Jump to content

Развод в Исламе

(Перенаправлено с «Развод (исламский)

Развод согласно исламскому праву может происходить в различных формах: некоторые по инициативе мужа, а некоторые - по инициативе жены. Основными категориями исламского обычного права являются талак ( отказ от брака) , хуль (взаимный развод) и фасх (расторжение брака в религиозном суде). [1] Исторически правила развода регулировались шариатом в интерпретации традиционной исламской юриспруденции , хотя они различались в зависимости от юридической школы , а историческая практика иногда расходилась с юридической теорией. [2] [3]

В наше время, когда законы о личном статусе (семействе) были кодифицированы, они в целом остались «в орбите исламского права», но контроль над нормами развода перешел от традиционных юристов к государству. [4] [5]

Коранические принципы

[ редактировать ]

Согласно Корану, брак должен быть постоянным, на что указывает его характеристика как «прочная связь» и правила, регулирующие развод. [6] Отношения между супругами в идеале должны строиться на любви ( 30:21 ), а важные решения, касающиеся обоих супругов, должны приниматься по обоюдному согласию. [6] Когда гармония в браке не может быть достигнута, Коран позволяет супругам расторгнуть брак. [7] хотя к этому решению нельзя относиться легкомысленно, и семьи супругов призваны вмешаться, назначив арбитров для попытки примирения. [8] [6] Коран также устанавливает периоды ожидания, чтобы предотвратить поспешные разводы. [6] Для женщины с менструацией период ожидания ( идда ) перед разводом определяется как три месячных периода. [9] Для женщин без менструации, включая женщин в постменопаузе и девочек до менархе , период ожидания составляет три месяца. [10] Это делается для того, чтобы женщина не была беременна и, таким образом, гарантировала отцовство будущих детей, которые она может иметь со своим следующим мужем, а также чтобы дать мужу время пересмотреть свое решение. [6] Более того, мужчине, который поклялся не вступать в половую связь со своей женой, что приведет к автоматическому разводу, дается четырехмесячный срок для нарушения своей клятвы. [11] [6]

Коран существенно изменил гендерное неравенство в практике разводов, существовавшее в доисламской Аравии, хотя некоторые патриархальные элементы сохранились, а другие процветали в последующие века. [12] До ислама развод у арабов регулировался неписаным обычным правом, которое различалось в зависимости от региона и племени, и его соблюдение зависело от авторитета отдельных лиц и групп. В этой системе женщины были особенно уязвимы. [13] Коранические правила брака и развода предусматривают фиксированный набор норм для всех мусульман, подкрепленный божественной властью и соблюдаемый обществом. [13] Ранние исламские реформы включали предоставление жене возможности инициировать развод, отмену притязаний мужа на имущество жены, осуждение развода без веской причины, криминализацию необоснованных заявлений мужа о неверности и установление финансовой ответственности мужа по отношению к жене. его разведенная жена. [12] В доисламские времена мужчины держали своих жен в состоянии «неопределенности», постоянно отрекаясь от них и забирая их обратно по своему желанию. Коран ограничил количество отказов тремя, после чего мужчина не может забрать свою жену обратно, если она сначала не выйдет замуж за другого мужчину. [2] Кроме того, доисламский выкуп невесты ( махр ), который жених выплачивал семье невесты, был преобразован в приданое , которое становилось собственностью жены, хотя некоторые ученые полагают, что практика отдачи хотя бы части приданого махр невесте начался незадолго до появления ислама. [13] [14]

Тема развода рассматривается в четырех различных сурах Корана, включая общий принцип, сформулированный в 2:231: [12]

Если вы разведетесь с женщинами, и они доживут до назначенного срока, удержите их в дружбе или отпустите в дружбе. Не удерживайте их из злобы, из мстительности. Тот, кто это делает, несправедлив к себе.

