Гай Фурий Хрезим

Гай Фуриус Хрезим , или Крезим , или Крессинус II века до нашей эры — греческий земледельец и вольноотпущенник в Римской республике, упомянутый во фрагменте утраченной истории Луция Кальпурния Пизона Фруги , сохранившегося в Плиния » «Естественной истории . Пизон сообщает, что Фурий Хрезим был оправдан по обвинению в колдовстве во время эдилизма Спурия Постумия Альбина , датированного 191 годом до нашей эры. Суд состоялся в период реакции против растущего влияния эллинизма в Риме, особенно во главе с Альбином. И Пизон, и Плиний рассказали историю суда с ее морализирующим аспектом.
Хрезимус был героем ряда исторических картин во Франции в конце 18 века, когда неоклассицизм стал модным, а сельскохозяйственная реформа стала предметом многочисленных политических дебатов.
Жизнь
[ редактировать ]Единственное упоминание о Хрезиме в древних источниках происходит от фрагмента Луция Кальпурния Пизона Фруги , который был консулом в 133 г. до н.э. и, в частности, врагом Тиберия Гракха . Пизон, вероятно, написал историю под названием «Анналы» как минимум в семи книгах, которую он начал после цензуры в 120 году. [ 1 ]
Историки пришли к единому мнению, что упомянутого во фрагменте Спурия Постумия Альбина можно отождествить с консулом 186 г. до н. э. , который, вероятно, был эдилом в 191 г. до н. э., наиболее вероятной дате суда над Хрезимом. [ 2 ] [ 3 ] Источником Пизона на судебном процессе мог быть Авл Постумий Альбин , консул в 151 г. до н.э. и автор римской истории на греческом языке. Однако Гэри Форсайт отметил, что история Альбина была в основном сосредоточена на греческом мире и городских вопросах и не имела бы отношения к истории Хрезима. Вместо этого он предполагает, что Пизон мог узнать о Хрезиме из устных преданий его семьи, поскольку Постумии Альбины и Кальпурнии Пизоны были тесно связаны политически на протяжении всего второго века до нашей эры. [ 4 ]

Хрезим был греком, вероятно, захваченным в рабство во время войны, которую вела Римская республика на востоке Греции. [ 5 ] [ 6 ] Позже он был освобожден членом рода Фуриев , от которого он взял свой номен — Фуриус. Его прозвище – Хрезимус – означает бережливый и является греческим эквивалентом агномена Пизона (по прозвищу Фруги). [ 7 ] [ 8 ] Позже Хрезим владел фермой и, в свою очередь, стал рабовладельцем. [ 9 ]
Поскольку Хрезим собирал гораздо лучшие урожаи на меньшей земле, чем его соседи, они начали ему завидовать, а затем подали на него в суд за магическое отравление ( veneficia ) их посевов в ночное время. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Хрезим преследовался по закону Двенадцати таблиц , согласно которому смертной казнью или лишением гражданства наказывался любой, кто был признан виновным в использовании магии с целью отнять плодородие чужой земли. Это единственный известный судебный процесс, в котором этот закон сыграл свою роль. [ 10 ] Соседи Хрезима, вероятно, были намного богаче его и подали на него в суд, чтобы избавиться от новичка, который мог бросить вызов общественному порядку. [ 6 ] Из-за своего греческого происхождения Хрезим, возможно, также стал жертвой ксенофобии своих соседей, которые донесли на него Альбину, курульному эдилу - эквиваленту прокурора - который решил предъявить ему обвинение перед Собранием центуриатов . [ 13 ] был известен как стойкий консерватор, выступавший против эллинизма и религиозных новшеств. Альбин, как и его современник Катон Цензор , [ 14 ] Будучи консулом в 186 году, Альбин был ведущим авторитетом в знаменитом деле о вакханалии , греческом культе Вакха в Южной Италии, который спровоцировал религиозный скандал и побудил Альбина провести все свое консульство, подавляя поклонение. [ 15 ]
Суд состоялся на Форуме Хрезима перед другими членами племени и под председательством Альбина. [ 16 ] Хрезим привез с собой свое сельскохозяйственное оборудование и собственных рабов, чтобы представить себя более трудолюбивым, чем его соседи. Таким образом, Хрезим был единогласно оправдан и реинтегрирован в свое племя. [ 16 ]
История Хрезима схожа с двумя другими морализаторскими фрагментами произведения Пизона, особенно с историей Гнея Флавия (сына вольноотпущенника, ставшего эдилом). [ 17 ] [ 18 ] Пизон, по-видимому, выступал за «благожелательный патернализм» по отношению к рабам, а также за личную строгость со стороны дворян, чтобы снизить социальную напряженность. Замечание Пизона о хорошо одетых рабах Хрезима также вписывается в это повествование. [ 19 ]
В естественной истории
