Jump to content

Радха Кришна

Радха Кришна
Бог и Богиня Любви, [1] [2]
Пуруша и Мулапракрити , [3]
Аватара Лакшми Нараяны , [4]
Верховные божества кришнаизма [5]
Другие имена
  • Мадхави Мадхава
  • Кешави Кешава
  • Шьяма Шьяма
  • Кишори Кишора
  • Гопи Гопинатха
  • Гауранги Гауранга
Деванагари Радхакришна
Санскритская транслитерация радха-кришна
Почитается в [6]
Принадлежность
Обитель
Мантра
Тексты
Фестивали
Переводы
Радхакришна( Радха Кришна )
санскрит Радхакришна( Радха Кришна )
Бенгальский Радхакришна ( Радха Кришна )
Неа Радхакришна( Радха Кришна )
Каннада Радхакришна ( Радха Кришна )
Маратхи Радхакришна( Радха Кришна )
Одия Радхакришна( Радха Кришна )
телугу Радхакришна( Радха Кришна )
Гуджарати Радха Кришна
Глоссарий терминов индуизма

Радха-Кришна ( IAST радха-кришна , санскрит : राधा कृष्ण ) — это объединенная форма индуистского бога Кришны с его главной супругой и шакти Радхой . Они рассматриваются как женская, так и мужская реальность Бога . [7] в некоторых кришнаитских традициях вайшнавизма . [8] [9] [10]

В кришнаизме Кришну называют Сваям Бхагаваном. [11] Радха изображается как изначальная энергия трех основных энергий Бога: Хладини (безмерное духовное блаженство), Сандхини (вечность) и Самвит (экзистенциальное сознание), из которых Радха является воплощением чувства любви к Кришне ( Хладини). ). [12] [13]

Вместе с Кришной Радха признается Верховной Богиней. [14] Говорят, что Кришна может быть удовлетворен только преданным служением в любовном служении, олицетворяемом Радхой. Различные преданные поклоняются ей, чтобы через нее достичь Кришны. Радха также изображается как сам Кришна, разделенный на две части для наслаждения. [15] Согласно писаниям, Радха считается полным воплощением Махалакшми . [16] [17]

Считается, что Кришна очаровывает мир, но Радха очаровывает даже его. Следовательно, она является верховной богиней всех, и вместе они называются Радха-Кришна. [18] Во многих вайшнавских секциях Радха Кришна часто отождествляется с аватарами Лакшми Нараяны . [19]

Имена и эпитеты

[ редактировать ]
Фреска Радхи Кришны XIV века н.э. в Удайпуре , Раджастан

Радху-Кришну можно разделить на две части: Кришна ( деванагари : कृष्ण), воплощение Вишну , что означает «весь привлекательный» или «темно-синий», [20] и его Шакти Радха (Деванагари: राधा), воплощение Лакшми , что означает «приятный». [21]

Многие важные эпитеты, присвоенные Кришне, в том числе Радха Рамана и Радха Валлабх , что означает «любовник и возлюбленная Радхи», напрямую происходят от имени его супруги Радхи. [22] эпитеты Радхи, в том числе - Кришна Канта, что означает «супруга Кришны» и Кришна Валлабха, что означает «вечный спутник Кришны». Точно так же с именем Кришны напрямую связаны [23]

Литература

[ редактировать ]
Позолоченная фреска Радхи Кришны в стиле Кангра в Шиш Махале, Лахор

Первое литературное упоминание Радхи-Кришны было найдено в Халы короля пракритском тексте «Гатха Саптасати» , который состоит из 700 стихов и был написан в I веке нашей эры. [24] [25] [26] Позже в популярной «Гита-Говинде», написанной Джаядевой в XII веке нашей эры, Радха и Кришна широко изображались парой. [27] [28] [29]

Согласно таким писаниям, как «Брахма Вайварта Пурана» и «Гарга Самхита» , Радха-Кришна являются высшими божествами. Содержание обоих писаний в основном основано на божественных играх Радхи-Кришны во Вриндаване и на Голоке . Другими соответствующими текстами, в которых упоминается Радха Кришна, являются «Радхопнишад», [30] Радхика Тапани Упанишада, [31] Гопала Тапани Упанишада , [32] Шива Пурана , Брахманда Пурана , Сканда Пурана , Падма Пурана , Матсья Пурана , Деви-Бхагавата Пурана , Нарад Пурана , Нарада Панчаратра , Радха Тантра , Брахма Самхита и Чайтанья Чаритамрита . [33] [34] [35] Радха также косвенно упоминается в «Бхагавата-пуране» вместе с Кришной под разными именами, такими как « Арадхика » и « Гопи ». [36] Ади Шанкрачарья также упомянул Радху под именем Радхика в своей работе под названием «Ачьюта Аштакам», посвященной Ачьюта- форме Кришны. [37] [38]

Религиозные произведения Джаядевы, Нимбаркачарьи , святых Расика, таких как Чайтанья Махапрабху вместе с шестью его учениками-госвами, поэтами-бхакти-святыми Нарсинхом Мехтой , Видьяпати , Чандидасом , Мирой Бай , Сурдасом и Свами Харидасом, сыграли ключевую роль в распространении преданности божественной чете. [39]

