Суфийский домик
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
домик Суфийский [ а ] — это здание, спроектированное специально для собраний суфийского братства или тариката и являющееся местом духовной практики и религиозного образования. [ 1 ] Они включают структуры, также известные как ханака , завия , рибат , дарга и такья в зависимости от региона, языка и периода (см. § Терминологию ). [ 2 ] [ 3 ] В шиитском исламе Хусайния выполняет аналогичную функцию. [ 4 ] [ 5 ]
Суфийский домик обычно представляет собой большое строение с центральным залом и комнатами меньшего размера по обеим сторонам. [ 3 ] Традиционно суфийская ложа представляла собой финансируемое государством жилье для суфиев. [ 6 ] Их основная функция – предоставить им пространство для практики аскетизма в общественной жизни . [ 7 ] К ним часто пристраиваются здания, предназначенные для общественных служб, например, больницы, кухни и жилые помещения. [ 7 ] Суфийские ложи финансировались султанами Айюбидов в Сирии, султанами Зангидов в Египте и султанами Дели в Индии в обмен на поддержку суфиями их режимов. [ 8 ] [ 6 ] [ 9 ]
Терминология
[ редактировать ]Суфийские ложи назывались по-разному в зависимости от периода, местоположения и языка: в основном ханака , завия , рибат , дарга и такья . [ 2 ] [ 3 ]
Слово ханака ( классический персидский : hanàgah , латинизированный : xanagāh или ханака , xanaqah ; арабский : خَانَقَاه , латинизированный : khānaqah ; азербайджанский : xanəqah ; [ нужна ссылка ] Османский турецкий язык : ханака , латинизированный : hanekâh ; [ 10 ] Урду : خانَقاہ , латинизированный : ханака ; [ 11 ] Узбекский : ханака [ нужна ссылка ] ), вероятно, имеет либо турецкое, либо персидское происхождение. [ 7 ]
Слова завия ( арабское : угол ; множественное число углов , завая ) и рибат ( арабское : рибат ; множественное число: ссылки , рубут ) особенно использовались в Магрибе . [ 12 ] Буквальное значение слова «завия» — «угол», а «рибат» — «пограничный пост». [ нужна ссылка ]
Классическое персидское слово دَرگاه dargāh означает «дверной проход; святыня». [ нужна ссылка ]
Классическое персидское слово takya takya (откуда современный иранский персидский язык : takye , латинизированный : takye ; [ 13 ] Азербайджан : təkyə ; [ 14 ] Панджаби : takiya , латинизированное: takya ; [ 15 ] Урду : تَكْیہ , латинизированный : takya ; [ 16 ] Узбекский : такя ) в своей основе означало «поддержка»; также «подушка» или «подушка». [ 17 ] [ б ] Это слово также было заимствовано в османском турецком языке как تَكْیه tekye. [ 18 ] (современный турецкий : tekke ), со временем проникший в арабский язык как تَكِيَّة takiyya (множественное число تَكَايَا takāyā ) и в языки Балкан ( албанский : teqeja ; боснийский : ekija ). [ нужна ссылка ]
Функция
[ редактировать ]Покровительство суфийским ложам исторически имело важное политическое и культурное значение. Покровительство правителя суфийскому зданию продемонстрировало его поддержку суфийских религиозных практик и распространения ислама. [ 12 ] Финансирование суфийского здания рассматривалось как акт благочестия и способ, с помощью которого правитель мог присоединиться к общественному мнению. [ 12 ]
Суфийские ложи часто ассоциируются с гробницами суфийских святых или шейхов . [ 3 ] Обычно они имеют большой зал, где практикующие могут молиться и медитировать. [ 3 ] Они также включают жилье для путешествующих суфиев и паломников. [ 7 ]
Помимо религиозных помещений, суфийские ложи также имели структуры для оказания общественных услуг. [ 3 ] Сюда входили больницы, кухни, бани и школы. [ 3 ] Каждый, кто работал над предоставлением этих услуг, получал оплату через вакф . [ 3 ]
Суфийские ложи были очень инклюзивными. [ 12 ] Посетители разных культур и религий могли посетить их и получить благословение. [ 12 ]
