Тиртха (индуизм)
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Тиртха ( санскрит : तीर्थ , tīrtha ) — санскритское слово, которое означает «место перехода, брод» и относится к любому месту, тексту или человеку, который является святым. [ 1 ] [ 2 ] В частности, это относится к местам паломничества и святым местам в индуизме, буддизме и джайнизме . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Процесс или путешествие, связанное с тиртхой, называется тиртха- ятра . [ 4 ] в то время как альтернативные термины, такие как кшетра , гопитха и махалая, используются в некоторых индуистских традициях для обозначения «места паломничества». [ 5 ] [ 6 ]
Тиртха
[ редактировать ]Тиртха: Священное паломничество
Тиртха ( санскрит : तीर्थ ) буквально означает « брод» , «место пересечения» в смысле «перехода или соединения». [ 1 ] [ 2 ] Тиртха - это духовная концепция в индуизме , особенно как «место паломничества», - утверждает Аксель Майклс, - священное соединение между «мирами, которые соприкасаются и не касаются друг друга». [ 2 ] [ 9 ] Это слово также встречается в древних и средневековых индуистских текстах для обозначения святого человека или священного текста, который может стать катализатором перехода из одного состояния существования в другое. [ 2 ] Это, утверждает Кнут А. Якобсен, все, что имеет спасительную ценность для индуиста, и включает в себя места паломничества, такие как горы, леса, морское побережье, реки или пруды, а также добродетели, действия, учебу или состояние ума. [ 3 ] [ 2 ] Тиртха может быть реальным физическим священным местом в индуистских традициях или метафорическим термином, относящимся к медитации, когда человек путешествует в интеллектуальное состояние священного ума, такое как «истина, прощение, доброта, простота и тому подобное». [ 4 ] [ 10 ] [ 11 ] Тиртха в индуистских текстах, как утверждает Бхардвадж, является «одним из многих путей к самореализации и блаженству». [ 12 ] Поле нашего состояния ума — это тело, разум, интеллект и эго , четырехстороннее. Йога подготавливает поле для постижения Бога (Божьей Милости). [ 13 ] Антахкарана – это уровни ментальных слоев и/или включая ментальное тело.
Слово Тиртха встречается в самом древнем слое, то есть в Самхите Ригведы , а также других Вед . [ 14 ] В гимнах Ригведы, таких как 1.169.6 и 4.29.3, контекст предполагает, что это слово означает «путь или дорога». [ 14 ] В других гимнах Ригведы, таких как 8.47.11, утверждает Кейн, контекст предполагает, что этот термин означает «брод через реку». [ 14 ] Тем не менее, в других случаях Тиртха относится к любому святому месту, например, у моря, или к месту, которое соединяет жертвенную землю ( ягью ) с внешним миром. [ 15 ] [ 9 ] В более поздних текстах слово Тиртха используется для обозначения любого места, местности или водного пространства, которое обстоятельства или присутствие великих мудрецов или гуру сделали особенными. [ 16 ] [ 3 ] [ 17 ]
В Упанишадах , утверждает Диана Л. Эк , «переход» относится к «духовному переходу и трансформации из этого мира в мир Брахмана , Высшего, мир, озаренный светом знания». [ 18 ] Акцент в Упанишадах в контексте Тиртхи делается на духовном знании, а не на ритуалах, и эта тема также появляется в индуистских эпосах. [ 18 ]
Святые места
[ редактировать ]Дхармашастры (мудрецов), храмы, коровники, великие и Пураны , утверждает Кейн, утверждают многочисленные описания того, что свято, включая все горы, все Гималаи, все реки, озера, жилища риши леса и все моря. [ 19 ] Эта традиция восходит к Ригведе, где Араньяни (большой лес) упоминается как божество. [ 19 ] Почитание рек и водоемов восходит к Нади Стути , или речному гимну, в гимне 10.75 Ригведы. [ 20 ]
Места паломничества не упоминаются в Дхармашастрах, таких как Манусмрити и Яджнавалкья Смрити , но они встречаются в эпосе Махабхарата и Пуранах . [ 21 ] [ 22 ] Большинство Пуран включают большие разделы, посвященные Тиртхе Махатмье, а также туристические путеводители. [ 23 ] которые описывают священные места и места для посещения, в частности Падма-пурана , Сканда-пурана , Ваю-пурана , Курма-пурана , Бхагавата-пурана , Нарада-пурана , Деви Бхагавата-пурана , Вамана-пурана , Линга-пурана , Брахма- пурана , Брахманда-пурана и Бхавишья-пурана . [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
В древних текстах Варанаси (Бенарес, Каши), Рамешварам , Канчипурам , Дварка , Пури и Харидвар упоминались как особо святые места, а также места, где крупные реки встречаются ( сангам ) или впадают в море. [ 27 ] [ 22 ] Кумбхамела , остается популярной , которая проводится с интервалом в три года между Праягой (переименованной в Аллахабад в эпоху позднего средневековья), Харидваром , Удджайном и Насиком и в наше время, в ней участвуют десятки миллионов индуистов. [ 28 ]
Причины
[ редактировать ]Некоторые паломничества являются частью враты (обета), который индус может совершать по ряду причин. [ 29 ] [ 30 ] Это может быть особый случай, например, рождение ребенка, или часть обряда посвящения, например, первая стрижка ребенка, или после исцеления от болезни. [ 31 ] [ 32 ] Это может, как утверждает Эк, также быть результатом ответа на молитвы или следствием обета, данного человеком, если его или ее молитва сбудется, например, о благополучии члена семьи, или преодолении бедности или лишений, или о благополучии члена семьи. сложная ситуация. [ 31 ]
Древнее обоснование паломничества
Цветок, как пятки странника,
Тело его растет и плодотворно,
Все его грехи исчезнут,
Убит в тяжелом путешествии.