Согласно нескольким индуистским конфессиям , включая Гаудия-вайшнавизм , Нимбарка-сампрадаю , Пуштимарг и Сваминараян-сампрадаю , считается, что Радха — это не просто одна девушка-пастушка, но источник всех Аштасакхи , Гопи или божественных личностей, которые участвуют в танце раса . [40]

Шакти и Шактиман

[ редактировать ]
Шри Радха Кришна Ашта Шакти Мандир в храме Парашакти , Понтиак, США

Общее происхождение шакти и шактимана , то есть женского и мужского начала в боге, подразумевает, что шакти и шактиман — одно и то же. [41] У каждого бога есть свой партнер, или Шакти, и без этой Шакти иногда считается, что он лишен существенной силы. [42] Это нередкая особенность индуизма , когда поклонение паре, а не одной личности, представляет собой поклонение Богу , таково поклонение Радхе-Кришне. Традиции поклонения Кришне как сваям-бхагавану , мужчине, включают упоминание и почитание его Радхи, которой поклоняются как высшей. В ортодоксальном кришнаизме, секте поклонения Кришне, существует точка зрения, согласно которой Радха — это шакти, а Кришна — шактиман и всегда обнаруживаются без какого-либо оттенка материалистических атрибутов или причин. [43]

Теология и философия

[ редактировать ]
Джаядева поклоняется Радхе Кришне.

С точки зрения вайшнавов божественная женская энергия ( шакти ) подразумевает божественный источник энергии, Бога или шактимана . « Сита связана с Рамой ; Лакшми принадлежит Нараяне ; Радха имеет своего Кришну ». Поскольку Кришна считается источником всех проявлений Бога , «Радха, его супруга, является изначальным источником всех шакти », или женских проявлений божественной энергии. [44]

Первое теолого-философское обоснование поклонения Радхе-Кришне было дано Нимбаркачарьей , основателем Нимбарка-сампрадаи в 12 или 13 веке нашей эры. [26] В соответствии с Энциклопедией Сахитья Академии , он больше, чем любой другой ачарья, дал Радхе место божества. [45]

Ряд интерпретаций согласно традициям имеют общий корень персонализма в понимании богослужения. В частности, доктрина и миссия Чайтаньяитов Гаудия-вайшнавов являются яростно «персоналистическими», провозглашающими верховенство Кришны, отождествление Чайтаньи с Радхой-Кришной, реальность и вечность индивидуального «я», а также метод приближения к абсолютной реальности и Божеству как личности. в первую очередь. [46]

Джива Госвами в своей «Прити Сандарбхе» утверждает, что каждая из гопи демонстрирует разный уровень интенсивности страсти, среди которых уровень Радхи является величайшим. [47]

В своих знаменитых диалогах Рамананда Рай описывает Радху Чайтанье и цитирует, среди других текстов, стих из «Чайтанья-чаритамриты» 2.8.100, прежде чем перейти к описанию ее роли в играх Вриндавана . [48]

Центральная точка богословия связана со словом раса . Богословское использование этого слова можно найти очень рано, примерно за две тысячи лет до школы Нимбарки или Чайтаньи, во фразе, которую традиция часто цитирует: «Воистину, Господь есть раса » ( raso vai sah ) из Брахма-сутр . Это утверждение выражает мнение, что Бог — это тот, кто наслаждается высшей расой, или духовным восторгом, эмоциями. [49]

По мнению Свами Кришнананды , между двумя воплощениями Рама Вишну означает человеческое совершенство, тогда как Кришна представляет божественное совершенство; Рама устанавливает идеалы «дисциплины, закона, поведения и праведности», и поэтому его называют Марьяда-Пурушоттама , а Кришна представляет «Бога, играющего в божественную игру своего трансцендентного и сверхментального великолепия, славы и совершенства в мире смертных», и, следовательно, называется Лила-Пурушоттама . [50]

В традициях

[ редактировать ]
Идолы Радхи-Кришны в храме ИСККОН в Пуне

Радхе-Кришне поклоняются в следующих индуистских конфессиях :

Бхагавата

[ редактировать ]

В ведической и пуранической литературе Радха и другие формы корневого слова Радх имеют значение «совершенство», «успех» и даже «богатство». Повелителя успеха, Индру называли Радхаспати . Ссылки на Махавишну как на Господа удачи и свободно используемые Джаядевой как Джая Джаядева Харе – победоносный Хари , и « Радхаспати » – все это встречается во многих местах. Слово Радха встречается в Атхарва Веде, Тайттирия Брахмане и Тайттирия Самхите. [51]

Шарлотта Водевиль в статье « Эволюция символизма любви в Бхагаватизме» проводит некоторую параллель с Наппиннаи, появляющейся в великом опусе Годхи «Тируппавай» и в ссылках Наммалвара на Наппиннани, невестку Нандагопы. Считается, что Наппиннай является источником концепции Радхи в пракритской и санскритской литературе, хотя их характерные отношения с Кришной различны. В ритуальном танце Куравай Кришна танцует со своей женой Наппиннай. «Это сложные отношения, поскольку преданный «тот же, что и Господь, но при этом отличается от него», и поэтому даже в радости единения присутствует боль разлуки. Действительно, высшая форма преданности, по мнению Ямуначарьи, приходит не в союзе, а после союза, в «страхе нового разделения». [52]

