Jump to content

Дживанмукта

(Перенаправлено с Дживанмукти )

Дживанмукта . буквально означает «освобожденный при жизни» [1] это человек, который, согласно философии джайна и веданты , обрел полное самопознание и самореализацию и достиг кайвальи (просветления) или мокши (освобождения), таким образом, освобождается при жизни и еще не умер. [2] [3] Существо дживанмукта в джайнизме называется сайоги-кевали (просветленный, обладающий телом) или Арихантом . Состояние является целью мокши в Веданте , йоге и других школах индуизма, и оно называется дживанмукти . [4] [5] [6]

Дживанмукт также называют атма- джняни (самореализованными), поскольку они знают свое истинное «я» ( атман ) и вселенское «я», поэтому их также называют Брахма-джняни . В конце своей жизни дживанмукты разрушают оставшуюся карму , достигают парамукти (окончательного освобождения) и становятся парамуктой . Когда дживанмукта дает свое понимание другим и учит их своему осознанию истинной природы высшей реальности (Брахмана) и себя ( Атмана ), принимая на себя роль гуру, чтобы показать другим путь Мокши, тогда это Дживанмукту называют авадхутой. Некоторые авадхуты также достигают титула Парамахамсы . Когда риши (провидец/мудрец) становится дживанмуктой , тогда этого риши называют Брахмарши .

Согласно популярной традиции, некоторыми примерами дживанмукт являются Паршванатха , Махавира , Будда , Ади Шанкара , Днянешвар , Кабир , Чайтанья Махапрабху , Рамакришна Парамаханса , Рамана Махарши , Веданта Дешика , Сваминараян , Нисаргадатта Махарадж и Свами Рам. дас . Считается, что они осознали Себя ( атман ) в течение своей жизни, следуя по пути чистой духовности . Считается , что после достижения просветления и состояния дживанмукти они отменили свою карму . По словам их последователей, они сохранили свои тела, чтобы распространять свою мудрость среди масс. Считается, что после смерти они достигли парамукти .

Этимология

[ редактировать ]

Дживанмукта ( санскрит : जीवन्मुक्त ) — прилагательное, полученное из комбинации санскритского существительного जीव jiva , «жизнь», и причастия прошедшего времени глагола मुच् (много, или IAST muc), «освобождать». Монье-Вильямс дает значение «освобожденный при жизни».

Дживанмукти ( санскрит : जीवन्मुक्ति ), соответствующее абстрактное существительное означает «освобождение при жизни, освобождение перед смертью». [7] [8] или «эмансипация при жизни». [9] [6] Это единственное значение, данное в авторитетных словарях классического санскрита, включая Монье-Вильямса. Другие переводы, которых нет в стандартных словарях и, следовательно, предположительно более современные, включают «самореализация», [10] [11] [12] «живое освобождение», «просветление», «освобожденная душа» или «самоосвобождение». [13] [14] [15]

Описание

[ редактировать ]

Различные тексты и школы индуизма описывают состояние существования дживанмукти как состояние освобождения и свободы, достигаемое в течение жизни. [16] [17] Некоторые противопоставляют дживанмукти видехамукти (мокша из сансары после смерти ) . [18] Дживанмукти — это состояние, которое преобразует природу, качества и поведение человека, утверждают эти древние тексты индуистской философии. Например, согласно Нарадапаривраджака Упанишаде, просветленный человек демонстрирует такие качества, как: [19]

  • его сознание индивидуальности исчезло;
  • его не беспокоит неуважение, он терпит жестокие слова, с уважением относится к другим независимо от того, как другие относятся к нему;
  • столкнувшись с разгневанным человеком, он не отвечает на гнев, а отвечает мягкими и добрыми словами;
  • даже если его пытают, он говорит и доверяет правде;
  • он не жаждет благ и не ждет похвалы от других;
  • он никогда не причиняет вреда и вреда какой-либо жизни или существу ( ахимса ), он стремится к благополучию всех существ; [20]
  • ему так же комфортно как в одиночестве, так и в присутствии других;
  • ему так же комфортно с чашей, у подножья дерева в изорванной одежде без посторонней помощи, как и тогда, когда он находится в митхуне (союзе нищих), граме (деревне) и нагаре (городе);
  • он не заботится и не носит шикху (пучок волос на затылке по религиозным соображениям), а также священную нить через свое тело. Для него знание — это шикха, знание — это священная нить, только знание является высшим. Внешняя внешность и ритуалы не имеют для него значения, имеет значение только знание;
  • для него нет ни призывания, ни отвержения божеств, ни мантры, ни не-мантры, ни простираний, ни поклонения богам, богине или предкам, ничего, кроме знания;
  • он скромен, высок духом, ясного и твердого ума, прямолинеен, сострадателен, терпелив, равнодушен, смел, говорит твердо и сладкими словами.

