Развод в Исламе
Часть серии о |
Исламская юриспруденция ( фикх ) |
---|
Исламоведение |
Развод согласно исламскому праву может происходить в различных формах: некоторые по инициативе мужа, а некоторые - по инициативе жены. Основными категориями исламского обычного права являются талак ( отказ от брака) , хуль (взаимный развод) и фасх (расторжение брака в религиозном суде). [1] Исторически правила развода регулировались шариатом в интерпретации традиционной исламской юриспруденции , хотя они различались в зависимости от юридической школы , а историческая практика иногда расходилась с юридической теорией. [2] [3]
В наше время, когда законы о личном статусе (семействе) были кодифицированы, они в целом остались «в орбите исламского права», но контроль над нормами развода перешел от традиционных юристов к государству. [4] [5]
Коранические принципы
[ редактировать ]Согласно Корану, брак должен быть постоянным, на что указывает его характеристика как «прочная связь» и правила, регулирующие развод. [6] Отношения между супругами в идеале должны строиться на любви ( 30:21 ), а важные решения, касающиеся обоих супругов, должны приниматься по обоюдному согласию. [6] Когда гармония в браке не может быть достигнута, Коран позволяет супругам расторгнуть брак. [7] хотя к этому решению нельзя относиться легкомысленно, и семьи супругов призваны вмешаться, назначив арбитров для попытки примирения. [8] [6] Коран также устанавливает периоды ожидания, чтобы предотвратить поспешные разводы. [6] Для женщины с менструацией период ожидания ( идда ) перед разводом определяется как три месячных периода. [9] Для женщин без менструации, включая женщин в постменопаузе и девочек до менархе , период ожидания составляет три месяца. [10] Это делается для того, чтобы женщина не была беременна и, таким образом, гарантировала отцовство будущих детей, которые она может иметь со своим следующим мужем, а также чтобы дать мужу время пересмотреть свое решение. [6] Более того, мужчине, который поклялся не вступать в половую связь со своей женой, что приведет к автоматическому разводу, дается четырехмесячный срок для нарушения своей клятвы. [11] [6]
Коран существенно изменил гендерное неравенство в практике разводов, существовавшее в доисламской Аравии, хотя некоторые патриархальные элементы сохранились, а другие процветали в последующие века. [12] До ислама развод у арабов регулировался неписаным обычным правом, которое различалось в зависимости от региона и племени, и его соблюдение зависело от авторитета отдельных лиц и групп. В этой системе женщины были особенно уязвимы. [13] Коранические правила брака и развода предусматривают фиксированный набор норм для всех мусульман, подкрепленный божественной властью и соблюдаемый обществом. [13] Ранние исламские реформы включали предоставление жене возможности инициировать развод, отмену притязаний мужа на имущество жены, осуждение развода без веской причины, криминализацию необоснованных заявлений мужа о неверности и установление финансовой ответственности мужа по отношению к жене. его разведенная жена. [12] В доисламские времена мужчины держали своих жен в состоянии «неопределенности», постоянно отрекаясь от них и забирая их обратно по своему желанию. Коран ограничил количество отказов тремя, после чего мужчина не может забрать свою жену обратно, если она сначала не выйдет замуж за другого мужчину. [2] Кроме того, доисламский выкуп невесты ( махр ), который жених выплачивал семье невесты, был преобразован в приданое , которое становилось собственностью жены, хотя некоторые ученые полагают, что практика отдачи хотя бы части приданого махр невесте начался незадолго до появления ислама. [13] [14]
Тема развода рассматривается в четырех различных сурах Корана, включая общий принцип, сформулированный в 2:231: [12]
Если вы разведетесь с женщинами, и они доживут до назначенного срока, удержите их в дружбе или отпустите в дружбе. Не удерживайте их из злобы, из мстительности. Тот, кто это делает, несправедлив к себе.