Ясастилака Чампукавья (959 г. н. э.) и Гаха Саттасай ссылаются на Радху и Кришну задолго до периода Джаядевы. [33] Есть подробные упоминания Радхи и Кришны в Брахма Вайварта Пуране , Гарга Самхите и Падма Пуране . [53]

Гаудия Вайшнава Сампрадая

[ редактировать ]

Гаудия-вайшнав , как следует из названия, обычно относится к региону Бенгалии. Ранняя бенгальская литература дает яркое описание изображения и эволюции понимания Радхи и Кришны. [54]

В этой бенгальской традиции метафизический статус и поклонение Радхе считается установленным Кришнадасом в его «Чайтанья-чаритамрите» , где он представляет учение, которое преобладало среди вриндаванских чайтаньяитов после кончины Чайтаньи в 1533 году. Считается, что Кришна, желая полностью испытать то, что значит любить Кришну так же, как Радха, появился как Чайтанья Махапрабху . И то, что Радха (явившаяся как Чайтанья ) в своем стремлении к Кришне, — это воспевание его имен. [55] Одно из самопроявившихся Божеств, установленных Гопалой Бхаттой Госвами, называется Радха Рамана . Неудивительно, что Радха Рамана рассматривается не только как Кришна, но и как Радха-Кришна. [56] А поклонение в его храме, расположенном в центре Вриндавана , является вечным ежедневным делом, включающим в себя несколько предписанных мероприятий в течение дня. [57] с целью быть теоретическим и удаленным, но со стремлением к возможности присутствовать и общаться напрямую с Радхой и Кришной. [58]

Манипури Вайшнавизм

[ редактировать ]

Манипури -вайшнавизм — это региональный вариант Гаудия-вайшнавизма, играющий культурообразующую роль среди народа мейтей в северо-восточном индийском штате Манипур . [59] Там, после непродолжительного периода проникновения рамаизма , в начале XVIII века, особенно с начала второй его четверти, распространился Гаудия-вайшнавизм. Раджа Гариб Наваз (Памхейба) под влиянием учеников Натоттамы Тхакура был посвящен в традицию Чайтаньи с поклонением Радхе-Кришне как верховному божеству. [60] [61] [62] В каждой деревне есть Тхакур-гхат и храм. [63] Манипури Раас Лила и другие танцы являются особенностью региональной народной и религиозной традиции, и часто, например, танцовщица изображает Кришну и его супругу Радху в одном произведении. [60] [64]

Харидаси Сампрадая

[ редактировать ]

Традиция Харидаси была основана вриндаванским святым и музыкантом Свами Харидасом в 16 веке во Вриндаване. [65] Богословие традиции Харидаси вращается вокруг божественной пары Радхи-Кришны и девушек-пастушек, которые им служат. [66] В традиции Харидаси Радха считается верховным божеством, даже выше Кришны. [67]

Нимбарка Сампрадая

[ редактировать ]
Эмблемы Шанкха-Чакра-Тилака Шри Нимбарка Сампрадаи.

Рудра - Поклонение юной форме Кришны в одиночку или с его супругой Радхой в Нимбарка-сампрадае является одним из самых ранних, датируемых, по крайней мере, 12 веком нашей эры, как и сампрадая . [68] [11] [26] По мнению Нимбаркачарьи , основателя сампрадаи, Радха — вечная супруга и замужняя жена Кришны, которая вечно живет с ним на Голоке. [21] [69] [70] Философская позиция Нимбарки — дуалистический монизм, и всю свою преданность он сосредоточил на Кришне и своей супруге Радхе. [21]

Нимбарка-сампрадая — одна из четырех подлинных вайшнавских традиций. Отсутствие доказательств из-за разрушения Матхуры и Вриндавана в 13 и 14 веках означает, что истинные даты и происхождение этой традиции окутаны тайной и ждут расследования.

Радха-Кришна ардханари — изображается полумужчиной и полуженщиной.

Нимбарка, которого такие ученые, как Сатьянанд Джозеф, профессор Расик Бихари Джоши, профессор М.М. Аггравал и т. д., широко считают существовавшим, по крайней мере, в то же время или до появления Шанкарачарьи , был первым ачарьей, поклонявшимся Радхе вместе с Кришна в методе поклонения Сакхи Бхава Упасана. [45] В его «Веданта Камадхену Дашашлоки» (стих 6) ясно сказано:

Эту тему подхватили Джаядева Госвами и другие поэты того времени, которые видели внутреннюю красоту и блаженство, составляющие эту философию. [29] В своей «Гите Говинда Кришна говорит Радхе:

О женщина с желанием, поставь на этот участок усыпанного цветами пола свою лотосную стопу,
И пусть твоя нога красотой победит,
Ко мне, Господу Всего, о, будь привязан, теперь всегда твой.
О, следуй за мной, моя маленькая Радха.

- Джаядева, Гита Говинда [28]

Однако считается, что происхождение героини Джаядевы в его стихотворении остается загадкой санскритской литературы. В то же время имеются хорошо задокументированные ссылки на работы, предшествующие «Гите Говинде», которых, по некоторым оценкам, более двадцати. Образ Радхи — один из самых неуловимых в санскритской литературе; она описана лишь в нескольких избранных отрывках пракритской или санскритской поэзии, нескольких надписях и нескольких работах по грамматике, поэзии и драме. Джаядева обратился к ним и создал изысканную лирическую поэму страстной преданности в XII веке нашей эры, и с этого поэтического начала началось огромное движение, характерное для Бенгалии. [71] [27]

Радха Кришна смотрит в зеркало (картина 1800 г. н. э.)

