Умар аль-Акта
Умар аль-Акта | |
---|---|
Эмир Малатьи | |
Царствование | 830–863 гг. |
Умер | 3 сентября 863 г. Порсон |
Религия | ислам |
Умар ибн Абдаллах ибн Марван [ 1 ] или Амр ибн Убайдаллах ибн Марван , [ 2 ] по прозвищу аль-Актах ( араб . الأقطع , букв. «однорукий»; , monocherares ) по-гречески) и встречается как Амер или Амброс ( Ἄμερ или Ἄμβρος в византийских источниках, [ 1 ] был полунезависимым арабским эмиром Малатьи (Мелитены) с 830- х годов до своей смерти в битве при Лалакаоне 3 сентября 863 года. В это время он представлял собой одну из величайших угроз Византийской империи на ее восточной границе. [ 3 ] и стал заметной фигурой в более поздней арабской и турецкой эпической литературе.
Биография
[ редактировать ]Умар принадлежал к племени Бану Сулайм , которое обосновалось в западной Джазире во времена мусульманских завоеваний и играло важную роль в делах Малатьи и приграничной зоны Джазирана ( тугур ) с Византийской империей , а также на кавказской границе. с хазарами . [ 4 ] Его отец, Абдалла или Убайдалла, малоизвестен, за исключением того, что он также был эмиром Малатьи, и это ок. В 810 г. он сдал византийцам крепость Камачу, чтобы добиться освобождения своего сына, находившегося в плену. [ 5 ]
Сам Умар, вероятно, стал эмиром Малатьи в 830-х годах. [ 1 ] и впервые появляется в 838 году, в кампании Амориума халифа аль-Мутасима (годы правления 833–842). Кампания была развязана в ответ на крупномасштабный набег византийского императора Феофила (годы правления 829–842) на арабские приграничные эмираты, включая Малатью, территория которой была опустошена и обезлюдела. [ 6 ] Во время кампании Амориума Умар вместе со своими людьми принял участие в великой победе арабов над самим Феофилом в битве при Дазимоне в июле 838 года. [ 1 ] [ 6 ] В 840-х годах он предоставил убежище уцелевшим членам павликиан , бежавшим от преследований в Византии, и выделил им территорию вокруг крепостей Тефрике , Амары и Аргауна . Лидер павликиан Карбеас превратил это место в отдельное княжество павликиан , вступив в союз с Умаром и совершая частые экспедиции против Византии, либо совместно с Умаром, либо независимо. [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] В 844 году силы Омара участвовали в крупном набеге, который нанес тяжелое поражение армии во главе с главным министром Византии Феоктистосом в битве при Мавропотамосе . В конце 840-х годов он также участвовал в войне против соседнего армянского господина по имени Склер , которого он наконец победил после длительного и кровавого конфликта. [ 1 ] [ 8 ]

Сообщается, что в 850-х годах Омар разгромил экспедицию во главе с византийским императором Михаилом III (годы правления 842–867) против Самосаты и совершил ряд успешных набегов на Византию. Один из них пронесся через фемы Фракесиона Опсикиона и базы и добрался до великой византийской военной Малагины в Вифинии . [ 1 ] Однако он не смог остановить карательную экспедицию, начатую в 856 году Петронасом против Мелитены и Тефрике, которая совершила набег до самой Амиды , взяв множество пленных, прежде чем вернуться домой. [ 9 ]
В 860 году вместе с Карбеасом Омар совершил крупный набег на Анатолию , который достиг черноморского порта Синопа и вернулся с более чем 12 000 голов захваченного скота. [ 9 ] [ 10 ] Три года спустя он был частью крупных сил Аббасидов, которые вторглись в Анатолию через Киликийские ворота . Отколовшись от основных сил и отбив византийскую армию под командованием императора Михаила III у Мардж аль-Ускуфа («Епископский луг») в Каппадокии , Умар со своими людьми направился на север, чтобы разграбить портовый город Амисос . Однако по возвращении он был окружен византийцами и убит в битве при Лалакаоне 3 сентября 863 года. Только часть его армии спаслась под командованием его сына, но затем была разбита и захвачена командующим округом Харсианон . [ 1 ] [ 3 ] [ 11 ] [ 12 ] По словам ат-Табари , когда новости о смерти Умара, а также о смерти другого знаменитого лидера, Али ибн Яхьи аль-Армани , достигли Ирака, они спровоцировали беспорядки среди населения Багдада , Самарры и других городов, недовольных Аббасидов . Воспринимаемая некомпетентность правительства [ 13 ]