Классический шариат
[ редактировать ]Правовой контекст
[ редактировать ]Классическое исламское право основано на библейских источниках ислама ( Коране и хадисах ) с использованием различных методологий, разработанных различными юридическими школами . [15] Исторически оно интерпретировалось юристами ( муфтиями давать юридическое заключение ( фетву ) в ответ на любой запрос. ), которые должны были бесплатно [16] Семейные споры рассматриваются в религиозных судах под председательством судьи ( кади ), который имел достаточное юридическое образование, чтобы решать некоторые юридические вопросы и задавать вопросы муфтию, если он сталкивается с трудным юридическим вопросом. [15] Судьи были активными членами местного сообщества, а также участвовали в неформальном арбитраже, который был предпочтительным методом разрешения споров. [16] В судебных разбирательствах они выступали посредниками между буквой закона и требованиями местных социальных и моральных проблем, преследуя главную цель обеспечения социальной гармонии. [17] [18] Реальная юридическая практика иногда отклонялась от предписаний господствовавшей в данной области юридической школы, иногда в пользу женщин, а иногда в ущерб им. [2] Представители всех социальных классов и их свидетели аргументировали свои дела в суде без профессионального юридического представителя, хотя представители высшего класса обычно делали это через представителя. [19] Женщины обычно участвовали в судебных процессах, обычно в качестве истцов, настойчиво отстаивали свои интересы, и судья часто относился к ним сочувственно. [18] [20] Согласно правовой доктрине, показания женщины в некоторых областях права имели вдвое больший вес, чем показания мужчины, хотя имеющиеся данные свидетельствуют о том, что практические последствия этого правила были ограничены, а правовой статус женщин в досовременном исламе был сопоставим или выше, чем у их европейских современников. [21] [22]
Талак (отрицание)
[ редактировать ]Юриспруденция
[ редактировать ]Термин «талак» обычно переводится как «отказ» или просто «развод». [2] [12] В классическом исламском праве это относится к праву мужа расторгнуть брак, просто объявив жене, что он отрекается от нее. [12] Классические юристы по-разному классифицировали объявление талак как запрещенное или предосудительное , если оно не было мотивировано такой убедительной причиной, как невозможность совместного проживания из-за непримиримого конфликта. [23] хотя они не требовали от мужа получения разрешения суда или предоставления обоснования. [2] Юристы наложили определенные ограничения на действительный отказ. [2] [12] Например, заявление должно быть сделано в ясных терминах; муж должен быть в здравом уме и не принужден. По талаку жена имеет право на полную выплату махра , если он еще не был выплачен. Муж обязан материально поддерживать ее до окончания периода ожидания или до рождения ребенка, если она беременна. Кроме того, она имеет право на алименты и любые просроченные алименты, которые исламский закон требует регулярно выплачивать в течение брака. [12]
Предоставление мужу прерогативы отказа от брака основывалось на предположении, что мужчины не будут заинтересованы в инициировании развода без уважительной причины, учитывая финансовые обязательства, которые он повлечет за собой. [2] [23] Кроме того, классические юристы придерживались мнения, что «женской природе недостает рациональности и самоконтроля». [2] Требование обоснования было сочтено потенциально вредным для репутации обоих супругов, поскольку оно может раскрыть семейные тайны для всеобщего внимания. [23]
Талак считается в исламе предосудительным средством развода. [2] [12] Первоначальное заявление талак представляет собой отзывной отказ (талак раджах), который не прекращает брак. Муж может отменить отказ в любое время в течение периода ожидания ( идда ), который длится три полных менструальных цикла. Период ожидания призван дать паре возможность примирения, а также средство гарантировать, что жена не беременна. Возобновление сексуальных отношений автоматически отменяет отказ. Жена сохраняет все свои права в течение периода ожидания. Развод становится окончательным по истечении срока ожидания. Это называется «незначительным» разводом ( аль-байнуна ас-сугра ), и пара может вступить в повторный брак. Если муж отрекается от жены в третий раз, это влечет за собой «крупный» развод ( аль-байнуна аль-кубра ), после которого пара не может вступить в повторный брак без вступления в брак с другим мужчиной. [12] Это известно как тахлил или никах халала . Придание третьему заявлению безотзывного характера не позволяет мужу использовать неоднократные заявления и отмены развода в качестве средства давления на жену, чтобы она пошла на финансовые уступки, чтобы «купить ее свободу». [24] Это также действует как сдерживающий фактор для необдуманных отказов. [23]