В этой сампрадае значение Радхи не меньше, чем значение Шри Кришны. Оба одновременно являются объектом поклонения в этой школе Нимбарки. [72] который также является одним из первых комментаторов Брахма-сутр под именем Веданта-Париджата-Саурабха . Поздние ачарьи Нимбарка-сампрадаи в 13 и 14 веках во Вриндаване написали много литературы о Божественной чете. Свами Шри Шрибхатта, старший духовный брат Джаядевы, сочинил Югала Шатаку для стиля музыкального представления Дхрупады, как и Джаядева, однако в отличие от Джаядевы, сочинившего свои произведения на санскрите , композиции Свами Шрибхатты написаны на языке Враджа, языке хинди , который был понятен все жители Враджа . Действительно, остальные ачарьи этой традиции писали на языке Враджа, и из-за отсутствия распространённости этого языка в наше время было проведено очень мало исследований, хотя эти Ачарьи на столетия предшествовали Шести Госвами Вриндавана. Редким исключением стала докторская диссертация Виджая Рамнараче в 2014 году. [26]

В любом случае, единственным объектом поклонения в Нимбарка-сампрадае является единая Божественная Чета Шри Радхи-Кришны. Согласно Махавани XV века, написанному Джагадгуру Свами Шри Харивьясой Девачарьей:

«радхаамкришнасварупаам ваи, кришнам раадхаасварупинам; калаатмаанам никунджастхам гуруропам садаа бхадже»

что означает: «Я непрестанно восхваляю Радху, которая есть никто иной, как Кришна, и Шри Кришну, который есть не кто иной, как Радха, чье единство представлено Камабиджей и которые навсегда обитают в Никунджа Голоке Вриндаване». [26]

Вклад Нимбарка -сампрадаи в философию Радхи-Кришны неоспорим, поскольку философия и теология берут свое начало в ней.

Пранами Сампрадая

[ редактировать ]

Пранами -сампрадая (Пранами-Пантх) возникла в 17 веке в Гуджарате на основе синкретического индуистско- исламского учения Девчандры Махараджа и его знаменитого преемника Махамати Пранатха, ориентированного на Радху-Кришну. [73]

Пуштимарг Сампрадая

[ редактировать ]

Валлабхачарья , основатель традиции Пуштимарга еще до Чайтаньи, поклонялся Радхе, причем, согласно некоторым сектам, преданные отождествляют себя главным образом со спутницами ( сакхи ) Радхи, которым выпала честь устраивать интимные игры Радхи Кришны. [74]

Один из выдающихся поэтов этой традиции, которую также называли Радхаваллабхи, по имени Дхрувадас, был известен тем, что его главным образом интересовали личные отношения Радхи и Кришны. В своих стихах Чаурази Пад и в комментариях его последователей основное внимание уделяется медитации на уникальных преимуществах постоянного размышления о вечной лиле .

Радхаваллабхи разделяют со своими единоверцами-вайшнавами большое уважение к «Бхагавата-пуране» , но некоторые игры, выходящие за рамки отношений с Радхой и гопи, не фигурируют в концепции этой школы. Акцент делается на сладости отношений, или расе . [75]

Радха Валлабх Сампрадая

[ редактировать ]

Радха-центрированная Радха-Валлабх-сампрадая, основанная Хит Хариваншем Махапрабху в 16 веке, занимает особое положение среди других традиций. В его теологии Радха почитается как верховное божество, а Кришна находится на подчиненном положении. [76]

Сваминараян Сампрадая

[ редактировать ]

Радха-Кришна Дев занимает особое место в Сваминараян-сампрадае, поскольку сам Сваминараян упоминал Радху-Кришну в Шикшапатри . написанной им [77] Далее он сам приказал построить храмы, в которых Радха-Кришна был установлен как божества. Сваминараян «объяснил, что Кришна появляется во многих формах. Когда он вместе с Радхой, он считается верховным господином под именем Радха-Кришна; вместе с Рукмини он известен как Лакшми-Нараяна ». [78] Первый храм, построенный сектой, построенный в Ахмедабаде в 1822 году, содержит в центральном святилище изображения Нара Нараяны , формы Арджуны и Кришны. В святилище слева от зала находятся мурти Радхи-Кришны. [79] Согласно философии традиции, было много женщин-спутниц Кришны, гопи , но из всех них Радха считалась совершенной преданной. Те, кто желает приблизиться к Кришне, должны развивать качества преданности Радхе. [80] Согласно теории, секта определила Голоку как высшее небо или обитель (на самом деле, в некоторых из их храмов, таких как храм в Мумбаи , установлены мурти Шри Гаулоквихари и Радхикаджи), потому что там должен находиться Кришна. наслаждаясь со своими гопи, [81] кто, согласно Сваминараяна-сампрадае, доярки, с которыми танцевал Кришна; его отношения с ними символизируют взаимное отношение Бога к преданному. [82]

Вайшнавы-Сахаджии

[ редактировать ]

С 15 века н. э. в Бенгалии и Ассаме процветала тантрическая традиция вайшнавов-сахаджий, вдохновленная бенгальским духовным поэтом Чандидасом , где Кришна — внутренний божественный аспект мужчины, а Радха — аспект женщины. [83] [84]