Традиционно суфийская общинная аскетическая жизнь считалась благочестивой, поскольку считалось, что одиночество и самодостаточность ведут к эгоцентризму. [ 7 ] Покаяние и страдания были призваны приблизить суфиев к пониманию божественности. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Зангид Сирия
[ редактировать ]Нур ад-Дин Занги был первым крупным покровителем суфийских построек. Он построил и подарил ханаку суфийским группам в своем владении. [ 12 ] В Дамаске . ханака располагалась как внутри, так и за пределами городских стен [ 12 ] При Зангидах ханака располагалась в самом центре Старого Дамаска , недалеко от мечети Омейядов . [ 12 ] Ханака очень часто размещается рядом с медресе , посвященным тому же покровителю, что и ханака . [ 12 ] Основной целью ханаки было юридическое образование. [ 12 ] Нур ад-Дина Большинство из них, включая ханаку , включали хосписы. [ 12 ] Однако в суфийских постройках существовала глубокая взаимосвязь между образованием и религией, к концу мамлюкского периода грань между религиозными и учебными постройками стала размытой. [ 19 ]
Айюбиды и мамлюки Египта
[ редактировать ]Саладин основал первую ханаку в Каире (Египет) в 1173 году. [ 6 ] Это официально ознаменовало его поражение от Фатимидов , которые были в основном шиитами , и начало Айюбидов периода суннизма . [ 6 ] В 1325 году мамлюкский султан ан-Насир Мухаммад перенес ханаку на север города. [ 6 ] Саладин превратил Саид аль-Суада, дворец Фатимидов, в суфийскую мечеть под названием аль-Ханка аль-Салахия (не путать с мечетью Аль-Ханка аль-Салахия в Иерусалиме). [ 20 ] Эта ханака предоставляла место проживания суфиям, приехавшим не из Каира. [ 20 ] Оно было предоставлено Саладином на основе обмена суфиями, поддерживающими династию и политику Айюбидов. [ 20 ]
Саладин также создал роль главного суфия, чья работа заключалась в том, чтобы управлять повседневной деятельностью и наставлять суфиев, которые жили и посещали ханаку . [ 20 ] На эту роль была большая конкуренция из-за большой степени влияния. [ 20 ] Главный суфий поддерживал тесные отношения с султаном Айюбидов, приобрел военную мощь и влияние и имел возможность преподавать в медресе в этом районе. [ 20 ] Султан предоставил суфиям в Каире значительную власть в обмен на политическую поддержку, которая была невероятно важна для укрепления легитимности правления султана. [ 20 ] Ученые в мире мамлюков часто не делали различия между ханакой , рибатом , завией и медресе . [ 3 ]
Магриб
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2024 г. ) |
В Магрибе суфийские ложи в основном известны как завия или рибат .
-
Завия Сиди Касима аль-Джализа в Тунисе
Османская империя
[ редактировать ]Многие такья ( османский турецкий : تكـيهلر , латинизированный : tekyeler ; современный турецкий : tekkeler ) были построены в Турции и в странах, которые попали под власть Османской империи . Османы использовали слова такья (османский турецкий: تگـیه , латинизированные: текье ), даргах ( درگاه , дергах ) и завия ( Завийе , завие ) вместо ханаки ( ханака , ханека ). [ 10 ] [ 21 ] Среди османских суфийских орденов, имевших наибольшее количество такья , были Орден Мевлеви или Мавлавия и Орден Бекташи . [ 22 ] Такья Мевлеви Ордена Мевлеви назывались Мавлави хана (османский турецкий язык: Мавлави ханелер , латинизированный: ханелер , букв. « Дома Мавлави »). [ 22 ]
К 20 веку в самом Стамбуле насчитывалось множество такья . Некоторые были посвящены определенным мусульманским общинам (например, узбекская Такья [ с ] или индийская Такья [ д ] ), что символизировало определенное признание этих общин со стороны османов. [ 25 ]
Османские такья можно найти в Албании , в Боснии и Герцеговине, на Кипре, в Египте, в Греции, в Северной Македонии и в Сирии.
Иран
[ редактировать ]В средние века в Иране существовало множество суфийских лож. Примеры включают Тохидхане в Исфахане . После обращения Сефевидов Ирана в шиитский ислам многие суфийские ложи стали использоваться как хусайнийские ложи. [ 26 ] (здания, где мусульмане-шииты собираются , чтобы оплакать смерть Хусейна ибн Али в месяце Мухаррам ).
