Получил султанат
Получил султанат Саадис ( арабский ) | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1510–1659 | |||||||||||||||||
![]() Размеры империи Саадов в начале 17 века. [1] | |||||||||||||||||
Статус | Правящая династия Марокко | ||||||||||||||||
Капитал | |||||||||||||||||
Общие языки | арабский , берберский языки | ||||||||||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||||||||||
Правительство | Монархия ( Султанат ) | ||||||||||||||||
Султан | |||||||||||||||||
• 1510–1517 | Мухаммад аль-Каим | ||||||||||||||||
• 1655–1659 | Ахмад аль-Аббас | ||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||
• Учредил | 1510 | ||||||||||||||||
1541 | |||||||||||||||||
1554 | |||||||||||||||||
1578 | |||||||||||||||||
1591 | |||||||||||||||||
• Упразднено | 1659 | ||||||||||||||||
Валюта | Динар | ||||||||||||||||
|
История Марокко |
---|
![]() |
Исторические арабские государства и династии |
---|
![]() |
Саади Султанат [а] ( арабский : Саадиюн , латинизированный : ас-садийюн ), также известный как Шарифский султанат ( арабский : Благородный султанат ), [6] было государством, которое управляло современным Марокко и некоторыми частями Западной Африки в 16 и 17 веках. Ее возглавляла династия Саади , известная также как Зайданиды . [6] [7] арабская шарифская династия из южного Марокко. [8] [9] [10]
Приход династии к власти начался в 1510 году, когда Мухаммад аль-Каим был объявлен лидером племен долины Су в их сопротивлении португальцам, оккупировавшим Агадир и другие прибрежные города. Сын Аль-Каима, Ахмад аль-Арадж , обеспечил контроль над Марракешем к 1525 году, а после периода соперничества его брат Мухаммад аль-Шейх захватил Агадир у португальцев и, в конечном итоге, захватил Фес у Ваттасидов , обеспечив контроль почти над всем Марокко. После убийства Мухаммеда аль-Шейха османами в 1557 году его сын Абдаллах аль-Галиб правил относительно мирно. Его преемники, однако, сражались друг с другом, кульминацией которых стала битва при Ксар-эль-Кебире (или «Битва трех королей») 1578 года, где португальское военное вмешательство от имени Мухаммеда II аль-Мутаваккиля было полностью разбито силами Саади. . После этой победы Ахмад аль-Мансур стал султаном и руководил в период апогея власти Саадов. Во второй половине своего правления он начал успешную вторжение в Империю Сонгай , в результате которого был основан Пашалик с центром в Тимбукту . Однако после смерти Аль-Мансура в 1603 году его сыновья вели длительный междоусобный конфликт за престолонаследие, который разделил страну и подорвал власть и престиж династии. Хотя царство Саадов было воссоединено в конце конфликта в 1627 году, новые фракции в регионе поднялись, чтобы бросить вызов власти Саадов. Последний султан Саадов Ахмад аль-Аббас был убит в 1659 году, что положило конец династии. Мулай ар-Рашид позже завоевал Марракеш в 1668 году и возглавил династию Алави, чтобы основать новый султанат над Марокко. [3] [11] [12]
Саади были важной главой в истории Марокко. Они были первой арабской шарифской династией, правившей Марокко со времен Идрисидов , установив модель политико-религиозной легитимности, которая продолжилась при более поздней Шарифской династии Алави. [12] Они успешно сопротивлялись османской экспансии, сделав Марокко единственной частью Северной Африки, оставшейся за пределами османского сюзеренитета , но последовали примеру Османской империи, модернизировав свою армию и приняв на вооружение пороховое оружие. [11] Во время длительного правления Ахмада аль-Мансура в конце 16 века Марокко зарекомендовало себя как амбициозная региональная держава, которая расширилась до Западной Африки и развивала отношения с Европой , включая потенциальный союз с Англией против Испании . [3] [11] Саадиты также были важными покровителями искусства и архитектуры: Абдаллах аль-Галиб и Ахмад аль-Мансур отвечали за создание некоторых из самых знаменитых памятников марокканской архитектуры . [13] [14]
Истоки династии
[ редактировать ]Бану Зайдан заявили о своем происхождении от исламского пророка Мухаммеда по линии Али ибн Аби Талиба и Фатимы Захры (дочери Мухаммеда), а точнее через Мухаммада ан-Нафса аз-Закийя , внука Хасана ибн Али . [2] С начала 14 века они были основаны в Тагмадерте, в долине реки Драа . [3] [14] : 350 В середине 15 века некоторые из них обосновались в Тидси в долине Су , недалеко от Таруданта . [3] [14] : 350 [11] : 210 Они заявляли о своем шарифском происхождении через предка из Янбу и сделали суфизм респектабельным в Марокко. Имя Саади или Саадиан происходит от слова «саада», что означает счастье или спасение. Другие полагают, что оно происходит от имени Бани Зайдан или что оно было дано Бани Зайдану ( шурафам Тагмадерта происхождение, утверждая , ) более поздними поколениями и соперниками за власть, которые пытались отрицать свое хасанидское что они произошли из семьи Халимы Саадийи. Кормилица Мухаммеда. Их предполагаемый предок - Зайдан ибн Ахмед Шариф из Янбу. [15]
История
[ редактировать ]Прийти к власти
[ редактировать ]Подъем Аль-Каима на юге
[ редактировать ]Саадианцы были шарифской семьей, которая впервые обосновалась в долине Драа в 14 веке, а затем переехала или распространилась в Тидси в долине Су в следующем столетии. [3] Здесь они жили рядом с суфийскими учителями и марабутами , пропагандировавшими учение аль-Джазули . [14] : 350 Начало прихода к власти Саади произошло в контексте слабого центрального правления в Марокко и португальского экспансионизма вдоль его атлантического побережья. Династия Ваттасидов , правившая из Феса на севере, имела мало власти на юге страны. [11] : 209 При их правлении португальская экспансия вдоль марокканского побережья достигла апогея. [11] : 207 Многие местные движения сопротивления и джихада , часто связанные с различными суфийскими братствами или учреждениями, выступили против европейского присутствия. [11] [14]
В 1505 году португальцы заняли Агадир (на побережье, недалеко от устья реки Су ), который они назвали Санта-Крус-ду-Кабу-де-Агер , а со своей территории здесь действовали и другие европейские купцы, в частности генуэзцы . [11] Прибытие европейских торговцев и колонизаторов встревожило местное население и заставило жителей региона Су организоваться политически. [14] [11] Согласно одной зафиксированной традиции, этот импульс стал очевиден, когда португальцы взяли в плен несколько племенных воинов и потребовали, чтобы местные племена выбрали вождя или представителя, с которым они могли бы договориться об их освобождении. [11] : 210 В любом случае, в 1510 году вождь Саадов Мухаммад аль-Каим (полное имя: Абу Абдаллах Мухаммад ибн Абд ар-Рахман аль-Каим Биамр Аллах [3] [2] ) был официально признан в Тидси племенами су и суфийской группировки своим военачальником и политическим представителем. [11] [14] [12] Тидси оставался базой Аль-Каима в течение трех лет, пока в 1513 году он не переехал в Афугал в регионе Хаха , место захоронения Аль-Джазули. [11] Это было сделано по приглашению племени Шаязима, которое десятилетиями ранее участвовало в восстании против Ваттасидов. Это связывало ранних саадистов как с последователями аль-Джазули, так и с неявной оппозицией Ваттасидам. [11]
В 1513 году Аль-Каим также назначил своего старшего сына Ахмада аль-Араджа своим преемником и оставил его губернатором Су, а сам переехал в Афугал. [3] [14] Долина Су была решающим этапом на транссахарских торговых путях, и, несмотря на джихад против португальского вторжения, европейская торговля также росла в регионе, и все это приносило большую прибыль Аль-Араджу и саадитскому движению. [11] В 1515 году саадцы помогли отразить нападение португальцев на Марракеш, но они еще не были в состоянии заявить права на город. [14] : 351 [12] : 185
Сыновья Аль-Каима
[ редактировать ]После смерти Аль-Каима в 1517 году он был похоронен рядом с Аль-Джазули в Афугале. Аль-Арадж унаследовал основную должность своего отца в Афугале, к северу от Атласских гор, а его младший брат Мухаммад аль-Шейх, в свою очередь, был назначен в Су, к югу от гор. [14] : 350 [3] Эти два эмира стали истинными основателями династии Саадитов и ее растущей власти. [3] Среди прочего, Мухаммад аль-Шейх также поощрял производство и экспорт сахара из Су, который впоследствии стал основным экспортным товаром региона. [11] : 211 В то время как голод [14] или чума 1520-1521 гг. [12] прервав военные усилия, власть Саади продолжала расти на большей части южного Марокко и начала изгонять европейцев (португальцев и испанцев ) с их постов в регионе. [12] В 1523 году были объявлены открытые военные действия между саадитами и правителем Ваттасидов в Фесе Мухаммадом аль-Буртукали . [3] Аль-Арадж был мирно принят в Марракеш в 1521 году после женитьбы на дочери лидера Хинтаты Мухаммада ибн Насир Бу Шантуфа, оккупировавшего город. [14] но в 1524 или 1525 году он приказал убить Бу Шантуфа и с помощью своего брата Мухаммеда и подкреплений захватил Касбу , таким образом, наконец, взяв под свой контроль город. [3] [14] В это время или чуть раньше [14] Аль-Арадж организовал перенос останков своего отца Аль-Каима и Аль-Джазули в Марракеш, основав новый погребальный комплекс (Завия Сиди Бен Слимана аль-Джазули ) и символически закрепив город как духовный центр. и политическая столица Саадитов. [3] [12] [13]