Дата написания стихотворения Чандидаса « Шрикшнакиртана» все еще находится под вопросом, однако текст остается одним из наиболее важных свидетельств раннего изображения популярной истории «Любовь Господа Кришны к девушке-пастушке Радхе » в бенгальской литературе и религии. 412 песен Шрикришнакиртаны разделены на тринадцать разделов, которые представляют собой ядро ​​легендарного цикла Радхи-Кришны, причем многие варианты представляют собой превосходный сравнительный материал. Рукопись ясно предполагает, что песни должны были быть песнями, и предполагает определенных раг чтение . Ведутся серьезные споры относительно подлинности текста, имеющего важное религиозное значение. [85]

Исцеляющая традиция

[ редактировать ]

В традиции Варкари , которая в основном базируется в регионе Махараштра , Радха и Кришна часто почитаются в их региональных формах Рахи и Витхоба , также называемых Витхалой. Согласно местным легендам, Рахи (Радха) — жена Витхалы (Кришны). [86] [87]

Вне индуизма

[ редактировать ]
Искусство Радхи Кришны, вдохновленное Гитой Говиндой

За пределами индуизма Радха и и Кришна упоминаются в писаниях и джайнизма комментариях сикхизма .

Гуру Гобинд Сингх в своей книге «Дасам Грантха » описывает Радху, sukl bhis rika , так: «Радхика вышла в свете белой мягкой луны, одетая в белое одеяние, чтобы встретить своего Господа. Оно было белым повсюду и скрывалось в нем, она появилась как сам свет в поисках Его». [88]

Во многих джайнских комментариях, включая популярные «Венисамхару» Нараяны Бхатты и «Дхваньялоку» Анандавардханы , написанные в VII веке, упоминаются Радха и Кришна. Джайнские ученые, такие как Сомадева Сури и Викрам Бхатта, продолжали упоминать Радху-Кришну в своих литературных произведениях в период с 9 по 12 века. [89] [33]

Радха (справа), Кришна (в центре) в храме Сваминараян Гадхада , Гуджарат
Преданный читает священную книгу в интерьерах храма Лалджи XVIII века, посвященного Радхе-Кришне, Кална , Западная Бенгалия.

В Индии

Храмы Шри Радхи-Кришны распространены по всей Индии и миру. Однако Врадж регион , включая Вриндаван , Барсану , Гокул , Нандгаон и Матхуру , считаются центрами поклонения Радхе-Кришне. Некоторые из важных храмов Радхи Кришны в регионе Врадж:

Во Вриндаване храм Шри Радхи Мадан Мохана , храм Шри Говинда Дев джи, храм Шри Радхи Рамана, храм Шри Радхи Гокулананды, храм Шри Радхи Дамодара , храм Шри Банкей Бихари , храм Шри Джугала Кишора, храм Шри Радхи Гопинатха, храм Шри Радхи Шьямасундара, Прем Мандир , храм Шахджи, храм ИСККОН , [90] Храм Нидхиван , храм Сева Кундж, Шри Радха Валлабх храм Кусум , Саровар, Радха Кунд , храм Пагал Бабы, храм Шри Радха Раас Бихари Аштсахи, храм Приякант Джу и храм Шри Вриндаван Чандродайя . [91]

В Матхуре - храм Шри Кришны Джанамбхуми и храм Шри Дваркадхиша.

В Барсане - Храм Шри Радха Рани (храм Шриджи) , Рангели Махал (Кирти Мандир), Шри Маан Мандир (Маан Гарх)

В Нандгаоне - храм Шри Нандбабы.

В Гокуле – Шри Нанд Яшода Бхаван, храм Рамана Рети.

В Бхандирване - Шри Радха Кришна Вивах Стхал , храм Шри Радхи Бхандирбихари.

Некоторые другие важные храмы Радхи-Кришны по всей Индии: храм Шри Радхи-Говинд Дев-джи в Джайпуре , храм Лалджи в Калне , Золотой храм Харе Кришна в Хайдарабаде , храм Мурлидхара Кришны в Наггаре , храм Шри Говиндаджи в Импхале , храм Мадан Мохан в Караули , Маяпуре Чандродая Мандир в Надии , храм Сваминараян Гадхада в Ботаде , храм Сваминараян Вадтал в Кхеде , Бангалор , Исккон , Исккон Дели Исккон Ченнаи , Храм Радха Дамодар, Джунагадх , Бхакти Мандир Мангарх , Храм Сваминараян в Мумбаи , Храм Исккон в Мумбаи, Храм Исккон в Удджайне, С. ваминарайан храм Бхудж , храм ИСККОН в Патне , храм Сваминараян Дхолера недалеко от Ахмадабада , храм Радхи Кришны в Барохе в Кангре , исторические храмы в Бишнупуре в районе Банкура , включая Расманчу , храм Радха Шьям , храм Шьям Рэй , Джор Бангла и храм Радха Мадхаб .

За пределами Индии

Храм Радхи-Кришны в Уилинге, Западная Вирджиния.

