Джозеф Мари Террей
Джозеф Террей | |
---|---|
![]() Джозеф Мари Террей, Александр Рослин , 1774 г. | |
23-й генеральный контролер финансов | |
В офисе 22 декабря 1769 г. - 24 августа 1774 г. | |
Номинирован | Рене Николя де Мопеу |
Монарх | Людовик XV |
Предшественник | Этьен Мейнон из Invault |
Преемник | Анн Робер Жак Тюрго |
Личные данные | |
Рожденный | 9 декабря 1715 г. Боэн , Франция |
Умер | 18 февраля 1778 г. Париж , Франция | (62 года)
Аббат Жозеф Мари Террей (9 декабря 1715 — 18 февраля 1778) был генеральным контролером финансов во время правления Людовика XV во Франции , сторонником финансовой реформы. [1]
Биография
[ редактировать ]Террей, постриженный , но не священник, был назначен в 1736 году церковным советником парижского парламента , где он специализировался на финансовых вопросах. В 1764 году он был назначен настоятелем богатого аббатства Молесме . Поддержка его дяди, обычного врача герцогини Орлеанской, матери регента, в конечном итоге сделала его богатым, позволив ему отказаться от прежнего осторожного образа жизни и открыто сажать своих любовниц за свой стол. [2] Его подлинные способности привлекли внимание канцлера Людовика XV Рене Николя де Мопеу , который назначил его генерал-контролером в декабре 1769 года. Его первым крупным предприятием была помощь мадам дю Барри. партизанам [3] уже в следующем году свергнуть министра иностранных дел Этьена Франсуа, герцога Шуазеля, продемонстрировав, что правительство не может позволить себе вступить в войну с Великобританией . «Умный, прямолинейный, трудолюбивый и богатый», [4] Следующие несколько лет Террей провел, стабилизируя финансы страны, отказавшись от части государственного долга, приостановив выплаты процентов по государственным облигациям и введя принудительные кредиты. Эти реформы вызвали массовый протест как среди дворян, так и среди простолюдинов, что вынудило Мопеу лишить парламенты политической власти в 1771 году, чтобы можно было провести дальнейшие реформы.
Террей продолжил капитальный ремонт финансовой системы, реформировав сбор как vingtième (пятипроцентный налог на доход), так и подушевого налога (подушный налог) в Париже, а также перезаключив более выгодные соглашения с генеральными фермерами, финансистами, которые имели право на собирать косвенные налоги. Эти меры привели к значительному увеличению государственных доходов; однако он продолжал сталкиваться с оппозицией, особенно из-за ограничения свободной торговли зерном. [5] оппоненты обвиняли его в том, что это было частью «Пакта о голоде» с Людовиком XV, призванного позволить королю получать прибыль от искусственно завышенных цен на зерно. Когда Людовик XV умер в мае 1774 года, его преемник Людовик XVI поддался давлению и уволил Террея и Мопеу. [6]
Покровитель искусств
[ редактировать ]Положение Террея позволило ему стать щедрым покровителем искусств. Его перестройка своего отеля на улице Нотр-Дам-де-Шан, ок. 1769–1774 гг. Это был последний заказ Антуана-Матье Ле Карпантье (1709–1773), который не дожил до его завершения. [7] В отеле Terray, «отличающемся хорошим расположением комнат», позже размещался Колледж Станислас, и он был снесен в 1849 году, когда улица Станислас была продлена через его сад. [8] выходя из изолированного павильона . [9] Пары картин, которые он заказал Николя Бернару Леписье в 1775 году ( Интерьер таможни и Интерьер рынка). [10] ) и от Клода-Жозефа Верне в 1779 году, [11] продемонстрировал сильную дидактическую предвзятость, отражающую озабоченность Террея экономикой коммерции, а не выбор художников. [12] Художнику-историку Николя-Ги Брене он заказал два сюжета, в равной степени соответствующие его официальному положению; во-первых, «Цинциннат стал диктатором» был явным указанием на просвещенный деспотизм , в условиях которого он действовал; другой менее открыто упоминал о его репутации спекулянта зерном: «Римский фермер» , в котором Гая Фурия Крессина ошибочно обвиняли в колдовстве из-за обилия его урожая: он был выставлен на Салоне 1775 года . [13] Не все сюжеты его заказов были столь суровы: в 1777 году Жан-Жак Кафьери заказал пару настольных бронз на галантные сюжеты: «Купидон, побеждающий сковороду» ( Коллекция Уоллеса , Лондон) и «Дружба, удивленная любовью» ( Художественный музей Толедо ). Небольшой мраморный «Варфоломей» работы Пьера Ле Гро Младшего был куплен в имении художника Жана-Франсуа де Труа , главы Французской академии в Риме . [14] Среди богатой обстановки отеля Terray находился секретарский стол работы Бернара II ван Рисамбурга . [15] Его надгробный памятник изваял Клодион . [16]
После его смерти коллекция была разогнана его племянником на аукционе 1779 года. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Жозеф-Мари Террей (1715-1778)» . Национальная библиотека Франции . Проверено 16 февраля 2020 г.
