Карбеас
Карбеас ( греч . Καρβεας ), также Карбайас ( Καρβαίας ), [ 1 ] был вождем павликиан , который после антипавликианских погромов 843 года оставил службу в византийской армии и перешел на сторону арабов. С помощью эмира Мелитены Умара аль-Акты он основал павликианское княжество Тефрике , которым правил до своей смерти в 863 году. В этот период он вместе с Умаром участвовал в нескольких набегах на Византийскую империю .
Жизнь
[ редактировать ]Карбеас принадлежал к семье павликиан и вступил в византийскую армию , дослужившись до должности протомандатора (старшего штабного офицера) при Феодотосе Мелиссене , стратеге (военном губернаторе) Анатолийской фемы . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

В течение первых десятилетий 9-го века павликиане прочно утвердились как многочисленная и воинственная община по всей Малой Азии , но византийское государство считало их еретиками и, следовательно, подвергалось периодическим преследованиям. Под руководством своего духовного и военного главы Сергия-Тихика они устроили ряд восстаний против Византии из своих различных опорных пунктов по всей Малой Азии, время от времени сотрудничая с арабами . [ 4 ] В результате византийская императрица-регентша Феодора в 843 г. устроила общеимперский погром против павликиан, в ходе которого якобы погибло до 100 000 павликиан. Среди жертв был отец Карбеаса, которого посадили на кол после того, как он отказался отречься от своей веры. Следовательно, имея около 5000 последователей, Карбеас бежал в арабский эмират Мелитена . [ 5 ] [ 2 ] [ 6 ] Однако возможно, что Карбеас и его единоверцы бежали на арабскую территорию еще до погрома, во время правления мужа Феодоры Теофила ( годы правления 829–842 ). [ 7 ]

С помощью эмира Мелитены Умара аль-Акты Карбеас основал независимое павликианское государство с центром в Тефрике на Верхнем Евфрате , в которое также входили недавно основанные города Амара и Аргаус. Оттуда он регулярно участвовал в набегах арабских приграничных эмиратов на Византийскую Малую Азию. [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] По мнению патриарха Фотия , Карбеас был лишь военачальником павликийской общины, и никакого преемника Сергия на посту духовного главы не было назначено. [ 10 ] Действительно, Фотий пишет, что, хотя Карбеас был способен и одарён убедительной речью, он был совершенно лишен моральных угрызений совести и что он боролся не столько за свою веру, сколько за славу. [ 1 ] Согласно версии о мученической смерти 42 мучеников Амориума , в 845 году он Аббасидского халифата находился в столице Самарре . вместе с несколькими своими людьми [ 1 ] В 859 году вместе с Умаром он добился крупного успеха в отражении нападения Византии на Самосату под предводительством императора Михаила III (годы правления 842–867) и его дяди Барды лично, взяв множество пленников, некоторых из которых ему удалось убедить присоединяйся к нему. [ 1 ] Он умер в 863 году либо естественной смертью, либо от рук византийцев в битве при Лалакаоне . [ 2 ] [ 11 ] и ему наследовал его племянник Хрисохиир . [ 12 ]
Культурное влияние
[ редактировать ]Карбеас был предложен в качестве вдохновителя Кароеса (Καρώης), мусульманского дяди отца Дигенеса Акритаса , одноименного героя самой известной из акритских песен . Подобным же образом Хризохеир встречается и в фигуре деда Дигена, Хризохера. [ 13 ] [ 14 ] В отчете X века об аль-Масуди ( «Золотые луга» , VIII, 74–75) он считается мусульманином и причисляет его к числу выдающихся мусульман, чьи портреты выставлялись в византийских церквях в знак признания их доблести. [ 13 ] Кроме того, Мариус Канард предложил его в качестве архетипа Яниса в популярном раннем Аббасидов « арабском эпосе Дельхемма» . [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Лили и др. 2000 , стр. 455–456.
- ^ Jump up to: а б с Kazhdan 1991 , p. 1107.
- ^ Нерсесян 1987 , с. 79.
- ^ Нерсесян 1987 , стр. 52–53.
- ^ Лили и др. 2000 , стр. 455–456.
- ^ Jump up to: а б Нерсесян 1987 , с. 53.
- ^ Васильев 1935 , с. 229–231.
- ^ Васильев 1935 , с. 231–232.
- ^ Уиттоу 1996 , стр. 310–311.
- ^ Нерсесян 1987 , стр. 23–24.
- ^ Уиттоу 1996 , с. 311.
- ^ Kazhdan 1991 , p. 452.
- ^ Jump up to: а б Васильев 1935 , с. 231 (Примечание №1).
- ^ Битон и Рикс 1993 , стр. 35, 42.
- ^ Канард 1965 , с. 237.
Источники
[ редактировать ]- Битон, Родерик; Рикс, Дэвид (1993). Дигенес Акритес: новые подходы к византийской героической поэзии . Олдершот: Вариорум . ISBN 978-0-86078-395-4 .
- Канард, Мариус (1965). «Духу 'л-Химма» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 233–239. OCLC 495469475 .
- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Лили, Ральф-Йоханнес ; Людвиг, Клаудия; Пратч, Томас; Зильке, Беате (2000). «Карбеас (#3625)» . Просопография средневизантийского периода: 1-й раздел (641–867), том 2: Георгиос (№ 2183) - Леон (№ 4270) (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер. стр. 455–456. ISBN 978-3-11-016672-9 .
- Нерсесян, Вреж (1987). Тондракское движение: религиозные движения в Армянской церкви с четвертого по десятый века . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 978-0-900707-92-6 .
- Васильев, Александр Алексеевич (1935). Византия и арабы, Том I: Династия Амориум (820–867) . Corpus Bruxellense Historiae Byzantinae (на французском языке). Французский редактор: Анри Грегуар , Мариус Канар . Брюссель: Издания Института восточной филологии и истории. OCLC 181731396 .
- Уиттоу, Марк (1996). Создание Византии, 600–1025 гг . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20496-6 .