Существует множество традиций вайшнавизма, которые распространяют поклонение Радхе-Кришне по всему миру. По всему миру насчитывается около 850 храмов ИСККОН , которые пропагандируют поклонение Радхе-Кришне. [92] Точно так же Сваминараян Сампрадая также основала несколько храмов за пределами Индии, в которых Радхе Кришне Деву поклоняются . Радха Мадхав Дхам в Остине , штат Техас, построенный Джагадгуру Крипалу Паришатом, является одним из крупнейших храмов Радхи Кришны в Западном полушарии. В Малайзии храм Шри Кундж Бихари — один из исторических храмов Радхи-Кришны, основанный в 1835 году. [93]

Радха Кришна в Золотом храме Харе Кришна , Хайдарабад

Шри Радхика Кришнастака (также называемый Радхаштакой) — это гимн . Говорят, что, повторяя ее, читающий может добраться до Кришны через Радху. Среди других популярных песен и молитв — «Югалаштакам», написанная Дживой Госвами и прославляющая любовь и неразлучность божественной пары Радхи Кришны, и Джаядевы широко известный труд «Гита Говинда» , написанный в XII веке и до сих пор являющийся частью храмовых песен Храм Джаганнатхи, Пури . [94] Радхе Кришна — маха-мантра Нимбарка-сампрадаи такова:

Радхе Кришна Радхе Кришна
Кришна Кришна Радхе Радхе
Радхе Шьям Радхе Шьям
Шьям Шьям Радхе Радхе

