Могила Ахмада Санджара
Могила Ахмада Санджара | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Год освящен | 1157 |
Статус | восстановлен |
Расположение | |
Расположение | Мерв , Туркменистан |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Мухаммад ибн Азиз из Сараха |
Технические характеристики | |
Ширина | 17 м |
Высота (макс.) | 27 м |
Могила Ахмада Санджара — мавзолей в честь Ахмада Санджара , сельджукского правителя Хорасана . Он был построен в 1157 году в средневековом городе Мерве в пустыне Каракумы в Туркменистане . [1] За время своего правления Санджар отразил несколько вторжений и восстаний, пока, наконец, не потерпел поражение от огузов . [2] После разграбления огузов Мерв отказался, и в 1221 году на него напали монголы и сожгли мавзолей. [3] Позже он был восстановлен советскими , туркменскими и турецкими архитекторами в 20 и 21 веках. Могила является частью Государственного историко-культурного парка «Древний Мерв», ЮНЕСКО объекта Всемирного наследия . [4]
Гробница была построена преемником Санджара Мухаммадом ибн Азизом на Шелковом пути . Он имеет форму куба с куполом наверху, высота которого составляет 27 метров. Высота стен 14 метров, а ширина всего купола 17 на 17 метров. [5] Несмотря на реставрацию, в гробнице по-прежнему отсутствуют такие особенности, как второй этаж, покрытый бирюзой внешний купол и окружающие здания комплекса. Несмотря на то, что гробница находится в руинах, она является одним из немногих сохранившихся примеров светской погребальной архитектуры сельджуков. Его приземистые пропорции и шестиугольное окружение внешнего купола повлияли на более поздние произведения архитектуры. [6]
Ахмад Санджар и его правление
[ редактировать ]Правитель сельджуков Абу'л-Харит Ахмад Санджар ибн Малик-Шах, или Ахмад Санджар (род. 1085 – ум. 1157), правил 40 лет и правил восточной Персией в Мерве (ныне на территории современного Туркменистана). . [1] После войн за престолонаследие Санджар взошел на трон в возрасте 10 или 12 лет, выдвинутый и назначенный своим сводным братом Берк-Яруком. [7] В начале своего правления он победил несколько восстаний и вторжений, таких как восстания Газневидов в 1097 году и туркмен в 1098 году. [8] Однако свое первое поражение он потерпел при Катване в 1141 году против Кара-Кхая , также известного как Западная империя Ляо. [2]
Однако до конца своего правления в течение следующих двенадцати лет Санджар продолжал подавлять конфликты со своими соперниками, такими как губернатор Хорезма в 1141 году и вассальный правитель провинции Гур в 1152 году. Некоторые историки предполагают, что эти люди сделали ошибка заключалась в том, что он думал, что он был ослаблен поражением в Катване. [2] Средневековые источники описывают его правление как период процветания. [9] В 1153 году Санжар был захвачен огузами и бежал в 1156 году. Во время его плена тюркмены совершали набеги и грабили провинцию. [2] Мерв так и не оправился от этого нападения. Огузы напали на здания улемов и даже убили многих ученых, нанеся серьезный вред интеллектуальной и религиозной элите. Из-за этого грабежа Санджару стало слишком трудно восстановить свое общество. [10]
Монгольские нашествия
[ редактировать ]В 1221 году монголы под предводительством Толуя напали на Мерв , который сдался после семидневной осады. [11] После сдачи города монголы вырезали жителей города и поработили около четырехсот ремесленников и несколько детей. [12] Арабский историк Али ибн аль-Асир утверждает, что во время разграбления Мерва монголами было убито 700 000 человек. Монголы сожгли большинство зданий города, в том числе могилу Ахмада Санджара. По словам ибн аль-Асира, монголы «подожгли город и сожгли мавзолей султана Санджара, раскопав его могилу в поисках драгоценных предметов». [13] Пожар нанес значительный ущерб конструкции, разрушив большую часть внешней кирпичной кладки мавзолея и обрушив внешний купол здания. [14] В период после монгольского нашествия Мерв оставался сильно обезлюдевшим, а гробница еще больше пришла в упадок из-за столетий забвения. [14]
Более поздняя история
[ редактировать ]В отчете, сделанном в 1879-81 годах, гробница описывается как стоящая в центре Чахар Бага , окруженная небольшими гробницами и могилами. [15] Первые фотографии мавзолея были сделаны В. А. Жуковским в 1896 г. и Э. Коном Винером в 1926 г. На этих фотографиях запечатлен обрушившийся купол сооружения и сильно поврежденные галереи. Советский архитектор Н. М. Бачинский выполнил первый структурный анализ здания во время реставрации 1937 года. В ходе проекта реставрации также был обнаружен фундамент большой мечети, примыкающей к гробнице. Дальнейшие реставрационные работы были предприняты советским правительством в 1950-х годах. [4]