Классический шариат

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Классическое исламское право основано на библейских источниках ислама ( Коране и хадисах ) с использованием различных методологий, разработанных различными юридическими школами . [15] Исторически оно интерпретировалось юристами ( муфтиями давать юридическое заключение ( фетву ) в ответ на любой запрос. ), которые должны были бесплатно [16] Семейные споры рассматриваются в религиозных судах под председательством судьи ( кади ), который имел достаточное юридическое образование, чтобы решать некоторые юридические вопросы и задавать вопросы муфтию, если он сталкивается с трудным юридическим вопросом. [15] Судьи были активными членами местного сообщества, а также участвовали в неформальном арбитраже, который был предпочтительным методом разрешения споров. [16] В судебных разбирательствах они выступали посредниками между буквой закона и требованиями местных социальных и моральных проблем, преследуя главную цель обеспечения социальной гармонии. [17] [18] Реальная юридическая практика иногда отклонялась от предписаний господствовавшей в данной области юридической школы, иногда в пользу женщин, а иногда в ущерб им. [2] Представители всех социальных классов и их свидетели аргументировали свои дела в суде без профессионального юридического представителя, хотя представители высшего класса обычно делали это через представителя. [19] Женщины обычно участвовали в судебных процессах, обычно в качестве истцов, настойчиво отстаивали свои интересы, и судья часто относился к ним сочувственно. [18] [20] Согласно правовой доктрине, показания женщины в некоторых областях права имели вдвое больший вес, чем показания мужчины, хотя имеющиеся данные свидетельствуют о том, что практические последствия этого правила были ограничены, а правовой статус женщин в досовременном исламе был сопоставим или выше, чем у их европейских современников. [21] [22]

Талак (отрицание)

[ редактировать ]

Юриспруденция

[ редактировать ]

Термин «талак» обычно переводится как «отказ» или просто «развод». [2] [12] В классическом исламском праве это относится к праву мужа расторгнуть брак, просто объявив жене, что он отрекается от нее. [12] Классические юристы по-разному классифицировали объявление талак как запрещенное или предосудительное , если оно не было мотивировано такой убедительной причиной, как невозможность совместного проживания из-за непримиримого конфликта. [23] хотя они не требовали от мужа получения разрешения суда или предоставления обоснования. [2] Юристы наложили определенные ограничения на действительный отказ. [2] [12] Например, заявление должно быть сделано в ясных терминах; муж должен быть в здравом уме и не принужден. По талаку жена имеет право на полную выплату махра , если он еще не был выплачен. Муж обязан материально поддерживать ее до окончания периода ожидания или до рождения ребенка, если она беременна. Кроме того, она имеет право на алименты и любые просроченные алименты, которые исламский закон требует регулярно выплачивать в течение брака. [12]

Предоставление мужу прерогативы отказа от брака основывалось на предположении, что мужчины не будут заинтересованы в инициировании развода без уважительной причины, учитывая финансовые обязательства, которые он повлечет за собой. [2] [23] Кроме того, классические юристы придерживались мнения, что «женской природе недостает рациональности и самоконтроля». [2] Требование обоснования было сочтено потенциально вредным для репутации обоих супругов, поскольку оно может раскрыть семейные тайны для всеобщего внимания. [23]

Талак считается в исламе предосудительным средством развода. [2] [12] Первоначальное заявление талак представляет собой отзывной отказ (талак раджах), который не прекращает брак. Муж может отменить отказ в любое время в течение периода ожидания ( идда ), который длится три полных менструальных цикла. Период ожидания призван дать паре возможность примирения, а также средство гарантировать, что жена не беременна. Возобновление сексуальных отношений автоматически отменяет отказ. Жена сохраняет все свои права в течение периода ожидания. Развод становится окончательным по истечении срока ожидания. Это называется «незначительным» разводом ( аль-байнуна ас-сугра ), и пара может вступить в повторный брак. Если муж отрекается от жены в третий раз, это влечет за собой «крупный» развод ( аль-байнуна аль-кубра ), после которого пара не может вступить в повторный брак без вступления в брак с другим мужчиной. [12] Это известно как тахлил или никах халала . Придание третьему заявлению безотзывного характера не позволяет мужу использовать неоднократные заявления и отмены развода в качестве средства давления на жену, чтобы она пошла на финансовые уступки, чтобы «купить ее свободу». [24] Это также действует как сдерживающий фактор для необдуманных отказов. [23]

Упражняться

[ редактировать ]