- ^ Шарль дю Розье, в Словаре разговорного и инвентарного чтения , св. «Террей (Жозеф-Мари)».
- ^ Шуазель, Мемуары : «Интрига аббата Террея, мадам дю Барри и герцога Эгиийона с целью уволить меня от министерства».
- ^ Эммануэль Ле Руа Ладюри , Старый режим: история Франции, 1610–1774 , 1998: 144.
- ^ Кларк, Генри (2004), «Информация о торговле зерном: экономический конфликт и политическая культура в Террее, 1770–1774», Журнал современной истории , 76 (4): 793–834, doi : 10.1086/427569 , S2CID 153831273 .
- ^ Наполеон Бонапарт, «Различные заметки из мемуаров аббата Террея», Наполеон: Неопубликованные рукописи, 1786–1791, опубликованные с оригиналов автографов Фредерика Массона и Гвидо Бьяджи (Париж: Société d'Éditions Littéraires et Artistiques, 1910), 236 -238.
- ^ Колин Б. Бэйли, Патриотический вкус: коллекционирование современного искусства в дореволюционном Париже , 2002:267
- ^ Анри Гурдон де Женуйяк, Париж сквозь века , том. 3:357; Джетта София Вольф, Исторический Париж , 1921:315.
- ^ Отмечено в Комиссии Старого Парижа. Протокол 1905:307
- ^ Интерьер таможни , Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид, был включен в выставку «Эпоха Ватто, Шардена и Фрагонара: шедевры французского жанра» , Национальная галерея Канады, 2003, кат. нет 96.
- ↑ Входит в выставку «Эпоха Ватто, Шардена и Фрагонара: шедевры французского жанра» , Национальная галерея Канады, 2003, кат. нет. 89, 90.
- ^ Филип Конисби, Клод-Жозеф Верне, 1714–1789 (каталог выставки, Iveagh Bequest, Кенвуд, Лондон) 1976; «Выбор сюжета... исходящий, несомненно, из кабинета Террея, а не из предложения художника, - это явно дидактический выбор, превозносящий достоинства торговли и сельского хозяйства, а также королевской системы таможенных пошлин и акцизных сборов» (Филип Конисби, в Эпоха Ватто, Шардена и Фрагонара: шедевры французского жанра , каталог выставки, Национальная галерея Канады, 2003, кат . 96).
- ^ Конисби 2005; о репутации Террея как коррумпированного спекулянта см. Розье в Dictionnaire .
- ^ Он был отождествлен со скульптурой из Метрополитен-музея (Джон Голдсмит Филлипс).
- ^ Он был предоставлен на время Выставке французского искусства в 1888 году (№ 213) графиней Террей и отмечен штампом BVRB леди Дилк, Французская мебель и украшения в XVIII веке , 1901: 161 и примечание.
- ^ Майкл Леви, Живопись и скульптура во Франции 1700-1789 1995: 151
- ^ Каталог прекрасной коллекции... происходящей из поместья покойного г-на Л'аббата Террея , Ф.-К. Joullain fils Paris 1778 г. (продажа состоялась 20 января 1779 г.); отмечено в Ульрихе Миддельдорфе, Скульптуры из коллекции Сэмюэля Х. Кресса , 1976:106.