Jump to content

Идрис Алума

Идрис Алума
54 мая Борну
Царствование 1571–1602/03
Предшественник Айсса Коли
Преемник Мухаммад ибн Идрис Алума
Рожденный Идрис ибн Али Зейнами
Умер Вокруг современного Майдугури [1] : 83 
Похороны
Проблема
  • Мухаммед
  • Ибрагим
  • аль-Хадж Умар
Имена
Идрис ибн Али ибн Идрис ибн Али ибн Ахмад ибн Осман ибн Идрис
Династия Династия Сайфава
Отец Али ибн Идрис Катагармабе

аль-Хадж Идрис Алума (урожденный Идрис ибн Али ) был Май (правителем) империи Борну (годы правления 1571–1602/03), охватывающей части Чада , Камеруна , Нигера и Нигерии . [3] [4] [5] Его достижения в первую очередь описаны Ахмадом бин Фартувой , его главным имамом . [6] [7] : 269  Его правление ознаменовало конец гражданских войн Канема внутри государства, воссоединив Нджими , бывшую столицу, под Сайфавы контролем . Кроме того, он провел значительные правовые реформы, основанные на исламском праве , учредив суды кади , которые действовали независимо от исполнительной власти. Ему приписывают то, что он привел империю к тому, что часто считается ее зенитом, в конце 16 - начале 17 веков. [8] : 151  [9] [10]

До своего правления Борну сталкивался с нестабильностью, включая голод, набеги соседей и внутренние конфликты. К завершению своего правления он успешно расширил влияние Борну на обширные территории, включая Хаусаленда , туарегов Айра , Тебу большую Билмы даже , Тибести и Булалу Канема часть . Особо следует отметить приобретение Аира и Билмы, которое предоставило Борну стратегический контроль над центральными торговыми путями Сахары . Это событие в значительной степени способствовало процветанию Идриса Алума и его преемников, позволив им способствовать улучшению дипломатических отношений с североафриканскими державами, особенно с Триполи . [11] : 24 

В конце 16-го века Османского халифата расширение в сторону Феццана , важного торгового узла в транссахарской торговле , стало проблемой для Борну. Алума стремился к переговорам со Стамбулом, чтобы восстановить контроль над Феццаном, от чего султан Мурад III отказался, но призвал к дружеским отношениям с Борну. По мере роста напряженности Борну обратился за помощью к марокканскому Ахмаду аль-Мансуру , потенциально чтобы противостоять османскому контролю. Хотя аль-Мансур согласился условно, никакие исторические свидетельства не свидетельствуют о его реальной поддержке. [12] [13] Вскоре после последнего посланника Борну в Марокко, между 1582–3 и 1585 годами, весь османский гарнизон в Феццане был убит, что привело к возвращению династии Авлада Мухаммеда . Историк доктор Реми Девьер ( Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета) предполагает, что Алума стратегически использовала соперничество между Марокко и Османской империей, чтобы вернуть себе Феццан. [10] [14]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мать Идриса, Амса Алирам, вероятно, была дочерью Май из Булалы . [15] : 39  Она столкнулась с серьезными проблемами, пытаясь обеспечить его выживание во время правления Дунамы (годы правления 1539–1557). [14] который сменил Май Али (отца Идриса) из-за отсутствия взрослых наследников мужского пола, и Абдуллахи (годы правления 1557–1564), [14] Сын Дунамы, последовавший за ним как Май. [7] : 268  [16] : 83  

В младенчестве Идрис потерял отца Май Али ибн Идриса Катагармабе (годы правления 1538–1539). [14] и был воспитан Магирой ( Королевой-матерью ) Айсой Кили Н'гирмараммой . Чтобы скрыть свое существование от маис, Айса построил для него кирпичный дворец возле реки Йо в Гамбару (в современном Юнусари ), который находился вдали от столицы Борну, Н'газаргаму . [16] : 83  

Царствование

[ редактировать ]

