смысл (теология)
Раса ( санскрит : रास , IAST : раса ) относится к созданию и получению отчетливого «вкуса» или качества чего-либо. Как санскритская богословская концепция, раса была популяризирована Кришну , ориентированными на традициями бхакти , такими как Гаудия-вайшнавизм пятнадцатого века. Богословское использование этого слова можно найти еще раньше, примерно за две тысячи лет до появления Нимбарка или Чайтанья школ бхакти , в 2.7.1 Тайттирия-упанишады : «Воистину, Господь есть раса » ( raso vai sah ). Это утверждение выражает считают, что Бог — это тот, кто наслаждается высшей расой, или духовным восторгом и эмоциями. [1]
Считается, что Рупа Госвами под непосредственным руководством Чайтаньи разработал и сформулировал теологию расы как «особых отношений души с божеством в преданной любви». [2] Текст Рупы во многом основан на основополагающей теории расы, сформулированной Бхаратой Муни , создателем санскритской драматургии (возможно, еще во II веке до нашей эры). [1] Эти отношения с божеством в преданной любви, раса, отражают разнообразие любовных отношений, которые люди испытывают друг с другом. [3] такие как возлюбленный-любовник, друг-друг, родитель-ребенок и хозяин-слуга. [4] Расы различаются как низшие и высшие, и согласно Бхагавад-гите [5] Похоже, что Арджуна признает и предпочитает три высшие расы . [6] Высшие расы описываются как любящие, дружеские и братские отношения.
Этимология
[ редактировать ]Термин «раса» заимствован из санскрита. На санскрите «раса» буквально означает «сок» или «эссенция». Концепция расы берет свое начало в Упанишадах, в частности в Чандогья-упанишадах и Тайттирия-упанишадах . Тайттирия Упанишад утверждает: «Он действительно раса. Получив расу, он становится блаженным». Раса означает сок, сок или сущность и является синонимом удовольствия и восторга. [7]
Самое раннее использование Расы в эстетике появляется в «Натья Шастре » Бхараты Муни , первоначально связанной с драмой, особенно с ее поэтическими аспектами. Ранние комментарии к тексту по большей части были утеряны, за исключением ссылок в комментариях Абхинавагупты X века. [7]
Раслила танец
[ редактировать ]В вайшнавской традиции Манипура Раса Лила изображается посредством классического танца Манипури . Он вращается вокруг Кришны и девушек-пастушек, повествуя божественную историю любви Кришны ( сваям бхагаван ) и Радхи , его возлюбленной. Эта танцевальная форма была основана Бхагья Чандрой в 1779 году и до сих пор ежегодно исполняется в некоторых частях Индии во время Кришна Джанмаштами , фестиваля, посвященного рождению Кришны. Согласно разным традициям, раса-лилу совершают либо мальчики и девочки, либо только мальчики. Танец исполняется с данди (палками) и часто сопровождается народными песнями и религиозной музыкой . [8]
Рупа Госвами
[ редактировать ]Интерпретация расы, предложенная Рупой Госвами, выходит за рамки концепции простого вкуса или эстетического наслаждения. Для него раса — это возвышенный духовный опыт, достигаемый через духовное тело преданного ( бхакты ), укорененный в личном божестве ( Бхагаване ). Раса предполагает активное участие в божественной лиле , а не пассивное наблюдение. В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами представляет Кришну как воплощение всех рас. После Абхинавгупты были предложены расы, связанные с неромантическими формами любви, в частности ватсалья (нежность), прейас (духовное товарищество) и прита (почитание). Мыслители-вайшнавы начали рассматривать бхакти (преданность) как расу, объединяющую эстетические и религиозные точки зрения, - концепцию, широко исследованную Рупой Госвами. [9] Рупа Госвами подчеркивает пять основных рас, которые сосредоточены вокруг отношений преданного с божественным (Кришной): [9]
- Сантараса : созерцательная и пассивная любовь, возникающая из глубокого осознания душой своей конечной природы в отличие от величия божественного.
- Дашьяраса : нежная любовь, предполагающая покорную позицию души, отмечающая переход от отдаленного поклонения Сантарасе к активному служению при сохранении формальной связи.
- Сакьяраса : дружба-любовь, представляющая взаимодействие души с божественным на равных, сродни привязанности, разделяемой в тесной дружбе.
- Ватсальяраса : заботливая любовь, развивающаяся от случайного знакомства Сакьяраса к более внимательным и заботливым отношениям.
- Шрингарараса : страстная любовь, представляющая глубочайший уровень любви, подобный связям, возникающим в романтических отношениях, определяемых полной преданностью.
Книги
[ редактировать ]- Свами Б.В. Трипурари, Раса – Любовные отношения в трансцендентности . ISBN 1886069107
- Свами Б.В. Трипурари, Таттва-Сандарбха Дживы Госвами: Священная индийская философия экстаза
- Рупа Госвами , Нектар преданности (Бхакти-расамрита-синдху)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Швейг 2005 , с. 79
- ^ Швейг 2005 , с. 78
- ^ Швейг 2005 , с. 80
- ^ Катлер, Норман (1987). Песни опыта . Издательство Университета Индианы. п. 1. ISBN 978-0253353344 .
- ^ Бхагавад Гита 11:44.
- ^ Швейг 2005 , с. 84
- ^ Перейти обратно: а б Теодор, И. (2005). Раса и личность в Бхагавата-пуране (тезис). Оксфордский университет.
- ^ Мэсси 2004 , стр. 181–184.
- ^ Перейти обратно: а б «Энциклопедия индуизма Брилла. Том второй: Священные тексты, ритуальные традиции, искусство, концепции» , Энциклопедия индуизма Брилла. Том второй , Брилл, стр. 626–629, 24 сентября 2010 г., ISBN 978-90-04-17893-9 , получено 26 декабря 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хаберман, Д. Бхактирасамритасиндху Рупы Госвамина , Национальный центр искусств Индиры Ганди и издательство Motilal Banarsidass, Дели, 2003.
- Мэсси, Реджинальд (2004). Танцы Индии: их история, техника и репертуар . Публикации Абхинава. ISBN 978-8170174349 .
- Швейг, генеральный директор (2005). Танец божественной любви: Раса-лила Кришны из «Бхагавата-пураны», классической индийской священной истории любви . Издательство Принстонского университета. ISBN 0691114463 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Д, Свами. «Волны преданности» . www.wavesofdevotion.com . Проверено 17 мая 2008 г.
- «Санскрит: раса» . nectarofinstruction.com . Проверено 17 мая 2008 г.