обращает внимание на многозначительное молчание Климента в двух отрывках, в которых он наставляет христиан Александрии о правильном использовании колец и драгоценных камней, а также о фигурах, которые могут быть законно выгравированы на них ( Paed . 241 ff.; 287 и сл.). Но ни одна попытка отождествить фигуры на существующих драгоценных камнях с персонажами гностической мифологии не увенчалась успехом, и Абраксас — единственный гностический термин, встречающийся в сопровождающих легендах, который, как известно, не принадлежит другим религиям или мифологиям. Таким образом, нынешнее состояние доказательств позволяет предположить, что их граверы и василидианцы получили мистическое имя из общего источника, ныне неизвестного.

Волшебные папирусы

[ редактировать ]

Принимая во внимание магические папирусы , в которых снова появляются многие непонятные названия камней Абрасакса, а также указания по изготовлению и использованию драгоценных камней с похожими рисунками и формулами в магических целях, едва ли можно сомневаться в том, что многие из этих камней являются языческими. амулеты и инструменты магии.

Магические папирусы отражают те же идеи, что и геммы Абрасакс, и часто носят еврейские имена Бога. [21] Показательным является следующий пример: «Я заклинаю вас Иао Саваотом Адонай Абрасаксом и великим богом Иэо ». [22] [23] К патриархам иногда обращаются как к божествам; этому факту можно привести множество примеров. В группе «Якубия, Яосабаот Адонай Абрасакс», [22] [24] первое имя, по-видимому, состоит из Яакова и Я. Точно так же существа, считающиеся ангелами в иудаизме, призываются в качестве богов наряду с Абрасаксом: так: «Я заклинаю вас... богом Михаэлем , богом Суриэлем , богом Габриэлем , богом Рафаэлем , богом Абрасаксом Аблатанальбой Акраммахари... .». [22]

В тексте PGM V. 96-172 Абраксас идентифицируется как часть «истинного имени, которое было передано пророкам Израиля» «Безголового, сотворившего небо и землю, сотворившего ночь и день… Осороннофрис». которого никто никогда не видел... грозный и невидимый бог с пустым духом»; имя также включает в себя Иао и Адунай. [22] «Осороннофрис» представляет египетского Wsir Wn-nfr , « Осириса Совершенного Существа». [22] Другая идентификация с Осирисом сделана в PGM VII. 643-51: «Вы не вино, а кишки Осириса, кишки... Абланатанальба Акраммахамареи Ии, который был размещен по необходимости, Якуб Иа Иао Саваоф Адонай Абрасакс». [22] ПГМ VIII. 1-63, с другой стороны, идентифицирует Абраксаса как имя « Гермеса » (то есть Тота ). [22] Здесь задействованы нумерологические свойства имени: семь букв соответствуют семи планетам, а изопсефическое значение 365 соответствует дням года. [22] Тот также отождествляется с Абрасаксом в PGM LXXIX. 1-7: «Я душа тьмы, Абрасакс, вечный, Михаил, но мое настоящее имя — Тут, Тут». [22]

Один папирус под названием «Монада» или «Восьмая книга Моисея » (PGM XIII. 1–343) содержит обращение к верховному Богу-творцу; Абраксас дано как имя этого Бога на языке бабуинов. [22] Далее папирус описывает космогонический миф об Абраксасе, описывая, как он, создал Огдоаду смеясь, . Его первый смех создал свет; его второй разделил первобытные воды ; его третий создал разум; его четвертый создал плодородие и деторождение; его пятая сотворенная судьба; его шестое сотворенное время (как солнце и луна); и его седьмой и последний смех создал душу. [22] Затем из различных звуков, издаваемых Абрасаксом, возникли змей Пифон , который «предузнал все», первый человек (или Страх ) и бог Иао , «повелитель всего». [22] Этот человек сражался с Иао, и Абрасакс заявил, что сила Иао будет исходить от обоих остальных, и что Иао будет иметь приоритет над всеми другими богами. [22] Этот текст также описывает Гелиоса как архангела Бога/Абрасакса. [22]

