Синий Коран

Синий Коран ( по-арабски : Голубой Коран, латинизированный : аль- Мушхаф аль-Азрак ) — это ранняя рукопись Корана , написанная куфическим письмом. [ 1 ] Датировка, место происхождения и покровитель Синего Корана неизвестны и были предметом научных дискуссий, хотя общепринято, что рукопись была создана в конце 9-го - середине 10-го века либо в Кайруане , Тунисе , либо в Кордове. в Омейядской Испании . [ 1 ] Рукопись входит в число самых известных произведений исламской каллиграфии и отличается золотыми буквами на редком пергаменте цвета индиго. [ 1 ]
Форма
[ редактировать ]Синий Коран был написан куфическим письмом, характеризующимся острыми углами и отсутствием знаков гласных . [ 2 ] На каждой странице 15 строк, что нетрадиционно для того периода. Кораны обычно имели толстые поля, мало строк и большие промежутки между словами, как и Коран Амаджур, который содержал три строки на горизонтальной странице. [ 3 ] Более общие черты Синего Корана включают заметный столбец букв на правой стороне каждого листа и разделение несвязанных букв между строками рукописи. [ 4 ]
Считается, что рукопись содержала 600 пергаментных листов, сделанных из овчины, которая широко использовалась из-за тонкости готового продукта. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Из-за размера и конструкции рукописи для создания пергамента потребовалось бы не менее 150 овец. [ 7 ] Характерный синий цвет пергамента был получен из-за красителя индиго, полученного из содержащего индиготин растительного материала, индийского индиго или вайды . [ 6 ] Из-за схожего состава всех красителей индиго современные аналитические технологии и искусствоведы не могут сделать окончательный вывод об источнике синего красителя. [ 7 ] Однако исследование, проведенное ученой Шерил Портер, чья работа сосредоточена на использовании и технической реализации цвета в рукописях, показало, что краситель, скорее всего, был нанесен кистью на пергамент до того, как он был растянут и высушен. [ 6 ]
Позолоченным буквам в рукописи придали золотой блеск за счет нанесения сусального золота на клей, такой как камедь, яичный белок, сок инжира, рыбий коллаген или клей, побочный продукт изготовления пергамента. [ 6 ] Текст был набран черными или коричневыми чернилами, что можно отнести к чернилам из танната железа, обычным для предполагаемого времени и места создания рукописи. [ 6 ] Чернила использовались, чтобы «привести в порядок» перистые края сусального золота. [ 8 ] Каждая сура была разделена на группы по двадцать стихов с помощью розеток, сделанных из серебряного листа или серебряных чернил. [ 6 ] [ 2 ] Маркеры стихов также были украшены красной краской, которая, как считалось, была сделана либо из лака , либо из сафлора . Любопытно, что несколько страниц рукописи полностью или частично лишены золотых букв. Эти подчистки, похоже, выходят за рамки исправления ошибок переписчика, регулярно встречающихся в других местах. [ 9 ]
Синий Коран — одна из крупнейших существующих рукописей. Размеры произведения: высота 11 15/16 дюйма (30,4 см), ширина 15 13/16 дюйма (40,2 см). Кодекс находится в горизонтальном, а не в традиционном вертикальном формате. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Споры о происхождении
[ редактировать ]Точное происхождение Синего Корана неизвестно. Ученые предположили, что рукопись была создана при халифатах Аббасидов , Фатимидов или Омейядов , а также при династиях Аглабидов или Калбидов . [ 5 ] Это означает, что местом происхождения является Иран, Ирак, Тунис, Испания или Сицилия.

Одна из теорий состоит в том, что Синий Коран был создан в Персии во времена халифата Аббасидов. Впервые это было предложено Фредериком Р. Мартином, шведским дипломатом и дилером, который представил академическому сообществу «Голубой Коран». [ 8 ] Он утверждал, что некоторые страницы рукописи он получил в Константинополе и что она возникла в Мешхеде , Персия, где они были заказаны для гробницы аббасидского халифа 9-го века Харуна ар-Рашида . [ 8 ] Это подтверждается печатью персидской таможни на одной из страниц. [ 8 ] Кроме того, горизонтальное расположение Синего Корана напоминает Кораны, созданные в ранний период Аббасидов, в результате чего рукопись помещалась в современный Ирак или вокруг него. [ 3 ] Эти доказательства подтверждают идею о том, что Синий Коран был создан в восточном исламском мире.