Упражняться
[ редактировать ]Женщины часто вступали в брак со значительным капиталом в виде махра и приданого, предоставленного их семьей, который они не были обязаны тратить на семейные расходы, и они часто давали деньги взаймы своим мужьям. Из-за этого, а также из-за возникших финансовых обязательств талак мог стать очень дорогостоящим и во многих случаях финансово разорительным предприятием для мужа. Многие отказавшиеся женщины использовали деньги, полученные при разводе, чтобы купить долю своего бывшего мужа в семейном доме. В исторических записях талак, по-видимому, был менее распространен, чем хул. [25]
Имеющиеся данные из мамлюкского Египта указывают на то, что талак не был основным средством развода. [2] Талак считался катастрофическим для женщины, поскольку лишал ее долгосрочной защиты и финансовой поддержки, не позволяя ей снова выйти замуж, поскольку это привело бы к потере опеки над детьми. Это приводило к тому, что отказ без уважительных причин считался социально неприемлемым. [12] Исследования Османского Леванта показали, что женщины могут признать недействительным заявление талак, заявив, что муж проявил признаки «пониженной рациональности», когда он его сделал, в то время как другие использовали неотмененное заявление мужа о талаке, чтобы добиться развода на более позднем этапе, если они мог бы доказать, что он это сделал. [2]
Талак аль-бидаа и тройной талак
[ редактировать ]Типы талак можно разделить на талак ас-сунна , который, как считается, соответствует учению Мухаммеда, и талак аль-бид'а , которые рассматриваются как бидаа (нововведение) отклонения от него. Талак аль-сунна далее подразделяется на талак аль-ахсан , который является наименее неодобрительной формой талак, и талак аль-хасан . Ахсан . талак включает в себя одно отзывное заявление о разводе и сексуальном воздержании в течение периода ожидания Хасанный развод включает в себя три заявления , сделанных во время состояния ритуальной чистоты жены с перерывами между ними и отсутствием полового акта в течение этого времени. [24]
В отличие от талак аль-сунны , талак аль-бидаа не соблюдает период ожидания и безвозвратно прекращает брак. [24] Это может включать в себя «тройной талак», т. е. трижды повторенное заявление талак, или другую формулу, например «ты для меня харам ». [24] [26] Некоторые юридические школы считали, что тройной талак, совершенный на одном собрании, представляет собой «серьезный» развод, в то время как другие классифицировали его как «незначительный» развод. [12] Талак аль-бида отражает доисламские обычаи развода, а не принципы Корана, и считается особенно неодобрительной, хотя и юридически обоснованной формой развода в традиционной суннитской юриспруденции. [24] Согласно исламской традиции, Мухаммед осудил практику тройного талак, а второй халиф Умар наказал мужей, которые ею пользовались. [26]
Шиитская юриспруденция не признает талак аль-бидаа . [27]
Тафвид (делегированный талак)
[ редактировать ]Муж может делегировать право на отказ своей жене. [2] Это делегирование может быть совершено во время заключения брачного договора ( никаха ) или во время брака, с условиями или без них. [28] Многие женщины включили такие условия в свои брачные контракты. Обычно контракт давал жене право «отказаться от себя», если муж женился на второй жене. [2] Делегированный отказ называется талак ат-тафавуд или тафвид . [2] [28]
Хуль (взаимный развод)
[ редактировать ]Юриспруденция
[ редактировать ]Хуль — это договорной тип развода, инициатором которого является жена. Это оправдано на основании стиха 2:229: [12]
Вам не дозволено брать назад что-либо, что вы им дали, если только они оба не боятся, что не смогут соответствовать границам Божьим, и на них обоих не лежит никакой вины. Если женщина возвращает то, чем освобождает себя. Это границы, установленные Богом; не преступайте их.