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гай Бек (2005). Альтернативные Кришны: региональные и народные вариации индуистского божества . Сани Пресс. стр. 64–81. ISBN  9780791464151 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 г. Проверено 22 апреля 2021 г.
  2. ^ Швейг 2004 , стр. 20–25.
  3. ^ Прафулла Кумар Моханти (2003). «Маска и творческая символизация в современной литературе ория: Кришна, Радха и Ахалья» . Индийская литература . 2 (214). Сахитья Академия: 182. JSTOR   23341400 .
  4. ^ Патрисия Монаган (2010). Богини в мировой культуре . АБВ КЛИО. п. 7. ISBN  9780313354656 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 г. Проверено 18 мая 2022 г.
  5. ^ Рой С. Аморе (1976). «Религия в Индии» . Журнал Американской академии религии . 14 (2): 366.
  6. ^ Вемсани 2016 , стр. 222–223.
  7. ^ Рэнкин, Джон (1984). «Преподавание индуизма: некоторые ключевые идеи» . Британский журнал религиозного образования . 6 (3): 135. дои : 10.1080/0141620840060306 . ISSN   0141-6200 .
  8. ^ Вьясадева, Шрила (18 июня 2013 г.). Шри Нарада Панкратра . п. 349.
  9. ^ Бхандаркар, Р.Г. (20 мая 2019 г.), «X. Система Панчаратра или Бхагавата» , Вайшнавизм, Шиваизм и малые религиозные системы , Де Грюйтер, стр. 38–41, doi : 10.1515/9783111551975-010 , ISBN  978-3-11-155197-5 , получено 30 июня 2023 г.
  10. ^ Вемсани 2016 , с. 221.
  11. ^ Jump up to: а б Харди 1987 , стр. 387–392.
  12. ^ Бхандаркар, Р.Г. (20 мая 2019 г.). «XXIII. Чайтанья» . Вайшнавизм, Шиваизм и малые религиозные системы . Де Грютер. стр. 82–86. дои : 10.1515/9783111551975-023 . ISBN  978-3-11-155197-5 .
  13. ^ Кар, Нишамани (2001). «Шрирадха: Исследование» . Индийская литература . 45 (2 (202)): 184–192. ISSN   0019-5804 . JSTOR   23344745 .
  14. ^ АМОР, РОЙ С. (1 июня 1976 г.). «Религия в Индии» . Журнал Американской академии религии . XLIV (2): 366–а. дои : 10.1093/jaarel/XLIV.2.366-a . ISSN   0002-7189 . Проверено 8 мая 2022 г.
  15. ^ Пинчман, Трейси (14 июня 2001 г.). В поисках Махадеви: конструирование личности Великой индуистской богини . СУНИ Пресс. ISBN  978-0-7914-9049-5 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 г. Проверено 18 мая 2022 г.
  16. ^ Розен 2002 , с. 50
  17. ^ Шрила Вьясадева (18 июня 2013 г.). Нарада Панчаратра полная в 2-х частях . п. 51.
  18. ^ Розен 2002 , с. 52 Чайтанья-чаритамрита Ади-лила 4.95. Архивировано 24 августа 2008 г. в Wayback Machine .
  19. ^ Монаган, Патрисия (31 декабря 2010 г.). Богини в мировой культуре . АВС-КЛИО. ISBN  978-0-313-35465-6 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 г. Проверено 18 мая 2022 г.
  20. ^ Брайант, Эдвин Фрэнсис (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. п. 382. ИСБН  978-0-19-803400-1 .
  21. ^ Jump up to: а б с Бхаттачарья, Сунил Кумар (1996). Культ Кришны в индийском искусстве . MD Publications Pvt. ООО с. 13. ISBN  978-81-7533-001-6 .
  22. ^ Хоули, Джон Страттон (1992). В игре с Кришной: драмы паломничества из Вриндавана . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 317. ИСБН  978-81-208-0945-1 .
  23. ^ Вьясадева, Шрила (18 июня 2015 г.). Нарада Панчаратра Часть 2 . п. 450.
  24. ^ Джаш, Пранабананда (1979). «Подразделение Радха-Мадхава в Восточной Индии» . Труды Индийского исторического конгресса . 40 : 177–184. ISSN   2249-1937 . JSTOR   44141958 .
  25. ^ Гохале, Намита; Лал, Малашри (10 декабря 2018 г.). В поисках Радхи: В поисках любви . Penguin Random House India Private Limited. ISBN  978-93-5305-361-1 .
  26. ^ Jump up to: а б с д и Рамнараче 2014 .
  27. ^ Jump up to: а б Любовная песня Темного Лорда: Гитаговинда Джаядевы, 1977 .
  28. ^ Jump up to: а б Арчер 2004 , 5.2 Гита Говинда.
  29. ^ Jump up to: а б Датта 1988 , стр. 1414–1423.
  30. ^ «Шри Радхопанишат» . Проверено 30 июня 2023 г.
  31. ^ Самвит Махашай. Радхика Тапани Упанишада .
  32. ^ Бхаттачарья, Сунил Кумар (1996). Культ Кришны в индийском искусстве . MD Publications Pvt. ООО с. 13. ISBN  978-81-7533-001-6 .
  33. ^ Jump up to: а б с Миллер 1975 .
  34. ^ Кришна Дас Кавирадж Госвами (1925). Шри Чайтанья Чаритамритам . пп. 5–6.
  35. ^ Джафри, Назим Хусейн; Насрин, Фархат (2023). «Гита-Говинда Джаядевы на фоне культов Шри Радхи-Шри Кришны во Вриндаване» . История и социология Южной Азии 17 (1): 85–92. дои : 10.1177/22308075221132361 . S2CID   253469761 .
  36. ^ Арчер 2004 , 5.1 Триумф Радхи.
  37. ^ SUVRATSUT (2017-09-01). Achyutashtakam Eng V 2 .
  38. ^ «Ачюташтакам — На санскрите со смыслом» . greenmesg.org . Проверено 30 июня 2023 г.
  39. ^ Арчер 2004 , 5.3 Поздняя поэзия; Харди 1987 , стр. 387–392; Розенштейн 1997 ; Шварц 2004 , с. 49; Хоули 2005 .
  40. ^ Швейг 2005 , с. 43
  41. ^ Сурендранатх Дасгупта, История индийской философии (1991), с. 31
  42. ^ Сантилата Деи, Дель Сантилата, Вайшнавизм в Ориссе (1988), с. 167
  43. ^ Каколи Басак, (1991) Рабиндранат Тагор, гуманист - с. 11
  44. ^ Розен 2002 , с. 54
  45. ^ Jump up to: а б Датта 1988 , с. 1415.
  46. ^ Валпей 2006 , с. 110
  47. ^ Швейг 2005 , с. 125
  48. ^ Швейг 2005 , с. 126
  49. ^ Швейг 2005 , с. 79
  50. ^ Богословие Шри Свами Кришнананды.
  51. ^ «Господь Кришна и Рама в Первичных Ведах - Древо желаний ИСККОН - Сеть преданных» . www.iskcondesiretree.com . Архивировано из оригинала 06 января 2018 г. Проверено 9 июня 2017 г.
  52. ^ Шарлотта Водевиль, «Эволюция символизма любви в бхагаватизме», Журнал Американского восточного общества LXXXII (1962), 39
  53. ^ «Музыкальные святые Индии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2017 г. Проверено 27 декабря 2013 г.