Лейденский папирус рекомендует произносить такое обращение к луне:

[24] Хо! Сакс, Амон , Сакс, Абраксас; ибо ты — луна, (25) главный из звезд, тот, кто образовал их, слушай то, что я (?) сказал, следуй (словам) моих уст, покажи себя мне, Чем, ( 26) Тана, Таната, иначе Тей, это мое правильное имя. [25]

Магическое слово «Абланатанальба», которое читается по-гречески как назад, так и вперед , также встречается в камнях Абраксаса, а также в магических папирусах. Обычно считается, что это слово происходит от еврейского (арамейского), означающего «Ты отец наш» (אב לן את), а также встречается в связи с Абраксасом; следующая надпись найдена на металлической пластине в музее Карлсруэ: [21]

АВРАΣАΞ
АВЛАНАФ
АНАЛЬБА

В литературе

[ редактировать ]
Средневековая печать с изображением Абраксаса. [26]
  • В романе Утопия» « Томаса Мора 1516 года остров под названием Утопия когда-то носил название «Абракса», что, по предположению ученых, является родственным использованием. [27]
  • «Инфернальном словаре» Жака Коллена де Планси , В опубликованном в 1818 году, говорится, что Абраксас (или Абракакс) был ангипедом (божеством, изображаемым змеиными ногами), языческим богом «азиатских теогоний» с «петушиной головой и драконьими ногами». и кнут в руке». Де Планси говорит, что демонологи описывают Абраксаса как демона, имеющего «царскую голову и змей вместо ног». [14]
  • Абрасакс упоминается в работе Алистера Кроули 1913 года « Гностическая месса » Ecclesia Gnostica Catholica :

    ИО ИО ИО ИАО САБАО КУРИЕС АБРАСАКС КУРИЕС МЕИТРАС КУРИЕС ФАЛЛЕ. ИО ПАН, ИО ПАН ПАН ИО ИШУРОС, ИО АТАНАТОС, ИО АБРОТОС, ИО ИАО. КАЙРЕ ФАЛЛЕ КАИРЕ ПАМФАГ КАЙРЕ ПАНГЕНЕТОР. ХАГИОС, ХАГИОС, ХАГИОС ИАО. [28]

  • Абраксас — важная фигура в книге Карла Юнга 1916 года «Семь проповедей мертвым» , представляющая движущую силу индивидуации (синтез, зрелость, единство), обозначающую движущие силы дифференциации (возникновение сознания и противоположностей). ), Гелиос Бог-Солнце и Дьявол. [29]

    Есть Бог, о котором вы ничего не знаете, потому что люди забыли его. Мы зовем его по имени: Абраксас. Он менее определён, чем Бог или Дьявол. ...Абраксас - это деятельность: ничто не может противостоять ему, кроме нереального... Абраксас стоит над солнцем [-богом] и над дьяволом. Если бы Плерома была способна иметь существо, Абраксас был бы ее проявлением.

    То, что говорит Бог-Солнце, есть жизнь; то, что говорит Дьявол, есть смерть; Абраксас произносит это священное и проклятое слово, которое одновременно является жизнью и смертью. Абраксас порождает истину и ложь, добро и зло, свет и тьму в одном и том же слове и в одном и том же поступке. Вот почему Абраксас страшен.

  • Несколько упоминаний о боге Абраксасе появляются в романе Германа Гессе « 1919 года Демиан» , например:

    Птица пытается выбраться из яйца. Яйцо – это мир. Тот, кто родится, должен сначала уничтожить мир. Птица летит к Богу. Имя этого Бога — Абраксас.

    Макс Демьян

    ... похоже, что Абраксас имеет гораздо более глубокое значение. Мы можем представить себе это имя как имя божества, чьей символической задачей является объединение божественных и дьявольских элементов.