Кроме того, он основан на хадисе, в котором Мухаммед поручает мужчине согласиться на желание его жены о разводе, если она вернет сад, полученный от него, как часть своего махра . Хуль заключается, когда пара соглашается на развод в обмен на денежную компенсацию, выплачиваемую женой, которая не может превышать стоимость полученного ею махра и обычно представляет собой меньшую сумму или предполагает уплату еще невыплаченной части. [12] Ханафиты и Маликиты не требуют компенсации от жены. [2] Развод является окончательным и безотзывным и вступает в силу с момента заключения договора. [12] Пара не может примириться в течение периода ожидания, определенного, как и в случае с талак, но муж обязан выплачивать алименты в течение его срока, если только это требование не оговорено в контракте. [2] Как и в случае с талаком , повторный брак возможен до тех пор, пока хуль не будет заключен в третий раз. Если муж оказывает давление на жену, чтобы она согласилась на хуль вместо произнесения талак, что позволило бы ему избежать сопутствующих финансовых обязательств, развод считается недействительным. [12] Как и талак, хуль происходит во внесудебном порядке. [2]
Упражняться
[ редактировать ]Относительная частота хуля отмечена в исследованиях Стамбула, Анатолии, Сирии, мусульманского Кипра, Египта и Палестины. [25]
В исследованиях мамлюкского Египта и Балкан под властью Османской империи было показано, что хуль был основным средством развода. Женщины использовали ряд стратегий, чтобы добиться урегулирования от своих мужей. Некоторые пренебрегали своими супружескими и домашними обязанностями, делая семейную жизнь мужа невозможной. Другие требовали немедленной выплаты отсроченного махра, зная, что у мужа нет возможности подчиниться и его посадят в тюрьму, если он не сделает этого. [2]
В некоторых случаях контракт хуль не предусматривал никакой компенсации со стороны жены, тогда как в других случаях женщины отказывались от всех финансовых обязательств своего мужа. [2] Согласно исследованиям Османского Леванта, были приняты различные судебные процедуры, чтобы гарантировать, что хуль на самом деле не является талак. [2]
Халала-брак
[ редактировать ]Юриспруденция
[ редактировать ]Никах халала (также известный как брак тахлил) — это практика, при которой женщина после развода тройным талак выходит замуж за другого мужчину, завершает брак и снова разводится, чтобы иметь возможность снова выйти замуж за своего бывшего мужа. [29] Однако такие браки запрещены в исламе , согласно достоверному , хадису в котором говорится, что Мухаммед проклял тех, кто заключал такие браки. [30]
Судебный развод
[ редактировать ]Юриспруденция
[ редактировать ]Брак также может быть расторгнут в судебном порядке. Любой из супругов может обратиться в суд кади с просьбой о разводе в судебном порядке, но у них должны быть веские основания для расторжения брака. Суд начинает процесс с назначения арбитра от каждой из их семей, чтобы добиться опосредованного примирения. Если эта попытка не увенчалась успехом, суд выносит решение по спору, распределяя вину за распад брака с соответствующими финансовыми последствиями. [12] Примеры вины: жестокость; неспособность мужа обеспечить содержание или выплатить немедленный взнос махра ; неверность; дезертирство; моральная или социальная несовместимость; определенные недуги; и тюремное заключение, вредное для брака. [2] [12] Судебный развод может быть также истребован при нарушении условий, предусмотренных брачным договором. Различные юридические школы признавали разные подгруппы оснований для развода. [12] Школа Малики, которая признавала самый широкий спектр оснований для развода, также признает ненависть жены к мужу в качестве уважительного основания для развода и предусматривает категорию «вреда» (дарар), которая давала судье значительную свободу толкования. [2]
Упражняться
[ редактировать ]В некоторых районах, находящихся под властью Османской империи, женщинам было едва ли возможно получить развод, кроме как через хуль, из-за ограничений, налагаемых преобладающей ханафитской школой, хотя были обнаружены некоторые исключения. Самой серьезной проблемой был отказ от брака, который не признавался основанием для судебного развода. Чтобы решить эту проблему, в некоторых случаях мужчина, отправляясь в путешествие, оставлял своей жене письмо, разрешающее талак, если он не вернулся в течение определенного периода времени. В других случаях ханафитские судьи приглашали коллегу-малики или ханбали объявить о разводе, или женщина сама брала на себя инициативу найти судью из одной из этих школ. Тот же подход использовался при разводе в случае невыплаты алиментов. На Османских Балканах женщина могла подать на развод на том основании, что ее муж «нехороший мусульманин». [2]