В 1980-х и 1990-х годах в западную дверь и входную зону гробницы были внесены значительные изменения. Дверь была обложена новым кирпичом, были построены ступени, ведущие к входу, и построен мощеный и обнесенный стеной двор. [4] Реставрация, завершенная в конце 1980-х годов, подверглась критике, поскольку в ходе нее была удалена или закрыта большая часть оригинальной кирпичной кладки мавзолея в пользу предположительной реконструкции. [16] В 1996 году к куполу мавзолея было пристроено цементное перекрытие. [4] В ходе раскопок, проведенных в 1996 году, рядом с могилой были обнаружены базар и караван-сарай. [17] В 1999 году ЮНЕСКО объявила памятники древнего Мерва, в том числе могилу Ахмада Санджара, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. С апреля 2002 г. по май 2004 г. при содействии правительства Турции был проведен капитальный ремонт. Проект, финансируемый Турцией, был рассмотрен и одобрен ЮНЕСКО и стремился соответствовать оригинальному дизайну сооружения. [18]
Архитектура
[ редактировать ]Мавзолей имел высоту 27 метров и ширину 17 на 17 метров. Стены были высотой 14 метров и не имели никаких серьезных украшений. [19] Раньше это была одна из величайших гробниц сельджуков с грандиозной галереей и двойным куполом. [20] внутренний купол из синего глазурованного кирпича [21] с барабаном, укрепленным в четырех точках. [22] Мавзолей Санджара был частью более крупного комплекса, состоящего из мечети и дворца. [19] и располагался в обширном дворе. [16]
Стоящее одиноко среди руин города Мерв в Туркменистане, на краю пустыни Каракумы, здание расположено намного ниже, чем большинство других куполообразных сооружений, построенных в то время. [23] Это был второй проект, спонсируемый султаном, ранее заказавшим строительство огромной плотины на реке Мургаб . [24] Сооружение было построено на Шелковом пути, и оно было построено Мухаммадом ибн Азизом. [25] Первоначально гробница была соединена с более крупным комплексом зданий, включая мечеть, дворец и другие вспомогательные постройки. [23]
Верхний этаж, состоящий из приземистого куба, увенчанного большим круглым куполом, окружен башенками, которые со временем пришли в негодность. [26] Интерьер имеет гораздо большее значение, чем экстерьер. Здание построено из нескольких различных строительных материалов, включая терракоту, штукатурку, лепнину и кирпич. Здание несколько раз реставрировалось, но во многом утратило свою первоначальную структурную целостность, особенно второй этаж. Среди недостающих элементов - бывший купол, покрытый бирюзовой плиткой, который в расцвете сил можно было увидеть за многие мили.
Влияние
[ редактировать ]Большая часть светской погребальной архитектуры не пережила период сельджуков, однако гробница Ахмада Санджара осталась нетронутой и оказала влияние на будущие купольные постройки. [27] Сельджукский стиль гробницы Ахмада Санджара с двойным куполом оказал длительное влияние на купольную архитектуру Ильханидов , Тимуридов и Сефевидов . последующих периодов [28] Гробница Ахмада Санджара отклонилась от традиционных погребальных башен сельджуков того времени, перейдя «в сторону скваттерских пропорций с новым акцентом на внутреннее пространство». [29] Об этом влиянии, которое реализовалось в более позднем строительстве, основанном на монументализации внутренних пространств, свидетельствуют более поздние здания, такие как восьмиугольный квадратный Купол Солтании . [30] Гробница является первым известным в истории примером сочетания мечети и мавзолея, и эта архитектурная комбинация впоследствии получила широкое распространение в традициях исламских зданий и комплексов. [31] О влиянии мавзолея Ахмада Санджара свидетельствуют многочисленные архитектурные дополнения к мечети Джаме в Исфахане , включая два ее купола. Архитектор мечети Джаме с квадратным куполом на северо-востоке Исфахана «использовал эти стандартные формы для создания произведения искусства», в то время как южный купол имитировал использование шестиугольника, окружающего внешний купол, в гробнице Ахмада Санджара. [6] Аналогичным образом, внутренние ребра жесткости, применяемые в мавзолее Султания в Каире, демонстрируют влияние строительных технологий Сельджуков. [32] Когда правитель Ильханидов Газан Хан посетил Мерв и стал свидетелем гробницы Ахмада Санджара, он был настолько поражен, что стремился одновременно процитировать и превзойти гробницу Ахмада Санджара, построив свой собственный погребальный комплекс в Шамбе. [33] Другая исламская погребальная архитектура, на которую повлиял сельджукский стиль гробницы Ахмада Санджара, включает такие примеры, как мавзолей Султана Бахта Аки , мечеть Мир-Чакмак и медресе Султани . [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сондерс, Джон Джозеф (1971). История монгольских завоеваний . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 39. ИСБН 978-0812217667 .