Южная Азия
[ редактировать ]В Южной Азии слова ханака , джамаат-хана (урду: Джамат хана ), такья (урду: تَكْيه , букв. «подушка, подушка»), дарга (урду: درگه , букв. «королевский двор»), лангар (урду : лангар , букв. «трапезная». [ и ] ), а иногда имарат (урду: عمارت , букв. «Здание»). [ 27 ] используются как взаимозаменяемые для суфийских лож.
Медресе-и-Фирозшахи было построено султаном Фироз-шахом Туглаком недалеко от Хауз-и-Алая . [ 9 ] Говорят, что его архитектура настолько понравилась местным жителям, что они переехали поближе к комплексу. [ 9 ] Структура ханака -медресе имела возможности для получения образования для благочестивых, а учителям платили стипендии. [ 9 ] Его основной целью было предоставление жилья путешественникам. [ 9 ]
Ханака Сайеда Гулама Али Шаха Машади в Индии посещалась и была открыта для паломников из разных культур со всего мира. [ 8 ] В ханаках были лангар-ханы , которые служили бесплатными общественными кухнями для бедняков, финансируемых за счет пожертвований из земель лакхираджа . [ 7 ] Исламские ценности равенства и братства привели к тому, что ханака стала предоставлять услуги членам низших каст . [ 7 ] Популярность ханаки в Индии в начале 14 века снизилась. [ 7 ]
Архитектура
[ редактировать ]До периода Тимуридов суфийские ложи обычно представляли собой большие комплексы с несколькими постройками. [ 3 ] После четырнадцатого века их чаще проектировали как одно большое сооружение. [ 3 ] Этот дизайн обычно характеризуется одним большим залом с камерами или галереями по обе стороны, что обеспечивает больше взаимодействия для тех, кто работает в домике. [ 6 ] Обычно у них есть купола, мозаика, арки, колонны, дворы, порталы и минареты. [ 28 ] [ 29 ] Дизайн и включение этих аспектов различаются в зависимости от региона и эпохи. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]- Исламская архитектура
- Османская архитектура
- Архитектура Ирана
- Список исторических лож, завий и дерг в Стамбуле
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иногда его также называют суфийским монастырем или суфийским монастырем .
- ^ Другие слова произошли от такья такья на классическом персидском языке, например такья -нишин и такья -дар, оба означают суфий.
- ^ Османский турецкий язык : Özbekler Tekyesi , латинизированный : Özbekler Tekyesi ; [ 23 ] Русский : Ложа Узбеклер .
- ^ Османский турецкий язык : Hondolar tekyesi , латинизированный : Hindiler Tekyesi ; [ 24 ] Русский : Домик Турции .
- ^ From Sanskrit .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берки, Джонатан Портер (2003). Становление ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600-1800 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-58214-8 . OCLC 50476676 .
- ^ Jump up to: а б Чабби, Дж. (1978). «Кахана» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1025–1026. OCLC 758278456 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бёверинг, Герхард; Мелвин-Кушки, Мэтью (2010). «Ханака» . Энциклопедия Ираника . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Кампо, Хуан Эдуардо (2009). «Хусайния». Энциклопедия ислама . Издательство информационной базы. п. 320. ИСБН 978-1-4381-2696-8 .
- ^ Аль-Карбаси, Мухаммад Садик Мухаммад (31 января 2019 г.). Словарь проектов Хуссаини - Часть третья: Энциклопедия Хуссаини (на арабском языке). Исследовательский центр Хуссаини, Лондон. ISBN 978-1-78403-031-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хофер, Натан (2015). Популяризация суфизма в Айюбидском и мамлюкском Египте, 1173-1325 гг . Эдинбург. ISBN 978-0-7486-9422-8 . OCLC 919188147 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Низами, Халик Ахмад (1957). «Некоторые аспекты жизни ханаков в средневековой Индии» . Студия Исламика (8): 51–69. дои : 10.2307/1595247 . JSTOR 1595247 .
- ^ Jump up to: а б Абха (ред.), и ханка Баба Гулам Шаха Бадшаха в Шахдара Шариф: этнографическая глубина» « Суфизм Хусейн, Пирзада Атар (2021), Чаухан, в регионе Джамму , Сингапур: Springer, стр. 101–111. 33–58, номер домена : 10.1007/978-981-16-1598-6_3 , ISBN. 978-981-16-1598-6 , S2CID 238049797 , получено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ирфан, Любна (2018). «Средневековые индийские медресе» . Труды Индийского исторического конгресса . 79 : 260–269. ISSN 2249-1937 . JSTOR 26906255 .