Поскольку браки между мужчинами-немусульманами и женщинами-мусульманками запрещены исламским законодательством, если замужняя женщина приняла ислам, а ее муж - нет, мусульманские власти будут считать брак недействительным, и женщина получит опеку над детьми. Источники семнадцатого века указывают, что женщины-немусульманки по всей Османской империи использовали этот метод для получения развода. [31]
Клятвы
[ редактировать ]Юриспруденция
[ редактировать ]Муж может расторгнуть брак посредством трех типов клятв: клятвы воздержания ( илах и иххар ), отрицания отцовства ( лиан ) и условного талака. [2] Первые два типа были доисламскими практиками, подтвержденными Кораном (2:226–227 для ила и 58:2–4 для ихара ), что также ясно дает понять, что ижар предосудителен, несмотря на то, что он имеет юридическую силу. [2]
Ила — это клятва, согласно которой муж клянется воздерживаться от сексуальных отношений с женой в течение как минимум четырех месяцев. Если он выполнит свою клятву, брак расторгается; если он его нарушит, брак продолжится. [32] В клятве ижар (или зихар ) мужчина заявляет, что его жена так же запрещена для него в сексуальных отношениях, как и его мать. Муж способен нарушить клятву и возобновить брак. Нарушение любой клятвы требует искупления посредством кормления бедных или поста. [12]
В клятве лиан муж отрицает отцовство ребенка жены. Жене предоставляется возможность принести клятву, отрицающую измену, и если она это сделает, а муж будет настаивать на своих обвинениях, брак будет расторгнут судьей, и пара никогда не сможет вступить в повторный брак. [2]
В клятве условного талака муж заявляет, что разведется со своей женой, если он или она совершит определенное действие. Эта клятва может служить защитой жены или угрозой со стороны мужа, в зависимости от указанного поступка. [2]
Упражняться
[ редактировать ]Исследования практики мамлюков и османского правления не обнаружили случаев использования клятв лиана или воздержания, в то время как условный талак, по-видимому, играл заметную роль. Его использовали для различных угроз жене, а также для обещаний. В Османском Египте брачные контракты обычно включали положения условного талака, которые в противном случае не признавались преобладающей ханафитской школой в качестве основания для судебного развода, например, невыплата алиментов или женитьба на второй жене. [2]
Другие последствия развода
[ редактировать ]Исламское право не признает концепцию совместной собственности, а раздел имущества основан на его передаче одному из супругов. Жена получает опеку над детьми до их совершеннолетия (определение которого варьируется в зависимости от юридической школы), в то время как отец сохраняет опеку. [2]
Практика опеки над детьми при османском правлении, похоже, соответствовала правилам ханафитской юриспруденции, хотя в Османском Египте дети обычно оставались со своей разведенной матерью после достижения установленного возраста. Разведенная женщина могла оставить опеку над детьми, если она не выйдет замуж повторно и ее муж не потребует опеки, и в этом случае она обычно переходит к одной из ее родственниц. При мамлюках женщины могли отказаться от права на алименты, чтобы получить расширенную опеку. [2]
Дауэр ( махр ) при разводе
[ редактировать ]Махр — свадебный подарок, который жених делает невесте во время свадьбы. После получения он становится ее единоличной собственностью с полной свободой использования и распоряжения. Без махра брачный договор недействителен. Размер махра обычно зависел от социально-экономического статуса невесты. Выплата части махра обычно отсрочивалась и служила сдерживающим фактором для осуществления мужем права на односторонний развод, хотя классические юристы расходились во мнениях относительно допустимости и способа отсрочки выплаты махра. [33]
Исламская юриспруденция содержит четкие указания по обращению с махром в случае развода в зависимости от того, кто просит о разводе и имел ли место половой акт. Если муж просит о разводе и произошел половой акт или он был с ней наедине, он платит полный махр ; если муж просит о разводе и половой акт не состоялся, муж выплачивает половину приданого; если жена просит о разводе и произошел половой акт, муж платит половину махра ; а если жена просит о разводе, а полового акта не произошло, то махр . муж не обязан платить [34] [ нужен лучший источник ]
современная эпоха
[ редактировать ]Правовая трансформация