    - Доктор. Полнота

    Абраксас не возражает ни против твоих мыслей, ни от твоих мечтаний. Никогда не забывайте об этом. Но он оставит тебя, как только ты станешь безупречным и нормальным.

    Писториус
  • В Джеймса Бранч Кэбелла романе «Юрген » (1919) в главе 44: «В кабинете управляющего» Кощей , создавший все вещи такими, какие они есть, когда его идентифицируют как Кощей Бессмертный, называет себя «Кощей, или Аднари, или Пта, или Ялдалаот». или Абраксас — это одно и то же, как меня здесь можно называть». Поскольку Юнг писал о Кощее (см. выше) в 1916 году, а «Юрген» был опубликован в 1919 году, Кабелл вполне мог быть знаком с трактатом Юнга, когда использовал это имя.
  • Салмана Рушди В романе «Дети полуночи» (1981) есть отсылка к Абраксасу в главе «Абракадабра»:

    Абракадабра: вообще не индийское слово, каббалистическая формула, происходящая от имени верховного бога василиданских гностиков, содержащая число 365, число дней в году, небес и духов, исходящих из них. бог Абраксас.

    Салим Синай
[ редактировать ]

В архитектуре

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «АБРАСАКС, аб´рɑ-сакс (АБРАКСАС, аб-ракс´ас)» . www.ccel.org . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
  2. ^ Бэгналл, Роджер С; Бродерсен, Кай; Чемпион, Крейдж Б; Эрскин, Эндрю; Хюбнер, Сабина Р., ред. (21 января 2013 г.). Энциклопедия древней истории (1-е изд.). Уайли. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah17001 . ISBN  978-1-4051-7935-5 .
  3. ^ Смит, Эндрю Филлип (17 марта 2014 г.). Словарь гностицизма . Книги квестов. ISBN  978-0-8356-3097-9 .
  4. ^ Перейти обратно: а б  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Абраксас ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 72.
  5. ^ Мид 1906 , с. 402.
  6. ^ «Демонографы сделали его демоном, у которого голова короля, а ноги — змеи». Коллен де Планси, Жак Огюст Симон (1818). «Абракакс или Абраксас» (PDF) . Словарь Адский . Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2013 года.
  7. ^ Шарп, Сэмюэл (1870). История Египта: с древнейших времен до завоевания арабами, 640 г. н. э., Том 2 . Лондон, Великобритания: Bell & Daldy. п. 172.
  8. ^ Херцог, Иоганн Якоб; Хаук, Альберт; Джексон, Сэмюэл Маколи; Шерман, Чарльз Коулбрук; Гилмор, Джордж Уильям (1908). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога: охват библейской, исторической, доктринальной и практической теологии, а также библейской, теологической и церковной биографии с древнейших времен до наших дней . Компания Фанк и Вагналлс. п. 17.
  9. ^ Херцог, Иоганн Якоб; Хаук, Альберт; Джексон, Сэмюэл Маколи; Шерман, Чарльз Коулбрук; Гилмор, Джордж Уильям (1908). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога: охват библейской, исторической, доктринальной и практической теологии, а также библейской, теологической и церковной биографии с древнейших времен до наших дней . Компания Фанк и Вагналлс. п. 17.
  10. ^ Херцог, Иоганн Якоб; Хаук, Альберт; Джексон, Сэмюэл Маколи; Шерман, Чарльз Коулбрук; Гилмор, Джордж Уильям (1908). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога: охват библейской, исторической, доктринальной и практической теологии, а также библейской, теологической и церковной биографии с древнейших времен до наших дней . Компания Фанк и Вагналлс. п. 17.
  11. ^ Гарнак 1891 , стр. 86–89.
  12. ^ Липсиус, Р.А., О критике источников, d. Епифаний 99 ф.
  13. ^ Липсиус 33 ф. и т. д.
  14. ^ Перейти обратно: а б де Планси 2015 , с. 764.
  15. ^ Реувенс 1830 .
  16. ^ Беллерманн 1819 , iii., № 10.
  17. ^ Баудиссин 1876 , с. 189.
  18. ^ Бадж 1930 , стр. 209–210.
  19. ^ Король 1887 , с. 246.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Леклерк, Анри (1913). « Абрасакс ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  21. ^ Перейти обратно: а б Общественное достояние Блау, Людвиг; Колер, Кауфман (1901–1906). «Абраксас» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 129–130.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Бетц, 1996 год .
  23. ^ Вессели, Новые магические папирусы, с. 27, нет. 229.
  24. ^ Бетц 1996 , с. 44.
  25. ^ Гриффит 1904 , полковник XXIII .
  26. ^ Раллс 2007 , стр. 184–185.
  27. ^ Море и Армс 1891 , с. 268.
  28. ^ Гностическая месса, Книга XV, Ecclesiæ Gnosticæ Catholicæ Canon Massæ , организованная Ложей Алой Женщины Ордена Восточного Храма в Остине, Техас.
  29. ^ Холлер 2009 , с. 77.
  30. ^ «Гностический ужас раскопок кургана Хоба» . Mash X для Музы. 23 ноября 2022 г.
  31. ^ Хейсом, Сэм (22 марта 2024 г.). « Поздняя ночь с тревожным финалом Дьявола, объяснение» . Машаемый . Проверено 7 апреля 2024 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Общие ссылки