Правление Идриса Алума лучше всего задокументировано из всех правителей Сайфава благодаря его главному Ахмаду имаму ибн Фартуве , который записал первые двенадцать лет его правления. [10] Однако оставшийся двадцать один год практически неизвестен. До своего вознесения Борну переживал деликатный и нестабильный период. Государству как раз заканчивался короткий период, в течение которого им правил Магира Айса. Борну страдал от длительного голода во времена правления двух своих предшественников. На него со всех сторон нападали соседи. Более того, войны Канема с Булалой на востоке все еще продолжались . Даже внутри самого Борну Сао , Нгизим и многочисленные меньшие группы, остававшиеся неисламскими, еще не были полностью умиротворены. [7] : 269–270  [17]

Эдрис Алавома (Идрис Алаума) представляется прекрасным принцем, соединившим в себе самые противоположные качества: воинственную энергию в сочетании с кротостью и умом; мужество с осмотрительностью и терпением, строгость с благочестивыми чувствами.

Генрих Барт , Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке [2]

Алума провел ряд правовых и административных реформ, основанных на исламском праве . Он учредил суды кади для надзора за судебными разбирательствами, фактически отделив судебную власть от исполнительной власти. До его правления только правящий класс и ряд духовных семей были мусульманами, а во время столетнего упадка империи значение религии уменьшилось. Ибн Фартуа отмечает, что во время правления Алума большинство знатных людей Борну обратились в ислам. [11] : 22  [8] : 123  Однако, несмотря на его попытки, нет убедительных доказательств того, что исламский закон стал законом штата Борну и не заменил полностью неисламские верования и обычаи в штате, по мнению историка Мервина Хискетта . [18]

обожженный красный глиняный кирпич Алума также спонсировала строительство многочисленных мечетей и ввела в этих конструкциях . Сырцовые кирпичи заменили временные тростники. Кроме того, он совершил по крайней мере два паломничества в Мекку , где организовал общежитие для паломников из его империи и финиковую рощу . [7] : 500  [16] : 24  [17] [19] : 131–132  [20]

Карта Канем-Борну 1650 года.

Правительственные доходы поступали от дани (или добычи, если нужно было завоевать непокорный народ), пошлин и участия в торговле . В отличие от Западной Африки , в регионе Чада не было золота . Тем не менее, это было центральное место на одном из самых удобных маршрутов через пустыню Сахара . Между озером Чад и Феццаном располагался ряд хорошо расположенных колодцев и оазисов , а из Феццана было легкое сообщение с Северной Африкой и Средиземноморьем . На север отправлялось множество продуктов, в том числе натрон ( карбонат натрия ), хлопок , орехи кола , слоновая кость , страусиные перья, духи , воск и шкуры , но самая прибыльная торговля была рабами . Импорт включал соль , лошадей , шелк , стекло , мушкеты и медь . [21] Он ввел использование больших лодок, способных «быстро» пересекать озеро Чад, заменив меньшие лодки гагара «древних времен», которым требовалось два-три дня, чтобы совершить то же путешествие. Это позволяло его армии путешествовать быстрее, а также поддерживало торговлю в регионе. [16] : 48  [22] [23]

Алума проявлял большой интерес к торговле и другим экономическим вопросам. Ему приписывают расчистку дорог, разработку более качественных лодок для озера Чад, введение стандартных единиц измерения зерна и переселение фермеров на новые земли. Кроме того, он улучшил удобство и безопасность транзита через империю с целью сделать его настолько безопасным, чтобы «одинокая женщина, одетая в золото, могла ходить, не боясь никого, кроме Бога». [ нужна ссылка ]

Военные кампании

[ редактировать ]

Одним из наиболее известных аспектов наследия Алума были его обширные военные экспедиции и инновации. Он нанял турецких военных советников для обучения своих боевиков, чтобы они в полной мере использовали его недавно приобретенные мушкеты. Эти турки, вероятно, были наемниками, которые мигрировали в Борну в поисках славы и богатства. [13] Алума также осуществил широкое создание рибатов , укрепленных военных постов, чтобы поддержать свою власть и обеспечить контроль над всей Борну. [15] : 25  [24] [25] : 234  [26] : 79  Кроме того, ему приписывают введение использования верблюжьей кавалерии в районе озера Чад . [8] : 122  [25] : 222 

