Загори, Албания
Загория
Загурия , Загурий | |
---|---|
Координаты: 40 ° 13' с.ш. 20 ° 13' в.д. / 40,217 ° с.ш. 20,217 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
Графство | Гирокастра |
Муниципалитет | Либохова |
Население (2011) | |
• Муниципальная единица | 411 |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( CEST ) |
Код города | 0883 |
Загория ( арумынский : Zaguria или Zagurii ) — бывший муниципалитет в уезде Гирокастер на юге Албании . Во время реформы местного самоуправления 2015 года Загория стала подразделением муниципалитета Либохова . [ 1 ] Население по переписи 2011 года составляло 411 человек. [ 2 ] С 2018 года регион находится в центре расширенного природного парка Загория. [ 3 ] [ 4 ] Загория также считается отдельным «этнографическим регионом» ( албанский : krahina etnografike ). [ 5 ] традиционно состоит из десяти поселений: Шепер , Ниван , Ндран, Топова, Концке, Хоштеве, Ллиар , Витук, Дошница и Жей. [ 6 ]
География
[ редактировать ]Регион в первую очередь определяется долиной Загория, длина которой составляет 27 километров (17 миль), а площадь водораздела составляет 171 квадратный километр (66 квадратных миль). [ 6 ] Его самая высокая точка - гора Немерчка на высоте 2485 метров (8153 футов) над уровнем моря, а самая низкая - на высоте 350 метров (1150 футов). Он ценится своими природными пейзажами и пасторальными традициями и включает в себя поля Чаюпи, гору Чаюпи и двадцатиметровый водопад, называемый «веслами Дошницы» ( албанский : Rrema e Doshnicës ). [ 6 ]
Демография
[ редактировать ]В муниципалитете Загори проживает православное албанское большинство и арумынское меньшинство. [ 7 ] Муниципалитет состоит из следующих деревень: Шепер , Ниван , Концке, Витук, Хоштеве, Дошнице, Жей, Ллиар , Топове и Ндеран. [ 1 ] [ 8 ] Конке населен православным албанским населением. [ 7 ] Дошнице и Ллиар полностью населены православными албанскими христианами. [ 7 ] В деревнях Ндеран, Ниван, Шепер, Топове и Жей проживают православные албанцы, и в этих деревнях проживает несколько арумынских семей, тогда как в Хоштеве и Витуке арумынская община составляет значительное меньшинство деревень. [ 9 ] [ 7 ] Арумынские общины были частью местного населения Загори в 1880 году, в частности в деревнях Топове, Жей и Ллиаре. [ 10 ] В коммунистическую эпоху ряд арумынских семей поселились в некоторых деревнях Загори в рамках политики переселения Народной Республики Албания . [ 9 ]
Его жители практиковали эндогамию, заключая смешанные браки внутри своей группы, хотя иногда греки Погони женились на местной невесте и учили ее греческому языку . [ 11 ] Население Загори имеет диалектные и культурные особенности как лабанской, так и тоской албанских они также образуют уникальную единицу, которая традиционно не вступает в брак с людьми из соседней крахинской этнографики Луншерии подгрупп, хотя . [ 11 ]
Его население в основном говорит на албанском языке, традиционно с православным большинством. Он граничит с регионами Лункшерия на западе и Погони на юге. Исторически, с османских времен, когда он был частью Тепелены каза до 1920 года, Загория зависела от Тепелены , но в 1920 году она была подчинена Пермети , а затем с 1924 года и до наших дней она была подчинена Гирокастре . [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Само топоним «Загори», вероятно, происходит от славянского слова «Загоре», что означает «за горами». Название региона Загория также встречается в регионе Греции с одноименным значением (Ζαγόρια), а также в Болгарии (Загоре), где два поселения называются Стара Загора и Нова Загора . Это был смутно определенный средневековый регион на территории нынешней Болгарии . Это показывает, что этимология Загори в Албании происходит от времен Первого и Второго болгарских царств в Албании и от болгарского языка . Горы в этом регионе Албании, к которым относится название Загори, - это гора Арапи и горы Чаюпи. Впервые регион упоминается как Ζαγόρια на греческом языке (в староболгарском переводе он переводился как Загорїа).