Вид Адвайты

[ редактировать ]

Ади Шанкара объясняет, что ничто не может побудить к действию того, кто не имеет собственного желания удовлетворить. Высшим пределом вайрагьи («непривязанности») является отсутствие васан в отношении объектов удовольствия; отсутствие возникновения чувства «Я» (в вещах, которые являются анатманами ) является крайним пределом бодхи («пробуждения»), а отсутствие возникновения снова прекратившихся изменений является крайним пределом Упарати. («воздержание»). Дживанмукта обретает божественное и бесконечное знание и обретает полное самопознание и Самореализацию. Дживанмукта, поскольку он всегда является Брахманом, свободен от осознания внешних объектов и больше не осознает никакой разницы между внутренним атманом и Брахманом или между Брахманом и миром. Он знает, что он то же самое, что Брахман, и обладает опытом бесконечного сознания. «Виджнатабрахмататтвасйа йатхапурвам на самсритих» – «нет такой сансары , как раньше, для того, кто познал Брахмана». [21]

Существует три вида прарабдха-кармы : ичха («лично желаемое»), аничха («без желания») и паречха («из-за желания других»). Для самореализованного человека, дживанмукты, не существует ичха-прарабдхи , но остаются два других, аничха и паречха . [22] через что должен пройти даже дживанмукта. [22] [23] Согласно школе Адвайты , для мудрых людей прарабдха ликвидируется только путем переживания ее последствий; санчита («накопленные кармы») и агами («будущие кармы») уничтожаются в огне гьяны («знания»). [21]

Термин парамукти обычно используется для обозначения окончательного освобождения, которое наступает после смерти тела человека, достигшего Дживанмукти или Кайвальи при жизни. Это подразумевает окончательное освобождение души ( атмана ) от сансары и кармы и слияние атмана с Брахманом . Поэтому, когда дживанмукта умирает, он становится парамуктой. С точки зрения индуистов, когда обычный человек умирает и его физическое тело распадается, неразрешенная карма человека заставляет его атман перейти к новому рождению; и таким образом кармическое наследие возрождается в одном из многих миров сансары . Однако когда человек достигает дживанмукти, он освобождается от кармического перерождения. Когда такой человек умирает и его физическое тело распадается, его цикл перерождений заканчивается, и он становится единым с Брахманом. Говорят, что этот человек достиг парамукти и стал парамуктой. Таким образом, у дживанмукты есть тело, а у парамукты нет тела и он чист. Когда дживанмукта достигает состояния нирвикальпа самадхи , он или она может стать парамуктой по своей собственной воле. Дживанмукта, достигший состояния нирвикальпа самадхи, в подходящее время сознательно выйдет из своего тела и достигнет парамукти. Этот акт сознательного и намеренного выхода из тела называется махасамадхи .

В шраманических называется архатом . традициях дживанмукта в буддизме [24] и арихант в джайнизме. [ нужна ссылка ]

Импликация

[ редактировать ]

Школа Адвайты придерживается мнения, что внешний вид мира обусловлен авидьей (невежеством), которая обладает способностью проецировать, то есть накладывать нереальное на реальное ( адхьяса ), а также способностью скрывать реальное, что приводит к заблуждению дживы . кто испытывает объекты, созданные его разумом, и видит разницу в этом мире, он видит разницу между атманом ( «индивидуальным «я») и Брахманом («высшим Я»). Это заблуждение, вызванное невежеством, разрушается, когда само невежество уничтожается знанием. Когда все заблуждения устранены, не остается осознания различий. Того, кто не видит разницы между «Я» и Брахманом, называют дживанмуктой. Дживанмукта испытывает бесконечное знание, бесконечную силу и бесконечное блаженство при жизни, а также после смерти, то есть после того, как стал парамуктой, тогда как видехамукта испытывает их только после смерти.