- Айтарейя Брахман 7.15
Ригведа , Переводчик: А.Б. Кейт [ 12 ]
Альтернативной причиной Тиртхи для некоторых индусов является уважение желаний или память о любимом человеке после его или ее смерти. [ 31 ] Это может включать в себя развеивание праха после кремации в регионе Тиртха, в лесу, горе, реке или море, чтобы почтить исполнение желаний умерших. Путешествие в Тиртху, как утверждают некоторые индуистские тексты, помогает преодолеть горе утраты. [ 31 ]
Другой причиной Тиртхи является индуистская вера в то, что путешествия обладают омолаживающим потенциалом, очищают внутреннее состояние человека, и что в путешествиях есть духовная заслуга - тема, утверждаемая ведическими текстами. [ 33 ] [ 34 ] Это путешествие в более поздних индуистских текстах, как утверждает Бхардвадж, варьировалось от внутреннего путешествия медитации до физического путешествия в знаменитые храмы или купания в таких реках, как Ганг. [ 35 ] [ 11 ]
В индуистской традиции Тиртха был одним из рекомендуемых средств борьбы с раскаянием и покаяния за непреднамеренные ошибки и умышленные грехи. [ 36 ] [ 20 ] Усилия и аскеза во время Тиртхи являются частью концепции Праяшчитты , которая означает «искупление, покаяние, искупление» «чего-то, что человек сделал, но не должен был делать» или «чего-то, что человек не сделал, но должен был сделать». [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] Вишну Дхармасастра утверждает, что тот тип греха, который можно искупить посредством паломничества, называется анупатаками (маленькими грехами), в отличие от махапатак (больших грехов), которые требуют других покаяний. [ 40 ] По словам Кейна, во многих текстах утверждается, что «тиртха-ятра (путешествие в святое место) была популярным способом искупления грехов среди всех классов мужчин и женщин. [ 41 ]
Метод
[ редактировать ]Правильная процедура паломничества обсуждается в смрити с такими вопросами, как, следует ли стричь волосы перед началом паломничества или требуется ли пост во время тиртхи. [ 42 ]
Способ путешествия также широко обсуждается, особенно когда Тиртха совершается как часть аскезы. Наиболее широко распространенное мнение, по-видимому, состоит в том, что наибольшая аскеза (прайашчитта) возникает при пешем путешествии или что часть пути проходит пешком, и что использование транспортного средства приемлемо только в том случае, если паломничество невозможно по другим причинам. [ 43 ]
Индуистские тексты утверждают, что мужчина должен взять с собой жену, отправляясь в паломничество. [ 44 ] Однако некоторые смрити также обращают внимание на тот факт, что выполнение долга домохозяина важнее, чем совершение паломничества, и это происходит только в особых случаях или после того, как человек выплатил свои три долга (своим родителям, своему учителю и Веды), что ему следует прибегать к паломничествам. [ 45 ]
Рагхунанды Праяшчитта-таттва утверждает, что человек, ищущий аскезы, должен отказаться от 16 вещей, когда достигнет реки Ганг, включая такое поведение, как восхваление другой тиртхи, удары кого-либо, сексуальные развлечения, принятие подарков, дарение использованной одежды другим. [ 46 ]
Кшетра
[ редактировать ]Место или место паломничества в некоторых индуистских текстах также упоминается как Кшетра ( IAST : kṣētra , санскрит : क्षेत्र ), буквально любое «поле, территория, участок земли». [ 47 ] Кшетра . означает святое место теменос или Кшетра также является этимоном авестийского Амеша термина Xšaθra «[Желаемое] Владычество», который содержит семантическое поле », а также является личным именем божества или бессмертного, которое включает в себя одну из Спентас зороастризма « сила . Xšaθra или Шахревар завоевал то, что было злом, и таким образом аннексировал завоеванную территорию, предложив ее честным , миролюбивым и скромным . [ нужна ссылка ]
Кшетра (храмов, берегов рек) в определенном месте, например, Варанаси, Хардвар часто относится к совокупности мест тиртх , Сомнатх, Матхура-Вриндаван, Айодхья, Пури и Канчипурам, которые называются кшетрой . [ 48 ] Кшетра может обозначать место, где находится храм или где, как считается , происходил человек или событие священного, религиозного или дхармического значения. Курукшетра — это, в частности, «поле» или «участок», где Пандавы и Кауравы вели религиозную войну , как сказано в Бхагавад-гита» разделе « Махабхараты .