С другой стороны, Синий Коран был включен в инвентарь Великой мечети Кайруана , что указывает на то, что рукопись находилась в Тунисе около 1300 года нашей эры. [ 10 ] Хотя это и не подтверждает, что рукопись была создана в Тунисе, учёные утверждают, что транспортировка Синего Корана целиком на большие расстояния маловероятна. [ 8 ] [ 3 ] Это подтверждает идею о том, что Синий Коран был создан в западном исламском мире.
Кроме того, Синий Коран имеет много общих черт, в том числе темно-синий цвет, с Библией Кавы , рукописью, созданной в 812 году нашей эры в Омейядской Испании . [ 11 ] Физическое сходство между ними подтверждает идею о том, что Синий Коран возник в Испании примерно в 9 веке. Одна из теорий заключается в том, что синий Коран был заказан покровителем Омейядов и что рукопись была создана христианами, у которых более широкая традиция писать свои священные тексты на окрашенном пергаменте, чем у мусульман. [ 11 ] [ 7 ] [ 1 ] Поскольку расстояние между Испанией и Тунисом меньше, чем между Персией и Тунисом, транспортировка Голубого Корана будет проще и, следовательно, более вероятна. [ 11 ]
В настоящее время среди ученых до сих пор ведутся споры о том, откуда возник Синий Коран. Многие музеи не могут договориться о том, как классифицировать рукопись, а некоторые, например, Денверский художественный музей , относят ее к категории азиатского искусства, хотя и признают, что она может иметь происхождение из Северной Африки. [ 12 ] Эта противоречивая категоризация отражает то, что ученые не пришли к единому мнению и, возможно, никогда не придут к единому мнению относительно истинного происхождения Голубого Корана.
Текущий статус рукописи
[ редактировать ]
Около 600 листов рукописи были разделены и разбросаны во времена Османской империи , хотя большая часть листов оставалась в Кайруане , Тунис, до 1950-х годов. [ 13 ] По оценкам, около 100 фолиантов остаются в музеях и частных коллекциях, самые большие из которых — 67 фолиантов — хранятся в Музее цивилизации и исламского искусства недалеко от Кайруана. [ 5 ] Другие коллекции включают Национальную библиотеку , Музей изящных искусств , Художественные музеи Гарвардского университета и Метрополитен-музей . [ 14 ] Несколько отдельных фолиантов также были проданы в крупных британских аукционных домах Christie's и Sotheby's в 2010-х годах по цене в сотни тысяч долларов за штуку. В 2018 году на аукционе Christie's один фолиант был продан за 512 750 фунтов стерлингов, что более чем вдвое превышает низкую оценку лота. [ 15 ] Два фолианта включены в Коллекцию исламского искусства Халили . [ 16 ] В Национальном музее исламского искусства Раккады в Кайруане есть два фолианта: [ 17 ] то же самое делает и Музей исламского искусства в Дохе в Катаре. [ 18 ]
Значение
[ редактировать ]Синий Коран входит в число самых известных рукописей Корана и является одним из самых известных произведений исламской каллиграфии. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Эта работа имитировала пурпурный пергамент, который использовался в византийских иллюминированных рукописях, и была попыткой превзойти своих конкурентов в Византийской империи. Синий Коран также был демонстрацией богатства и власти династии Фатимидов. [ 19 ] Историк искусства Ясир Таббаа писал, что «мимолетный эффект» золотых букв на синем пергаменте «по-видимому, подтверждает веру мутазилитов в сотворенную и загадочную природу Слова Божьего». [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Фолиант из «Голубого Корана» » . www.metmuseum.org . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «БИФОЛИУМ ИЗ «ГОЛУБОГО КОРАНА» - Музей Ага Хана» . 01.11.2013. Архивировано из оригинала 1 ноября 2013 г. Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Джордж, Ален (2017), «Коран, каллиграфия и ранняя цивилизация ислама» , «Спутник исламского искусства и архитектуры » , John Wiley & Sons, Ltd, стр. 109–129, doi : 10.1002/9781119069218.ch4 , ISBN 978-1-119-06921-8 , получено 6 мая 2021 г.