Ваттасиды, не сумев предотвратить захват Марракеша, несколько раз пытались вернуть город и изгнать саадцев. Преемник Мухаммада аль-Буртукали, Ахмад аль-Ваттаси , атаковал его дважды, но безуспешно: он осадил город в 1527 году, но был вынужден досрочно отступить, и снова потерпел неудачу в нерешительной битве в 1529 году при Анимае, недалеко от Демнате . [14] : 353 [12] : 185 [3] Обе стороны согласились подписать Тадланский договор 1527 года , согласно которому Марокко было разделено примерно вдоль реки Ум Эр-Рбия (в регионе Тадла ) между Ваттасидами на севере и Саадитами на юге. [16] [17] [б] Конфликт вспыхнул снова в 1530 году, но привел к такому же перемирию. [3] В 1536 году Саади решительно разгромили армию Ваттасидов у Вади аль-Абида (или Уэд эль-Абида), вынудив Ваттасидов признать их власть над югом вдоль установленной границы. [3] [11] : 211 В 1537 году они также взяли под свой контроль регион Тафилальт . [3]
Договор между Аль-Араджем и Ваттасидами, наряду с растущей мощью Аль-Араджа, вызвал зависть его брата Мухаммеда и племен Су, которые беспокоились, что их влияние в саадском движении ослабевает. [3] Однако после войны с Ваттасидами Саади сосредоточились на португальцах. В 1541 году Мухаммад аль-Шейх захватил Агадир у португальцев. Это заставило последнего в том же году эвакуировать Аземмур и Сафи и объявить о крахе португальской колониальной власти в Марокко. [3] [14] : 354 [11] : 211 Это значительно повысило репутацию Мухаммеда аль-Шейха по всей стране и еще больше подорвало Ваттасидов, которые стремились к сосуществованию с португальцами. [11] [14] Примерно в это же время отношения между Мухаммедом и его братом Ахмадом аль-Араджем переросли в открытый конфликт. По одной из версий, Мухаммед отказался поделиться с Ахмадом добычей, полученной в результате захвата Агадира. [3] Мухаммед заключил своего брата в тюрьму, а затем заключил с ним соглашение в 1542 году, прежде чем еще один открытый конфликт между ними в 1543 году привел к победе Мухаммеда и изгнанию Ахмада в Тафилальт. [3] [14] : 354 [12] : 186 [2] (Историк Джамиль Абун-Наср переносит конфликт между братьями в другое время, в 1539–1540 годы, незадолго до победы Мухаммеда при Агадире. [11] : 211 )
Завоевание Феса и противостояние с османами
[ редактировать ]Теперь единственный правитель царства Саадов Мухаммад аль-Шейх обратил свое внимание на Ваттасидов. В 1545 году он победил и захватил Ахмада аль-Ваттаси возле Вади Дерна. Ахмад аль-Ваттаси был освобожден два года спустя, в 1547 году, и уступил Мекнес саадам. [3] Тем не менее в том же году аль-Шейх осадил Фес, столицу Ваттасидов. Осада продолжалась до 28 января 1549 года, когда Саади наконец взяли город, оставив Аль-Шейха единоличным правителем Марокко. [12] [11] [2] [3] Дальше на север португальцы эвакуировали Ксар ас-Сегир и Асилу в 1550 году. [11] : 211 [12] : 186 Это привело к конфронтации между саадами и османами , чья империя теперь распространилась на Алжир . Последний уже оказал некоторую помощь Ваттасидам в попытке остановить растущую мощь Саади. [11] Обе стороны видели в Тлемсене свою следующую цель. Армия Саади во главе с Мухаммадом аль-Харраном, сыном Мухаммада аль-Шейха, завоевала город в июне 1550 года, но вскоре после этого армия была частично переброшена в Тафилальт, чтобы подавить там восстание изгнанного Ахмада аль-Араджа. . [3] Аль-Шейх, в свою очередь, был озабочен другими восстаниями и не смог послать своему сыну подкрепление. незадолго до того, как армия османских янычар и племенных союзников, посланная османским пашой Алжира Аль-Харран умер от болезни в Тлемсене Хасаном -пашой , изгнала силы Саади из города и из западного Алжира в феврале 1551 года. [11] : 156 [3]
Османский султан Сулейман Великолепный направил дипломатическое посольство к Мухаммаду аль-Шейху в 1552 году в попытке убедить последнего принять османский сюзеренитет , хотя бы номинально, но в этом было отказано. [11] Османы послали армию, снова включая янычар, во главе с Салахом Раисом чтобы атаковать Фес, где они разгромили саадцев в январе 1554 года . , как правитель и вассал Османской империи в последней попытке Ваттасидов вернуть себе власть. [3] [11] [18] [19] Тем временем Ахмад аль-Арадж и его сын Зайдан стали лордами Тафилальта и вступили в союз с Абу Хасуном. Однако Мухаммад аль-Шейх перехватил сообщение Абу Хассуна своим потенциальным союзникам в Тафилальте, которое должно было сообщить им о его победе в Фесе. В результате Аль-Арадж и его сын, посчитав, что их сторона проиграла, сдались Аль-Шейху. [3] Последний победил Абу Хассуна в битве при Тадле. [ нужна ссылка ] и вернуть Фес в сентябре 1554 года. [3] [11] : 157 Абу Хасун погиб в бою, положив окончательный конец перспективам Ваттасидов в Марокко. [3] Сразу после этого Мухаммад аль-Шейх вступил в переговоры с графом Алькаудете , губернатором и генералом испанских войск, оккупировавших Оран и другие позиции на алжирском побережье, чтобы заключить антиосманский союз с Испанией. [11] : 157 В 1555 году Алькаудете заключил соглашение о предложении Аль-Шейху испанских войск, но испанское правительство сначала отказалось одобрить этот план. [11] Тем временем аль-Шейх приказал казнить своего старшего брата Ахмада аль-Араджа вместе со многими его сыновьями и внуками, тем самым обеспечив преемственность своего собственного сына Абдаллы . [3] Силам Саади также удалось снова занять Тлемсен в 1556 году, в то время как османы были заняты осадой испанцев в Оране. [11] : 157 Летом 1557 года османский султан отправил к Аль-Шейху еще одного посла, требуя более решительного признания османского господства, которое Аль-Шейх отверг с вызовом и презрением. [11] : 157 23 октября того же года Мухаммад аль-Шейх был убит – как сообщается, по приказу османского султана – турецким членом его телохранителя Салахом ибн Кьяхьей, который выдавал себя за османского дезертира. [3] [11]
Апогей
[ редактировать ]Абдаллах аль-Галиб и его преемники
[ редактировать ]
После убийства Абдалла аль-Галиб сменил своего отца на посту султана. В то же время трое его братьев – Абд аль-Малик , Ахмад и Абд аль-Мумин – бежали из страны, опасаясь убийства, и укрылись у османов. [20] (Хотя возможно, что Ахмад бежал гораздо позже, в зависимости от того, к каким историческим источникам обращаются. [21] : 7–8 ) Абдалле удалось убить Абд аль-Мумина несколько лет спустя, примерно в 1572 году, но Абд аль-Малик поступил на службу османскому султану. [22] : 94 [21] : 8
Хасан-паша, вновь назначенный османским пашой Алжира, также послал армию, чтобы снова изгнать саадцев из Тлемсена. Саадианцы эвакуировали город и были преследованы османами в Марокко, что привело к битве при Вади-эль-Лабане к северу от Феса в начале 1558 года. Историк Абун-Наср назвал битву нерешительной, поскольку Хасан частично ушел из Марокко. потому что ему пришлось иметь дело с испанцами в Алжире, [11] : 158 в то время как другие авторы характеризуют это как победу Саади, которая фактически положила конец попыткам Османской империи войти в Марокко военным путем. [3] [12] : 187 Граф Алькаудете, в свою очередь, видя, что его союз с Мухаммадом аль-Шейхом теперь является спорным, попытался напасть на Мустаганим в Алжире, где тот погиб в результате катастрофического поражения для испанцев. [11] : 158 Правление Абдаллы не ознаменовалось значительными завоеваниями. В 1560 или 1561 году он предпринял еще одну экспедицию по повторному занятию Тлемсена, которая потерпела неудачу, положив конец попыткам Саади расшириться на восток. [11] : 213 Чтобы противостоять османскому и испанскому влиянию, Аль-Галиб стремился развивать отношения с Францией и державами Северной Европы. Он также поддерживал восстания мориско в Испании между 1568 и 1570 годами. В конце концов, давление Османской империи на Марокко было уменьшено их собственным поражением в битве при Лепанто в 1571 году. [12] : 187–188 Хотя Аль-Галиб был более пассивен во внешней политике и военных предприятиях, он был крупным строителем дома в Марракеше. Среди прочего, он построил мечеть Муассин и медресе Бен Юсефа , перестроил королевские дворцы в Касбе , отремонтировал мечеть Касба и начал строительство гробниц Саади . [14] [13] Фес стал второй столицей королевства и главным военным гарнизоном на севере, где наследник обычно занимал пост губернатора. [11] : 213
После смерти Абдаллы аль-Галиба в 1574 году его сын Мухаммад II аль-Мутаваккиль трон унаследовал . Тем временем его дядя Абд аль-Малик старался заручиться поддержкой Османской империи. Он служил в османской армии и заслужил некоторую благосклонность, участвуя в успешной османской осаде Туниса в 1574 году, в результате которой туда были изгнаны испанские войска. [22] : 96 В том же году он отправился в Стамбул и заручился поддержкой своей заявки на трон Саади от самого османского султана Мурада III . [11] : 214 Вскоре после этого султан приказал бейлербею (губернатору) Алжира Рамазан-паше помочь Абд аль-Малику во вторжении в Марокко. В начале 1576 года османская армия, включая отряд янычар и пополнение войск под предводительством самого Абд аль-Малика, одержала решающую победу в битве при ар-Рукне недалеко от Феса, позволив Абд аль-Малику свергнуть Аль-Мутаваккиля. который сбежал. [22] : 96 Оказавшись на троне, будучи вассалом Османской империи, Абд аль-Малик организовал пятничные молитвы и хутбу в мечетях от имени османского султана, перенял османскую одежду и организовал свою армию по османскому образцу с помощью турецких офицеров. [11] : 214 [12] [20] Это сделало его первым саадским правителем, принявшим статус вассала иностранной державы. [23] Тем не менее, Абд аль-Малик по-прежнему опасался османских мотивов по отношению к своему королевству и поддерживал отношения с Испанией, а также продолжал поддерживать отношения с Францией ( король Генрих III ) и Англией ( королева Елизавета ). [11] : 214 [12] : 188 Он также отправил большую часть помогавших ему османских войск, включая янычар, обратно в Алжир вскоре после завоевания трона. [24] : 44 [25] : 29 [26]