- ^ Jump up to: а б Редхаус, Джеймс В. (1890). «Дом». Турецкий и английский лексикон . Константинополь: А.Х. Бояджян. п. 827.
- ^ Платтс, Джон Т. (1884). «Дом». Словарь урду, классического хинди и английского языка . Лондон: WH Allen & Co., с. 486.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к ЭФРАТ, ДАФНА (2021), «РАЗВИТИЕ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПЛАНИРОВКА ФИЗИЧЕСКИХ ОБСТАНОВОК» , Суфийские мастера и создание святых сфер в средневековой Сирии , Arc Humanities Press, стр. 83–100, ISBN 978-1-64189-208-7 , JSTOR j.ctv22d4z9m.11 , получено 5 декабря 2022 г.
- ^ Хайим, Соломон (1934). "Наклонять". Новый персидско-английский словарь . Том. 1. Тегеран: Библиотека-принтер Берухим. п. 469.
- ^ "отдых". Толковый словарь азербайджанского языка (на азербайджанском языке).
- ^ Салах-уд-Дин, Икбал (2002). "Подушка". Вади Панджаби Лугхат: Панджаби тун Панджаби . Лахаур: Азиз Паблишерз. п. 790 .
- ^ Платтс, Джон Т. (1884). Словарь урду, классического хинди и английского языка . Лондон: WH Allen & Co., с. 332.
- ^ Стейнгасс, Фрэнсис Джозеф (1892). Полный персидско-английский словарь, включающий арабские слова и фразы, встречающиеся в персидской литературе . Лондон: Рутледж и К. Пол. п. 319.
- ^ Редхаус, Джеймс В. (1890). «Тух». Турецкий и английский лексикон . Константинополь: А.Х. Бояджян. п. 585.
- ^ Ковбой, Скотт Алан (2021). Хадж к сердцу: суфийские путешествия через Индийский океан . Чапел-Хилл. ISBN 978-1-4696-6532-0 . OCLC 1303712460 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г Хофер, Натан (20 августа 2014 г.). «Происхождение и развитие канцелярии «главного суфия» в Египте, 1173–1325» . Журнал суфийских исследований . 3 (1): 1–37. дои : 10.1163/22105956-12341260 . ISSN 2210-5948 . S2CID 110058093 .
- ^ «Ханка» . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. 1988–2016.
У османов вместо ханки использовались слова дервишская ложа, ложа и завье.
- ^ Jump up to: а б «Текке» . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. 1988–2016.
- ^ Игнатий Конос (1925). Турецкое создание литературы (на османском турецком языке). п. 38.
- ^ Ахмет Джевдет-паша (1893 г.). تاريخ جودت (на османском турецком языке). п. 70.
- ^ М. Наим Куреши (1999). Панислам в британской индийской политике: исследование движения Халифат, 1918-1924 гг . БРИЛЛ. п. 16. ISBN 90-04-11371-1 .
- ^ Мухаммад Садик Мухаммад аль-Карбаси (2019). Словарь проектов Хуссаини - Часть третья: Энциклопедия Хуссаини (на арабском языке). ISBN 978-1-78403-031-5 .
Строительство Хусейний было новым для Ирана, а что касается хосписов, то они были хорошо известны и распространены по всему Ирану, и в них также проводились некоторые ритуалы Хусейни, прежде чем они перешли в Хусейнии, которые специализировались на ритуалах Хусейни.
- ^ Риджон, Ллойд (2020). Справочник Рутледжа по суфизму . Рутледж. ISBN 978-1-351-70647-6 .
такья используется также в Индии и Синьцзяне (Китай). На Индийском субконтиненте используются следующие термины: джамаат-хана (зал для собраний), такья (подушка, валик) или дарга (королевский двор) и лангар (трапезная), термин санскритского происхождения, а иногда имарат (религиозный комплекс). .
- ^ «Archnet > Сайт > Ханка ва Куббат аль-Амир Шейху» . www.archnet.org . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Archnet > Сайт > Ханка аль-Фарафра» . www.archnet.org . Проверено 5 декабря 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фернандес, Леонор Э. (1998). Эволюция суфийского института в мамлюкском Египте: Ханка . Берлин: Клаус Шварц. ISBN 3-922968-68-6 .
- Хаттштейн М. и П. Делиус — Ислам: искусство и архитектура , 2000, ISBN 3-8290-2558-0 .