Алума также принял определенную политику, которая способствовала его военным успехам. Особое значение он придавал эффективному использованию времени. Его армии были тщательно организованы, и он координировал движения крупных соединений, концентрируя их в решающих точках и рассредоточивая, чтобы предотвратить нагрузку на ограниченные продовольственные ресурсы полузасушливых регионов. Эти стратегии, вероятно, были переняты или находились под влиянием Мадугу , которые были известны тем, что вели торговые караваны через пустыню Сахара . [23]

Его армии провели далеко идущие кампании, охватившие обширное географическое пространство, от региона Феццан на юге Ливии до региона Кавар на севере Нигера , региона Канем на востоке Чада , региона Мандара на севере Камеруна и даже до Хаусаленда. в северной Нигерии , достигая даже Кано . Он приступил к миссии по восстановлению власти Борну над территориями, которые империя потеряла из-за кровавого династического конфликта, от которого она страдала на протяжении столетия. Этот процесс рекультивации начал его прадед Май Али Гаджи (годы правления 1472–1504).

Кампании Амсака

[ редактировать ]

По словам Ибн Фартуа , Амсака была грозным городом с разнообразным немусульманским населением (на территории современной Казы недалеко от границы Диквы и Кала Балге в штате Борно ). [16] [27] Город был окружен глубоким рвом и располагался к востоку от Мандары . В отличие от аналогичных городов региона, в Амсаке не было единого правителя. Далее он описал его жителей как «наглых, мятежных и очень неприятных». Еще до основания Н'газаргаму в конце 15 века Амсака уже завоевала репутацию могущественного города, который хорошо защищался. Ибн Фартуа отмечал, что Май Али Гаджи совершал походы против «всех языческих городов, за исключением одной только земли Амсака. Единственная причина, по которой они сдерживались и оставляли ее в покое, заключалась в силе ее жителей в войне и их стойкой защите. своего города». [16] : 38  [28] [23]

(Жители Амсаки) в своей гордости и самодостаточности сказали мусульманам:«Вы такие, какими были раньше, а мы такие, какими были «сначала — и ни одна сторона не изменится — и никто, кроме «птиц, не увидит внутреннюю часть нашего частокола и города».

Ахмед ибн Фартуа, История первых двенадцати лет правления Май Идриса Алума из Борну (1571–1583) [29]

Май Идрис восхищался городом за его «упрямство, исключительность и самонадеянность». В 1575 году он вместе с Ямтараваллой, вождем Бабура из Биу , предпринял первую попытку вторгнуться в Амсаку и разграбить ее, но столкнулся с ожесточенным сопротивлением и был отбит. После этой первоначальной неудачи он нашел время тщательно обдумать свой следующий шаг. Несколько лет спустя он начал второе вторжение, на этот раз с большой армией. Однако вместо того, чтобы напрямую атаковать город, он приказал своей нетерпеливой армии расположиться лагерем недалеко от восточных ворот города и начать заполнять глубокую траншею, окружавшую его.

Жители Амсаки ответили бросанием копий, камней, горящей соломы и горшков с кипящими человеческими отходами в людей Алумы, заполнявших траншею, но эти усилия оказались неэффективными. Они также осыпали стрелами наполнителей траншей, что их тоже не остановило. Каждую ночь жители Амсаки пытались вытащить связки стеблей кукурузы, которые армия Алума положила в траншею. Однако эти действия не обескуражили Май Идрис. В ответ Май Идрис приказал собрать все стрелы, выпущенные в его армию, в результате чего запасы наконечников стрел в городе начали иссякать. Он также приказал построить вокруг города высокие платформы, с которых его мушкетеры могли вести огонь по Амсаке и прикрывать наполнителей траншей. Как только траншея была успешно заполнена, Май Идрис приказал срубить деревянный частокол , окружающий город, что в конечном итоге привело к демонтажу обороны Амсаки. [16] : 38–39  [23]