История
[ редактировать ]Впервые этот регион был упомянут как Ζαγόρια на греческом языке (в староболгарском переводе он был переведен как Загорїа). Регион был назван во времена правления Первого Болгарского царства в Албании.
«Зеневии», вероятно, Зенебиши, упоминаются в 1304 году как одна из семей, которым предоставил привилегии анжуйский Филипп I, принц Таранто . [ 12 ] По словам Роберта Элси , семья происходила из региона Загория. [ 13 ] Гьон Зенебиши был одним из самых известных членов этой албанской дворянской семьи ; он родился в Загори. Между 1373 и 1414 годами он контролировал Гирокастру и ее окрестности. После того, как османы захватили регион Эпир , некоторые члены семьи бежали в Морею , в то время как другие члены занимали высокие посты в османской иерархии. Потомки Гьона Зенебиши продолжали спокойно жить в горах Загории и со временем ушли в историю. Гьон основал княжество Гирокастра (1373–1418), в которое входил Загори. Гьон Зенебиши был назначен себастократором или префектом Вагенетии близ Дельвины , а в 1386 году стал князем. Известные потомки Гьона и этой семьи включают его сыновей Топию Зенебиши и Хамзу Зенебиши , а также его внука Саймона Зенебиши .
В 1319–1414 годах регион был известен как «Великий Загори» и входил в состав Эпирского деспотата со столицей в Янине . [ 14 ] 1399 году грекоязычное население Великого Загори присоединилось к деспоту Эпира Исаву В в его походе против различных албанских соплеменников. [ 15 ]
Всего в 1431–1432 гг. насчитывалось 188 семей и 1600 жителей; к 1583 году это число выросло до 3300, причем только в Шепери, самой большой деревне, было 600 домов. [ 6 ] Рост населения в период с перерывами был обусловлен миграцией в Загорию из Колоньи , Лаберии , региона Сули в Греции и других областей. Прибывшие приехали, чтобы спастись от религиозных преследований, а также от преследований со стороны личных врагов или иностранных захватчиков. [ 6 ]
Население Загори также мигрировало в южную Италию в 16 веке, этих людей называют арбереше. Они основали деревню Загарисе ( албанский : Загари ). Это Арбереше деревня и коммуна в провинции Катандзаро в регионе Калабрия на юге Италии . Они назвали его в честь региона, из которого они родом.
В 17 веке в деревнях и монастырях региона были открыты греческие начальные школы. Местное греческое образование спонсировалось православными общинами и гильдиями православных мастеров. [ 16 ]
В эпоху обращения в ислам в 18 веке христианские албаноязычные районы, такие как регион Загори, решительно сопротивлялись этим усилиям, в частности деревни Конке и Шепер. [ 17 ] Христианство сохранилось в Загори благодаря вкладу различных выдающихся ученых, таких как греческий православный миссионер Софианос , который проповедовал в деревнях этого района в начале 18 века. [ 17 ]
В середине 19 века в Загории проживало 4300 жителей. Однако этот пик населения боролся с ограниченностью пространства Загории, относительной нехваткой природных ресурсов и такими трудностями, как нехватка хлеба. Эти факторы вызвали большую волну эмиграции из Загории. [ 6 ] В XVIII-XX веках 80 процентов мужчин Загории работали за границей. [ 6 ] (обычай, известный на юге Албании как курбет ). Первая крупная волна постоянной эмиграции произошла в начале 20-го века, когда Стамбул , Греция и Египет основными направлениями назначения были , а вскоре США и Канада стали более популярными в качестве направлений; эмиграция в другие части Албании также была обширной. [ 6 ] Сегодня во всем мире насчитывается около 18 000 человек, происходящих по отцовской линии от прослеживаемых предков из Загории. [ 6 ]
Во время Второй мировой войны Загория была базой албанских партизан в округе Гирокастра , на месте были созданы две партизанские бригады. В этом районе также прошли важные встречи среди партизанских лидеров. [ 6 ] В ходе войны в Загории было разрушено 323 дома, 220 из которых были восстановлены после победы партизан. [ 6 ]
В послевоенные годы в этом районе были построены новые школы, ирригационные сооружения, местная больница и родильный дом, а также культурный центр. К 1969 году все деревни были подключены к электросети. [ 6 ] Однако сегодня в этом районе по-прежнему отсутствуют многие важные услуги. [ 6 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Пеко Каджини , политик и мэр Тираны
- Вито Капо , политик
- Михал Кассо , член и председатель парламента Албании .