Тем временем его свергнутый племянник Аль-Мутаваккиль обратился за помощью к Португалии, чей король Себастьян I чувствовал, что может больше всего потерять от возросшего османского влияния в регионе. [22] : 96–97 [11] : 214 Себастьян поддержал притязания Аль-Мутаваккиля и в июле 1578 года переправился в северное Марокко с армией в сопровождении свергнутого султана. Хотя марокканские источники преувеличивают размеры его армии, не было никаких сомнений в том, что она была впечатляющей: португальский король пропагандировал свою кампанию на остальную Европу как крестовый поход и нанял большой отряд наемников. [12] : 189 Себастьян, однако, не использовал в своих интересах укрепленные португальские позиции вдоль побережья и вместо этого решил двинуться прямо в глубь страны. [12] : 189 Саадийская армия во главе с Абд аль-Маликом в сопровождении его брата Ахмада встретила португальцев у Вади аль-Махазин недалеко от Ксар-эль-Кебира. (еще одного сына Мухаммада аль-Шейха) 4 августа В завязавшейся битве, как известно, как битва при Вади-аль-Махазине или битва при Алькасер-Кибире, саадцы нанесли португальцам тяжелое поражение. И король Себастьян, и Аль-Мутаваккиль были убиты в бою, в то время как на марокканской стороне Абд аль-Малик также погиб во время битвы при неопределенных обстоятельствах – либо в бою, либо, по некоторым сведениям, был отравлен одним из своих турецких офицеров с целью впоследствии обеспечить полный османский контроль над Марокко. В результате присутствия и смерти этих троих битва 1578 года также известна как «Битва трех королей». [11] : 214 [3]
Время правления Ахмада аль-Мансура (1578-1603 гг.)
[ редактировать ]
Битва имела непосредственные и долгосрочные последствия. Самым непосредственным результатом стало восшествие брата Абд аль-Малика Ахмада на трон Марокко . Пользуясь престижем победы, он принял царственный титул ( лакаб ) «аль-Мансур». Захват большого количества португальских рыцарей и знати привел к шквалу выкупов , которые истощили финансы Португалии и одновременно наполнили казну Саадского государства. Это позволило султану чеканить новые золотые монеты более высокого качества, что принесло ему дополнительный титул «ад-Захаби» («Золотой»). Тем временем отсутствие у короля Себастьяна непосредственного наследника привело к кризису престолонаследия , который в конечном итоге привел к тому, что король Испании Филипп II аннексировал Португалию в 1580 году. В долгосрочной перспективе международный авторитет Марокко значительно возрос, что дало ему статус крупной региональной державы в мире. западное Средиземноморье . Последующее 24-летнее правление Ахмада аль-Мансура, одно из самых продолжительных в истории Марокко, ознаменовало апогей власти и богатства Саади. [3] [11] [12]
После битвы Ахмад аль-Мансур последовал примеру Абд аль-Малика и организовал свою армию по османскому образцу, укомплектовав ее офицерами и инструкторами из Османского Алжира или другого османского происхождения (многие из них не были турецкими ). [11] : 215 Одним из последствий этого стало широкое распространение огнестрельного оружия и артиллерии в марокканских вооруженных силах, что помогло Аль-Мансуру в его последующих завоеваниях. Турецкие титулы и термины, такие как бейлербей и сипахи, также использовались в армии. Помимо местных войск су и различных племен, в состав армии входили также войска алжирского племени зувава , андалузские рекруты и европейские наемники. Возможно, чтобы ограничить турецкое/османское влияние, Аль-Мансур доверил высшие военные должности андалузцам и европейцам, а также использовал их в качестве своей личной охраны во время кампаний. [11] : 215
Армия Аль-Мансура, в свою очередь, помогла ему обеспечить свою абсолютную власть, превратив институт правительства в более доминирующую силу по всей стране. Он взимал с людей высокие налоги, чтобы поддержать щедрость своего двора и свои строительные проекты, что вызвало критику со стороны религиозных ученых , особенно религиозной элиты в Фесе. Некоторые мусульманские ученые также критиковали его за тщательно продуманный церемониализм, который он ввел при дворе, где он часто оставался скрытым за вуалью при приеме гостей, подражая уединению старых халифов Аббасидов . [11] Тем не менее, статус саадитов как шарифов, потомков Мухаммеда , помог им сохранить свою легитимность даже перед лицом этой критики. Аль-Мансур также настаивал на сохранении высокоэффективной государственной администрации и продолжал лично участвовать в делах государства. Он был покровителем культуры, спонсировал поэтов, музыкантов, ученых и организовывал тщательно продуманные церемонии религиозных праздников, таких как Мавлид (день рождения Пророка) и Ид аль-Фитр . [11] Сразу после своего вступления на престол в 1578 году он начал строительство монументального дворца приемов в Касбе Марракеша, известного как Эль-Бади ( араб . البديع , что переводится как «Несравненный»). [27] [14] ), который славился своей роскошью и дорогими материалами (в том числе импортным итальянским мрамором ) и над которым он, вероятно, продолжал работать до самой смерти. [14] [13] Помимо высоких налогов и выкупов, вымогаемых у португальской знати, богатство правления аль-Мансура было также связано с контролем Саадитов над торговлей сахаром. Марокко в то время было крупным экспортером сахара в Европу, а также других продуктов, таких как шелк , медь и кожа . [13]

У Аль-Мансура были двойственные отношения с Османской империей. В самом начале своего правления он формально признал сюзеренитет османского султана, как это сделал Абд аль-Малик, оставаясь при этом де-факто независимым. [12] : 190 Однако он быстро оттолкнул османского султана, когда благосклонно принял испанское посольство в 1579 году, которое принесло ему щедрые подарки, а затем, как сообщается, растоптал символ османского сюзеренитета перед испанским посольством в 1581 году. Он также подозревал, что османы были замешаны в первом восстания против него в начале его правления. В результате он чеканил монеты от своего имени и читал пятничные молитвы от своего имени, а не от имени Мурада III , османского султана. [12] : 189 [21] : 63 В ответ на удаление своего имени из пятничных молитв Мурад III начал подготовку к нападению на Марокко. Узнав об этом, Аль-Мансур поспешил отправить в Стамбул посла с крупными подарками, и нападение было отменено. Он заплатил дань в размере более 100 000 золотых монет, согласился проявить уважение к османскому султану и взамен остался один. [28] [21] : 64 Посольству почти не удалось добраться до Стамбула из-за противодействия Улуча (позже известного как Кылыч Али Паша), османского великого адмирала в Алжире, который надеялся вторгнуться в Марокко и включить его в сферу влияния Османского Алжира. [29] [21] : 64 В 1582 году Аль-Мансур также был вынужден согласиться на особую османскую «покровительство» над Марокко и заплатить определенную дань, чтобы остановить нападения алжирских корсаров на марокканское побережье и на марокканские корабли. [30] В 1583 году саадские и османские султаны даже предварительно обсуждали совместную военную операцию против испанцев в Оране. [29] Аль-Мансур каждый год отправлял в Стамбул платеж, который саадцы интерпретировали как «подарок» османам, а османы считали его «данью». [31] [32] : 102 [21] : 65 Впоследствии он поддерживал мирные отношения с Османской империей и уважал ее суверенитет, но также настраивал османов и европейские державы друг против друга. [33] и выпустил пропаганду, которая подорвала претензии османского султана как лидера всех мусульман. [21] : 65 В 1587 году Улуч умер, и смена османской администрации в Алжире ограничила власть его губернаторов. После этого напряженность между двумя государствами еще больше снизилась, а правительство Саади еще больше стабилизировалось, а его независимость еще более укрепилась. [34] После 1587 года Аль-Мансур даже почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы отказаться от регулярных выплат Мураду III. [24] : 196 Несмотря на очевидные ограничения своего правления, он официально провозгласил себя халифом в конце своего правления, считая себя соперником, а не подчиненным Османской империи, и даже законным лидером мусульманского мира. [34] [12] : 189 [21] : 63
