Храм Огня Йезда
Храм Огня Йезд (آتشکده یزد, Ātaškade-ye Yazd ), также известный как Йезд Аташ Бехрам ( персидский : آتش بهرام یزد, Ātaš Bahrām-e Yazd ), — зороастрийский храм огня в Йезде , провинция Йезд , Иран . В нем хранится Аташ Бахрам , что означает «Победоносный огонь», датированный 470 годом нашей эры. Это один из девяти Аташ-Бахрамов, единственный из самых высокоуровневых костров в Иране, где зороастрийцы исповедуют свою религию с 400 г. до н. э.; остальные восемь Аташ Бахрамов находятся в Индии . [1] [2] По словам Ага Рустама Ноширавана Беливани из Шарифабада , Анджуман-и Насири (избранные зороастрийские чиновники) открыли Йезд Аташ Бехрам в 1960-х годах для посетителей-незороастрийцев.
Почитание огня уходит корнями в древнюю практику постоянного поддержания горящего огня в очаге, особенно во время очень холодных зим, столь характерных для степей Центральной Азии, когда ранние индоевропейские народы вели кочевой образ жизни, в котором огонь был источник тепла, света и уюта. Со временем иранцы стали называть огонь Атас Язата («огненное божество»), награждая его подношениями в обмен на постоянную помощь. Церемония, сопровождающая чтение Ясны Хаптангаити, по-видимому, возникла в дозороастрийские времена, когда священники совершали возлияния огню и воде. [3]
Фон
[ редактировать ]Храм расположен в Йезде , [ нужна ссылка ] к востоку от Шираза , в пустынной провинции Йезда , где зороастрийцы исповедуют свою религию примерно с 400 г. до н.э. [4] Он расположен на проспекте Аятуллы Кашани, в 6 километрах (3,7 миль) от аэропорта Йезда. [5]
Храмы огня высшего уровня были впервые построены в Сасанидской империи для почитания огня, который является проявлением Ахура Мазды в зороастрийской религии. [1] Согласно зороастрийской религии, этот вид огня освящается шестнадцатью различными источниками, включая огонь, создаваемый молнией . [6]
История
[ редактировать ]Согласно табличке с надписью, закрепленной на святыне, строительство храма Йезд Аташ Бехрам датируется 1934 годом. Средства на его строительство предоставила Ассоциация парсов- зороастрийцев Индии. Строительство велось под руководством Джамшида Аманата. Утверждается, что священный огонь храма горел примерно с 470 года нашей эры; [2] Первоначально он был начат Сасанидским шахом , когда он находился в храме огня Парс-Карьян в южном районе Парс в Ларестане . [6] Оттуда его перевезли в Акду , где хранили 700 лет. Затем в 1173 году огонь был перенесен в храм Нахид-е Парс в соседнем Ардакане , где он оставался в течение 300 лет, пока не был снова перенесен в дом первосвященника в Йезде и наконец освящен в новом храме в 1934 году. [2] [7]
бюст Манекджи Лимджи Хатарии, На территории храма установлен который способствовал сбору средств на строительство храма. На бюсте также изображены зороастрийские божественные символы Солнца и Луны . [8]
Функции
[ редактировать ]Храм огня построен в стиле ахеменидской архитектуры из кирпичной кладки по проекту, подготовленному архитекторами из Бомбея . По дизайну он похож на храмы Аташ Бехрам в Индии. Здание окружено садом с фруктовыми деревьями. [9] крылатое божество Ахура Мазда . На входной двери храма вмонтировано [10]
Священный огонь установлен в храме за стеклянной оградой янтарного цвета. Только зороастрийцам разрешено посещать святилище огня. Незороастрийцы могут видеть его только снаружи стеклянной камеры. [11] Анджуман-и Насири открыл Йезд Аташ Бехрам в 1960-х годах для посетителей-незороастрийцев. [12] Этот священный огонь (также известный как Огонь Бехрама) является самым длинным горящим пламенем в Иране. [ нужна ссылка ] Он был зажжен более 1500 лет назад, горит до сих пор и ни разу не угас. [13]
Храм огня зороастрийцев был завершен персидской архитектурой в 1936 году и, наконец, в 1939 году этот огонь 1547 года был перенесен в храм огня. Огонь храма огня Йезд происходит от огня Бахрама (особого огня сасанидских царей), что удваивает его значение.
Рядом с храмом огня было принято располагать источник или ручей, чтобы все четыре элемента (земля, огонь, вода, воздух) могли быть вместе. Однако, поскольку храм огня Йезда находился недалеко от источника или ручья, был построен бассейн. Во время молитвы вы видите ярко одетых мужчин и женщин, входящих в храм огня босыми ногами (без обуви).
Священный огонь храма огня находится в большой бронзовой печи, и за его сохранение отвечает человек по имени Хирбод. За этим вечным огнем теперь могут наблюдать посетители, отделенные от него стеклянной стеной. [14]
Фотогалерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эджаз 2010 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с Эдульджи, К.Е. «Йезд» . Институт наследия . Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ «Атас Язата» .
- ^ Стейтлер, Джорджина (26 мая 2010 г.). «Иран: сокровища и контрасты» . Западная Австралия . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ Джара 2002 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Роджерсон 2013 , с. 140.
- ^ Эдулджи, К.Е. «Зороастрийские места поклонения» . Институт наследия . Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ Надзиратель 2002 , с. 32.
- ^ Годрей и Мистри 2002 , с. 315.
- ^ Карбер 2012 , с. 160.
- ^ Годрей и Мистри 2002 , с. 285.
- ^ Годрей и Мистри 2002 , с. 323.
- ^ «Отчет о пламени, все еще горящем спустя более 1500 лет» . иханпроект.com . 8 июля 2018 года . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ «Йезд Аташкаде (Йезд Аташ Бехрам)» . Отель ДАД . 26.10.2019 . Проверено 10 февраля 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эджаз, Хадиджа (23 декабря 2010 г.). В Персидской империи . Митчелл Лейн Паблишерс, Инкорпорейтед. ISBN 978-1-61228-025-7 .
- Джар, Марзбан Джамшеджи (2002). Глобальный каталог зороастрийских храмов огня . Марзбан Дж. Гиара.
- Годрей, Фероза; Мистри, Фироза Пунтаки (2002). Зороастрийский гобелен: искусство, религия и культура . Мапин Паб. ISBN 978-81-85822-71-6 .
- Карбер, Фил (18 июня 2012 г.). Страх и вера в рай: исследование конфликтов и религии на Ближнем Востоке . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-1-4422-1479-8 .
- Роджерсон, Барнаби (7 ноября 2013 г.). Книга чисел Роджерсона: культура чисел от 1001 ночи до семи чудес света . Профильные книги. ISBN 978-1-84765-983-5 .
- Уорден, П. (2002). Парсиана . Том. 25. Бомбей: П. Уорден.