Женщины часто вступали в брак со значительным капиталом в виде махра и приданого, предоставленного их семьей, который они не были обязаны тратить на семейные расходы, и они часто давали деньги взаймы своим мужьям. Из-за этого, а также из-за возникших финансовых обязательств талак мог стать очень дорогостоящим и во многих случаях финансово разорительным предприятием для мужа. Многие отказавшиеся женщины использовали деньги, полученные при разводе, чтобы купить долю своего бывшего мужа в семейном доме. В исторических записях талак, по-видимому, был менее распространен, чем хул. [25]

Имеющиеся данные из мамлюкского Египта указывают на то, что талак не был основным средством развода. [2] Талак считался катастрофическим для женщины, поскольку лишал ее долгосрочной защиты и финансовой поддержки, не позволяя ей снова выйти замуж, поскольку это привело бы к потере опеки над детьми. Это приводило к тому, что отказ без уважительных причин считался социально неприемлемым. [12] Исследования Османского Леванта показали, что женщины могут признать недействительным заявление талак, заявив, что муж проявил признаки «пониженной рациональности», когда он его сделал, в то время как другие использовали неотмененное заявление мужа о талаке, чтобы добиться развода на более позднем этапе, если они мог бы доказать, что он это сделал. [2]

Талак аль-бидаа и тройной талак

[ редактировать ]

Типы талак можно разделить на талак ас-сунна , который, как считается, соответствует учению Мухаммеда, и талак аль-бид'а , которые рассматриваются как бидаа (нововведение) отклонения от него. Талак аль-сунна далее подразделяется на талак аль-ахсан , который является наименее неодобрительной формой талак, и талак аль-хасан . Ахсан . талак включает в себя одно отзывное заявление о разводе и сексуальном воздержании в течение периода ожидания Хасанный развод включает в себя три заявления , сделанных во время состояния ритуальной чистоты жены с перерывами между ними и отсутствием полового акта в течение этого времени. [24]

В отличие от талак аль-сунны , талак аль-бидаа не соблюдает период ожидания и безвозвратно прекращает брак. [24] Это может включать в себя «тройной талак», т. е. трижды повторенное заявление талак, или другую формулу, например «ты для меня харам ». [24] [26] Некоторые юридические школы считали, что тройной талак, совершенный на одном собрании, представляет собой «серьезный» развод, в то время как другие классифицировали его как «незначительный» развод. [12] Талак аль-бида отражает доисламские обычаи развода, а не принципы Корана, и считается особенно неодобрительной, хотя и юридически обоснованной формой развода в традиционной суннитской юриспруденции. [24] Согласно исламской традиции, Мухаммед осудил практику тройного талак, а второй халиф Умар наказал мужей, которые ею пользовались. [26]

Шиитская юриспруденция не признает талак аль-бидаа . [27]

Тафвид (делегированный талак)

[ редактировать ]

Муж может делегировать право на отказ своей жене. [2] Это делегирование может быть совершено во время заключения брачного договора ( никаха ) или во время брака, с условиями или без них. [28] Многие женщины включили такие условия в свои брачные контракты. Обычно контракт давал жене право «отказаться от себя», если муж женился на второй жене. [2] Делегированный отказ называется талак ат-тафавуд или тафвид . [2] [28]

Хуль (взаимный развод)

[ редактировать ]

Юриспруденция

[ редактировать ]

Хуль — это договорной тип развода, инициатором которого является жена. Это оправдано на основании стиха 2:229: [12]

Вам не дозволено брать назад что-либо, что вы им дали, если только они оба не боятся, что не смогут соответствовать границам Божьим, и на них обоих не лежит никакой вины. Если женщина возвращает то, чем освобождает себя. Это границы, установленные Богом; не преступайте их.

