Надеюсь на другое
Надеюсь на другое | |
---|---|
Томас Таллис | |
Английский | «Я никогда ни на кого не надеялся, кроме Тебя, Бога Израилева» |
Жанр | эпохи Возрождения Хоровая музыка |
Форма | Мужество |
Текст | на утреню Ответы из обряда Сарум |
Язык | латинский |
Составленный | в. 1556/1570 |
Подсчет очков | 40 голосов а капелла |
Spem in alium ( лат 40 частей эпохи Возрождения . «Надежда на любое другое») — мотет из Томаса Таллиса , написанный в ок. 1570 для восьми хоров по пять голосов каждый. Некоторые критики считают его величайшим произведением английской старинной музыки . Х. Б. Коллинз описал его в 1929 году как «высшее достижение Таллиса» наряду с его « Плачами » . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история произведения неясна, хотя есть некоторые подсказки относительно того, где оно могло быть впервые исполнено. Он внесен в каталог библиотеки Нонсач-дворца , королевского дворца, проданного в 1550-х годах графу Арунделу, а затем возвращенному короне в 1590-х годах. В листинге 1596 года она описывается как «песня из сорока партий, написанная г-ном Таллисом». которые были подготовлены в 1610 году для вступления в должность принца Уэльского Генри Фредерика , сына Джеймса I. Самые ранние сохранившиеся рукописи — это те ,
студента юридического факультета Томаса Уотриджа 1611 года В банальной книге содержится следующий анекдот:
Во времена королевы Елизаветы þ также был à songe sen[t] в Англию в 30 п[арт]с (откуда þ и Итальянцы получили þ и имя, которое следует называть þ и Вершины þ и мир) ш ч beeinge Songe mad[e] небесная Гармония. Герцог, питавший большую любовь к Мюзику, спросил, не сможет ли кто-нибудь из наших англичан так же хорошо исполнять песни, и Таллис, будучи очень умелым, пытался проверить, возьмется ли он за это. и дело, ш ч он сделал и сделал один из 40 пар[ар]т ч была песня в длинной галерее дома Аранделла, где ч пока что превзошёл þ и кроме герцога, слушайте þ т Songe, взял свою золотую цепочку с шеи, ударил Таллиса по шее и дал ему (w ч песня снова была песней в þ и Коронация князя). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Если предположить, что число «30» является ошибкой, то упомянутая итальянская песня, как утверждается, представляет собой либо мотет из 40 частей Ecce beatam lucem , либо мессу из 40–60 голосов Missa sopra Ecco sì beato giorno , написанные Алессандро Стриджио . [ 5 ] который, как известно, посетил Лондон в июне 1567 года после поездки по Европе, во время которой он организовал другие выступления Missa sopra Ecco sì beato giorno . [ 6 ] Этот отчет согласуется с записью в каталоге Не такого дворца: Арундел-хаус был лондонским домом Генри Фицалана, 19-го графа Арундела ; Не такой дворец был его загородной резиденцией. У «Нонсач» был восьмиугольный банкетный зал, который, в свою очередь, имел четыре балкона на первом этаже над первым этажом; Исходя из этого предположения, Таллис мог спроектировать музыку так, чтобы она исполнялась не только кругом, но и четырьмя из восьми пятичастных хоров, поющих с балконов.