Аль-Мансур также будет поддерживать осторожные дипломатические отношения с Европой. Многие считали его дружественным по отношению к Испании. [11] предположительно рассматривая это как противовес османскому влиянию и стремясь настроить их друг против друга. [12] Тем не менее, он также искал альтернативу Испании, развивая отношения с государствами Северной Европы. В частности, он укрепил дружеские отношения с Англией, когда последняя сделала ему дипломатические предложения после 1580 года с целью найти союзников против Испании в то время. [11] : 218 Это привело к развитию англо-марокканского союза . [35] Первые отношения были сосредоточены на торговле, поскольку английские купцы, несмотря на возражения португальцев, вели торговлю в Марокко с начала 16 века. Первоначально эта торговля заключалась в продаже английской ткани для марокканского сахара, но после 1572 года англичане узнали, что можно найти селитру , и в основном стремились добыть этот материал. [11] : 218 В то время султан аль-Мутаваккиль потребовал взамен пушечные ядра , и с этого времени англичане часто снабжали саадцев оружием и военной техникой. Джон Уильямс, первый английский торговец, купивший селитру в Марокко, поначалу не смог получить разрешение на снабжение марокканцев боеприпасами, поскольку королева Елизавета опасалась, что это вызовет недовольство со стороны других христианских государств. Однако после аннексии Португалии Испанией в 1580 году королева стала уделять больше внимания установлению теплых отношений с саадским султаном и в 1581 году разрешила экспортировать английскую военно-морскую древесину в Марокко в обмен на селитру. Джон Симкот, агент графа Лестера , смог получить в 1585 году королевскую хартию на основание «Английской берберийской компании» , которая управляла деятельностью английских торговцев в Марокко и получала от султана торговые привилегии. [11] : 218 [3] Англичане также пытались убедить Аль-Мансура поддержать дона Антонио , претендента на португальский престол, против испанцев, но Аль-Мансур был уклончив в своих ответах. Обмены держались в секрете, что позволяло ему одновременно продолжать отношения с Испанией. [11] Однако примерно в последнее десятилетие своего правления Аль-Мансур, похоже, изменил свои взгляды на союз с Англией. В 1595 году он был вынужден подавить опасное восстание на севере, возглавляемое его племянником ан-Насиром, получившим некоторую поддержку со стороны Испании. В 1600 году Аль-Мансур отправил своего секретаря Абд эль-Уахеда бен Мессауда в качестве посла при дворе Елизаветы для переговоров о военном союзе для вторжения в Испанию. В своем письме королеве он даже предложил второй вариант вторжения в испанские колонии в Новом Свете и выразил желание, чтобы Марокко колонизировало эти территории, если они одержат победу. Элизабет не согласилась ни с одним из планов, но торговые отношения продолжали развиваться. [36] [21]
Завоевание западного Судана под командованием Аль-Мансура
[ редактировать ]Единственным крупным зарубежным военным предприятием Аль-Мансура было вторжение в Западную Африку – или, точнее, в западный Судан , как это называлось по-арабски. [3] [11] Вероятно, это было вызвано рядом факторов. Транссахарская торговля долгое время была важной частью места Марокко в международной торговле, и налоговые поступления от нее способствовали финансированию саадиев с первых дней их существования в Су. Однако расширение европейских торговых путей вокруг всего побережья Африки подорвало ее значение и сократило поток золота через пустыню. Таким образом, Аль-Мансур, возможно, стремился расширить свой доступ к золоту посредством прямого контроля над золотыми рудниками на юге. [37] Интерес Саада к торговле сахаром, возможно, также был мотивацией, поскольку контроль над транссахарскими торговыми путями также позволил ему расширить доступ Марокко к рабам , от которых зависела сахарная промышленность и которые были необходимы для конкуренции с ценами на сахар. выходцы из Бразилии и стран Карибского бассейна (контролируемые европейцами и также зависящие от рабов). [13] : 20 [38] : 151–152 Наконец, вторжение могло стать для Аль-Мансура способом возвысить свои претензии на звание универсального мусульманского правителя. [21] [11] Поскольку экспансия на восток, на территорию Османской империи, оказалась бесплодной, единственный путь для экспансии Саадов лежал на юг. [12] Эти амбиции, возможно, были дополнительно поддержаны посольствами Идриса Алума , Май (короля) Империи Канем-Борну , который, не сумев заручиться поддержкой Османской империи, вместо этого выразил готовность признать Аль-Мансура халифом. [11] : 217
Интерес Саади к суданскому региону предшествовал Аль-Мансуру. Ранее в том же столетии саадцы на какое-то время оккупировали территорию оазиса Туат , и Ахмад аль-Арадж попросил Аскию Исхака I (годы правления 1539–1549), императора империи Сонгай , предоставить ему контроль над соляными шахтами Тагазы . Поскольку Аль-Арадж и его преемники были озабочены проблемами на севере, это утверждение не получило дальнейшего развития. Однако в 1583 или 1584 годах Аль-Мансур снова поднял этот вопрос перед императором Аскией Давудом (годы правления 1549–1582), попросив последнего выплатить ему сумму, эквивалентную налоговым поступлениям, полученным от рудников. В 1583 году войска Аль-Мансура успешно оккупировали оазисы Туат и Гурара. Затем в 1589 или начале 1590 года он попросил Аскию Исхака II заплатить ему количество золота, пропорциональное количеству соли, взятой из рудников, от чего Исхак II презрительно отказался. [11] : 216–217 [21] : 103–104 [3]
Саадская военная экспедиция численностью около 4000 человек. [37] и 20 000 человек, [12] : 121 покинул Марракеш 16 октября 1590 года и достиг реки Нигер в феврале 1591 года. [37] Его возглавил Джудар-паша , полководец испанского происхождения. [39] Армия Саади пострадала при переходе через пустыню, но Аския Исхак II был удивлен, когда они прибыли, и ему пришлось быстро собрать свои силы. Сообщается, что армия Сонгай была больше, но в отличие от марокканцев у нее не было огнестрельного оружия. Таким образом, в битве при Тондиби армия Саади одержала решающую победу. Сонгай эвакуировали свою столицу Гао и отступили на юг, в то время как армия Джудар-паши оккупировала Гао вместе с Тимбукту (оба на территории современного Мали ). [39] [40]
Однако после этой победы марокканцы боролись за признание своей власти в регионе и продолжали вести затяжную войну с остатками побежденной империи Сонгай . В конце концов марокканский контроль был непрочно установлен над большим регионом, простирающимся между Кукией (также пишется Кукия или Кукия) и Дженне , вокруг северного изгиба реки Нигер. [3] [12] : 192 После этого разногласия продолжали подрывать марокканскую оккупацию, но примерно в то же время сам Нуху был свергнут (в 1599 году), и королевство Денди на несколько лет погрузилось в хаос. [37] Хотя контроль Саади над регионом продлился недолго после смерти Ахмада аль-Мансура, завоеванный регион, тем не менее, каждый год в этот период отправлял караван с богатствами и припасами в Марракеш. обеспечило царство Аль-Мансура обильным золотом, рабами и слоновой костью , а также экзотическими животными, такими как слоны Это впервые . Тем не менее саадское золото с трудом конкурировало с обильным высококачественным золотом, доставляемым из испанских колоний в Америке , а сами караваны были дорогими. Часть их функций заключалась в том, чтобы каждый год предоставлять впечатляющее зрелище жителям Марракеша и гостям султана. [12] : 192 [11] : 217 [3] [38] : 150
Отклонить
[ редактировать ]Война за наследство (1603–1627)
[ редактировать ]Последние годы правления Аль-Мансура были отмечены растущим соперничеством между его сыновьями и чумой , которая пришла из Испании в 1597 году и принесла серьезные разрушения. [3] [12] : 192 Ахмад аль-Мансур сам умер от чумы 25 августа 1603 года. [3] Он назначил своего сына Мухаммада аль-Шейха аль-Мамуна своим наследником еще в 1579 году и снова в 1584 году. [12] [13] но во время своего правления он также поручил своим сыновьям все административные должности. [3] После его смерти в 1603 году воцарение Аль-Мамуна было немедленно оспорено двумя его братьями, Абу аль-Маали Зайдан ан-Насир (также известный как Мулай Зайдан) и Абдаллах аль-Ватик (также известный как Абу Фарис). [12] [13] В течение следующих 25 лет царство Саадов было разделено между регионом, управляемым из Марракеша, и регионом, управляемым из Феса, при этом Су иногда также управлялись отдельно, и все они неоднократно переходили из рук в руки между фракциями. Власть Саади за пределами этих основных центров силы значительно уменьшилась, и транссахарские караваны с юга отправлялись в Марракеш реже. [11]
Абу Фарис первоначально владел Марракешем до 1606 года, в то время как Мулай Зайдан держал Фес в течение года, прежде чем был побежден и изгнан Аль-Мамуном в 1604 году, который затем правил из Феса. [2] [3] В период около 1606 года Марракеш особенно часто переходил из рук в руки – по данным одного источника, до шести раз. [12] – но Абдаллаху аль-Галибу II , сыну Аль-Мамуна, который теперь также претендовал на трон, удалось удержать его между 1606 и 1609 годами. [2] [3] Тем временем сам Аль-Мамун увидел, что его позиции в Фесе ослабевают, и обратился за помощью из-за границы. Сначала он просил помощи у Тосканы, но в конце концов был вынужден бежать и искать убежища в Испании в марте 1608 года. [3] Мулай Зайдан, бежавший в Су после изгнания из Феса, вернул себе Марракеш в 1609 году. [2] с помощью османского, английского и голландского оружия. [12]

Примерно в то же время (в 1609 году) Абдаллах аль-Галиб II убил Абу Фариса и взял под свой контроль бывшее королевство своего отца в Фесе. [3] которым он правил до 1623 года. [2] Аль-Мамун попытался вернуться, согласившись уступить северный портовый город Лараш Испании в обмен на испанскую военную помощь. В ноябре 1610 года он высадился в Лараше с испанскими войсками под командованием маркиза Сан-Хермана и пытался запугать элиту Феса, чтобы она признала его правителем. [3] [11] : 219–220 Однако этот план имел неприятные последствия, поскольку его сдача марокканской территории испанцам вместо этого стоила ему и всей династии Саади большого доверия. В конце концов он был убит в 1613 году. [3] В результате его сын Абдаллах аль-Галиб II стал правителем Феса, а его брат Мулай Зайдан - правителем Марракеша.