В последний день исламского месяца Шаабан , который пришелся на незадолго до начала Рамадана , а именно 4 декабря 1575 года, Май Идрис возглавил осаду Амсаки и разграбил ее. Он приказал полностью разрушить город и вырезать всех его жителей. По словам Ибн Фартуа, во время завоевания армия Май Идриса понесла только одну потерю, человека по имени Аджима ибн Калле. Эта победа в Амсаке повысила репутацию и положение Алумы. В результате многочисленные поселения региона прислали представителей с подарками в знак подчинения его правлению и согласия платить регулярный «подушный налог». [16] Амсака так и не восстановила свою «мощь» и сегодня представляет собой деревню с небольшим населением. [27]

Канемские кампании

[ редактировать ]
Мушкетеры в униформе и конные литавры Шеху Борну (1912 г.)

Май инициировали более пяти военных экспедиций в Канеме в рамках продолжающегося династического конфликта внутри династии Сайфава . Идрис возглавил «систематические усилия» по подчинению Канема, и в конечном итоге было достигнуто мирное соглашение с Абдуллой, майем Канема, и были написаны и подписаны два документа. Несмотря на договор, оставались спорные территории, что привело к установлению четких границ для определения границ. Однако вскоре после подписания договора Абдулла скончался, и руководство взял на себя его сын Мухаммед. [23] [30] : 657 

Правление Мухаммеда было недолгим, поскольку он был быстро свергнут своим дядей Абд аль-Джалилом, который не только прекратил переговоры, но и отказался от любого союза с Идрисом. Этот отказ привел к конфликту, в котором силы Идриса понесли значительные потери, но в конечном итоге вышли победителями. В результате Нджими (бывшая столица Канем-Борну ) и прилегающие территории на востоке были включены в состав Борну, хотя правление Канема было восстановлено Мухаммеду. Идрис оставил после себя сильную партию местных сановников, в основном арабов Шува , которые поддерживали правление Мухаммеда. Однако обстоятельства потребовали возвращения Идриса в Канем, где ему удалось полностью аннексировать регион, интегрировав таким образом Канема в территорию Борну. [14] : глава 7 [31] : 81  [32] : 64 

Отношения с Северной Африкой и Османской империей

[ редактировать ]

В конце 16 века в регионе Северной Африки наблюдался рост османского присутствия. После завоевания Магриба османское влияние, первоначально ограничивавшееся прибрежными районами и окрестностями Триполи , начало расширяться на юг, особенно в сторону озера Чад региона Борну . Возглавил это расширение Махмут-бей, санджак эялета Триполи . В 1577–1578 годах Махмут успешно захватил оазисы Феццана , что привело к изгнанию династии Авлада Мухаммада , которая управляла Феццаном в течение пятидесяти лет, в Кацину , город-государство хауса, вероятно, находившийся под контролем Борну. [13] [33] : 1  [34]

Заброшенный форт Джадо в Билме , расположенный на торговом пути Борну Кауар Феццан Триполи . Форт находился под властью Канем-Борну во время правления Май Идриса в конце 16 века.

События в Феццане напрямую затронули интересы Борну, учитывая решающее положение Феццана как коммерческого перекрестка в Центральной Сахаре . В ответ Алума отправил своего посланника аль-хаджа Юсуфа в Стамбул , попросив османов оставить крепость, известную как Фецзан или Калъат Каран (по словам Б.Г. Мартина, она, вероятно, располагалась в Билме на территории современного Нигера). Республика ). Эта крепость, расположенная вдоль торгового пути, соединяющего Борну с ливийским побережьем, была ключевым активом. Хотя султан Мурад III отказался уступить завоеванную территорию Май Идрису, он дал строгие приказы Махмуту и ​​бейлербею Триполи поддерживать дружеские отношения с Борну и его подданными. На протяжении 1570-х годов взаимодействие между Борну и османами продолжалось: Алума еще дважды отправлял делегации в Стамбул, последний раз в 1579 году. Османский султан далее призвал бейлербеев и Туниса Египта укреплять дружеские связи с Борну и обеспечивать защиту паломников Борну по пути в Мекку . [10] [13] [33] : 116–120 