[ редактировать ]В современную эпоху законы, основанные на шариате, были широко заменены законами, основанными на европейских образцах, а его классические правила во многом сохранились только в о личном статусе (семействе). законах [15] Этому явлению предлагались разные объяснения. Некоторые ученые утверждают, что, поскольку эти законы более подробно определены в Коране и хадисах, чем другие, верующим было трудно согласиться с отклонением от этих правил. [4] Напротив, Ваэль Халлак рассматривает это как наследие колониализма: изменение семейных законов не принесло бы никакой пользы колониальной администрации, а колониальные власти продвигали теорию о том, что эти законы священны для населения, рекламируя их сохранение как знак уважения, что в свою очередь, привело к тому, что они стали точкой отсчета в современной мусульманской политике идентичности. [35]
Важные изменения в семейном законодательстве произошли в современную эпоху. Законы подверглись кодификации законодательными органами, а также были перемещены из своего первоначального контекста в современные правовые системы, которые в целом следовали западной практике судебных процедур и юридического образования. [15] Это отделило их как от классической традиции толкования, так и от институциональных основ досовременной правовой системы, в которую они были встроены. [36] В частности, контроль над нормами развода перешел от традиционных юристов к государству, хотя в целом они остались «в орбите исламского права». [4]
В своей статье «Неравное партнерство» Сулема Джахангир настаивает на том, что Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и другие международные стандарты предполагают, что нефинансовый вклад женщин в брак должен быть признан, чтобы обеспечить равное положение между супруги. [37] Многие мусульманские страны находят пути и средства для учета нефинансового вклада женщин в брак и улучшения компенсаций при разводе. [37] Некоторые мусульманские страны, такие как Иордания, Марокко, Алжир, Египет, Сирия, Ливия и Тунис, принимают законы о правилах выплаты дополнительной компенсации, называемой «матаа», как часть исламской доброты к уходящим супругам в дополнение к приданому и алиментам. [37] Многие мусульманские страны добавляют в брачные контракты, называемые никанама, условия, называемые «хак мехер» (право на финансовое содержание и капитальные выплаты) . [37]
Методы реформы
[ редактировать ]Изменение социальных условий привело к росту недовольства традиционным исламским законом о разводе с начала 20 века. Были предприняты различные реформы в попытке ограничить право мужа на односторонний отказ и предоставить женщинам больше возможностей инициировать развод. [38] В этих реформах использовался ряд методов, наиболее важными из которых являются: [38]
- Выбор среди классических юридических мнений без ограничения одной юридической школой ( тахайюр ) при кодификации государственного права
- Расширение дискреционных полномочий суда
- Административные меры, оправданные со ссылкой на классическую доктрину сияса шария , которая уполномочивает правителя проводить политику с учетом справедливости и целесообразности. [39]
- Наложение уголовных санкций
- Модернистская интерпретация писаний Корана (иногда называемая нео- иджтихад и феминистский тафсир )
- Обращение к доктрине общественного интереса ( маслаха )
По словам Сулемы Джахангира из Турции, пересмотренный Гражданский кодекс предполагает равное разделение имущества и активов, приобретенных во время брака, в качестве режима собственности по умолчанию. В Индонезии и Сингапуре суды обладают дискреционными полномочиями; в Индонезии суды могут разделить супружеское имущество при разводе, чтобы признать нефинансовый вклад женщины в брак, где, как и в Сингапуре, принимается во внимание вклад жены в семью, и даже при отсутствии финансового вклада 35% активов должны быть разделены с женой, поскольку участие в уходе за домом и детьми, тогда как, как и в Малайзии, в зависимости от продолжительности брака и вклада каждого супруга разводящийся супруг может получить до одной трети доли активов. [37]
В апреле 2017 года Всеиндийский мусульманский совет по личному праву опубликовал кодекс поведения в отношении талака в ответ на разногласия по поводу практики тройного талака в Индии . Он также предупредил, что те, кто прибегает к тройному талаку или разводу по неосторожности, без оправдания или по причинам, не предусмотренным шариатом, будут подвергаться социальному бойкоту. [40] [41]
В Индии в июле 2019 года был принят Закон о мусульманских женщинах (защита прав в браке), который объявил мгновенный тройной талак (талак-э-бидда) в любой форме — устной, письменной или с помощью электронных средств — незаконным, недействительным, и наказываются лишением свободы на срок до трех лет. [42] По новому закону пострадавшая женщина имеет право требовать алименты на своих детей-иждивенцев. [43] Индия входит в число 23 стран, запретивших тройной талак. [44]