- Пирро Конди , политик, Политбюро кандидат в члены
- Кичо Нжела , албанский политик-коммунист.
- Анастас Нгела , албанский пилот первого класса, полковник ВВС Албании .
- Аристид Ручи , подписавший Декларацию независимости Албании в 1912 году.
- Плутон Васи, албанский кинорежиссер.
- Андон Зако Чаюпи , поэт и активист Албанского национального пробуждения
- Иоанн Зенебиши , правитель Гирокастры в начале 15 века.
- Топия Зенебиши (1379–1435) албанский дворянин .
- Симон Зенебиши ( фл. 1443–1461 ) албанский аристократ и вассал Неаполитанского королевства .
- Хамза Зенебиши ( фл. 1456–1460 ), албанский санджакбей из санджака Мезистре .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Закон № 115/2014» (PDF) (на албанском языке). п. 6371 . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда - Гирокастра, 2011 г.» (PDF) . ИНСТАТ . Проверено 25 сентября 2019 г.
- ^ «Природный парк Загория с продвинутым планом управления | Албанское телеграфное агентство» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «ЗА РАСШИРЕНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ЗАГОРИ» В ПРИРОДНЫЙ ПАРК» (PDF) (на албанском языке) . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Жиль де Рэппер (2005). «Лучше, чем у мусульман, но не так хорошо, как у греков. Эмиграция, которую испытали и представили албанские христиане Луншери». В: Рассел Кинг, Никола Май, Стефани Шванднер-Зиверс (ред.). «Новая албанская миграция» , Sussex Academic Press, стр. 173-194: «Таким образом, Луншери представляет собой «этнографический регион» ( krahinë etnografike ), окруженный другими, а именно Загори, Погоном, Дропуллом и Курвелешем».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Загорья, забытая и заброшенная среди гор» . Сегодня. 24 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Калливретакис, Леонидас (1995). « Греческая община Албании с точки зрения исторической географии и демографии ». Николакопулос, Илиас, Кулубис Теодорос А. и Танос М. Веремис (ред.). Греки Албании [Греки Албании] . Афинский университет. п. 51. «E греки, AH албанские православные христиане, AM албанские мусульмане, TS хамиды, B влахи, M смешанное население»? стр.56. "КОМУНА ЗАГОРИ/КОИНОТТА ЗАГОРИ (AX+B), ДОШНИЦА ДОСНИЦА 108 X, ЖЕЙ ЗЕЙ 219 X, ХОШТЕВЕ + ВИТУКИ ВИТУКИ 203 X, ЛЛИАР 93 X, КОНЦКА КОНЦИКА 116 X, ТОПОВА ТОПОВА 133 X, НИВАНИ НИВАНИ 130 AX, ШЕПЕРИ СЕПЕРИ 253 AX, НДЕРАНИ ДЕРАНИ 193 AX"
- ^ «Программа соседства Греция – Албания» . Архивировано из оригинала 27 марта 2012 г. Проверено 13 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Каль, Теде (1999). Этническая принадлежность и пространственное распространение арумын Юго-Восточной Европы . Мюнстерский университет: Институт географии Вестфальского Вильгельма. ISBN 3-9803935-7-7 . п. 133. Р. Ррамэн (Аромунен с именем собственным Ррамэн = Фаршеротен, Арванитовлахен)"; с. 146. "Хоштовэ-Виткук... высокая доля Р; Жеджи... какая-то семья Р; Ниван... какая-то семья Р; Ндеран... какая-то семья Р; Шепер... какая-то семья Р; Топовэ... какое-то семейство Р; Группы арумынского населения из гор юго-восточной Албании и Греции поселились в коммунистический период».