В начале 1580-х годов в отношениях между двумя империями возникла напряженность, вероятно, из-за упорного отказа османов отказаться от региона Феццан. В ответ Май Идрис отправил аль-хаджа Юсуфа обратиться за помощью к Ахмаду аль-Мансуру из Марокко , который питал соперничество с султаном Мурадом III. Аль-хадж Юсуф совершил несколько поездок в Марокко между 1581 и 1583 годами. Этот эпизод подробно описал визирь аль-Мансура Абд аль-Азиз б. Мухаммад аль-Фиштали в своей работе «Манахиль ас-сафа» . По словам аль-Фиштали, аль-Мансур согласился помочь Май Идрису при условии, что Май Идрис принесет байат ему как Амиру аль-Муминину и его халифу . Хотя Май Идрис, по-видимому, согласился с этим обещанием, нет никаких доказательств того, что аль-Мансур когда-либо оказывал военную поддержку Борну. Точно так же нет никаких исторических свидетельств того, что Борну помогал Марокко во время вторжения в Сонгай . [12] [10]

Замок Мурзук , откуда династия Авлад Мухаммед правила Феццаном . После захвата Феццана османами в конце 16 века они заняли замок и разместили там гарнизон.

Мотивы, последствия и результаты этой дипломатической миссии остаются неоднозначными как с точки зрения Борну, так и с точки зрения Марокко. Широко распространено мнение, что аль-Мансур стремился создать халифат, способный конкурировать с Османской империей, используя это посольство для достижения этой цели. Однако намерения Май Идриса остаются неясными. Вскоре после последнего посланника Май Идриса в аль-Мансур, между 1582–1583 и 1585 годами, весь османский гарнизон в Феццане был убит, что привело к возвращению династии Авлада Мухаммеда из Кацины , чтобы возобновить свое управление регионом. [10]

По словам историка доктора Реми Девьера , близость этих событий не была случайной, что позволяет предположить, что Идрис Алума разработал стратегию завоевания Феццана. Девьер далее утверждает, что клятва байата Алумы была «чисто символической» и что он использовал соперничество между аль-Мансуром и Мурадом III «для решения местного вопроса». Учитывая исламскую легитимность османских султанов как защитников священных городов ислама , а Триполи и Каир выступали в качестве жизненно важных экономических партнеров под контролем Османской империи, союз с аль-Мансуром, конкурирующим халифом, предоставил Алума возможность бросить вызов османской гегемонии и исламское наследие в Феццане. Однако непризнание аль-Мансура законным халифом ислама означало, что любые действия против османов могли быть истолкованы как оскорбление улемов. [10]

После восстановления династии Авлада Мухаммеда Борну восстановил контроль над торговым путем Борну-Триполи, ранее находившимся под властью Османской империи. [10]

Май Идриса, сын Арри, сын Аинсы, красавицы, стены города которой были красными, у которого были города в Чаде (и) тысяча сто десять скал: он в Алау.