- ^ Jump up to: а б с д Тор, генеральный директор (2018). «Затмение Хорасана в двенадцатом веке» . Бюллетень СОАС . 81 (2): 267. дои : 10.1017/S0041977X18000484 . S2CID 133674536 – через Cambridge Core.
- ^ Бойл, Джон (сентябрь 1963 г.). «Вторжение монголов в Восточную Персию, 1220–1223». История сегодня . 13 :618 – через Гентеса. ISSN 0018-2753
- ^ Jump up to: а б с д Бюро ЮНЕСКО в Ташкенте и Джорджина Херрманн. «Археологический парк «Древний Мерв» Туркменистан», ЮНЕСКО , 1998, с. 51–52 https://whc.unesco.org/uploads/nominations/886.pdf
- ^ Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс, Мэрилин. Исламское искусство и архитектура 650-1250 гг. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 146 ISBN 9780300088694
- ^ Jump up to: а б Гай, Дэвид; Хилленбранд, Роберт (2001). «Мавзолеи в Мерве и Дехистане». Иран: Журнал Британского института персидских исследований. 39 5. https://www.jstor.org/stable/4300597
- ^ Фишер, Уильям Бейн (1968). Кембриджская история Ирана, том 5: Салджукский и монгольский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 135. ИСБН 978-0521069366 .
- ^ Фишер, Кембриджская история Ирана, 136 .
- ^ Тор, «Затмение Хорасана в двенадцатом веке», 262.
- ^ Тор, «Затмение Хорасана в двенадцатом веке», 269–272.
- ^ Сондерс, История монгольских завоеваний, 60.
- ^ Бойл, Джон (1963). «Вторжение монголов в Восточную Персию, 1220–1223». История сегодня . 13 :618 – через Гентеса.
- ^ Ибн аль-Асир Али. Хроники Ибн аль-Асира периода крестовых походов от Аль-Камиля Фил-Тариха. Часть 3: Годы 589–629/1193–1231: Айюбиды после Саладина и монгольская угроза. пер. Д.С. Ричардс, 2010, с. 226.
- ^ Jump up to: а б «Мавзолей Султана Санджара, Мерв, Туркменистан», «Азиатская архитектура » , по состоянию на 8 декабря 2020 г., https://www.orientalarchitecture.com/sid/1320/turkmenistan/merv/sultan-sanjar-mausoleum .
- ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2008). Исламские сады и пейзажи . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 195. ИСБН 978-0812240252 .
- ^ Jump up to: а б Гай и Хилленбранд, «Мавзолеи в Мерве и Дехистане», 53–54.
- ^ «Могила султана Санджара», муниципалитет Сельчуклу , по состоянию на 8 декабря 2020 г., http://www.selcuklumirasi.com/architecture-detail/tomb-of-sultan-sanjar .
- ^ «Реставрация гробницы Султана Санджара – Марв / Туркменистан», 26 мая 2020 г., https://www.gentes.com.tr/en/projeler/sultan-sancar-tomb-restoration-marv-turkmenistan/
- ^ Jump up to: а б Эттингхаузен и др., Исламское искусство и архитектура 650-1250 , 146.
- ^ О'Кейн, Бернард (1997). Арабские и исламские исследования: в честь Марсдена Джонса . Карио: Издательство Каирского университета. п. 5. ISBN 978-9774244025 .
- ^ Хилленбранд, Роберт (1994). Исламская архитектура: форма, функция и значение . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 283, 294. ISBN. 978-0748613793 .
- ^ Кресвелл, KAC (1913). «Происхождение персидского двойного купола» . Журнал Burlington для ценителей . 24:94 . https://www.jstor.org/stable/859524 .
- ^ Jump up to: а б Кноблох, Эдгар (2001). Памятники Средней Азии . Нью-Йорк: ИБ Таурис. п. 138.
- ^ Кноблох, Памятники Средней Азии, 137.
- ^ Хилленбранд, Исламская архитектура, 290.
- ^ Хилленбранд, Исламская архитектура , 295.
- ^ Хилленбранд, Исламская архитектура, 278.