Кроме того, он основан на хадисе, в котором Мухаммед поручает мужчине согласиться на желание его жены о разводе, если она вернет сад, полученный от него, как часть своего махра . Хуль заключается, когда пара соглашается на развод в обмен на денежную компенсацию, выплачиваемую женой, которая не может превышать стоимость полученного ею махра и обычно представляет собой меньшую сумму или предполагает уплату еще невыплаченной части. [12] Ханафиты и Маликиты не требуют компенсации от жены. [2] Развод является окончательным и безотзывным и вступает в силу с момента заключения договора. [12] Пара не может примириться в течение периода ожидания, определенного, как и в случае с талак, но муж обязан выплачивать алименты в течение его срока, если только это требование не оговорено в контракте. [2] Как и в случае с талаком , повторный брак возможен до тех пор, пока хуль не будет заключен в третий раз. Если муж оказывает давление на жену, чтобы она согласилась на хуль вместо произнесения талак, что позволило бы ему избежать сопутствующих финансовых обязательств, развод считается недействительным. [12] Как и талак, хуль происходит во внесудебном порядке. [2]

Упражняться

[ редактировать ]

Относительная частота хуля отмечена в исследованиях Стамбула, Анатолии, Сирии, мусульманского Кипра, Египта и Палестины. [25]

В исследованиях мамлюкского Египта и Балкан под властью Османской империи было показано, что хуль был основным средством развода. Женщины использовали ряд стратегий, чтобы добиться урегулирования от своих мужей. Некоторые пренебрегали своими супружескими и домашними обязанностями, делая семейную жизнь мужа невозможной. Другие требовали немедленной выплаты отсроченного махра, зная, что у мужа нет возможности подчиниться и его посадят в тюрьму, если он не сделает этого. [2]

В некоторых случаях контракт хуль не предусматривал никакой компенсации со стороны жены, тогда как в других случаях женщины отказывались от всех финансовых обязательств своего мужа. [2] Согласно исследованиям Османского Леванта, были приняты различные судебные процедуры, чтобы гарантировать, что хуль на самом деле не является талак. [2]

Халала-брак

[ редактировать ]

Юриспруденция

[ редактировать ]

Никах халала (также известный как брак тахлил) — это практика, при которой женщина после развода тройным талак выходит замуж за другого мужчину, завершает брак и снова разводится, чтобы иметь возможность снова выйти замуж за своего бывшего мужа. [29] Однако такие браки запрещены в исламе , согласно достоверному , хадису в котором говорится, что Мухаммед проклял тех, кто заключал такие браки. [30]

Судебный развод

[ редактировать ]

Юриспруденция

[ редактировать ]

Брак также может быть расторгнут в судебном порядке. Любой из супругов может обратиться в суд кади с просьбой о разводе в судебном порядке, но у них должны быть веские основания для расторжения брака. Суд начинает процесс с назначения арбитра от каждой из их семей, чтобы добиться опосредованного примирения. Если эта попытка не увенчалась успехом, суд выносит решение по спору, распределяя вину за распад брака с соответствующими финансовыми последствиями. [12] Примеры вины: жестокость; неспособность мужа обеспечить содержание или выплатить немедленный взнос махра ; неверность; дезертирство; моральная или социальная несовместимость; определенные недуги; и тюремное заключение, вредное для брака. [2] [12] Судебный развод может быть также истребован при нарушении условий, предусмотренных брачным договором. Различные юридические школы признавали разные подгруппы оснований для развода. [12] Школа Малики, которая признавала самый широкий спектр оснований для развода, также признает ненависть жены к мужу в качестве уважительного основания для развода и предусматривает категорию «вреда» (дарар), которая давала судье значительную свободу толкования. [2]

Упражняться

[ редактировать ]

В некоторых районах, находящихся под властью Османской империи, женщинам было едва ли возможно получить развод, кроме как через хуль, из-за ограничений, налагаемых преобладающей ханафитской школой, хотя были обнаружены некоторые исключения. Самой серьезной проблемой был отказ от брака, который не признавался основанием для судебного развода. Чтобы решить эту проблему, в некоторых случаях мужчина, отправляясь в путешествие, оставлял своей жене письмо, разрешающее талак, если он не вернулся в течение определенного периода времени. В других случаях ханафитские судьи приглашали коллегу-малики или ханбали объявить о разводе, или женщина сама брала на себя инициативу найти судью из одной из этих школ. Тот же подход использовался при разводе в случае невыплаты алиментов. На Османских Балканах женщина могла подать на развод на том основании, что ее муж «нехороший мусульманин». [2]