Чтобы стать дживанмуктой, необходимо пройти четыре стадии:

1. Салокья – жизнь в одном мире

2. Сарупья – имеющий ту же форму.

3. Самипья – быть близким

4. Саюджья – слияние вещей [25]

СТАДИЯ 1. Первая стадия называется салокья — соответствует состоянию бодрствования сознания (джаграта) — осознанию того, что вся огромная вселенная, состоящая из миллиардов галактик и вселенных, пронизана Божественным Сознанием. (Вишну означает То, что пронизывает всю вселенную и все в ней.) Это недифференцированный Океан Бытия. Когда эта стадия достигается, человек освобождается от идеи, что мир отделен и независим от нас и что он является высшим источником постоянного удовольствия и радости.

СТАДИЯ 2. Вторая стадия — сарупья или садхармья — соответствующая состоянию сознания во сне — осознание того, что каждое существо взаимосвязано и все «кажущиеся» отдельные дживы являются воплощениями Единого Божественного Сознания. Когда эта стадия достигается, человек обретает свободу от аханкары – понятия самотождественности и понятия отличия от других, таким образом, он становится способным развивать сочувствие ко всем и всеобщее сострадание ко всем существам.

СТАДИЯ 3. Третья стадия самипья — это близость с Божественным — соответствующая бессознательному состоянию сознания без сновидений — Богоосознание происходит, когда познается природа сагуна ишвары и человек предается Ему/Ей. Когда эта стадия достигается, человек освобождается от всех собственных усилий по достижению освобождения, от религии и ее рабства, и отказывается от всех возложенных на себя бременей – достигая состояния невозмутимости, спокойствия, постоянной радости и мира.

СТАДИЯ 4. Заключительная стадия саюджья — общение или объединение с Абсолютным Божеством — соответствующая Турии или непостижимому и невыразимому четвёртому состоянию сознания — слиянию с Божеством, граничащему с полной идентичностью. Когда эта стадия достигается, то человек становится полным дживанмуктой и получает абсолютную свободу от перерождений и страданий — это заключительная стадия Брахма-нирваны.

Значение

[ редактировать ]

Философия Адвайты основана на предпосылке, что ноуменально существует только Абсолют, Природа, Души и Бог — все слиты в Абсолюте; Вселенная едина, и нет различия внутри нее или вне нее; Брахман подобен во всей своей структуре, и знание любой его части является знанием целого ( Брихадараньяка Упанишада II.4.6-14), и, поскольку вся причинность в конечном счете обусловлена ​​Брахманом, поскольку все, кроме Брахмана, является видимостью, Атман — единственная существующая сущность и ничего больше. Все элементы произошли от Атмана ( Тайттирия Упанишада II.1), и все существование основано на Разуме ( Айтарейя Упанишада III.3). Вселенная, созданная Брахманом из части себя, выбрасывается и вновь поглощается Неизменным Брахманом ( Мундака Упанишада I.1.7). Следовательно, джива (индивидуальное «я») неотлична от Брахмана (высшего «Я»), и джива, никогда не связанная, всегда освобождается. Через Самосознание человек обретает знание существования и осознает Брахман. [26]