- ^ Кукудес, Астериос И. (2003). Влахи: метрополия и диаспора . Зитрос. п. 289. ИСБН 9789607760869 ,
В 1880 году Ламбридис приводит нам названия семнадцати деревень близ Пермета и в районе Загории, населенных арванитовлахами: Топове, Илиар, Жежи, Малешове, Мбреждан, Грабово, Аргове, Бухал, Липе, Лезе, Баделонье, Гжинкар, Бодар, Кутал, Косине, Хотове и Лупке.
- ^ Jump up to: а б Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1967). Эпир: география, древние руины, история и топография Эпира и прилегающих территорий . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 29. ISBN 9780198142539 . «Загорье имеет те же характеристики: десять деревень простираются от Дошницы до Шепра; группа эндогамна и не вступает в брак с жителями Ллункшерии. Народ Загорья имеет некоторые черты лиапов и некоторых тосков в своем диалекте и обычаях. , но образуют «собственную особую единицу»... Погониаты обычно женятся только внутри своей группы, но иногда невесту можно взять из Загорье, и ее учат греческому языку».
- ^ Виннифрит, Том (2002). Бесплодные земли, пограничные земли: история Северного Эпира/Южной Албании . Дакворт. ISBN 978-0-7156-3201-7 .
- ^ Элси, Роберт (2013). Биографический словарь истории Албании . Академик Блумсбери. ISBN 978-1-78076-431-3 .
- ^ Маранде, Мари-Клод (2017). Город и равнинная местность (на французском языке). Издательство Перпиньянского университета. п. 175. ИСБН 9782354122881 .
Карточка 8
- ^ Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1976). Миграции и вторжения в Грецию и прилегающие территории . Нойес Пресс. п. 61. ИСБН 9780815550471 .
Там греческим очагом сопротивления, который сохранял греческий язык даже тогда, когда его правителем был серб или итальянец, было плато Янина и его внутренние районы ... Когда Исау, итальянский правитель Янины, перешел в наступление в 1399 году, он уже одержал победу над мазаракиями (албанцами) и малакасаями (возможно, говорящими на валахском языке), и он набрал греков, очевидно, из Загори, Папинго (выше Коница), и «Друинополис с Аргирокастро и великой Загорией» (вероятно, высокогорная страна к северо-западу от Аргирокастро, часть которой до сих пор называется Загорьем).
- ^ Ставро, Скенди (1982). «Система Миллета и ее вклад в размытие православной национальной идентичности в Албании» . Христиане и евреи в Османской империи: функционирование множественного общества (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк [ua]: Холмс и Мейер: 246. ISBN. 9780841905191 .
Греческие начальные школы состояли ... из православных мастеров.
- ^ Jump up to: а б Герогиорги, София (2002). «Эпиграфические свидетельства в реликварии из Северного Эпира» . Бюллетень Христианского археологического общества . 23:79 . «Особое впечатление производит сильное сопротивление, оказанное некоторыми регионами интенсивной волне исламизации в XVIII веке, как, например, районы Загория (куда входят Конска и Сепери), Риза (куда входят Хормово и Премети). включены) и Линцурии, хотя она была населена албаноязычными христианами ... учила слову Божьему на деревни Загории"