Действительно, смерть Умара ознаменовала конец Малатьи как военной угрозы Византии, хотя сам город оставался в руках мусульман еще 70 лет. Самому Умару наследовали его сын Абу Абдаллах и внук Абу Хафс , которые были вынуждены сдать город византийскому генералу Иоанну Куркуасу в 934 году. [ 1 ] [ 6 ] [ 14 ]
Культурное наследие
[ редактировать ]Как и многие другие герои арабо-византийских войн, Омар фигурирует как в арабских, так и в византийских легендах. В арабском эпическом романе « Сказание о Делемме и аль-Баттале » ( Sīrat Ḏāt al-Himma wa-l-Baṭhal ) он является главной фигурой, хотя его роль принижается, и его часто изображают почти злодеем из-за из-за предвзятости сказки в пользу соперников Бану Сулайм, Бану Килаб , которые составляют большинство героических персонажей. [ 15 ] Традиции об Умаре, по-видимому, также повлияли на цикл рассказов об Умаре ибн ан-Нумане и его сыновьях, который был включен в « Тысячу и одну ночь» , в то время как сам Умар фигурирует в более поздней турецкой эпической литературе, сосредоточенной вокруг героической фигуры Баттала Гази ( вдохновлен реальным Омейядов генералом Абдаллой аль-Батталом ), который также является одним из главных героев Делхеммы . [ 16 ] [ 17 ]
В византийской литературе Омар рассматривается современными учеными как вероятный прототип эмира Амброна, деда одноименного героя эпической поэмы « Дигенес Акритас» . [ 5 ] [ 18 ] тогда как греческий ученый Г. Велодис предположил его как происхождение одноименного героя «Песни об Армурисе» . Немецкий ученый Ханс-Георг Бек считает эту идентификацию маловероятной, но указывает на ссылку на «короткорукого» арабского лидера в том же рассказе, что может отражать народную традицию, основанную на Умаре. [ 19 ] Наконец, ученый X века аль-Масуди сообщает ( «Золотые луга» , VIII, 74–75), что Умар был среди «прославленных мусульман», чьи портреты выставлялись в византийских церквях в знак признания их доблести. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час PmbZ , 'Умар ибн 'Абдаллах ибн Марван аль-Акта' (№ 8552/корр.).
- ^ Канард 1961 , стр. 170–171.
- ^ Jump up to: а б с Холлингсворт 1991 , стр. 2139–2140.
- ^ Дак 1961 , стр. 159, 171.
- ^ Jump up to: а б с Канард 1961 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б с д Хонигманн 1987 , с. 193.
- ^ Тредголд 1997 , стр. 448, 451.
- ^ Тредголд 1997 , с. 447.
- ^ Jump up to: а б Тредголд 1997 , с. 451.
- ^ Уиттоу 1996 , с. 310.
- ^ Уиттоу 1996 , с. 311.
- ^ Тредголд 1997 , с. 452.
- ^ Салиба 1985 , стр. 9–11.
- ^ Уиттоу 1996 , стр. 311, 317.
- ^ Дак 1961 , стр. 169–171.
- ^ Дак 1961 , стр. 167–169.
- ^ Дедес 1996 , стр. 3–16.
- ^ Бек 1971 , стр. 73–75.
- ^ Бек 1971 , стр. 54–55.
Источники
[ редактировать ]- Бек, Ханс Георг (1971). История византийской народной литературы (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-01420-8 .
- Дак, Мариус (1961). «Главные герои арабского рыцарского романа Хат аль-Химма ва-ль-Батталь». Арабика (на французском языке). 8 (2): 158–173. дои : 10.1163/157005861X00377 . ISSN 0570-5398 . JSTOR 4055170 .
- Дедес, Георгиос (1996). «Боевое имя», эпическая чудесная сказка на османско-турецкой границе: введение, турецкая транскрипция, английский перевод и комментарии (PDF) . Источники восточных языков и литератур. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет, факультет ближневосточных языков и литературы.
- Холлингсворт, Пол А. (1991). « Умар». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 2139–2140. ISBN 0-19-504652-8 .
- Хонигманн, Э. (1987). «Малатея» . В Хоутсме, Мартин Теодор (ред.). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936, том V: L – Moriscos . Лейден: БРИЛЛ. стр. 192–197. ISBN 978-90-04-08265-6 .
- Лили, Ральф-Йоханнес ; Людвиг, Клаудия; Пратч, Томас; Зильке, Беате (2013). Просопография средневизантийского периода онлайн. Берлин-Бранденбургская академия наук. Создано на основе предварительной работы Ф. Винкельмана (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер.
- Салиба, Джордж , изд. (1985). История ат-Табари, том XXXV: Кризис халифата Аббасидов: Халифаты аль-Мустаина и аль-Мутаза, 862–869 гг. Н.э./248–255 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-883-7 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Уиттоу, Марк (1996). Создание Византии, 600–1025 гг . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20496-6 .