- ^ Блер, Шейла С. (12 августа 2004 г.). «Слоновая кость и надписи из исламской Испании» . Ориенте Модерно . 84 (2): 375–386. дои : 10.1163/22138617-08402003 . ISSN 2213-8617 .
- ^ Jump up to: а б с Джордж, Ален (апрель 2009 г.). «Каллиграфия, цвет и свет в Голубом Коране» . Журнал коранических исследований . 11 (1): 75–125. дои : 10.3366/E146535910900059X . hdl : 20.500.11820/5b72c4c8-5f2e-44d0-a646-056c17f9f1c7 . ISSN 1465-3591 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Портер, Шерил (12 декабря 2018 г.). «Материчность Синего Корана: физическое и технологическое исследование» . Аглабиды и их соседи : 573–586. дои : 10.1163/9789004356047_029 . ISBN 9789004356047 . S2CID 191581646 .
- ^ Jump up to: а б с д и Уитфилд, Сьюзен (2018). Шелк, рабы и ступы: материальная культура Шелкового пути (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-28177-6 . JSTOR 10.1525/j.ctv2n7dzx .
- ^ Jump up to: а б с д и Блум, Джонатан (01 января 2015 г.). «Возвращение к Голубому Корану» . Журнал исламских рукописей . 6 (2–3): 196–218. дои : 10.1163/1878464X-00602005 .
- ^ Фрейзер, Маркус. «Доха, Национальная библиотека Катара: HC.MS.03223» . Корпус Кораникум . Берлин-Бранденбургская академия наук . Проверено 19 июля 2021 г.
- ^ Ноймайер, Эмили (15 апреля 2006 г.). «Ранние рукописи Корана: дебаты о Голубом Коране» . Элементы . 2 (1). дои : 10.6017/eurj.v2i1.8938 . ISSN 2380-6087 .
- ^ Jump up to: а б с Д'Оттоне Рамбах, Арианна (01 января 2017 г.). «Голубой Коран. Вклад в дискуссию о его возможном происхождении и дате» . Журнал исламских рукописей . 8 (2): 127–143. дои : 10.1163/1878464X-00801004 . ISSN 1878-4631 .
- ^ «Лист Корана куфическим письмом | Денверский художественный музей» . www.denverartmuseum.org . Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ Соучек, Присцилла П. (1 апреля 1999 г.). «Аббасидская традиция: Кораны 8-10 веков нашей эры, Коллекция исламского искусства Насера Д. Халили, том 1. Франсуа Дерош» . Исследования декоративного искусства . 6 (2): 129–131. doi : 10.1086/studdecoarts.6.2.40662688 . ISSN 1069-8825 .
- ^ «Большой лист Корана, написанный золотым куфическим письмом на синем пергаменте, Ближний Восток, Северная Африка или Южная Испания, 9-10 века нашей эры» . Сотбис .
- ^ «КУФИЧЕСКИЙ КОРАН-ЛИСТ НА СИНЕМ ПЕРГАНЕ» . www.christies.com . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Два фолианта из «Голубого Корана» » . Коллекции Халили . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ Рамма, Мурад (2023). «Две страницы из Синего Корана» . Откройте для себя исламское искусство . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Гоннелла, Джулия, изд. (2022). Музей исламского искусства: коллекция . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 30–31. ISBN 978-0-500-48084-7 . OCLC 1346319446 .
- ^ Jump up to: а б «Голубой Коран (МЕТ)» . Радость от виртуальных туров по музеям . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- ^ Андерсон, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам, ред. (2018). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. п. 29. ISBN 978-90-04-35566-8 .
- ^ Кин, Брайан С. (2019). На пути к глобальному средневековью: знакомство с миром через иллюминированные рукописи . Публикации Гетти. п. 14. ISBN 978-1-60606-598-3 .
- ^ Таблица, Ясир (1991). «Трансформация арабской письменности: Часть I, Кораническая каллиграфия » Арс Ориенталис . 21 : 119–148. ISSN 0571-1371 . JSTOR 4629416 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]