Абу Абдулла аль-Каим
Абу Абдулла аль-Каим Тот, кто действует по воле Божией | |||||
---|---|---|---|---|---|
Первый правитель династии Саади Султан Марокко | |||||
Эмир Суса ( Саади Султанат ) | |||||
Царствование | 1509 – 1517 | ||||
Предшественник | (государство создано) | ||||
Преемник | Ахмад аль-Арадж | ||||
Умер | в. 1517 г. (30–31 год) Султанат Саади Марракеш | ||||
Проблема | Ахмад аль-Арадж Mohammed al-Shaykh | ||||
| |||||
Династия | Бану Зайдан | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Абу Абдаллах Мухаммад ибн Абд ар-Рахман аль-Каим би-Амр Аллах , [ 1 ] ( арабский : Аль-Каим Би-Амр Аллах Аль-Саади ), часто сокращается до Абу Абдаллах аль-Каим. [ 2 ] или Мухаммад аль-Каим , [ 3 ] [ 4 ] был первым политическим лидером династии Саади в Марокко . Он правил Су и другими частями южного Марокко с 1510 по 1517 год, подготовив почву для того, чтобы его сыновья возглавили династию к власти над остальной частью Марокко в течение десятилетий после его смерти. [ 4 ] [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Саадиты были шарифской семьей из Тагмадерта в долине реки Драа , которая заявляла о своем происхождении от Мухаммеда через Фатиму . [ 2 ] Они мигрировали в долину Драа в 14 веке, а в следующем столетии перебрались или распространились в Тидси в долине Су. [ 4 ] Здесь они жили рядом с суфийскими учителями и марабутами , пропагандировавшими учение аль-Джазули . [ 5 ] : 350
Согласно одному традиционному рассказу, когда Абу Абдаллах посетил Медину, ему приснилось, как два льва вошли в башню, а позади них толпа людей. Поделившись своим видением суфийскому шейху , ему сказали, что у двух его сыновей будет важное будущее в его стране. [ 6 ] По возвращении в Марокко он начал распространять это видение среди своего народа, который поверил ему, по словам марокканского историка ан-Насири , из-за его репутации честного человека, и он принял махдистский титул «аль-Каим би Амрилла» (тот, который назывался Богом).
Приход Аль-Каима к власти произошел в контексте слабого центрального правления в Марокко и португальского экспансионизма вдоль его атлантического побережья. Династия Ваттасидов , правившая из Феса на севере, имела мало власти на юге страны. [ 3 ] : 209 При их правлении португальская экспансия вдоль марокканского побережья достигла апогея. [ 3 ] : 207 Многие местные движения сопротивления и джихада , часто связанные с различными суфийскими братствами или учреждениями, выступили против европейского присутствия. [ 3 ] [ 7 ] В 1505 году португальцы заняли Агадир (на побережье, недалеко от устья реки Су ), который они назвали Санта-Крус-ду-Кабу-де-Агер , а со своей территории здесь действовали и другие европейские купцы, в частности генуэзцы . [ 3 ] Прибытие европейских торговцев и колонизаторов встревожило местное население и заставило жителей региона Су организоваться политически. [ 7 ] [ 3 ] Согласно одной зафиксированной традиции, этот импульс стал очевиден, когда португальцы взяли в плен несколько племенных воинов и потребовали, чтобы местные племена выбрали вождя или представителя, с которым они могли бы договориться об их освобождении. [ 3 ] : 210
Политическое лидерство
[ редактировать ]Именно в этом контексте в 1510 году Абу Абдалла был официально признан в Тидси военачальником и политическим представителем племен и суфийских групп Су-Валери. [ 3 ] [ 7 ] [ 8 ] Затем он отправил двух своих сыновей Ахмада аль-Араджа и Мохаммеда Амгара (позже названного Мохаммедом аш-Шейхом ) в Фес , где они зарекомендовали себя как учителя религии и литературы и призвали султана поднять полный джихад на юге. [ 9 ] Тидси оставался базой Аль-Каима в течение трех лет, пока в 1513 году он не переехал в Афугал в регионе Хаха , место захоронения Аль-Джазули . [ 3 ] Это было сделано по приглашению племени Шаязима, которое десятилетиями ранее участвовало в восстании против Ваттасидов . Это связывало ранних саадиев как с последователями аль-Джазули, так и с скрытой оппозицией Ваттасидам. [ 3 ]
В 1513 году Аль-Каим также назначил своего старшего сына Ахмада аль-Араджа своим преемником и оставил его губернатором Су, а сам переехал в Афугал. [ 4 ] [ 7 ] Долина Су была решающим этапом на транссахарских торговых путях, и, несмотря на джихад против португальского вторжения, европейская торговля также росла в регионе, и все это приносило большую прибыль Аль-Араджу и саадитскому движению. [ 3 ] В 1515 году саадцы помогли отразить нападение португальцев на Марракеш, но они еще не были в состоянии заявить права на город. [ 7 ] : 351 [ 8 ] : 185
Смерть и погребение
[ редактировать ]После смерти Аль-Каима в 1517 году он был похоронен рядом с Аль-Джазули в Афугале. Когда его сын Ахмад аль-Арадж взял под свой контроль Марракеш в 1520-х годах, он организовал перенос останков своего отца и Аль-Джазули в Марракеш, основав новый погребальный комплекс (Завия Сиди Бен Слимана аль-Джазули ), что символически закрепило статус города как духовной и политической столицы царства Саадов. [ 10 ] [ 4 ] [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Босворт, Клиффорд Эдмунд (2004). «Саадид Шарифы». Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748621378 .
- ^ Перейти обратно: а б Музаффар Хусейн Сайед. Краткая история ислама . п. 150. ИСБН 9789382573470 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Веронн, Шанталь де ла (2012). «Саадиды». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Светить.
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
- ^ Ан-Насири, Китаб аль-Истикса, Les Saadiens, стр. 12
- ^ Перейти обратно: а б с д и Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
- ^ Перейти обратно: а б Ривет, Дэниел (2012). История Марокко: от Мулая Идриса до Мухаммеда VI . Фаярд.
- ^ Ан-Насири, Китаб аль-Истикса, Les Saadiens, стр. 16-17
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
- ^ Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN 9782359061826 .