Поскольку браки между мужчинами-немусульманами и женщинами-мусульманками запрещены исламским законодательством, если замужняя женщина приняла ислам, а ее муж - нет, мусульманские власти будут считать брак недействительным, и женщина получит опеку над детьми. Источники семнадцатого века указывают, что женщины-немусульманки по всей Османской империи использовали этот метод для получения развода. [31]

Юриспруденция

[ редактировать ]

Муж может расторгнуть брак посредством трех типов клятв: клятвы воздержания ( илах и иххар ), отрицания отцовства ( лиан ) и условного талака. [2] Первые два типа были доисламскими практиками, подтвержденными Кораном (2:226–227 для ила и 58:2–4 для ихара ), что также ясно дает понять, что ижар предосудителен, несмотря на то, что он имеет юридическую силу. [2]

Ила — это клятва, согласно которой муж клянется воздерживаться от сексуальных отношений с женой в течение как минимум четырех месяцев. Если он выполнит свою клятву, брак расторгается; если он его нарушит, брак продолжится. [32] В клятве ижар (или зихар ) мужчина заявляет, что его жена так же запрещена для него в сексуальных отношениях, как и его мать. Муж способен нарушить клятву и возобновить брак. Нарушение любой клятвы требует искупления посредством кормления бедных или поста. [12]

В клятве лиан муж отрицает отцовство ребенка жены. Жене предоставляется возможность принести клятву, отрицающую измену, и если она это сделает, а муж будет настаивать на своих обвинениях, брак будет расторгнут судьей, и пара никогда не сможет вступить в повторный брак. [2]

В клятве условного талака муж заявляет, что разведется со своей женой, если он или она совершит определенное действие. Эта клятва может служить защитой жены или угрозой со стороны мужа, в зависимости от указанного поступка. [2]

Упражняться

[ редактировать ]

Исследования практики мамлюков и османского правления не обнаружили случаев использования клятв лиана или воздержания, в то время как условный талак, по-видимому, играл заметную роль. Его использовали для различных угроз жене, а также для обещаний. В Османском Египте брачные контракты обычно включали положения условного талака, которые в противном случае не признавались преобладающей ханафитской школой в качестве основания для судебного развода, например, невыплата алиментов или женитьба на второй жене. [2]

Другие последствия развода

[ редактировать ]

Исламское право не признает концепцию совместной собственности, а раздел имущества основан на его передаче одному из супругов. Жена получает опеку над детьми до их совершеннолетия (определение которого варьируется в зависимости от юридической школы), в то время как отец сохраняет опеку. [2]

Практика опеки над детьми при османском правлении, похоже, соответствовала правилам ханафитской юриспруденции, хотя в Османском Египте дети обычно оставались со своей разведенной матерью после достижения установленного возраста. Разведенная женщина могла оставить опеку над детьми, если она не выйдет замуж повторно и ее муж не потребует опеки, и в этом случае она обычно переходит к одной из ее родственниц. При мамлюках женщины могли отказаться от права на алименты, чтобы получить расширенную опеку. [2]

Дауэр ( махр ) при разводе

[ редактировать ]

Махр — свадебный подарок, который жених делает невесте во время свадьбы. После получения он становится ее единоличной собственностью с полной свободой использования и распоряжения. Без махра брачный договор недействителен. Размер махра обычно зависел от социально-экономического статуса невесты. Выплата части махра обычно отсрочивалась и служила сдерживающим фактором для осуществления мужем права на односторонний развод, хотя классические юристы расходились во мнениях относительно допустимости и способа отсрочки выплаты махра. [33]

Исламская юриспруденция содержит четкие указания по обращению с махром в случае развода в зависимости от того, кто просит о разводе и имел ли место половой акт. Если муж просит о разводе и произошел половой акт или он был с ней наедине, он платит полный махр ; если муж просит о разводе и половой акт не состоялся, муж выплачивает половину приданого; если жена просит о разводе и произошел половой акт, муж платит половину махра ; а если жена просит о разводе, а полового акта не произошло, то махр . муж не обязан платить [34] [ нужен лучший источник ]

современная эпоха

[ редактировать ]
[ редактировать ]

