Десятилетний культ


Десятилетний культ ( фр . Culte décadaire ), [1] также называемый Культом десятого дня , был полуофициальной религией Франции в период Директории Французской революции , задуманной как дехристианизированная замена христианского воскресного богослужения квазирелигиозным праздником в день отдыха в 10-дневный период. неделя французского республиканского календаря . [2] [3]
Десятилетний культ представлял собой систему поклонения, основанную на фестивалях, так называемых fêtes décadaires , которые отмечались каждые декады , день отдыха в 10-дневной неделе республиканского календаря. Кроме того, существовал цикл ежегодных фестивалей, посвященных различным темам, таким как молодость, старость, основание Французской Республики и казнь Людовика XVI . Праздники включали пение патриотических песен, банкеты, игры, вручение наград. Фестивали представляли собой в высшей степени политизированные патриотические мероприятия, призванные пропагандировать республиканские нормы и ценности среди населения. [3]
История
[ редактировать ]Французский революционный период видел ряд попыток установить квазиофициальную гражданскую религию, несмотря на формальное разделение государства и религии, закрепленное в Конституции 1795 года III . К ним относятся Робеспьера Культ Высшего Существа , Культ Разума и, в более поздний период после Террора , Десятилетний Культ и Теофилантропия . [2] [3]
возросла Популярность десятилетних праздников после принятия республиканского календаря в октябре 1793 года. Жан-Батист Матье , член Комитета народного просвещения, представил проект закона, который призывал к местным праздникам по всей Франции все 36 десятилетий года. Робеспьер с энтузиазмом принял план Матье и возглавил грандиозный фестиваль, посвященный его деистическому культу Высшего Существа , 8 июня 1794 года, в декади 20 прериаля II года. [1]
Десятилетний культ был официально учрежден законами 17 термидора (4 августа 1798 г.), 3 фруктидора (20 августа) и 23 фруктидора (9 сентября), а также указом Франсуа де Нефшато 20 фруктидора (6 сентября 1798 г.). [4] Однако вскоре ее обогнала теофилантропия , деистическая секта, продвигаемая Луи Мари де ла Ревельер-Лепо , которая быстро завоевала популярность после переворота 18 Фруктидора в 1797 году. После переворота 30 прериаля VII и отставки де ла Ревельера из Директории в В 1799 году теофилантропия потеряла популярность, и произошел возврат к первоначальной форме Десятилетнего культа. [5]
Наполеона Бонапарта Приход к власти в результате переворота 18 брюмера и открытия консульства в Наполеон предпринял шаги по восстановлению Римско-католической церкви 1799 году фактически положил конец Десятилетнему культу, поскольку в последующие годы , что привело к Конкордату 1801 года . [6] Указ 7 термидора VIII года (26 июля 1800 г.) положил конец культу для французских граждан; только правительственные чиновники по-прежнему были обязаны присутствовать на этих мероприятиях. Храмы культа опустели, и продолжали отмечаться только два национальных праздника: 14 июля ( День взятия Бастилии ) и 1 Вандемайера ( Новый год по республиканскому календарю). Однако они больше не использовались для продвижения республиканских ценностей. [7] Наполеон отменил республиканский календарь в 1805 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Р.Р. Палмер, Улучшение человечества: образование и Французская революция , Princeton University Press, 2017, стр. 192-195.
- ^ Jump up to: а б Эрик Фогелин, От Просвещения к революции , Duke University Press, 1982, стр. 172
- ^ Jump up to: а б с Эндрю Дж. С. Джейнчилль, Переосмысление политики после террора: республиканские истоки французского либерализма . Издательство Корнельского университета, 2008, стр. 84–88.
- ^ Зина Вейган, Слепые во французском обществе от средневековья до века Луи Брайля . Издательство Стэнфордского университета, 2009, стр. 156.
- ^ Жан-Пьер Шантен, «Последователи теофилантропии». Архивировано 4 декабря 2013 г. в Wayback Machine , Mediterranean Shores , 14, 2003 г. [на французском языке]
- ^ Генерал Мишель Франчески, Бен Вейдер, Войны против Наполеона: развенчание мифа о наполеоновских войнах . Савас Бити, 2008.
- ^ Альберт Матье, Теофилантропия и десятилетний культ, 1796–1801: Очерк религиозной истории революции . Париж: Феликс Алькан, 1904 г. [на французском языке]