Точно так же единственным герцогством, сохранившимся во время правления Елизаветы I , было Норфолк, поэтому герцогом в письме может быть только Томас Говард, 4-й герцог Норфолк , и поэтому (если анекдот заслуживает доверия) его казнь в 1572 году дает последнее дата составления произведения. Некоторые ученые считают, что герцог Норфолк поручил Таллису написать «Spem in alium» для выступления в «Нонсаче», и что его первое исполнение состоялось именно там. [ 7 ] Другие историки, сомневаясь в этом анекдоте, предполагают, что первое представление состоялось по случаю 40-летия Елизаветы в 1573 году. [ 8 ]
Вышеупомянутые взгляды являются наиболее широко распространенными, но обе имеют трудности. Текст взят из ответа на утреню обряда Сарум, который был заменен Книгой общей молитвы. Действительно, текст, использованный для исполнения произведения 1610 года, хотя и был положен на музыку, совершенно другой, что позволяет предположить, что исходный текст не был удовлетворительным. Письмо Уотериджа датировано 40 годами позже елизаветинской даты и не упоминает ни Стриджио, ни герцога по имени. Было высказано предположение, что если рассматриваемый герцог был герцогом Норфолком, то это мог быть третий герцог, живший во время Марии I. правления Не такой дворец принадлежал Норфолкам в 1550-х годах и был продан им Мэри. Что касается оригинального текста, то его контекст, в котором Юдифь убивает Олоферна и восстанавливает свое положение, соответствует казни Марией герцога Нортумберлендского, который пытался заменить ее на троне леди Джейн Грей , а не Таллис, использующего его для Элизабет. Сама музыка совершенно отличается от сеттинга Стриджио. Его работа была для десяти четырехголосных хоров; Таллис рассчитан на восемь пятиголосных хоров. Число «30» в письме Уотериджа, возможно, не является опечаткой или ошибкой; упомянутая работа может быть просто неизвестна. На основе этих аргументов Таллис написал работу для Мэри, предшественницы Элизабет. Высказывалось предположение, что Стриджио скопировал Таллиса, хотя доказательств этому нет. [ 9 ] [ 7 ]
Ранняя партитура произведения находится в Бодлианской библиотеке в Оксфорде, где она была частью выставки, показанной в 2008–2009 годах, подробно описывающей 1000 лет британской хоровой музыки. [ 10 ] Еще одна ранняя партитура произведения находится в Британской библиотеке в Лондоне, в Галерее сокровищ сэра Джона Ритблата, где она была частью выставки 2014–2015 годов «Сокровища Британской библиотеки». [ нужна ссылка ]
Качества
[ редактировать ]Мотет рассчитан на восемь хоров по пять голосов (сопрано, альт, тенор, баритон и бас). Скорее всего, Таллис хотел, чтобы его певцы стояли в форме подковы. Начиная с одного голоса первого хора, к подражанию присоединяются другие голоса, каждый по очереди замолкает, пока музыка движется по восьми хорам. В такте 40 все сорок голосов звучат одновременно в течение нескольких тактов, а затем вступительная часть меняется на противоположную: музыка переходит от восьмого хора к первому. Есть еще одна краткая полная часть, после которой хоры поют антифонными парами, разбрасывая звук через пространство между собой. Наконец все голоса присоединяются к кульминации работы.
Хотя композиция написана в подражательном стиле, а иногда и гомофонична , ее отдельные вокальные линии действуют совершенно свободно в ее элегантной гармонической структуре, позволяя воплотить в жизнь большое количество отдельных музыкальных идей в течение десяти-двенадцатиминутного исполнения. Произведение представляет собой исследование контрастов: отдельные голоса по очереди поют и молчат, иногда поодиночке, иногда хором, иногда взывая и отвечая, иногда все вместе, так что произведение не является монотонной массой, а постоянно меняется и представление новых идей.
Текст
[ редактировать ]Оригинальный латинский текст мотета взят из респонсория (на утрени , к 3-му уроку , в V неделе сентября), в Сарумском чине , адаптированном из Книги Юдифи ( Юдифь 9 ). [ 11 ] Сегодня ответ появляется в Божественной канцелярии латинского обряда в канцелярии чтений (ранее называвшейся утреней) после первого урока во вторник 29-й седмицы года.
Не существует раннего рукописного источника, дающего основу для латинского текста: экземпляры 1610 года служат основой для английского contrafactum , исполненного в 1610 году при инвеституре Генри Фредерика, принца Уэльского , «Пой и прославляй» (см. ниже), с Латинские слова даны внизу. [ 11 ]
латинский
[ редактировать ]- Я никогда не надеялся на другого
- Кроме Тебя, Бог Израиля
- Кто гневается, тот будет милостивее
- и все грехи человеческие
- ты отпускаешь себя в беде
- Господь Бог
- Создатель неба и земли
- посмотри на наше смирение
английский перевод
[ редактировать ]- Я никогда не возлагал надежды ни на что другое
- но в Тебе, Бог Израилев
- кто может проявить и гнев, и милость,
- и который отпускает все грехи
- человека в страданиях
- Господь Бог,
- Создатель Неба и Земли
- Уважайте наше смирение
Английская подделка (1610 г.)