Кшетра не обязательно должна быть отдаленным постоянно развиваемым местом для путешествий и относится к любому временному пространству, например свадебному месту или мандале, созданному для поклонения, которое является священным. [ 49 ] И янтры , и мандалы иногда называют кшетрами . [ 50 ] [ 51 ]
В буддизме есть два аналога кшетры: Чистая Земля или буддхакшетра и дерево-прибежище . [ нужна ссылка ]
Вайшнавские Пураны перечисляют семь мест как врата Мокши: Айодхья , Матхура , Майя , Каши , Канчи , Авантика (Удджайн), Пури и Дваравати . [ 11 ]
Монастырь Тиртха
[ редактировать ]Госайны (Дашнами) приписывают Ади Шанкаре основание 10 монашеских орденов в Индии, одним из которых является Тиртха, базирующийся в Дварке , Гуджарат, в Калика Матхе. [ 52 ] [ 53 ] Полный список включает Тиртху и Ашрам в Гуджарате, Вану и Аранью в Одише, Гири, Парвату и Сагару в Уттаркханде, Сарасвати, Бхарати и Пури в Карнатаке. [ 53 ] [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]- Кшетрам
- Кшетраджна
- Паломничество (раздел Индуизм)
- Индуизм (раздел Паломничество)
- Тиртам
- Ятра
- Тиртха (джайнизм)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Г. Лохтефельд 2002 , стр. 698–699.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Аксель Майклс и Барбара Харшав (перевод) 2004 , стр. 288–289.
- ^ Перейти обратно: а б с Кнут А. Якобсен 2013 , стр. 157–158.
- ^ Перейти обратно: а б Бхардвадж 1983 , с. 2.
- ^ Паломничество , Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия (2012)
- ^ Монье Монье-Вильямс. Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 800.
- ^ Кришан Шарма; Анил Кишор Синха; Биджон Гопал Банерджи (2009). Антропологические аспекты паломничества . Северный книжный центр. стр. 3–5. ISBN 978-81-89091-09-5 .
- ^ Джеффри Уоринг Мо (1997). Паломники на индуистской Святой Земле: Священные святыни индийских Гималаев . Книга сессий Trust. п. 7. ISBN 978-1-85072-190-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Диана Л. Эк 2012 , с. 7.
- ^ Диана Л. Эк 2012 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с Джин Холм; Джон Боукер (2001). Священное место . Академик Блумсбери. стр. 69–77. ISBN 978-1-62356-623-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Бхардвадж 1983 , с. 3.
- ^ Атмананада, Парамханса (24 октября 2018 г.). «Читта Суддхи» . www.kriyayogajagat.com . Проверено 28 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мужской 1953 , с. 554.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 554–555.
- ^ Мужчина 1953 , с. 555.
- ^ Трипурари, Свами, Священное из Священного , Гармонист , 2009.\; Цитата: ... Индия и ее священные места священны по большому счету только по одной причине. Священные места таковы, потому что в них проживают священные личности, переправившиеся через реку сансары . Нет более священного места, чем сердце садху , где обитает сам Бог.
- ^ Перейти обратно: а б Диана Л. Эк, 2012 , стр. 7–8.
- ^ Перейти обратно: а б Мужской, 1953 , стр. 560–561.
- ^ Перейти обратно: а б Бхардвадж 1983 , с. 4.
