Адхьяса
Адхьяса (санскрит: अध्यास Суперпозиция ) — это концепция в индуистской философии, относящаяся к наложению атрибута, качества или характеристики одной сущности на другую сущность. В Адвайта Веданте Адхьяса означает ложное наложение характеристик физического тела (рождение, смерть, цвет кожи и т. д.) на Атман , а также ложное наложение характеристик Атмана (чувственность, существование) на физическое тело.
Источник
[ редактировать ]Первое упоминание об Адхьясе встречается в Брахма Сутра Бхасье Ади Шанкары . Ади Шанкара начинает свой комментарий к Брахма-сутрам с объяснения того, что такое Адхьяса и ее природа.
Шанкара перечисляет различные взгляды на Адхьясу из разных философских школ, что позволяет предположить, что концепция Адхьясы определенно существовала до Шанкары.
Определение
[ редактировать ]Во введении к комментарию к Брахма-сутрам Шанкара дает такое определение Адхьясы:
Он спросил: «Что это за медитация?» Говорят, что форма памяти — это появление ранее увиденного в будущей жизни. Некоторые в других местах называют это медитацией на другие религии. Некоторые, однако, говорят, что там, где есть медитация, это иллюзия, связанная пониманием различения. Другие, однако, называют это воображением противоположной дхармы того же самого, что и медитация. Однако в любом случае оно не отклоняется от иллюзии другой дхармы. Подобным образом, опыт мира показывает, что жемчуг сияет, как серебро, и что одна луна сияет, как вторая.
Свами Гамбхирананда переводит это как:
Если спросить: «Что называется наложением?», то ответ будет: «Это осознание, сходное по своей природе с памятью, которое возникает в чужом (другом) месте в результате некоторого прошлого опыта. Что касается на это одни говорят, что оно состоит в наложении признаков одной вещи на другую. чего-либо на любом другом Субстрат состоит в том, чтобы представить на самом основании какой-то противоположный атрибут. серебра, и одна луна выглядит как две». [ 1 ]
Карл Х. Поттер переводит это как:
Что же такое наложение? Это появление (абхаса) в форме воспоминания чего-то, ранее пережитого в каком-то другом месте. Другие философы определяют суперпозицию несколько иначе. Некоторые говорят, что это подразумевает неспособность понять различие между двумя вещами, что приводит к тому, что одна накладывается на другую. Другие говорят, что это присвоение вещи свойств, противоположных свойствам, принадлежащим этой вещи. Во всяком случае все согласны, что оно предполагает появление свойств одной вещи в другой. И это согласуется с обычным опытом, отраженным в сообщениях об иллюзиях, таких как «раковина кажется серебряной» или «одиночная луна кажется двойной». [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гамбхирананда, Свами (9 января 2016 г.). Брахма Сутра Бхасья Шанкарачарьи . п. 30. ISBN 9788175051058 .
- ^ Поттер, Карл (1981). Энциклопедия индийской философии Том III - Адвайта Веданта . п. 120. ИСБН 9788120803107 .