[ редактировать ]- Пойте и прославляйте Высшее Величество небес,
- Автор этой благословенной гармонии;
- Звучит божественная похвала
- С мелодичной грацией;
- Это день, святой день, счастливый день,
- Навсегда передай ему привет, Любовь и радость
- Встреча сердца и голоса:
- Живи Генрих царственный и могучий,
- Гарри живи в твоем творении счастливым.
Редакции
[ редактировать ]Среди записей - хор Винчестерского собора ; Tallis Scholars , The Cardinall's Musick , Национальный молодежный хор Великобритании, Oxford Camerata; Хоры Королевского колледжа и колледжа Святого Иоанна в Кембридже; Шестнадцать ; Клерки Оксенфорда; Ансамбль Уэльгаса ; Тавернер Консорт и Игроки ; Я, Фаджолини, записал его вместе с мотетом из 40 частей Алессандро Стриджио , с континуо , корнеттами и мешками . [ нужна ссылка ]
Другая версия этого мотета представлена в » Джанет Кардифф ( «Мотете из сорока частей 2001), звуковой инсталляции , которая является частью постоянной коллекции Национальной галереи Канады в Оттаве , Онтарио , Канада , и Инхотима в Брумадинью , Бразилия . Выставка в Оттаве расположена в часовне на Ридо-стрит , которая представляет собой уцелевший интерьер снесенной монастырской часовни, которая сейчас находится в постоянной экспозиции Национальной галереи. Вокруг часовни установлено сорок динамиков, каждый из которых воспроизводит один голос хора из 40 голосов. Результатом является значительно усиленный полифонический эффект, поскольку посетители могут слышать каждый отдельный голос через соответствующий динамик или слышать голоса всего хора, сливающиеся вместе с различной интенсивностью, когда они перемещаются по часовне. [ нужна ссылка ]
10 июня 2006 года BBC попросила 1000 певцов встретиться, отрепетировать и исполнить пьесу в Бриджуотер-холле , в Манчестере что почти наверняка стало крупнейшим исполнением пьесы в истории. В тот день присутствовало более 700 певцов, большинство из которых никогда раньше не исполняли это произведение. Программа, посвященная событиям дня, транслировалась на BBC Four 9 декабря 2006 года. [ 12 ]
Спем в Алиуме занимает видное место в Стивена Полякова телевизионной драме «Дочь Гидеона» . Он также используется в фильме «Прикосновение к пустоте» , достигая кульминации, когда Йейтс и Симпсон достигают вершины горы. Он снова появляется в Франсуа Жирара ( «Бойхоре» 2014), исполняемом «по кругу» на раннем обучении Стета в вымышленной Национальной академии бойхора. [ 1 ]
Spem in alium вдохновил современных композиторов на написание 40-частных хоровых произведений; примеры включают Джайлза Суэйна » «Безмолвную землю Роберта Хэнсона (1998), «И ночи там не будет» (2002), Яакко Мянтюярви » «Tentatio (2006), Питера МакГарра ( « Люблю тебя, как небо» 2007) и «Алек». Рота » «Восход Земли (2009), поставленный по заказу британского хора Ex Cathedra к его 40-летнему юбилею. Лондонский хоровой фестиваль Tallis Festival , который обычно включал исполнение Spem in alium , заказал и Мянтюярви, и МакГарру. [ 13 ]
В 2021 году хор самоизоляции исполнил произведение под руководством Найджела Шорта и под руководством певцов из Тенебры , при этом все певцы записывали свои партии индивидуально дома. [ 14 ] Использованное издание было подготовлено Хью Кейтом в 2020 году и предоставлено Обществом Томаса Таллиса вместе с 70-страничным введением Кейта к изданию. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Общество также предоставило учебные материалы, с помощью которых певец может прослушать запись любой выбранной голосовой партии под аккомпанемент метронома и/или органа. [ 18 ]
Записи
[ редактировать ]- Таллис — Латинская церковная музыка — Taverner Consort and Players , Эндрю Пэрротт ( EMI Reflexe , 1989)
- Томас Таллис - Надежда на другого - Ученые Таллиса (Гимелл, 1985)
Ссылки
[ редактировать ]- Дэвитт Морони , «Месса Алессандро Стриджио в сорока и шестидесяти частях». Журнал Американского музыковедческого общества , Vol. 60, № 1 (весна 2007 г.), стр. 1–69. ISSN 0003-0139.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бойхор (фильм)
- ^ Библиотека Кембриджского университета, MS Dd.5.14, ф.73 v , цитируется в Харли, Джон (2016). Томас Таллис . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 149–150. ISBN 9781472428066 . , см. на рисунке 8.1 фотографию соответствующей страницы оригинальной рукописи.