Мулай Зайдан провел еще один год в изгнании между 1612 и 1613 годами после того, как был изгнан из Марракеша местным религиозным лидером Абу Махалли , который восстал против него. Абу Махалли сумел оккупировать Марракеш и провозгласил себя Махди , придав своему восстанию ярко выраженный религиозный характер. Мулай Зайдан бежал в Сафи . Он собирался покинуть Марокко и отправиться в Испанию, но был избавлен от этого, когда получил поддержку Яхьи ибн Абдуллы аль-Хахи, вождя Высокого Атласа , который помог ему вернуть Марракеш в 1613 году с помощью коалиции арабских и берберских племен. . [11] : 220 [12] : 195–196 [3]
Когда Абдаллах аль-Галиб II умер в 1623 году, его царство в Фесе перешло к его брату Абд аль-Малику аль-Мутасиму, еще одному сыну Аль-Мамуна. [2] Однако после скандала, связанного с сговором Аль-Мамуна с Испанией, Мулай Зайдан остался единственным саадским правителем, пользувшимся хоть каким-то доверием в стране, и он был признан султаном Марокко многими иностранными державами. [3] Когда в 1627 году умерли Мулай Зайдан и Абд аль-Малик аль-Мутасим, два отколовшихся государства Саади в Марракеше и Фесе были наконец воссоединены и унаследованы сыном Мулая Зайдана, Абу Марваном Абд аль-Маликом II , который правил страной до тех пор, пока 1631. [2]
Воссоединение и последние годы
[ редактировать ]Абу Марвану Абд аль-Малику II, в свою очередь, наследовал его брат Мухаммад аль-Валид (годы правления 1631–1636), за которым последовал его другой брат Мухаммад аль-Шейх ас-Сагир (годы правления 1636–1655). [2] К этому времени авторитет Саади сильно пострадал. Мулай Зайдан уже отказался от прямого контроля над территориями Судана в 1618 году, когда его губернаторы перестали назначаться из Марракеша и вместо этого выбирались самими местными войсками. [11] : 217 [42] : 307 После этого местный режим Саади стал пашаликом Тимбукту , которым правил народ Арма , смешанные потомки марокканских солдат и местных жителей, которые номинально подчинялись Марокко до начала 19 века. [43] [42] Фрагментация и упадок сильного центрального правления в регионе также способствовали упадку Тимбукту и транссахарских торговых путей, в то время как европейские купцы все больше отвлекали торговлю в регионе через свои собственные операции и сети. [37] [43] [11] [12] В то же время важные сахарные заводы на юге Марокко также пришли в упадок, и многие заводы за пределами Таруданта перестали работать. [11]
В этот период также стали очевидны несколько центров политической оппозиции и несогласия с саадцами. На западном побережье недавние мориско (андалузские) изгнанники прибыли в Сале и Рабат в 1609 году и в конечном итоге основали Республику Бу-Регрег , став одной из самых важных баз пиратства в регионе. [11] В 1615 году они также согласились на союз с Мухаммадом аль-Айаши, религиозным воином, который начинал как один из губернаторов Мулая Зайдана. В качестве губернатора Аль-Айаши неоднократно нападал на испанцев в Мазагане (Аль-Джадида). Испанцы убедили Мулая Зайдана обуздать его, и султан послал армию, чтобы остановить его, после чего он бежал на север со своими воинами. [44] [11] Тем временем долина Су перешла под командование Али Абу Хассуна аль-Симлали в городе Илих с 1614 года. Абу Хасун сражался с войсками союзника Мулая Зайдана, Яхьи ибн Абдуллы аль-Хахи, до самой смерти последнего в 1626 год оставил его безальтернативным в Су. Он продолжил завоевание долины Драа, а затем дошел до Сиджилмасы в Тафилальте в 1631 году. [11] : 222
Далайя . , важное суфийское братство в Среднем Атласе , стало самой важной оппозицией, особенно при Мухаммаде аль-Хадже, который правил ими между 1636 и 1668 годами. Он организовал из берберов региона регулярную армию, которая разгромила Саади армия, посланная Мухаммадом аль-Шейхом аль-Сагиром, чтобы подчинить их в 1638 году. В 1641 году он также победил Аль-Айяши с помощью бывших союзников Аль-Айаши, андалузцев в Сале, которые восстали против него. Далайя оккупировали этот район, но позволили пиратам продолжать действовать. В том же году они захватили и Фес. Благодаря этим победам они основали новое берберское государство на большой территории и даже установили международные отношения, особенно с голландцами , с которыми подписали договор в 1651 году. [44] [11] : 221–226
Последним саадским султаном был Ахмад аль-Аббас , сын Мухаммада аль-Шейха аль-Сагира, который унаследовал уменьшенное состояние от своего отца в 1655 году. В детстве он был отдан под опеку племени своей матери, прежде чем был убит и узурпирован своим дядей по материнской линии в 1658 или 1659 году, что официально положило конец правлению Саади. В конце концов, новая шарифская династия, алави из Тафилальта, победила все остальные фракции и стала единоличными правителями Марокко. Первый эффективный султан алавитов Мулай Рашид завоевал Марракеш в 1668 году. [11] [3] [14]
Хронологическое резюме
[ редактировать ]- 1510: Саадский вождь Аль-Каим признан лидером Су . [11] [12]
- 1513: Аль-Каим переносит свою базу в Афугал, место захоронения Аль-Джазули. [3] [14]
- 1517: Аль-Каим умирает; Царство Саадов разделено между его сыновьями Ахмадом аль-Араджем и Мухаммадом аль-Шейхом. [3] [14]
- 1524 или 1525: Ахмад аль-Арадж берет под свой контроль Марракеш. [3] [14]
- 1527: Ваттасиды признают правление Саадов над южным Марокко посредством Тадланского договора. [16]
- 1536: Саадианцы разбивают армию Ваттасидов при Вади аль-Абид. [3] [11]
- 1541: Саадцы изгоняют португальцев . из Агадира [3] [11]
- 1543: Мухаммад аль-Шейх изгоняет своего брата Ахмада аль-Араджа в Тафилальт и становится единственным правителем Саадов. [3] [12] [2]
- 1549: Мухаммад аль-Шейх захватывает Фес и изгоняет Ваттасидов. [12] [11] [3]
- 1554 г. (январь): Али Абу Хассун, ваттасид, отвоевывает Фес с Османской империи. помощью [3] [11]
- 1554 (сентябрь): Мухаммай аль-Шейх снова завоевывает Фес, положив окончательный конец правлению Ваттасидов. [3] [11]
- 1557: Мухаммад аль-Шейх убит османским агентом. [3] [11]
- 1557–1574: Правление Мулая Абдаллы аль-Галиба. [2]
- 1576: Мухаммед II аль-Мутаваккиль , преемник аль-Галиба, свергнут своим дядей Абд аль-Маликом с помощью Османской империи. [11]
- 1578: Битва при Алькасер-Кибире (также известная как Битва трех королей), в которой Саади одержали победу над португальской армией; правления Ахмада аль-Мансура начало [11]
- 1583: Саадское завоевание оазисов . Туат [11] [21]
- 1591: Саадское вторжение в регион западного Судана ; Битва при Тондиби и поражение империи Сонгай [40] [37]
- 1603: Смерть Ахмада аль-Мансура; гражданская война вспыхивает между тремя его сыновьями, Мулаем Зайданом , Абу Фарисом и Аль-Мамуном ; Царство Саадов разделено между разными фракциями, Марракеш и Фес несколько раз переходили из рук в руки. [3] [2]
- 1609–1627: Мулай Зайдан правит Марракешем, в то время как сыновья Аль-Мамуна правят конкурирующим королевством в Фесе. [2]
- 1627: Царство Саадов воссоединяется под властью Абд аль-Малика II , сына Мулая Зайдана, но упадок власти Саадов в Марокко продолжается. [2] [11]
- 1659: Последний султан Саадов Ахмад аль-Аббас убит, положив конец династии Саадов. [11]
Общество
[ редактировать ]Население
[ редактировать ]В 16 веке, когда к власти пришли Саади, в Марокко также произошло множество социальных и демографических изменений. К существующему населению присоединились большие волны эмигрантов и беженцев с Пиренейского полуострова после падения Гранады в 1492 году, последнего мусульманского эмирата Аль-Андалус, и последующего изгнания евреев из Испании и вскоре после этого из Португалии . В результате в начале века в стране поселилось около 100 000 андалусских мусульман и евреев, а примерно столетие спустя, когда Испания начала изгнание мориско , за ними последовали еще 20 000–30 000 . [12] : 197 Прибытие андалузцев оживило многие северные города страны, например, Тетуан . [45]