[ редактировать ]
  • Салмасиус, К. (1648 г.). О климактерическом оружии . Лейден. п. 572.
  • Венделин в письме в Абраксас Дж. Макария... добавляет Абраксас Протей, или впечатляющее разнообразие многообразных драгоценных камней Василид, выставленных... И. Хифлетием . Антверпен 1657. стр. 112–115.
  • де Бособр, И. (1739). Критическая история манихея и манихейства . Полет. ii. Амстердам. стр. 50–69.
  • Воробей, Дж. Б. (1750). Диатриба драгоценных камней Василидиана в Гори, Тезаурус древних драгоценных камней звезд, ii . Флоренция стр. 221–286.
  • Гримвардские трубки; Граф де Кайлюс (1764 г.). Коллекция древностей, VI . Париж. стр. 65–66.
  • Мюнтер, Ф. (1790). Очерк церковных древностей гностиков . Анспах. стр. 203–214.
  • Материя, Дж. (1828). Критическая история гностицизма . Полет. я. Париж.
  • То же, Абраксас в Герцоге, RE , 2-е изд., 1877 г.
  • Шарп, С. (1863). Египетская мифология и египетское христианство . Лондон. п. 252, прим. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Скрипач (1864). «Абраксас и Эльксай». Журнал Немецкого восточного общества . XVIII: 824–825.
  • Барзилай, Г. (1873). Абраксас, археологическое исследование . Триест. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Там же, Приложение к «Диссертации об Абраксасе» , ib. 1874.
  • Ренан, Э. (1879). История возникновения христианства . Полет. VI. Париж. п. 160. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Кинг, CW (1887). Гностики и их останки . Лондон. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Гарнак, Geschichte , т.е. 161. Более старый материал указан Matter, ut sup . и Wessely, Ephesia grammata , vol. II., Вена, 1886 г.
  • де Монфокон, Б. (1719–1724). Объяснение античности . Полет. Нет. Париж. п. 356. Англ. перевод, 10 томов, Лондон, 1721–2725.
  • Распе, Р.Э. (1791). Описательный каталог... гравированных драгоценных камней... отлитых... Дж. Тэсси . Том. 2 тома. Лондон.
  • Шабуйе, JMA (1858 г.). Общий и резонный каталог камей и гравированных камней из Императорской библиотеки . Париж. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Атрибуция

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e189e0b3b6d2f1d26cecb6fd6656dc31__1722564180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/31/e189e0b3b6d2f1d26cecb6fd6656dc31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abraxas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)