  54. ^ Чаттерджи, СК (1936). «Легенды Пуран и традиция пракритов в новом индоарийском языке». Вестник Школы востоковедения . 8 (2): 457–466. дои : 10.1017/S0041977X00141096 . JSTOR   608054 . S2CID   162425847 . литературное исследование их лирической литературы бенгальского вайшнавизма дало полезный обзор «Исторического развития легенды о Радхе и Кришне».
  55. ^ Валпей 2006 , стр. 30–31.
  56. ^ Валпей 2006 , с. 52
  57. ^ Валпей 2006 , с. 58
  58. ^ Валпей 2006 , с. 75
  59. ^ Сингх 2004 , стр. 125–132.
  60. ^ Jump up to: а б Сингх 2004 , с. 128.
  61. ^ главный изд. К. Айяппа Паникер. (1997). Средневековая индийская литература: Антология . Нью-Дели: Сахитья Академи. ISBN  81-260-0365-0 . стр.327
  62. ^ Энциклопедия индийской литературы - с. 4290 , Амареш Датта, Мохан Лал, 1994.
  63. ^ Шанти Сваруп (1968). 5000 лет искусств и ремесел в Индии и Пакистане . Нью-Дели. п. 272. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) стр.183 .
  64. ^ Шварц 2004 , с. 35
  65. ^ Бек, Гай Л. (29 мая 2018 г.), «Харидаси Сампрадая» , Интернет-энциклопедия индуизма Брилла , Брилл , получено 30 июня 2023 г.
  66. ^ Вемсани 2016 , с. 118.
  67. ^ Вемсани 2016 , с. 222.
  68. ^ Пенни-циклопедия [изд. Г. Лонга]. 1843, с.390 [1]
  69. ^ Шарда Арья, Судеш Наранг, Религия и философия Падма-пураны: Дхармашастра. Миранда Хаус (Университет Дели). Департамент санскрита, Комиссия по грантам индийского университета, 1988. 547, стр.30.
  70. ^ Мелвилл Т. Кеннеди, Движение Чайтанья: исследование вайшнавизма Бенгалии , 1925. 270, стр.7.
  71. ^ Миллер 1975 , стр. 655–671.
  72. ^ Рамеш М. Дэйв, KKA Венкатачари, Отношения бхакты-бхагавана: Парамабхакта Пармешвара Самбандха . Ся. Го Мудгала, Бочасанваси Шри Акшарпурушоттама Санстха, 1988. стр.74.
  73. ^ Тоффин 2012 , стр. 249–254.
  74. ^ Уайт, CSJ; Редингтон, Джеймс Д. (1990). «Валлабхачарья о любовных играх Кришны». Журнал Американского восточного общества . 110 (2): 373–374. дои : 10.2307/604565 . JSTOR   604565 .
  75. ^ Снелл, Р. (1992). Синоптическая и сектантская бхакти в поэзии Дхрувдаса . ISBN  0-521-41311-7 .
  76. ^ Белый 1977 ; Снелл 1991 , глава 1; Розенштейн 1998 ; Бек 2005 .
  77. ^ «Шикшапатри, стих 109 Сваминараяна» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 г. Проверено 15 мая 2008 г.
  78. ^ Уильямс 2001 , с. 74
  79. ^ Уильямс 2001 , с. 96
  80. ^ Уильямс 2001 , с. 85
  81. ^ Уильямс 2001 , с. 59
  82. ^ Уильямс 2001 , предыстория
  83. ^ Басу 1932 .
  84. ^ Хейс 2005 , стр. 19–32.
  85. ^ Стюарт, ТК; Чандидас, Бару; Клейман, Миннесота; Кандидаса, Бару (1986). «Воспевание славы Господа Кришны: Шрикришнакиртана». Азиатские фольклорные исследования . 4554 (1): 152–154. doi : 10.2307/1177851 . JSTOR   1177851 .
  86. ^ Панде, доктор Суручи (2008). «Витоба из Пандхарпура» (PDF) . Прабудда Бхарат . 113 : 447. Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2008 года.
  87. ^ Новецке, CL (01 января 2005 г.), Семейное дело: Кришна приезжает в Пандхарпур и чувствует себя как дома , стр. 113–138 , получено 13 января 2022 г.
  88. ^ Рандхава, Миссисипи (2017). Картина долины Кангра . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания. ISBN  9788123024783 .
  89. ^ Гохале, Намита; Лал, Малашри (10 декабря 2018 г.). В поисках Радхи: В поисках любви . Penguin Random House India Private Limited. ISBN  978-93-5305-361-1 .
  90. ^ Розен 2002 , с. 117
  91. ^ Раджашекхара Дас (2000). Цветной путеводитель по Вриндавану: самому священному городу Индии с более чем 5000 храмами . Публикация Веданты Видения.
  92. ^ Валпей 2006 , с. 109
  93. ^ админ (12 сентября 2023 г.). «Происхождение и история храма Шри Кундж Бихари и некоторых других храмов» . Туризм на Пенанге . Проверено 12 сентября 2023 г.
  94. ^ Датта 1988 , стр. 1419–1420.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Какар, Судхир (январь-июнь 1985 г.). «Эротическая фантазия: тайная страсть Радхи и Кришны», Вклад в индийскую социологию (новая серия) 19, №1. стр. 75–94.
  • Миллер, Барбара Столлер (1982). «Божественная двойственность Радхи и Кришны», в книге «Божественная супруга : Радха и богини Индии» , ред. Дж. С. Хоули и Д. М. Вульф. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 13–26.
  • Госвами, Шри Рупа . Бхакти-Расамрита-Синдху . Вриндаван: Институт восточной философии, 1965.
  • Лижье, Фредерик; Массон, Анник Ле Скоезек (2016). Les Amours de Râdhâ, Музыка и поэзия, вдохновленные миниатюрами школы Кангра, Париж: Гарамонд.
  • Мишра, Баба (1999). «Радха и ее контур в культуре Ориссы» . В истории, культуре и археологии Орисса. Поздравление профессора П.К. Мишры. Эд. С. Прадхан. (Реконструкция истории и культуры Индии 16). Нью-Дели. стр. 243–259.
  • Патнаик, Деби Прасанна (1955). «Концепция Радхакришны в литературе Панчасакхи». Материалы Индийской восточной конференции . 18 : 406–411.
  • Прабхупада, А.Ч. Бхактиведанта Свами . Кришна: Верховная Личность Бога . [Краткое исследование Шримад-Бхагаватам Шрилы Вьясадевы , Десятая Песнь.] Лос-Анджелес: Bhaktivedanta Trust, 1970. 2 тома.
  • Водевиль, Ч. (1962). «Эволюция символики любви в бхагаватизме». Журнал Американского восточного общества . 82 (1): 31–40. дои : 10.2307/595976 . JSTOR   595976 .
  • Уилсон, Фрэнсис, изд. Любовь Кришны : Кришнакарнамарта Лиласуки Билвамангалы . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 1975.
  • Вульф, Д.М. Божественная супруга: Радха и богини Индии , Беркли: Издательство Калифорнийского университета. 1982 год
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b182f336f84fb12f41fc7384e935bf0__1722584160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/f0/5b182f336f84fb12f41fc7384e935bf0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Radha Krishna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)