[ редактировать ]Написав в период ранней Римской империи , через два столетия после Пизона, Плиний Старший включил историю Хрезима в свою гигантскую энциклопедию Naturalis Historia . Весь анекдот взят из Пизона, так как Плиний ценил его морализаторский тон; он цитирует его больше, чем любого другого римского историка. [ 20 ] [ 21 ] История Хрезима рассказана в книге его Naturalis Historia , посвященной зерну ( книга XVIII ), в главе об общих принципах земледелия (глава VIII), а не в его книге о магии ( книга XXX ). [ 10 ] Плиний использовал эту историю, чтобы показать, что «тяжелый труд приносит награду». [ 22 ]
Я не могу удержаться от того, чтобы привести один пример из древности, из которого можно понять, что в народе существовал также обычай обращаться с культурами и каким образом этих людей принято было защищать. К. Фурий Хрезим, освобожденный от рабства, когда он получил с очень маленького поля гораздо большие плоды, чем с самой обширной окрестности, находился в великой зависти, потому что отравлял чужие посевы. поэтому, опасаясь осуждения, произнесенного Спурием Альбином в день эдила Курулов, когда ему пришлось идти на избирательное право племен, он принес на форум все орудия страны и привел свою сильную семью, и, как писал Пизон говорит, ухоженные и одетые, с превосходно сделанным железом, тяжелыми лопатами и тяжелыми лемехами, волы будут довольны. потом он сказал: «Это мои яды, квириты, и я не могу показать вам или принести на рынок мои кошмары, мои бдения и мои поты». поэтому он свободен от всех суждений. Ведь труд стоит затрат на обработку, и поэтому старейшины говорили, что самое плодородное в поле — хозяйское око. |
Я не могу удержаться от того, чтобы привести один пример из старых времен, который покажет, что было принято выносить на рассмотрение Палаты общин даже вопросы сельского хозяйства, и продемонстрирует тот тип доводов, на которые люди тех дней полагались, чтобы защитить свое поведение. Гай Фурий Хрезим, освобожденный раб, был крайне непопулярен, потому что он получал гораздо большую прибыль от довольно маленькой фермы, чем соседи, получаемые от очень больших поместий, и предполагалось, что он использовал магические заклинания, чтобы выманить чужие посевы. Впоследствии ему было предъявлено обвинение курульным эдилом Спурием Альбином; и так как он боялся, что его признают виновным, то, когда пришло время племенам выносить свой приговор, он принес в суд все свои сельскохозяйственные орудия и произвел своих сельскохозяйственных слуг, крепких людей, а также, по описанию Пизона, хорошо ухоженных и ухоженных. одетый, с железными орудиями отличной работы, тяжелыми мотыгами, тяжелыми плугами и сытыми быками. Затем он сказал: «Это мои магические заклинания, граждане, и я не могу показать вам или предъявить суду свои полуночные труды и ранние подъемы, свой пот и тяжелый труд». Это привело к его оправданию единогласным приговором. Дело в том, что земледелие зависит от затрат труда, и отсюда поговорка наших предков, что в хозяйстве лучшее удобрение — хозяйский глаз. |
-С. Плиний Секунд, Естественная история , книга XVIII, гл. VIII | — Плиний Старший, Естественная история , XVIII.8. [ 23 ] |
В искусстве
[ редактировать ]Французский Николя перевод « Естественной истории» Плиния Пуансине де Сивери был опубликован между 1771 и 1782 годами. -Рене Жоллен (Младший) нарисовал сцену для парижского салона 1773 года ; это была первая крупная картина на эту тему. [ 24 ] [ 25 ]
Николя-Ги Брене « Картина Гай Фурий Крессинус, обвиненный в колдовстве» связывает сельское хозяйство с гражданской добродетелью римлян. [ 26 ] Жозеф Мари Террэ , генеральный контролер финансов (1769–1774) Людовика XV , заказал оригинальную работу, вероятно, чтобы развеять мнение, что аббат Террей был против патриотической сельскохозяйственной реформы. [ 26 ] Брене нарисовал две версии; первый, выставленный в Парижском салоне 1775 года , имел размеры 3 на 5 футов (0,91 м × 1,52 м), а копия, написанная для салона 1777 года, была намного больше - 10 на 10 футов (3,0 м × 3,0 м). [ 24 ] Эта увеличенная версия была заказана для короны графом д'Анживилье , директором Bâtiments du Roi , и сейчас находится в Музее Августинов в Тулузе, а меньшая утеряна. [ 27 ] По мнению Роберта Розенблюма Фуриуса Хрезимуса , эта сцена и апология перекликаются с произведением Жан-Жака Руссо « 1762 года Эмиль, или Об образовании» , в котором сельское хозяйство описывалось как из всех видов деятельности «самое честное, самое полезное и, следовательно, самое благородное». . [ 24 ]
Картина на ту же тему женевского художника Жан-Пьера Сен-Ура , поклонника и знакомого Руссо, была заказана в 1792 году после его возвращения туда из Рима землевладельцем, который считал, что его несправедливо обвинили в коррупции. Сейчас оно находится в Лос-Анджелесе. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ М. П. Побджой, в Корнелле (ред.), «Фрагменты римских историков» , стр. 230–239.
- ^ Мюнцер, RE , том. 43, кол. 930, 931 (Постумий 49), считает, что Альбина следует отождествлять с консулом 174 г. , и датирует его эдилию 185 г. до н.э.