В современную эпоху законы, основанные на шариате, были широко заменены законами, основанными на европейских образцах, а его классические правила во многом сохранились только в о личном статусе (семействе). законах [15] Этому явлению предлагались разные объяснения. Некоторые ученые утверждают, что, поскольку эти законы более подробно определены в Коране и хадисах, чем другие, верующим было трудно согласиться с отклонением от этих правил. [4] Напротив, Ваэль Халлак рассматривает это как наследие колониализма: изменение семейных законов не принесло бы никакой пользы колониальной администрации, а колониальные власти продвигали теорию о том, что эти законы священны для населения, рекламируя их сохранение как знак уважения, что в свою очередь, привело к тому, что они стали точкой отсчета в современной мусульманской политике идентичности. [35]

Важные изменения в семейном законодательстве произошли в современную эпоху. Законы подверглись кодификации законодательными органами, а также были перемещены из своего первоначального контекста в современные правовые системы, которые в целом следовали западной практике судебных процедур и юридического образования. [15] Это отделило их как от классической традиции толкования, так и от институциональных основ досовременной правовой системы, в которую они были встроены. [36] В частности, контроль над нормами развода перешел от традиционных юристов к государству, хотя в целом они остались «в орбите исламского права». [4]

В своей статье «Неравное партнерство» Сулема Джахангир настаивает на том, что Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и другие международные стандарты предполагают, что нефинансовый вклад женщин в брак должен быть признан, чтобы обеспечить равное положение между супруги. [37] Многие мусульманские страны находят пути и средства для учета нефинансового вклада женщин в брак и улучшения компенсаций при разводе. [37] Некоторые мусульманские страны, такие как Иордания, Марокко, Алжир, Египет, Сирия, Ливия и Тунис, принимают законы о правилах выплаты дополнительной компенсации, называемой «матаа», как часть исламской доброты к уходящим супругам в дополнение к приданому и алиментам. [37] Многие мусульманские страны добавляют в брачные контракты, называемые никанама, условия, называемые «хак мехер» (право на финансовое содержание и капитальные выплаты) . [37]

Методы реформы

[ редактировать ]

Изменение социальных условий привело к росту недовольства традиционным исламским законом о разводе с начала 20 века. Были предприняты различные реформы в попытке ограничить право мужа на односторонний отказ и предоставить женщинам больше возможностей инициировать развод. [38] В этих реформах использовался ряд методов, наиболее важными из которых являются: [38]

  • Выбор среди классических юридических мнений без ограничения одной юридической школой ( тахайюр ) при кодификации государственного права
  • Расширение дискреционных полномочий суда
  • Административные меры, оправданные со ссылкой на классическую доктрину сияса шария , которая уполномочивает правителя проводить политику с учетом справедливости и целесообразности. [39]
  • Наложение уголовных санкций
  • Модернистская интерпретация писаний Корана (иногда называемая нео- иджтихад и феминистский тафсир )
  • Обращение к доктрине общественного интереса ( маслаха )

По словам Сулемы Джахангира из Турции, пересмотренный Гражданский кодекс предполагает равное разделение имущества и активов, приобретенных во время брака, в качестве режима собственности по умолчанию. В Индонезии и Сингапуре суды обладают дискреционными полномочиями; в Индонезии суды могут разделить супружеское имущество при разводе, чтобы признать нефинансовый вклад женщины в брак, где, как и в Сингапуре, принимается во внимание вклад жены в семью, и даже при отсутствии финансового вклада 35% активов должны быть разделены с женой, поскольку участие в уходе за домом и детьми, тогда как, как и в Малайзии, в зависимости от продолжительности брака и вклада каждого супруга разводящийся супруг может получить до одной трети доли активов. [37]

В апреле 2017 года Всеиндийский мусульманский совет по личному праву опубликовал кодекс поведения в отношении талака в ответ на разногласия по поводу практики тройного талака в Индии . Он также предупредил, что те, кто прибегает к тройному талаку или разводу по неосторожности, без оправдания или по причинам, не предусмотренным шариатом, будут подвергаться социальному бойкоту. [40] [41]

В Индии в июле 2019 года был принят Закон о мусульманских женщинах (защита прав в браке), который объявил мгновенный тройной талак (талак-э-бидда) в любой форме — устной, письменной или с помощью электронных средств — незаконным, недействительным, и наказываются лишением свободы на срок до трех лет. [42] По новому закону пострадавшая женщина имеет право требовать алименты на своих детей-иждивенцев. [43] Индия входит в число 23 стран, запретивших тройной талак. [44]