Прибытие большого количества евреев-сефардов с Пиренейского полуострова также оказало глубокое влияние на еврейскую общину Марокко и Северной Африки. Это увеличило еврейское население и оживило еврейскую культурную деятельность, а также раскололо общину по этническому признаку на протяжении многих поколений. [46] В Фесе, например, мегорашим испанского происхождения сохранили свое наследие и испанский язык, в то время как коренные марокканцы тошавимы , говорившие по-арабски и имевшие арабское и берберское происхождение, следовали своим собственным традициям. Члены двух общин поклонялись в отдельных синагогах и даже хоронились отдельно. И только в 18 веке две общины в конечном итоге объединились, и арабский язык в конечном итоге стал основным языком всей общины, а испанский ( сефардский ) минхаг стал доминирующим в религиозной практике; ситуация, которая повторилась повсюду в Марокко, за заметным исключением общины Марракеша. [47] [48] : 36
Помимо андалузцев и мориско, в силу различных геополитических и военных факторов прибыли и другие иностранцы. Существует документально подтвержденное присутствие относительно большого количества пленных европейцев-христиан в результате побед Саади над португальцами. К концу XVI века, во времена правления Ахмада аль-Мансура, в столице Марракеше их было около 2000. Многие из них работали на султанских строительных проектах или в производстве вооружений, где ценился европейский опыт. [12] : 198 Экспансионизм Саадов через Сахару и в регион реки Нигер также означал приток тысяч чернокожих африканцев к югу от Сахары в качестве рабов или пленников. [12] : 199 [38] : 151–152 Наконец, из-за османской экспансии в регионе и растущих османо-саадских отношений здесь также было много турецких или османских наемников и солдат удачи. [12] : 199 [11] : 215 Многие из этих вновь прибывших были завербованы на службу государству или связаны с его операциями. После распада государства Саадов многие стали играть независимые роли, иногда в качестве преступников или, как в случае мориско в Сале, например, в качестве корсаров. [12] : 201
Роль правительства султана
[ редактировать ]
На пике власти Саади, особенно при Ахмаде аль-Мансуре, власть центрального правительства в Марокко стала более абсолютной. Присутствие центрального правительства ощущалось в жизни обычных марокканцев так, как этого не было при предыдущих династиях и правителях. [11] : 215 [12] : 196–197 Это ознаменовало новый этап в развитии Махзена ( араб . مخزن ) , королевского или султанского правительства в Марокко. Само слово махзен буквально означало «склад» или хранилище, имея в виду роль, которую традиционное государство играло в качестве гаранта продовольствия и продовольствия во времена голода или кризиса. Однако, начиная с периода Саадов, на первый план вышло более абстрактное значение этого слова, а именно власть и власть султанского правительства. [12] : 207 Рука об руку с этим развитием шла все более сильная связь между статусом суверенного правителя и статусом шарифа (потомка Мухаммеда ), которая в конечном итоге стала необратимой при следующей династии Алави. [12] : 208–210 [11] : 228 Это стало очевидным также в использовании слова Мулай (от марокканского арабского языка , означающего «мой господин»), которое стало стандартной частью имени и титула султана. [12] : 210
Начало марокканской национальной идентичности
[ редактировать ]Некоторые ученые [3] [12] утверждают, что период Саади знаменует собой начало формирования современной марокканской национальной идентичности, подобно некоторым процессам, происходящим в Европе раннего Нового времени примерно в то же время. В частности, территориальные границы стали более четко определены и больше напоминали современные границы Марокко, а жители территории начали более четко идентифицировать себя как принадлежащие к стране, отличной от ее соседей. [12] : 203 Ривет также отмечает, что примерно в это же время название «Марокко», полученное от названия Марракеша через испанское Marruecos , стало более широко использоваться за границей для обозначения страны. [12] : 183 Мерседес Гарсия-Ареналь также утверждает, что начало современного Марокко можно отнести к периоду правления Ахмада аль-Мансура, когда Марокко вело регулярную дипломатию с другими государствами и было признано на международной арене как значительная региональная держава. [50]
Культура
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]

Хотя династия Саади ознаменовала политический переход от предыдущих империй, возглавляемых берберами, к султанатам, возглавляемым арабскими династиями шарифов, в художественном и архитектурном плане между этими периодами существовала широкая преемственность. Современные ученые считают, что Саади продолжают совершенствовать существующий мароккано - мавританский стиль, а некоторые считают искусство Саади последним «ренессансом». [51] : 422 этого стиля и гробницы Саади в Марракеше как один из его апогеев. [13] Другие важные примеры этого саадского стиля, сохранившиеся до наших дней, включают богато украшенное медресе Бен Юсефа в Марракеше и павильоны для омовения во дворе ( сан ) мечети Каравийин в Фесе. Саадиты также перестроили королевский дворцовый комплекс в Касбе Марракеша в соответствии со своими потребностями, хотя мало что из этого сохранилось. Ахмад аль-Мансур, как известно, построил чрезвычайно роскошный дворец приемов, известный как Эль-Бади, для которого он также импортировал значительное количество итальянского мрамора . [13] [14]
С точки зрения религиозной архитектуры, мечеть Муассин и мечеть Баб-Дуккала в Марракеше были построены во времена правления Мулая Абдаллы аль-Галиба и примечательны тем, что они были спроектированы как часть более крупных гражданских комплексов, предназначенных для обслуживания местных жителей. до современной османской куллие и ранней мамлюкской архитектуры в Египте . Эти комплексы включали в себя различные учреждения и удобства, такие как медресе , библиотека, начальная школа, хамам (общественная баня), дом для омовения ( мидаа ) с уборными , корыто для воды для животных и общественный фонтан для раздачи воды. местным жителям. [13] [14] Саадиты также внесли свой вклад в основание, строительство или расширение завий (религиозных комплексов, сосредоточенных вокруг гробниц) основных суфийских святынь в Марракеше, включая Завию Сиди Бен Слимана аль-Джазули и Завию Сиди Бель Аббеса . [13]
В 16 веке и в последующие века использование зелли , ставшее стандартом в предыдущий период Маринидов, стало еще более распространенным и повсеместным в качестве архитектурного украшения, обычно вдоль нижних стен палат. При Саади сложность геометрических узоров увеличилась отчасти за счет использования еще более тонких (более тонких) кусочков мозаики для определенных композиций, хотя в некоторых случаях это происходило за счет большего количества цветов. [51] : 414–415 Композиции зеллиев в гробницах Саади считаются одними из лучших примеров этого типа. [13] [51] Панно, представляющее собой еще один прекрасный образец этого стиля, происходящее из дворца Бади, также сохранилось сегодня в коллекции музея Дар Бата в Фесе. [52]
Начиная с Саадитов и продолжая алави (их преемниками и правящей монархией сегодня), марокканское искусство и архитектура представляются современными учеными как оставшиеся по существу «консервативными»; это означает, что он продолжал воспроизводить существующий стиль с высокой точностью, но не привносил серьезных новых инноваций. [51] [14] [13] [53] Богато украшенные архитектурные элементы из саадских зданий, наиболее известный из дворца Эль-Бади, также были сняты и повторно использованы в зданиях в других местах во время правления алавитского султана Мулая Исмаила (1672–1727). Саадский резной мрамор в виде колонн, панелей и оконных рам особенно ценился и встречается во многих памятниках эпохи Алави в Мекнесе и Фесе. [13] Гробницы Саади какое-то время продолжали использоваться в качестве некрополя, но в конечном итоге были заброшены, прежде чем были «заново открыты» французскими властями в 1917 году. [54] [13]