- ^ Мужчина 1953 , с. 561.
- ^ Перейти обратно: а б Диана Л. Эк, 2012 , стр. 7–9.
- ^ Ариэль Глюклих (2008). Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе: индуистская культура в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета. п. 146. ИСБН 978-0-19-971825-2 .
Цитата: Самые ранние рекламные работы, ориентированные на туристов той эпохи, назывались махатмьями [в Пуранах].
- ^ Мужчина 1953 , стр. 559–560.
- ^ Джин Холм; Джон Боукер (1998). Священное место . Академик Блумсбери. п. 68. ИСБН 978-0-8264-5303-7 .
- ^ Роше, Людо (1986). Пураны Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3447025225 .
- ^ Мужчина 1953 , стр. 553–556, 560–561.
- ^ Клаус К. Клостермайер 2010 , с. 553 примечание 55.
- ^ Диана Л. Эк, 2012 , стр. 9–11.
- ^ Бхардвадж 1983 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с д Диана Л. Эк 2012 , с. 9.
- ^ Агехананда Бхарати (1963), Паломничество в индийской традиции, История религий, Том. 3, № 1, стр. 135-167
- ^ Бхардвадж 1983 , стр. 3–4.
- ^ Лаура Амаззоне (2012). Богиня Дурга и священная женская сила . Роуман и Литтлфилд. стр. 43–45. ISBN 978-0-7618-5314-5 .
- ^ Бхардвадж 1983 , стр. 4–5.
- ^ Роберт Лингат 1973 , стр. 98–99.
- ^ Праяшчитта , Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия
- ^ Патрик Оливель 2006 , стр. 195-198 со сносками.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 57–61.
- ^ Мужчина 1953 , с. 106.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 567–569.
- ^ Мужчина 1953 , с. 573.
- ^ Мужчина 1953 , стр. 576–577.
- ^ Мужчина 1953 , с. 571.
- ^ Мужчина (1953) , стр. 570–571
- ^ Мужчина 1953 , с. 578.
- ^ Кнут А. Якобсен 2013 , стр. 4, 22, 27, 140–148, 158.
- ^ Кнут А. Якобсен 2013 , стр. 128–130.
- ^ Кнут А. Якобсен 2013 , стр. 27–28, 133.
- ^ Капила Вацяян; Беттина Баумер (1988). Калататтвакоша: Лексикон фундаментальных понятий индийского искусства Мотилал Банарсидасс. п. 20. ISBN 978-81-208-0584-2 .
- ^ Лаура Амаззоне (2012). Богиня Дурга и священная женская сила . Роуман и Литтлфилд. п. 21. ISBN 978-0-7618-5314-5 .
- ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин. стр. 375–376. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Кумар Суреш Сингх (2003). Гуджарат . Популярный. п. 438. ИСБН 978-81-7991-104-4 .
- ^ Сарасвати, Его Святейшество Джагадгуру Шри Чандрасекхарендра; Шри Шанкарачарья Канчи Камакоти Питха (1988). Ади Шанкара, его жизнь и времена . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Бхардвадж, Суриндер Мохан (1983). Индуистские места паломничества в Индии: исследование культурной географии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04951-2 .
- Диана Л. Эк (2012). Индия: Священная география . Гармония. ISBN 978-0-385-53190-0 .
- Кнут А. Якобсен (2013). Паломничество в индуистской традиции: спасительное пространство . Рутледж. ISBN 978-0-415-59038-9 .
- Кейн, П.В. (1953). История Дхармашастры: древнее и средневековое религиозное и гражданское право в Индии . Том. 4.
- Клаус К. Клостермайер (2010). Обзор индуизма, А: Третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-8011-3 .
- Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. ISBN 978-0-8239-3180-4 .
- Роберт Лингат (1973). Классический закон Индии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-01898-3 .
- Аксель Майклс; Барбара Харшав (Перевод) (2004). Индуизм: прошлое и настоящее . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691089539 .
- Патрик Оливель (2006). Между империями: Общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-977507-1 .
- Байдьянатх Сарасвати (1985). Традиции Тиртхов в Индии: антропология индуистского паломничества . Мемориальный фонд Н. К. Бозе.
- Майкл Рудольф; Клаус-Петер Коппинг; Бернхард Лейстл (2007). Ритуал и идентичность: перформативные практики как эффективные трансформации социальной реальности (перформансы) . Мюнстер [Германия]: Лит Верлаг. стр. 267–269 и далее . ISBN 978-3-8258-8042-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Священное из священного», Свами Трипурари