Распространенность

[ редактировать ]

По словам Йосефа Рапопорта, в 15 веке уровень разводов был выше, чем сегодня на современном Ближнем Востоке , где уровень разводов в целом ниже. [45] В Египте XV века Аль-Сахави записал семейную историю 500 женщин , самую большую выборку браков в средние века , и обнаружил, что по крайней мере треть всех женщин в мамлюкском султанате Египта и Сирии выходили замуж более одного раза. многие женятся три и более раз. По словам Аль-Сахави, три из десяти браков в Каире XV века заканчивались разводом. [46]

В начале 20 века в некоторых деревнях на западе Явы и Малайском полуострове уровень разводов достигал 70%. [45]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Талак, Хула, Фасх и Тафвид: различные методы исламского разделения - Часть 1» . Архивировано из оригинала 13 января 2023 г. Проверено 13 января 2023 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Маайке Вурхув (2013). «Развод. Историческая практика» . Оксфордская энциклопедия ислама и женщин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-976446-4 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 г.
  3. ^ «Талак по исламскому закону или государственному закону, какой из них применяется? - Клиника Хукумонлайн» . Архивировано из оригинала 29 июня 2023 г. Проверено 29 июня 2023 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Маайке Вурхув (2013). «Развод. Современная практика» . Оксфордская энциклопедия ислама и женщин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-976446-4 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 г. Проверено 3 февраля 2017 г.
  5. ^ Делви, Гулам Расул (13 апреля 2017 г.). «Тройной талак: Совет мусульманского права должен принять во внимание правила развода в 22 «исламских странах», а не откладывать реформы» . Первый пост . Архивировано из оригинала 15 апреля 2017 г. Проверено 14 апреля 2017 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Харальд Моцки (2006). «Брак и развод». В Джейн Даммен Маколифф (ред.). Энциклопедия Корана . Том. 3. Брилл. п. 279.
  7. ^ Коран 2:231
  8. ^ Коран 4:35
  9. ^ Коран 2:228
  10. ^ Коран 65:4
  11. ^ Коран 2:226
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Абед Авад; Хани Мавла (2013). «Развод. Правовые основы» . Оксфордская энциклопедия ислама и женщин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-976446-4 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 г. Проверено 3 февраля 2017 г.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Харальд Моцки (2006). «Брак и развод». В Джейн Даммен Маколифф (ред.). Энциклопедия Корана . Том. 3. Брилл. стр. 280–281.
  14. ^ О. Шпионы. «Махр». Энциклопедия ислама, второе издание. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Том. 6, стр. 78–79.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кнут С. Викор (2014). «Шариат» . В Эмаде Эль-Дине Шахине (ред.). Оксфордская энциклопедия ислама и политики . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. Проверено 12 февраля 2017 г.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ваэль Б. Халлак (2009). Введение в исламское право . Издательство Кембриджского университета . п. 9 .
  17. ^ Халлак (2009), стр. 11, 60–62.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Элиза Джунчи (2013). Элиза Джунчи (ред.). юристов От иджтихада к судебному нео-иджтихаду: некоторые вводные замечания . Том. Рассмотрение семейного права в мусульманских судах. Рутледж. п. 4. ISBN  978-1-317-96488-9 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 г. Проверено 12 февраля 2017 г.
  19. ^ Халлак (2009), стр. 11, 61.
  20. ^ Халлак (2009), стр. 11, 64–65.
  21. ^ Халлак (2009), стр. 65–66.
  22. ^ Викор, Кнут С. (2005). Между Богом и султаном: история исламского права . Издательство Оксфордского университета. стр. 299–300 .
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ваэль Б. Халлак (2009). Шариат: теория, практика, трансформации . Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle). п. Лок. 7921–7950.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Джон Л. Эспозито; Натана Дж. Делонг-Бас (2001). Женщины в мусульманском семейном праве (2-е изд.). Издательство Сиракузского университета. стр. 30–31. ISBN  978-0-8156-2908-5 .