Гиргам в переводе Х. Р. Палмера [1] : 122 

Май Идрис был убит около Майдугури «языческим» лучником, спрятавшимся на вершине дерева. Сообщается, что в то время этот регион был оккупирован народами гамаргу и мабани . Он был похоронен посреди озера Алау , откуда и прозвище Алау-ма или Алоо-ма. [9] : 658  [16] : 83–84 

Примечания

[ редактировать ]
  1. Ахмед ибн Фартуа, имам Май Идриса, называет его этими титулами в своем историческом отчете о первых двенадцати годах своего правления. [1]

Библиография

[ редактировать ]
  • Баркиндо, Бавуро: «Ранние государства Центрального Судана», в : Дж. Аджайи и М. Краудер (ред.), История Западной Африки , том. Я, 3-е изд. Харлоу 1985, 225–254.
  • Девьер, Реми, От озера Чад до Мекки. Султанат Борно и его мир (16-17 века) , Париж, Publications de La Sorbonne, 2017 (издание для открытого доступа: [1] ).
  • Ханвик, Джон: «Сонгхай, Борну и Хаусаленд в шестнадцатом веке», в: Дж. Аджайи и М. Краудер (ред.), История Западной Африки , том. Я, 1-е изд. Лондон 1971, 202–239.
  • Ибн Фурту: «Войны Канема», в: Герберт Р. Палмер: Суданские мемуары , том. I, Лагос 1928, с. 15-81.
  • Ланге, Дирк: Le Dīwān des sultans du Kanem-Bornu , Висбаден, 1977.
  • --: Суданские хроники: экспедиции Идриса Алаумато на Борно, Висбаден, 1987.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Палмер 1926 , с. 28.
  2. ^ Перейти обратно: а б Барт, Лодж и поезд 1857 , с. 658.
  3. ^ Ланге, Диван , 80-81; там же, Суданские хроники , 25.
  4. ^ Урвой, Ю. (1949). История Империи Броню (Мемуары Французского института Черной Африки, № 7 изд.). Париж: Библиотека Лароз. п. 75.
  5. ^ Хансен, Могенс Герман (2000). «Города-государства Котоко». Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств: исследование . Историко-философские писания, том 21. Кгл. Датское общество наук. стр. 531–546 . ISBN  978-87-7876-177-4 .
  6. ^ Ланге, Суданские хроники , 34-106.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Аджайи, Дж. Ф. Аде (1976). История Западной Африки . Интернет-архив. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-04103-4 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с Тримингем, Дж. Спенсер (Джон Спенсер) (1962). История ислама в Западной Африке . Интернет-архив. Лондон; Нью-Йорк: опубликовано для Университета Глазго издательством Oxford University Press.
  9. ^ Перейти обратно: а б Барт, Генри (1890). Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке . Лондон: Уорд, Лок и Ко. с. 361 . Проверено 10 марта 2019 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Девьер, Реми (2013–2014). «Борьба за Сахару: посольство Идриса ибн Али к Ахмаду аль-Мансуру в контексте борно-марокко-османских отношений, 1577-1583» . Ежегодный обзор ислама в Африке (12/1): 85–91.
  11. ^ Перейти обратно: а б Бреннер, Луи (1973). Шехус Кукавы: история династии Аль-Канеми Борну . Интернет-архив. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  978-0-19-821681-0 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Кори, Стивен (1 января 2009 г.). «Человек, который хотел бы стать халифом: заявка султана шестнадцатого века на создание африканской империи» . Международный журнал африканских исторических исследований . 42 (2): 179–199.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Мартин, Б.Г. (1972). «Май Идрис из Борну и турки-османы, 1576-78» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 3 (4): 470–490. ISSN   0020-7438 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Девьер, Реми (08.11.2019). От озера Чад до Мекки: Султанат Борно и его мир (16-17 века) . Историческая библиотека исламских стран (на французском языке). Париж: Éditions de la Sorbonne. стр. 43–72. doi : 10.4000/books.psorbonne.30097 . ISBN  979-10-351-0101-5 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Икара, Башир; Аджайи, Дж. Ф. Аде (Джейкоб Фестус Аде); Штат Кадуна (Нигерия). Совет по искусству и культуре (1985). Эволюция политической культуры в Нигерии: материалы национального семинара, организованного Советом штата Кадуна по искусству и культуре . Интернет-архив. Ибадан: Университетское издательство и Государственный совет Каданы по искусству и культуре. ISBN  978-0-19-575865-8 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Палмер, HR (1926). История первых двенадцати лет правления Май Идриса Алума Борну (1571 1583) (Фартуа, Ахмед ибн) .