Распространенность
[ редактировать ]По словам Йосефа Рапопорта, в 15 веке уровень разводов был выше, чем сегодня на современном Ближнем Востоке , где уровень разводов в целом ниже. [45] В Египте XV века Аль-Сахави записал семейную историю 500 женщин , самую большую выборку браков в средние века , и обнаружил, что по крайней мере треть всех женщин в мамлюкском султанате Египта и Сирии выходили замуж более одного раза. многие женятся три и более раз. По словам Аль-Сахави, три из десяти браков в Каире XV века заканчивались разводом. [46]
В начале 20 века в некоторых деревнях на западе Явы и Малайском полуострове уровень разводов достигал 70%. [45]
См. также
[ редактировать ]- аннулирование
- Аннулирование (католическая церковь)
- Развод в Пакистане
- Получить (документ о разводе)
- Святые права
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Талак, Хула, Фасх и Тафвид: различные методы исламского разделения - Часть 1» . Архивировано из оригинала 13 января 2023 г. Проверено 13 января 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Маайке Вурхув (2013). «Развод. Историческая практика» . Оксфордская энциклопедия ислама и женщин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-976446-4 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 г.
- ^ «Талак по исламскому закону или государственному закону, какой из них применяется? - Клиника Хукумонлайн» . Архивировано из оригинала 29 июня 2023 г. Проверено 29 июня 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Маайке Вурхув (2013). «Развод. Современная практика» . Оксфордская энциклопедия ислама и женщин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-976446-4 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 г. Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ Делви, Гулам Расул (13 апреля 2017 г.). «Тройной талак: Совет мусульманского права должен принять во внимание правила развода в 22 «исламских странах», а не откладывать реформы» . Первый пост . Архивировано из оригинала 15 апреля 2017 г. Проверено 14 апреля 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Харальд Моцки (2006). «Брак и развод». В Джейн Даммен Маколифф (ред.). Энциклопедия Корана . Том. 3. Брилл. п. 279.
- ^ Коран 2:231
- ^ Коран 4:35
- ^ Коран 2:228
- ^ Коран 65:4
- ^ Коран 2:226
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Абед Авад; Хани Мавла (2013). «Развод. Правовые основы» . Оксфордская энциклопедия ислама и женщин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-976446-4 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 г. Проверено 3 февраля 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Харальд Моцки (2006). «Брак и развод». В Джейн Даммен Маколифф (ред.). Энциклопедия Корана . Том. 3. Брилл. стр. 280–281.
- ^ О. Шпионы. «Махр». Энциклопедия ислама, второе издание. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Том. 6, стр. 78–79.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кнут С. Викор (2014). «Шариат» . В Эмаде Эль-Дине Шахине (ред.). Оксфордская энциклопедия ислама и политики . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. Проверено 12 февраля 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ваэль Б. Халлак (2009). Введение в исламское право . Издательство Кембриджского университета . п. 9 .
- ^ Халлак (2009), стр. 11, 60–62.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Элиза Джунчи (2013). Элиза Джунчи (ред.). юристов От иджтихада к судебному нео-иджтихаду: некоторые вводные замечания . Том. Рассмотрение семейного права в мусульманских судах. Рутледж. п. 4. ISBN 978-1-317-96488-9 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 г. Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Халлак (2009), стр. 11, 61.
- ^ Халлак (2009), стр. 11, 64–65.
- ^ Халлак (2009), стр. 65–66.
- ^ Викор, Кнут С. (2005). Между Богом и султаном: история исламского права . Издательство Оксфордского университета. стр. 299–300 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ваэль Б. Халлак (2009). Шариат: теория, практика, трансформации . Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle). п. Лок. 7921–7950.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Джон Л. Эспозито; Натана Дж. Делонг-Бас (2001). Женщины в мусульманском семейном праве (2-е изд.). Издательство Сиракузского университета. стр. 30–31. ISBN 978-0-8156-2908-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халлак (2009), стр. 66–67.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Абд ар-Рахман И. Дой (2008). Шариат: исламское право (2-е изд.). Издательство Та-Ха. п. 280.