- ^ Ашкан, Марьям; Ахмад, Ямая (2009). «Персидские купола: история, морфология и типологии». Archnet-IJAR: Международный журнал архитектурных исследований : 3. ISBN 978-3-0348-0507-0
- ^ Мичелл, Джордж (1995). Архитектура исламского мира . Лондон: Thames and Hudson, Ltd., с. 261. ИСБН 978-0500278475 .
- ^ Хилленбранд, Исламская архитектура , 283.
- ^ Эттингхаузен и др., Исламское искусство и архитектура, 270.
- ^ Jump up to: а б Ашкан и Ахмад, Персидские купола , 103
- ^ Blessing, Patricia (December 2018). "Architecture, Scale, and Empire: Monuments in Anatolia between Mamluk and Ilkhanid Aspirations" . Вопросы всеобщей истории архитектуры [Questions of the History of World Architecture, Moscow] . 11 : 118 – via Researchgate.
Источники
[ редактировать ]- Ашкан, Марьям и Ахмад, Яхая. «Значение конических и многогранных куполов в Персии и прилегающих территориях: морфология, типологии и геометрические характеристики». Журнал Nexus Network 14, вып. 2, (2012): 275-289. https://doi.org/10.26687
- Бейн Фишер, Уильям и др. Кембриджская история Ирана, том 5: Салджукский и монгольский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1968. ISBN 978-0521069366 .
- Blessing, Patricia. “Architecture, Scale, and Empire: Monuments in Anatolia between Mamluk and Ilkhanid Aspirations,” Вопросы всеобщей истории архитектуры [Questions of the History of World Architecture, Moscow] 11, no. 2. (December 2018): http://dx.doi.org/10.25995/NIITIAG.2019.11.2.007
- Бойл, Джон. «Монгольское вторжение в Восточную Персию, 1220–1223 гг.». История сегодня, 13, вып. 9 (сентябрь 1963 г.): 614–623. ISSN 0018-2753
- Кресвелл, KAC (1913). «Происхождение персидского двойного купола». Журнал Burlington для ценителей . 24:94 . https://www.jstor.org/stable/859524 .
- Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс, Мэрилин. Исламское искусство и архитектура 650-1250 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2001.
- Гай, Дэвид; Хилленбранд, Роберт. «Мавзолеи в Мерве и Дехистане». Иран: Журнал Британского института персидских исследований. 39 (январь 2001 г.): 53–54. https://www.jstor.org/stable/4300597
- Хилленбранд, Роберт. Исламская архитектура . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1999. ISBN 978-0748613793
- Ибн аль-Асир Али. Хроники Ибн аль-Асира периода крестовых походов от Аль-Камиля Фил-Тариха. Часть 3: Годы 589–629/1193–1231: Айюбиды после Саладина и монгольская угроза. пер. Д.С. Ричардс, 2010, с. 226.
- Кноблох, Эдгар. Памятники Средней Азии . Нью-Йорк: ИБ Таурис, 2001.
- Мичелл, Джордж. Архитектура исламского мира . Лондон: Thames and Hudson Ltd., 1995. ISBN 978-0500278475
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд. Исламские сады и пейзажи. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 2008. ISBN 978-0812240252 .
- Сондерс, Джон Джозеф. История монгольских завоеваний . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 1971. ISBN 978-0812217667
- Муниципалитет Сельджуклу, «Могила султана Санджара», по состоянию на 8 декабря 2020 г., http://www.selcuklumirasi.com/architecture-detail/tomb-of-sultan-sanjar
- «Восстановление гробницы Султана Санджара – Марв / Туркменистан», 26 мая 2020 г. По состоянию на 8 декабря 2020 г. https://www.gentes.com.tr/en/projeler/sultan-sancar-tomb-restoration-marv-turkmenistan/
- «Мавзолей Султана Санджара, Мерв, Туркменистан». Азиатская архитектура . По состоянию на 8 декабря 2020 г. https://www.orientalarchitecture.com/sid/1320/turkmenistan/merv/sultan-sanjar-mausoleum .
- Тор, Д.Г. «Затмение Хорасана в двенадцатом веке». Бюллетень СОАС, 81, 2 (2018), 251-276. http://dx.doi.org/10.1017/S0041977X18000484
- Бюро ЮНЕСКО в Ташкенте и Джорджина Херрманн. Археологический парк «Древний Мерв» Туркменистан , ЮНЕСКО, 1998. https://whc.unesco.org/uploads/nominations/886.pdf.
37 ° 39'51 ″ с.ш. 62 ° 09'49 ″ в.д. / 37,6643 ° с.ш. 62,1637 ° в.д.