  17. ^ Перейти обратно: а б Опыт африканской диаспоры . Массачусетс: Гобелен Пресс. 2001. с. 75. ИСБН  978-1-56888-472-1 – через Интернет-архив.
  18. ^ Содик, Юшау (1992). «История исламского права в Нигерии: прошлое и настоящее» . Исламские исследования . 31 (1): 85–108. ISSN   0578-8072 .
  19. ^ Эль-Нагар, Омер (1969). Западная Африка и мусульманское паломничество: историческое исследование с особым упором на девятнадцатый век (докторская диссертация). Лондонский университет SOAS. дои : 10.25501/soas.00029503 .
  20. ^ Аркелл, Эй Джей (1936). «Древности Дарфура» . Суданские заметки и записи . 19 (2): 301–311. ISSN   0375-2984 .
  21. ^ Ханвик, «Сонгхай, Борну», 207–211.
  22. ^ Смит, Роберт (1970). «Каноэ в истории Западной Африки» . Журнал африканской истории . 11 (4): 515–533. ISSN   0021-8537 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и Гэвин, Р.Дж. (1979). «Некоторые взгляды на историю Нигерии» . Журнал Исторического общества Нигерии . 9 (4): 15–38. ISSN   0018-2540 .
  24. ^ Илифф, Джон (2005). Честь в истории Африки . Интернет-архив. Кембридж, Великобритания ; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 20. ISBN  978-0-521-54685-0 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Конна, Грэм (1981). Три тысячи лет в Африке: человек и окружающая его среда в районе озера Чад в Нигерии . Интернет-архив. Кембридж [Англия]; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-22848-0 .
  26. ^ Смалдоне, Джозеф П. (1976). Война в халифате Сокото . Интернет-архив. сделано. ISBN  978-0-521-21069-0 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Конна, Грэм (1976). «Последовательность дайма и доисторическая хронология региона озера Чад в Нигерии» . Журнал африканской истории . 17 (3): 321–352. ISSN   0021-8537 .
  28. ^ Фишер, Хамфри Дж. (1990). Ланге, Дирк (ред.). «Хроника Борну» . Журнал африканской истории . 31 (1): 141–143. ISSN   0021-8537 .
  29. ^ Палмер 1926 , с. 40.
  30. ^ Барт, Генрих; Лодж, Генри Кэбот; Трейн, Рассел Э. (1857). Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке: журнал экспедиции, предпринятой под эгидой правительства ХБМ в 1849-1855 годах . Коллекция Африкана (Смитсоновский институт. Библиотеки) DSI. Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
  31. ^ JF и Ян Эспи Аджайи (1969). Тысяча лет истории Западной Африки . Интернет-архив. Книги Прометея. ISBN  978-0-391-00217-3 .
  32. ^ Адаму, Махди; Кирк-Грин, AHM (1986). Скотоводы западноафриканской саванны: избранные исследования, представленные и обсужденные на Пятнадцатом международном африканском семинаре, проходившем в Университете Ахмаду Белло, Нигерия, июль 1979 года . Интернет-архив. Манчестер: Издательство Манчестерского университета совместно с Международным африканским институтом. ISBN  978-0-7190-2200-5 .
  33. ^ Перейти обратно: а б Флинн, Себастьян (6 августа 2018 г.). Отношения между Османской империей и Канем-Борну в период правления султана Мурада III (магистерская диссертация). Экономика и социальное обеспечение.
  34. ^ AHM Кирк-Грин С. Дж. Хогбен (1 января 1966 г.). Эмираты Северной Нигерии: предварительный обзор их исторических традиций . Интернет-архив. Издательство Оксфордского университета. п. 163.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 479137378e21dbcf37ba634f0c440f81__1721805660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/81/479137378e21dbcf37ba634f0c440f81.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Idris Alooma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)