Рукописи и каллиграфия
[ редактировать ]Относительно мало известно об искусстве периода Саадов, за исключением архитектуры, за относительным исключением украшенных рукописей. [56] Книги Западного Магриба , включая Коран, к этому моменту установили каллиграфическую традицию письма магрибским письмом , которая продолжалась и после средневековья (до 16 века). [57] Саадийские султаны также отвечали за создание больших библиотек, и эта практика стала особенно заметной во время долгого и процветающего правления Ахмада аль-Мансура. Расширение отношений Аль-Мансура с Османской империей, особенно во время правления Мехмеда III (1595–1603), привело к появлению многочисленных посольств при османском дворе, которые обменивались подарками, в том числе богатыми рукописями Корана. Старые рукописи, созданные в Аль-Андалусе, считались особенно достойными подарками, и многие такие образцы в сегодняшней библиотеке дворца Топкапы , возможно, поступили из посольств Саадов. [57] Взамен библиотеки Саади приобрели еще большее количество османских или ближневосточных рукописей, некоторые из которых и сегодня остаются в марокканских королевских библиотеках. [57] Другая крупная и важная коллекция королевских рукописей, Библиотека Зайдани , была отобрана испанцами у султана Мулая Зайдана в 1612 году и хранится в библиотеке Эль-Эскориала до наших дней. [58] [59] [57] Среди других томов он содержит тщательно изданный царский Коран, датированный 1599 годом, написанный по заказу Ахмада аль-Мансура, но известный как Коран Мулая Зайдана (или Коран де Мулей Зайдана на испанском языке). [60] [55]
Другой богато украшенный королевский Коран, написанный для султана Абдаллы аль-Галиба и датированный 1568 годом, хранится в Британской библиотеке . [61] [56] [62] Хотя сценарий обычно писался черными чернилами, различные орфографические знаки (например, гласные и диакритические знаки ) были написаны красным, синим или оранжевым цветом. Заголовки глав были написаны золотым куфическим шрифтом (практика, широко используемая в иллюминированном Коране), а пустые места между буквами или внутри них были заполнены синим цветом. [61] Эта многоцветная практика широко встречается в исторических копиях Корана из этого региона и берет свое начало в рукописях Аббасидов . [60] Синие и золотые орнаменты, состоящие из определенных фигур, наполненных арабесками , также нарисованы на полях для обозначения других разделов текста: богато украшенные пальметты обозначают подразделения глав, круглые значки обозначают каждые десять стихов, а каплевидные формы обозначают каждые пять стихов. Начало и конец рукописи украшены переплетающимися светящимися мотивами, подобными тем, которые можно было увидеть в некоторых образцах Андалузии столетия назад. [61]
Расширение культурных контактов с Османской империей также проявляется в экспериментах магрибских авторов с восточными традициями рукописного производства и каллиграфии. Например, использование сулут , восточного письма, адаптированного к региональному варианту, известному как магрибский тулут, использовалось в искусстве Маринидов и Насридов (13-15 века). [57] или даже раньше. [63] Однако в конце 16 века оно стало более систематизированным в рукописях и часто использовалось для обозначения важных слов или освещенных заголовков. [57] Кроме того, в репертуаре декоративных мотивов появилось влияние Османской империи за счет увеличения использования растительных и особенно цветочных мотивов, в то время как геометрические мотивы , ранее доминирующие, стали менее подчеркнутыми. Самый культовый османский цветочный мотив, тюльпан , начал адаптироваться к рукописям Магриби, начиная с 17 века. [57] Тем не менее, хотя рукописное искусство этого периода показало большую открытость внешним влияниям, художественные традиции Андалусии и Магриби, сложившиеся со времен Альмохадов (XII-XIII вв.), по существу сохранялись и увековечивались до XIX века. [57]

После Корана самым популярным текстом, переписанным в этот период, был Далаил аль-Хайрат , сборник молитв о Мухаммеде, составленный Мухаммадом ибн Сулейманом аль-Джазули (также известным как Сиди Бен Слиман или просто аль-Джазули). ), суфийский деятель берберского происхождения из региона Су. Некоторые из старейших известных рукописей этого текста были созданы в 16 веке и впоследствии попали в Индию и Афганистан . [61]
Список правителей
[ редактировать ]1510–49: Приход к власти
[ редактировать ]- Мухаммад ибн Абд ар-Рахман Абу Абдаллах аль-Каим (1510–17) [2] [11] : 210
- Ахмад аль-Арадж (1517–1544 гг.) [2]
- Мухаммад аль-Шейх (1544–49; наместник Су до 1543–44) [12] : 186 [13] : 16 [2]
1549–1603: султаны Марокко.
[ редактировать ]- Мухаммад аль-Шейх (1549–1557 гг.) [2]
- Абдаллах аль-Галиб (1557–1574 гг.) [2]
- Абу Абдалла Мухаммед II аль-Мутаваккиль (1574–76) [2]
- Абу Марван Абд аль-Малик I (1576–78) [2]
- Ахмад аль-Мансур (1578–1603) [2]
1603–27: Война за наследство
[ редактировать ]Постановление Марракеша :
| Постановление Феса :
|
1627–59: Воссоединенное правление и упадок.
[ редактировать ]- Абу Марван Абд аль-Малик II (1627–31) [2]
- Мухаммад аль-Валид (1631–36) [2]
- Мухаммад аль-Шейх аль-Сагир (1636–1655 гг.) [2]
- Ахмад аль-Аббас (1655–1659 гг.) [2]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Хронология
[ редактировать ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Также переводится на английском языке как Саади , Саадид , Саадиан , [2] [3] или Саадиан . [4] [5]
- ↑ Некоторые источники относят это официальное соглашение о разделе к более поздним датам, после других поражений Ваттасидов. Энциклопедия ислама (цитируется в тексте: Веронн (2012), «Садиды») датирует его 1530 годом, а Джамиль Абун-Наср («История Магриба в исламский период», 1987, стр. 211) датирует его. до 1536 г., после решающей битвы при Вади аль-Абид.
- ^ Статус Абу Фариса в Фесе не совсем ясен из цитируемых здесь источников. В целом переход и точные сроки между правлением Аль-Мамуна и Абу Фариса в Фесе четко не указаны. Согласно Энциклопедии ислама (цитата по тексту: Веронн (2012), «Садиды»), Абу Фарис был в конечном итоге задушен по приказу Абдаллы аль-Галиба II в 1609 году и в книге Босворта «Новые исламские династии» (2004). ) указывает на то, что последний тогда правил в Фесе после 1609 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Слаглетт, Питер; Карри, Эндрю (30 января 2015 г.). Атлас исламской истории . Рутледж. п. 58. ИСБН 978-1-317-58897-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль Босворт, Клиффорд Эдмунд (2004). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-2137-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. Веронна, Шанталь де ла (2012). «Садиды» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Теория; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Буасрия, Абделила (2015). Суфизм и политика в Марокко: активизм и инакомыслие . Рутледж. ISBN 978-1-317-68143-4 .
- ^ Акьемпонг, Эммануэль Кваку (2012). Акьемпонг, Эммануэль Кваку; Гейтс (младший), Генри Луи (ред.). Словарь африканской биографии Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 22, 312 и др. ISBN 978-0-19-538207-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Мулин, Набиль (2009). «Происхождение королевства». Воображаемый халифат Ахмада аль-Мансура (на французском языке). Прессы Universitaires de France. стр. 1–53. дои : 10.3917/puf.mouli.2009.01 . ISBN 978-2-13-057240-4 .
- ^ Женка, Йозеф (25 октября 2018 г.). «Рукопись последнего султана Аль-Андалуса и судьба королевской библиотеки султанов Насридов в Альгамбре» . Журнал исламских рукописей . 9 (2–3): 341–376. дои : 10.1163/1878464X-00902013 . ISSN 1878-4631 .
- ^ Гринграсс, Марк (2014). Христианский мир разрушен: Европа 1517-1648 гг . Книги о пингвинах. п. 503. ИСБН 9780241005965 .
- ^ Музаффар Хусейн Сайед; Сайед Сауд Ахтар; Б.Д. Усмани (2011). Краткая история ислама . Vij Books India Pvt Ltd. с. 150. ИСБН 978-93-82573-47-0 . Проверено 22 сентября 2017 г.