- ^ Этот анекдот был впервые записан в Шеппард, Генри Флитвуд (1 февраля 1878 г.). «Таллис и его песня из сорока частей» . «Музыкальные времена» и циркуляр по классам пения . 19 (420): 97–98. дои : 10.2307/3358789 . JSTOR 3358789 .
- ^ Коул, Сюзанна (2008). Томас Таллис и его музыка в викторианской Англии . Бойделл. п. 97. ИСБН 978-1-84383-380-2 .
- ^ Деннис Стивенс Ранняя музыка Том 10 Выпуск 2 стр.171ff
- ^ Морони, стр. 28–33.
- ^ Перейти обратно: а б Бейкер, Майкл; Стил, Джордж. «История Спема в Алиуме» (PDF) . Проверено 24 мая 2018 г.
- ^ Томас Кальке, в примечаниях к книге «Ученые Таллиса: лучшее из эпохи Возрождения» (Philips 1999)
- ^ Джордж Стил (март 2002 г.). «История Спэма в Алиуме » . Анданте . Архивировано из оригинала 26 апреля 2009 года.
- ^ «Сайт Бодлианской библиотеки» . Проверено 17 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лонг, Шивон Даулинг; Сойер, Джон Ф.А. (2015). «Спэм в Алиуме» . Библия в музыке: словарь песен, произведений и многого другого . Роуман и Литтлфилд. п. 226. ИСБН 9780810884526 . Проверено 23 мая 2018 г.
- ^ «Народный хор» . Би-би-си.
- ^ «Фестиваль Таллис» . Лондонские певцы Эксмура . Архивировано из оригинала 29 января 2019 года.
- ^ «Надежда на другого» . самоизоляции Хор Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ «Надежда на другого: Предисловие» (PDF) . Томаса Таллиса Общество Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Кейт, Хью (2020). Надежда на другого: Предисловие редактора (PDF) . Томаса Таллиса Общество Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Spem in Alium (полная партитура) под редакцией Хью Кейта (PDF) (изд. 2020 г.). Общество Томаса Таллиса . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «Виртуальный голос Таллиса – Ресурсы – Общество Томаса Таллиса» . Проверено 22 августа 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полное выступление Tallis Scholars с последующим 10-минутным обсуждением на BBC Radio 3 (28 октября 2007 г.) [метаданные потока RTP; требуется совместимый плеер]
- Хоровая общедоступная библиотека (с дальнейшим обсуждением произведения, а также полная партитура и издания певцов для каждого из восьми хоров, доступные для бесплатного легального скачивания).
- Заметки Питера Филлипса к Tallis Scholars записи
- Заметки Джереми Саммерли к записи Oxford Camerata
- Шоу старинной музыки
- MIDI-набор Brighton Consort предлагает миди-файлы каждого хора и каждой партии каждого хора для практики. (больше не доступен по этому адресу)
- Прямо в чарты... хит 1568 года.