Согласованный
Согласованный
Данкпур | |
---|---|
город | |
![]() Храм Ранчходрайджи, Дакор | |
Координаты: 22 ° 45' с.ш. 73 ° 09' в.д. / 22,75 ° с.ш. 73,15 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
Состояние | Гуджарат |
Округ | Хеда |
Высота | 49 м (161 фут) |
Население (2001) | |
• Общий | 23,784 |
Языки | |
• Официальный | Гуджарати , Хинди |
Часовой пояс | UTC+5:30 ( IST ) |
Веб-сайт | хеда www |
Дакор ( гуджарати : ISO 15919 : Чакор ) — небольшой город и муниципалитет в районе Кхеда в штате Гуджарат , Индия. Он известен своим храмом Ранчодрайджи. [ 1 ]
История и храм
[ редактировать ]В храме Ранчодрайджи находится мурти класса Вишну-Тривикрама. Храмовые ритуалы находятся под влиянием валлабитского вайшнавизма . Имя «Ранчод» относится к тому моменту, когда Кришна бежал с поля битвы, убежав из Джарасандхи в Дварку. [ 2 ]

Согласно «Хакор-махатмье» , раджпут по имени Бодано, он же Виджаясимха, посещал Дваркадхиша в Дварке, но жил в Дакоре. В 1151 году, когда Бодане исполнилось восемьдесят лет, Бог сказал Бодане, что присоединится к нему в Хакоре. Бодана одолжил повозку и волов у местного пастуха, продал свою утварь, чтобы накормить их, и направился в Двараку. Когда он достиг Двараки, Гугали (храмовые священники Двараки) заподозрили его намерения и установили в храме дополнительные замки. Однако Дварканатх, которого теперь звали Ранчод, сам выскользнул из храма, разбудил Бодану и велел ему уезжать с ним. Когда они вышли из городских ворот, Ранчод сам управлял тележкой, пока Бодана спал. Когда Гугали проснулись утром и обнаружили, что Дваракнатх пропал, они преследовали Бодану обратно в Дакор, где он спрятал Раначода в водохранилище Гомати. Ранчод велел Бодане встретиться с Гугали и подарить им творог, но Гугали бросили в него копье. По словам махатмьи, вместо этого копье приземлилось на Раначоджи, чья кровь окровавила воды Гомати и раскрыла его местонахождение. Затем Гугали попытались вытащить изображение из воды, но безуспешно. Гугали раскаялись и начали поститься, пытаясь загладить свою вину. Жена Боданы, Ганга, не могла вынести этого зрелища, поэтому, когда она давала Ранчоду его ежедневную вечернюю роталу, она предложила подарить ему ладус , если он одарил Гугали милостью и не дал ему ничего, чего он не дал. Раначод сказал ей, что Гугали скучали не по нему, а по золоту и деньгам, которые им принесло его присутствие. Он велел Ганге спросить у Гугали, согласятся ли они принять его вес в золоте, и начал поглощать все ладу. Гугали согласились на этот контракт, но чудесным образом обнаружилось, что золотое кольцо в носу Ганги весило больше Ранчода с тех пор, как Гугали ушли. Мурти в Дварке чудесным образом было заменено. [ 2 ] [ 3 ] Ханка Пурана или Шанкапура-махатмья была написана в конце 17 века. [ 4 ]

В 1625 году Дакора посетил Харирайджи, который реформировал севу в храме и приказал группе брахманов Шригод-Мевада и Кхедавала провести в храме валлабхитские ритуалы. С момента этого визита всякий раз, когда валлабитский махарадж присутствует в храме, он становится действующим севаком храма. Раньше священниками были таподханские брахманы, которые прислуживали Шиве Дамканатху до прибытия Чакораджи. [ 2 ]
В 1732 году Пиладжи Гаеквад был убит в Дакоре по приказу Абхая Сингха . [ 5 ]
Согласно « Чакор-махатмье» , баниа по имени Нандана построил храм для Ранчоджи, ныне известный как храм Лакшмиджи. Образ Раначода был перемещен потомком Боданы по имени Дипасинг. По другим сведениям, в 1734 году Ратан Сингх, ваджир раджи Марвара Абхая Сингха, поместил Ранчоджи в новый храм. [ 5 ] [ 6 ]
В 1740 году Момин-хан, наместник Гуджарата при императоре Мухаммад-шахе , издал документы, предписывавшие Мутасиддидару/Тхандару Тхасры не преследовать слуг Ранчоджи и не присваивать их доходы от преданных, а также заверял слуг в своей защите. [ 5 ]

Нынешний храм был построен Гопалом Тамбвекаром, дакшини-брамином из Пуны , который был преданным Венкатеши . Строительство началось в 1769-70 гг. н.э., и Ранчоджи был перенесен в новый храм Рамасингом, потомком Боданы, в 1770-71 гг. Тамбвекар также получил Дакор от Песвы Мадхавы Рао . [ 7 ] [ 5 ] Согласно традиции, когда храм был построен, Раначод сказал Лакшми, что она должна остаться в первоначальном храме и что он будет посещать ее каждый экадаши и пятницу в образе Бала-Кришны. Соответственно, в эти дни икону Гопала Лала возят на слоне или в карете из (нынешнего) храма Ниджи в храм Лакшмиджи. Нынешний храм Ниджи также содержит изображения Лакшми, Сатьябхамы и Гопала Лала, трое из которых ночью переносятся в храм Садджа. [ 6 ]
После того как регион перешел под контроль Гэквадов Бароды , правители стали покровительствовать храму и его севакам.
Во время английского правления было подтверждено право собственности храма на деревню Чакор. В 1860-х и 1870-х годах вайшнавы-махараджи Бхаттаджи и Матуджи посетили Дакор, служили Раначодараю и покровительствовали храму. Многие богатства принадлежали Раначодараю и управлялись севаками, включая банковскую фирму Гопала Лаладжи и коров. Севаки в ту эпоху проявляли большой интерес к поддержанию процветания храма посредством подарков, а также к поддержанию ортодоксальных верований, например, когда комиссар полиции по имени Хикуп подвергся нападению за попытку войти в храм, что было бы расценено как ритуальное осквернение. . [ 8 ]


Демография
[ редактировать ]По состоянию на 2001 год [update] Индии перепись населения , [ 9 ] Население Дакора составляло 23 784 человека. Мужчины составляют 53% населения, а женщины - 47%. В Дакоре средний уровень грамотности составляет 76%, что выше, чем в среднем по стране (59,5%): грамотность мужчин составляет 82%, а грамотность женщин - 69%. В Дакоре 10% населения моложе 6 лет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэллисон, Франсуаза (2019). Религиозная культура Гуджарата: с двенадцатого по двадцатый век . Книги Примуса. п. 220.
- ^ Jump up to: а б с Мэллисон 2019 , стр. 219-221.
- ^ Маджмудар 1947 , с. 61-64.
- ^ Маджмудар 1960 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б с д Маджмудар, MR (1947). «Дварка Изображение Ранчходжи и храма в Чакоре». Журнал Бомбейского университета . 16 : 57–91.
- ^ Jump up to: а б Маджмудар 1947 , с. 65-66.
- ^ Маджмудар, MR (1960). Культурная история Гуджарата [с ранних времен до добританского периода] . Популярный Пракашан. п. 203.
- ^ Маджмудар 1947 , с. 68-71.
- ^ «Перепись Индии 2001 года: данные переписи 2001 года, включая города, деревни и поселки (предварительные)» . Переписная комиссия Индии. Архивировано из оригинала 16 июня 2004 года . Проверено 1 ноября 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]