- ^ «Исследование содержания надписей на постройках саадской знати в Аль-Аксе Марокко (915 – 1069 гг. хиджры / 1510 – 1658 гг. н. э.) » . Абгадият . 9 (1): 150–194. 9 мая 2014 г. doi : 10.1163/22138609-90000027 . ISSN 2213-8609 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-33767-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является Ривет, Дэниел (2012). История Марокко: от Мулая Идриса до Мухаммеда VI . Фаярд.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN 978-2-35906-182-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
- ^ Использование аналогии и роль суфийского шейха в постмаринидском Марокко, Винсент Корнелл, Международный журнал исследований Ближнего Востока, том. 15, нет. 1 (февраль 1983 г.), стр. 67–93.
- ^ Перейти обратно: а б Эль Фаси, М. (1992). «Марокко» . В Оготе, Бетвелл А. (ред.). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . ЮНЕСКО. п. 201. ИСБН 978-92-3-101711-7 .
- ^ Х. Дж. Кисслинг, Бертольд Спулер, Н. Барбур, Дж. С. Тримингем, FRC Бэгли, Х. Браун, Х. Хартель, Последние великие мусульманские империи , BRILL 1997, стр. 102 [1]
- ^ Фадж, JD; Оливер, Роланд; Кларк, Десмонд Дж. (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. п. 406. ИСБН 978-0-521-20981-6 .
- ^ Акьемпонг, Эммануэль Кваку; Гейтс, Генри Луи (2012). Словарь африканской биографии . Издательство Оксфордского университета. п. 23. ISBN 978-0-19-538207-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Фадж, JD; Оливер, Роланд; Кларк, Десмонд Дж. (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. п. 408. ИСБН 978-0-521-20981-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Кори, Стивен (2016). Возрождение исламского халифата в Марокко раннего Нового времени . Рутледж. ISBN 978-1-317-06343-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гесс, Эндрю (1978). Забытая граница: история иберо-африканской границы шестнадцатого века . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-33031-0 .
- ^ Барлетта, Винсент (15 мая 2010 г.). Смерть в Вавилоне: Александр Великий и Иберийская империя на мусульманском Востоке . Издательство Чикагского университета. п. 82. ИСБН 978-0-226-03739-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Бертье, Пьер (1985). Битва при Вади-эль-Махазене: известная как Битва Трех Королей (4 августа 1578 г.) . Париж: Ред. из НЦРС
- ^ Гарсия-Ареналь, Мерседес (2012). Ахмад аль-Мансур: начало современного Марокко . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-78074-208-3 .
- ^ Беннисон, Амира К. (2012). « Абд аль-Малик I» . В Кваку Акьемпонг, Эммануэль; Гейтс, Генри Луи (ред.). Словарь африканской биографии . Издательство Оксфордского университета. п. 23. ISBN 978-0-19-538207-5 .
- ^ «Дворец Бади» . Архнет . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ Смит, Ричард Ли (2006). Ахмад Аль-Мансур: исламский провидец . Пирсон Лонгман. ISBN 978-0-321-25044-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Дергиси, Журнал османских исследований / Османлы Араштырмалары; Гюркан (ESG), Эмра Сафа (2015). «Одурачивание султана: информация, принятие решений и «Средиземноморская фракция» (1585-1587) - Журнал османских исследований (AHCI)» . Журнал османских исследований 45 (2015): 57-96. : 57.
- ^ Фреллер, Томас (2008). Стихи и видения: Мальтийские острова в мировой литературе . Фонд мальтийского наследия. ISBN 978-99932-7-191-8 .
- ^ Грендлер, Пол Ф., изд. (1999). Энциклопедия Возрождения . Том. 1. Скрибнер. п. 14. ISBN 978-0-684-80508-5 .
- ^ Хесс, Эндрю К. (2010). Забытая граница: история иберо-африканской границы шестнадцатого века . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-33031-0 .
- ^ Микаберидзе, Александр (31 июля 2011 г.). Конфликт и завоевания в исламском мире: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-336-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Эль Мудден, Абдеррахман (1992). Шарифы и падишахи: мароккано-османские отношения с 16 по 18 века. Вклад в изучение дипломатической культуры . Принстонский университет (докторская диссертация). стр. 127–130.
- ^ Бен-Срхир, Халид (2005). Великобритания и Марокко во время посольства Джона Драммонда Хэя, 1845–1886 гг . Перевод Уильямса, Малкольма; Уотерсон, Гэвин. Рутледж Керзон. п. 13. ISBN 0-7146-5432-9 .
- ^ Маклин, Джеральд; Набиль Матар (2011). Британия и исламский мир: 1558-1713 гг .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Каба, Лансине (1981). «Лучники, мушкетеры и комары: марокканское вторжение в Судан и сопротивление Сонгай (1591–1612)». Журнал африканской истории . 22 (4): 457–475. дои : 10.1017/S0021853700019861 . ПМИД 11632225 . S2CID 41500711 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эль Хамель, Чуки (2013). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-02577-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Кори, Стивен (2 февраля 2012 г.). «Джудар-паша» . В Акьемпонге, Эммануэль К.; Луи Гейтс, Генри (ред.). Словарь африканской биографии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-538207-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Аппиа, Кваме Энтони; Луи Гейтс, Генри, ред. (2010). «Империя Сонгай» . Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533770-9 .
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
- ^ Перейти обратно: а б Абитболь, Мишель (1992). «Конец империи Сонгай» . В Оготе, Бетвелл А. (ред.). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . ЮНЕСКО. п. 201. ИСБН 978-92-3-101711-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Ханвик, Дж.О. (2012). "Тимбукту". В Бирмане, П.; Бьянкис, Теория; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Перейти обратно: а б Буасрия, Абделила (2015). Суфизм и политика в Марокко: активизм и инакомыслие . Рутледж. ISBN 978-1-317-68143-4 .
- ^ Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мухаммед; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие в живом искусстве (2-е изд.). Министерство по делам культуры Марокко и Музей без границ. ISBN 978-3-902782-31-1 .
- ^ Четрит, Джозеф (2014). «Евреи Марокко и евреи Испании: две переплетенные судьбы». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 309–311. ISBN 978-2-35031-490-7 .
- ^ Гилсон Миллер, Сьюзен; Петруччиоли, Аттилио; Бертаньин, Мауро (2001). «Написание пространства меньшинств в исламском городе: еврейский квартал Феса (1438-1912)». Журнал Общества историков архитектуры . 60 (3): 310–327. дои : 10.2307/991758 . JSTOR 991758 .
- ^ Готтрейх, Эмили (2006). Мелла из Марракеша: еврейское и мусульманское пространство в красном городе Марокко . Издательство Университета Индианы.
- ^ Мулин, Набиль (11 января 2024 г.). Drapeaux du Maroc [ Флаги Марокко ] (на французском языке) (1-е изд.). Касабланка: Сочепресс. п. 70. ИСБН 9789920500203 .
- ^ Гарсия-Ареналь, Мерседес (2012). Ахмад аль-Мансур: Начало современного Марокко . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-78074-208-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- ^ Эль-Хатиб-Буджибар, Найма. «Панель Зеллидж» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press.
- ^ «Кантара — гробницы Саади» . www.qantara-med.org . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Коран Мюлей Зайдана» . Факсимиле Зиерайса . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Сади». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530991-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Абид, Хиба (2017). «Тюльпаны, гвоздики и Магриби: эволюция и консерватизм книжного искусства Магриби под испытанием османской экспансии» . Перспектива . 2 (2): 173–188. дои : 10.4000/perspective.7643 .
- ^ «Саадская знать » . архив.есть . 5 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2012 года . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ «Пресс де Сафи» . www.safipress.com . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гацек, Адам (2006). «Рукописи и Коран». В Лимане, Оливер (ред.). Коран: энциклопедия . Рутледж. п. 387. ИСБН 978-0-415-32639-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Блэр, Шейла С. (2006). Исламская каллиграфия . Издательство Эдинбургского университета. стр. 566–569. ISBN 978-0-7486-3540-5 .
- ^ «0522868 — БРИТАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА. Коран, написанный шрифтом магриби с богатыми орнаментами по краям. Коран был написан по заказу шарифитянского султана Марокко Абдаллы ибн Мухаммада, Марокко, 1568 год. Полная информация: Британская библиотека / Грейнджер, Нью-Йорк. -- Все права защищены" . Грейнджер . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Бонджанино, Умберто (8 февраля 2018 г.). Идеологическая сила некоторых иллюминированных рукописей Альмохадов (лекция).
- ^ Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле, ред. (2014). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. п. 555. ИСБН 978-2-35031-490-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Розандер, Э. Эверс и Вестерлунд, Дэвид (1997). Африканский ислам и ислам в Африке: встречи суфиев и исламистов . Издательство C. Hurst & Co. ISBN 1-85065-282-1
- Марокко в шестнадцатом веке. Проблемы и закономерности внешней политики Африки, Дахиру Яхья, Канадский журнал африканских исследований , Vol. 18, № 1 (1984), стр. 252–253.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Набиль, Мулин (2013). Султан Шариф - Религиозные и политические корни государства Махзен в Марокко (на арабском языке). Рабат: Центр Жака-Берка. ISBN 978-9954-538-15-9 . (Полный текст арабского перевода книги Набиля Мулина 2009 года « Le Califat Imaginaire d'Ahmad al-Mansûr »)