- ^ Мохаммед Хашим Камали (2005). «Исламское право: Личный закон». В Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии . Том. 7 (2-е изд.). Справочник Макмиллана США. п. 4708.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Л. Эспозито, изд. (2014). «Тафвид» . Оксфордский словарь ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512558-0 . Архивировано из оригинала 17 августа 2016 г. Проверено 20 июля 2016 г.
- ^ Сингх, Ватсала (24 июля 2018 г.). «Что говорит Коран о Никах Халала? Поможет ли его запрет?» . Квинт . Блумберг ЛП. Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 20 мая 2019 г.
- ^ «Сунан Аби Дауд 2076 – Брак (Китаб ан-Ника) – Книга о браке – Sunnah.com – Высказывания и учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) » . sunnah.com . Архивировано из оригинала 9 сентября 2021 г. Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Тияна Крстич (2009). «Конверсия». В Габоре Агостоне; Брюс Алан Мастерс (ред.). Энциклопедия Османской империи . Издательство ИнфоБазы.
- ^ Тилье, Матье; Вантигем, Наим (13 сентября 2019 г.). «Вновь открыт трактат о египетском маликитском праве: Асбаг бен аль-Фараг (ум. 225/840) и клятва воздержания» . Исламское право и общество . 26 (4): 329–373. дои : 10.1163/15685195-00264P01 . ISSN 0928-9380 . S2CID 204381746 . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 г. Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ Газала Анвар (2013). «Махр» . Оксфордская энциклопедия ислама и женщин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-976446-4 . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 г. Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Сайид Мустафа, аль-Казвини; Салех, Фатма (4 февраля 2013 г.). «Новый взгляд на женщин в исламе» . Аль-Ислам . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 г. Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ Халлак (2009), стр. 115.
- ^ Халлак (2009), стр. 116.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Неравноправное партнерство» . Рассвет . 2020-03-02. Архивировано из оригинала 07 июля 2020 г. Проверено 21 июня 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шахт, Дж.; Лаиш, А. (2000). «Талах». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 10 (2-е изд.). Брилл. п. 155.
- ^ Фелиситас Опвис (2014). «Сияса Шария» . В Эмаде Эль-Дине Шахине (ред.). Оксфордская энциклопедия ислама и политики . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973935-6 . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 г. Проверено 11 февраля 2017 г.
- ^ Шаурья, Сурабхи (17 апреля 2017 г.). «Тройной Талак: Всеиндийский совет по личному праву мусульман издает кодекс поведения; вот что в нем говорится» . Индия.com . Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 г. Проверено 28 апреля 2017 г.
- ^ Баджпай, Намита (16 апреля 2017 г.). «Всеиндийский совет по личному праву мусульман объявляет кодекс поведения для тройного талак» . Новый Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 18 апреля 2017 г. Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Индия криминализирует мусульманскую практику мгновенного развода. Архивировано 1 августа 2019 г. в Wayback Machine . Аль-Джазира, английский, 30 июля 2019 г.
- ^ «Президент Рам Натх Ковинд одобряет законопроект о тройном талаке» . Индус . 1 августа 2019 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 г. Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ «Мусульманские соседи Индии среди 23 стран, запретивших тройной талак» . Индостан Таймс . 19 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2019 г. Проверено 16 августа 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рапопорт, Йосеф (2005). Брак, деньги и развод в средневековом исламском обществе . Издательство Кембриджского университета . п. 2 . ISBN 0-521-84715-Х .
- ^ Рапопорт (2005), стр. 5–6.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайед, Ибрагим Б. (1988). «Тройной Талак» . Международный фонд исламских исследований, Inc.
- Ул Ахир, Джамади (октябрь 1997 г.). «Наш диалог» . Архивировано 10 декабря 2015 г. в Wayback Machine . Исламский голос . Том 11-10 №: 129
- Какахель, Миан Мухибулла (23 сентября 2008 г.). «Закон о разводе в Пакистане» .