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халлак (2009), стр. 66–67.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Абд ар-Рахман И. Дой (2008). Шариат: исламское право (2-е изд.). Издательство Та-Ха. п. 280.
  27. ^ Мохаммед Хашим Камали (2005). «Исламское право: Личный закон». В Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии . Том. 7 (2-е изд.). Справочник Макмиллана США. п. 4708.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Л. Эспозито, изд. (2014). «Тафвид» . Оксфордский словарь ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-512558-0 . Архивировано из оригинала 17 августа 2016 г. Проверено 20 июля 2016 г.
  29. ^ Сингх, Ватсала (24 июля 2018 г.). «Что говорит Коран о Никах Халала? Поможет ли его запрет?» . Квинт . Блумберг ЛП. Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 20 мая 2019 г.
  30. ^ «Сунан Аби Дауд 2076 – Брак (Китаб ан-Ника) – Книга о браке – Sunnah.com – Высказывания и учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) » . sunnah.com . Архивировано из оригинала 9 сентября 2021 г. Проверено 9 сентября 2021 г.
  31. ^ Тияна Крстич (2009). «Конверсия». В Габоре Агостоне; Брюс Алан Мастерс (ред.). Энциклопедия Османской империи . Издательство ИнфоБазы.
  32. ^ Тилье, Матье; Вантигем, Наим (13 сентября 2019 г.). «Вновь открыт трактат о египетском маликитском праве: Асбаг бен аль-Фараг (ум. 225/840) и клятва воздержания» . Исламское право и общество . 26 (4): 329–373. дои : 10.1163/15685195-00264P01 . ISSN   0928-9380 . S2CID   204381746 . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 г. Проверено 14 июня 2020 г.
  33. ^ Газала Анвар (2013). «Махр» . Оксфордская энциклопедия ислама и женщин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-976446-4 . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 г. Проверено 12 февраля 2017 г.
  34. ^ Сайид Мустафа, аль-Казвини; Салех, Фатма (4 февраля 2013 г.). «Новый взгляд на женщин в исламе» . Аль-Ислам . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 г. Проверено 8 февраля 2017 г.
  35. ^ Халлак (2009), стр. 115.
  36. ^ Халлак (2009), стр. 116.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Неравноправное партнерство» . Рассвет . 2020-03-02. Архивировано из оригинала 07 июля 2020 г. Проверено 21 июня 2020 г.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шахт, Дж.; Лаиш, А. (2000). «Талах». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 10 (2-е изд.). Брилл. п. 155.
  39. ^ Фелиситас Опвис (2014). «Сияса Шария» . В Эмаде Эль-Дине Шахине (ред.). Оксфордская энциклопедия ислама и политики . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-973935-6 . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 г. Проверено 11 февраля 2017 г.
  40. ^ Шаурья, Сурабхи (17 апреля 2017 г.). «Тройной Талак: Всеиндийский совет по личному праву мусульман издает кодекс поведения; вот что в нем говорится» . Индия.com . Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 г. Проверено 28 апреля 2017 г.
  41. ^ Баджпай, Намита (16 апреля 2017 г.). «Всеиндийский совет по личному праву мусульман объявляет кодекс поведения для тройного талак» . Новый Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 18 апреля 2017 г. Проверено 29 апреля 2017 г.
  42. ^ Индия криминализирует мусульманскую практику мгновенного развода. Архивировано 1 августа 2019 г. в Wayback Machine . Аль-Джазира, английский, 30 июля 2019 г.
  43. ^ «Президент Рам Натх Ковинд одобряет законопроект о тройном талаке» . Индус . 1 августа 2019 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 г. Проверено 25 августа 2019 г.
  44. ^ «Мусульманские соседи Индии среди 23 стран, запретивших тройной талак» . Индостан Таймс . 19 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2019 г. Проверено 16 августа 2019 г.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рапопорт, Йосеф (2005). Брак, деньги и развод в средневековом исламском обществе . Издательство Кембриджского университета . п. 2 . ISBN  0-521-84715-Х .
  46. ^ Рапопорт (2005), стр. 5–6.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b51e09c2386cc9a1f990f04d1765b12__1718038020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/12/5b51e09c2386cc9a1f990f04d1765b12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Divorce in Islam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)