  1. ^ Вивекачудамани Шанкарачарьи Бхагаватпады: Введение и перевод под редакцией Джона Граймса «Мукта - это мукта, с телом или без него. 110 Можно сказать, что познавший Себя с телом - это Дживан Мукта, и когда этот человек сбрасывает тело, он достигает Видехамукти, но эта разница существует только для наблюдателя, а не для мукты».
  2. ^ Гэвин Флуд (1998), Введение в индуизм, издательство Кембриджского университета, ISBN   978-0521438780 , страницы 92–93.
  3. ^ Клаус Клостермайер, Мокша и критическая теория, Философия Востока и Запада, Том. 35, № 1 (январь 1985 г.), стр. 61–71.
  4. ^ Эндрю Форт и Патрисия Мамме (1996), Живое освобождение в индуистской мысли, ISBN   978-0-7914-2706-4
  5. ^ Норман Э. Томас (апрель 1988 г.), Освобождение для жизни: индуистская философия освобождения, Миссиология, Том 16, номер 2, стр. 149-160
  6. ^ Jump up to: а б Герхард Оберхаммер (1994), Избавление от этой жизни: Дживанмукти, Коллеж де Франс, Публикации Института индийской цивилизации. Серия -8°, Fasc. 61, Издание-Распространение Боккара (Париж), ISBN   978-2868030610 , страницы 1–9.
  7. ^ Гонда, Январь (1977). Средневековая религиозная литература на санскрите . Харрасовиц. п. 71. ИСБН  978-3-447-01743-5 .
  8. ^ Джеффри А. Барборка (1968). Жемчужина Востока: послание Бхагавад-гиты для западного мира . Теософский паб. Дом. п. 155. ИСБН  9780835600255 .
  9. ^ Дживанмукти , Санскритский словарь английского языка, Кельнский университет, Германия
  10. ^ Эндрю О. Форт (1998). Дживанмукти в «Трансформации: воплощенное освобождение в Адвайте и Нео-Веданте» . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 32–35. ISBN  978-0-7914-3904-3 .
  11. ^ Казенс, Габриэль (2009). Духовное питание . Северная Атлантика. стр. 7, 35, 41. ISBN.  978-1-55643-859-2 .
  12. ^ PS Родрам (2002). Школы Бхамати и Виварана Адвайта Веданты: критический подход . Мотилал Банарсидасс. п. 231. ИСБН  978-81-208-1890-3 .
  13. ^ Ричардс, Глин (2016). Исследования религии: сравнительный подход к богословским и философским темам . Спрингер. п. 76. ИСБН  978-1-349-24147-7 .
  14. ^ Розен, Ричард (2002). Журнал йоги . Активный интерес. п. 159.
  15. ^ Ричардс, Глин (2005). Философия Ганди: исследование его основных идей . Рутледж. п. 166. ИСБН  978-1-135-79935-9 .
  16. ^ См., например, Муктика Упанишад, Вараха Упанишад, Адхьятма Упанишад, Сандилья Упанишад, Теджобинду Упанишад и т. д.; в К. Н. Айяре (перевод 1914 г.), Тридцать малых упанишад , Архив библиотеки Робарта Университета Торонто, Канада
  17. ^ Пол Деуссен , Философия Упанишад , Перевод А.С. Гедена (1906), T&T Clark, Эдинбург
  18. ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1 и 2, ISBN   978-81-208-1467-7
  19. ^ см.:К. Н. Айяр (перевод 1914 г.), Тридцать малых упанишад , Архив библиотеки Робарта Университета Торонто, Канада, стр. 140-147.
    • С. Нихилананда (1958), Индуизм: его значение для освобождения духа, Харпер, ISBN   978-0911206265 , стр. 53–79;
    • Эндрю Форт (1998), Дживанмукти в трансформации, Издательство Государственного университета Нью-Йорка, ISBN   0-7914-3904-6
  20. ^ см. также Сандилья Упанишад об ахимсе и других добродетелях; Цитата: «Существует насилие, которое всегда причиняет страдания всем существам действиями ума, речи и тела»; Айяр переводит это так: Он практикует ахимсу – отсутствие вреда или вреда какому-либо живому существу в любое время посредством действий его тела, речи или ума; К. Н. Айяр (перевод 1914 г.), Тридцать малых упанишад , Архив библиотеки Робарта Университета Торонто, Канада, стр. 173-174.
  21. ^ Jump up to: а б Шанкарачарья (1973). Вивекачудамани Шри Шанкара Бхагаватпады . Бхаратия Видья Бхаван. стр. 403–423.
  22. ^ Jump up to: а б Махарши, Рамана . «Карма и судьба» . Индуизм.co.za . Проверено 8 апреля 2015 г.
  23. ^ Шах-Казем, Реза (2006). Пути к трансцендентности: согласно Шанкаре, Ибн Араби и Мейстеру Экхарту . World Wisdom, Inc., стр. 59–60. ISBN  0-941532-97-6 .
  24. ^ «Архат | Буддизм» . Британская энциклопедия . Проверено 13 мая 2021 г.
  25. ^ Ранаде, Р.Д. (1986) [1926]. Конструктивный обзор философии Упанишад: введение в мысль Упанишад . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. п. 157.
  26. ^ А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (1972). Бхагавад-гита как она есть . Мумбаи: Книжный фонд Бхактиведанты. п. 621. Архивировано из оригинала 9 января 2013 г. Проверено 24 января 2013 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 629a20b0f4b00fdf9fbff6cababb4665__1722930480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/65/629a20b0f4b00fdf9fbff6cababb4665.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jivanmukta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)