- ^ Бротон, том. я, с. 353.
- ^ Форсайт, Кальпурний , стр. 263, 264, 380.
- ^ Форсайт, Кальпурниус , с. 376
- ^ Jump up to: а б Граф, Магия в древнем мире , с. 63.
- ^ Цицерон, Tusculanae Disputations , iii. 16.
- ^ Корнелл (ред.), Фрагменты римских историков , том. III, с. 213. Никакого объяснения этому совпадению не дается.
- ^ Брэдли, Кембриджская всемирная история рабства , стр. 378, 379.
- ^ Jump up to: а б с Граф, Магия в древнем мире , с. 62.
- ^ Коллинз, Магия в древнегреческом мире , стр. 143–145, где указывается, что Хрезимусу предъявили иск за использование магии, а не только зелий.
- ^ Пол Тейтель, «Что сага, что Магвс», с. 746
- ^ Форсайт, Кальпурний , стр. 380, 381
- ^ Форсайт, Кальпурниус , с. 381–383.
- ^ Форсайт, Кальпурний , стр. 381, 382.
- ^ Jump up to: а б Граф, Магия в древнем мире , с. 64.
- ^ Форсайт, Кальпурниус , с. 383.
- ^ Корнелл (ред.), Фрагменты римских историков , том. II, стр. 321, 323.
- ^ Форсайт, Кальпурний , стр. 383, 384
- ^ Клеманс Шульце, «Энциклопедический образец Плиния Старшего», в Gibson & Morello (ред.), Плиний Старший , стр. 174.
- ^ М. П. Побджой, в Корнелле (ред.), «Фрагменты римских историков» , том. я, с. 238; том. II, с. 327; том. III, стр. 212, 213.
- ^ Клеманс Шульце, «Энциклопедическая образцовость Плиния Старшего», в Gibson & Morello (ред.), Плиний Старший , стр. 172.
- ^ Плиний Старший (1950). Естественная история: Книга XVIII: Глава VIII . Классическая библиотека Леба 371. Перевод Хендерсона, Джеффри. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 216–219. ISBN 9780674994096 . Проверено 15 августа 2020 г. - из цифровой библиотеки Леба.
- ^ Jump up to: а б с Розенблюм, Роберт (1970). Преобразования в искусстве конца XVIII века . Издательство Принстонского университета. стр. 59–60. ISBN 978-0-691-00302-3 .
- ^ Мишель, Марианна Роланд (1977). «О двух повторных открытиях в неоклассической живописи» . Журнал Берлингтон . 119 (889): i–viii. ISSN 0007-6287 . JSTOR 878827 .
- ^ Jump up to: а б Шовлин, Джон (2006). Политическая экономия добродетели: роскошь, патриотизм и истоки Французской революции (1-е изд.). Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-4479-1 . JSTOR 10.7591/j.ctt7zg50 .
- ^ Колин Б. Бейли, Патриотический вкус: коллекционирование современного искусства в дореволюционном Париже , с. 85, 2002, Издательство Йельского университета, ISBN 0300089864 , 9780300089868, книги Google
- ^ Керл, 184-185.
Библиография
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Цицерон , «Тускуланские диспуты» .
- Плиний Старший , Historia Naturalis ( английский перевод Харриса Рэкхэма, WHS Jones и DE Eichholz в Wikisource ).
Современные источники
[ редактировать ]- Кейт Брэдли и Пол Картледж (редакторы), Кембриджская всемирная история рабства, Том 1: Древний средиземноморский мир , Cambridge University Press, 2011.
- Т. Роберт С. Бротон , Магистраты Римской республики , Американская филологическая ассоциация, 1951–1952.
- Дерек Коллинз, Магия в древнегреческом мире , Оксфорд, Блэквелл, 2008.
- Тим Корнелл (редактор), «Фрагменты римских историков» , Oxford University Press, 2013,
- Гэри Форсайт, Историк Л. Кальпурниус Писо Фруги и римская летописная традиция , Лэнхэм/Лондон, University Press Of America, 1994.
- Уэссел Крул, «Изображение Плутархом Спарты в Голландской республике и Франции эпохи Просвещения» в «Древних моделях в республиканском воображении раннего Нового времени» , BRILL, 2017, ISBN 9004351388 , 9789004351387, [
- Рой К. Гибсон, Рут Морелло (редакторы), Плиний Старший: темы и контексты , Лейден и Бостон, Брилл, 2011.
- Фриц Граф, Магия в древнем мире , Кембридж (Массачусетс), издательство Гарвардского университета, 1997 [перевод Франклина Филипа].
- Август Паули , Георг Виссова , Фридрих Мюнцер и др. , Realencyclopädie der Classicische Altertumswissenschaft (сокращенно RE ), Дж. Б. Мецлер, Штутгарт, 1894–1980.
- Максвелл Тейтель Паул, « Сага о Qvae, Qvis Magvs: словарь римской ведьмы », The Classical Quarterly New Series, Vol. 64, № 2 (декабрь 2014 г.), стр. 745–757.