Роберт Уайт (композитор)
Роберт Уайт (также Уайт ; [ 1 ] в. 1538–1574), вероятно, родившийся в Холборне , районе Лондона , был английским композитором, чья литургическая музыка на латинские тексты считается особенно прекрасной. Его сохранившиеся работы включают в себя постановку стихов из «Плача» и инструментальную музыку для альтов .
Томас Морли в своем «Простом и простом введении в практическую музыку» (1597) превозносит его как одного из величайших английских композиторов, равного Орландо ди Лассо . Он отмечает смелые гармонии Уайта и включает его в список семи выдающихся композиторов эпохи Тюдоров , в который входят « Файрфакс , Тавернер , Шеппард , Уайт, Парсонс и мистер Берд ». Некоторые сборники рукописей, датированные примерно 1581 годом и находящиеся сейчас в Крайст-Черч в Оксфорде, содержат дань уважения «Maxima musarum nostrarum gloria White' Tu peris, aeternum sed tua musa manet» («Ты, о Белый, величайшая слава наших муз, погибнешь, но твоя муза пребудет вечно»).
Жизнь
[ редактировать ]По словам Арнольда, мы впервые видим Роберта Уайта, сына мастера по изготовлению органов, в роли хориста, а затем взрослого певца в хоре Тринити-колледжа в Кембридже с 1554 по 1562 год. В это время, в 1560 году, он получил степень бакалавра музыки в Кембриджском университете , [ 2 ] а в 1562 году он переехал на несколько миль в Эли , где сменил своего тестя Кристофера Тая на посту мастера хористов и женился на дочери Кристофера Тая в 1565 году. [ 3 ]
Он занял аналогичный пост в Честерском соборе в 1566 году, где сменил Ричарда Сэйвелла и принял участие в театрализованном представлении Честера Уитсантайда в период с 1567 по 1569 год. Его репутация хорового педагога была настолько велика, что в 1570 году он был назначен органистом и мастером хористы Вестминстерского аббатства . [ 4 ]
Уайт и его семья умерли во время жестокой вспышки чумы в районе Вестминстера в 1574 году. Хотя Уайт, похоже, провел большую часть своей жизни, работая к северу от столицы, в его завещании (от 7 ноября 1574 года) говорилось, что он оставил собственность какое-то вещество в Сассексе и приказал похоронить его в церкви Святой Маргариты в Вестминстере «рядом с моими детьми». Уайт был похоронен 11 ноября 1574 года в возрасте около 36 лет.
Хотя Роберт Уайт занимал столь высокое положение среди музыкантов середины шестнадцатого века, его сочинениями почти полностью пренебрегали, пока их не обнаружил Чарльз Бёрни . [ 5 ]
Музыка
[ редактировать ]К счастью, сохранилось довольно большое количество композиций Уайта, некоторые из которых были включены в Dow Partbooks . Его сохранившихся 17 латинских мотетов, одного латинского Magnificat , двух сборников « Плача» и восьми гимнов достаточно, чтобы поставить его в первый ряд английских композиторов елизаветинской эпохи. Среди его сохранившихся нехоровых произведений - In nomine для альтов и его гексахордовая фантазия для клавишных.
Многие из мотетов представляют собой настройки псалмов, характеризующиеся непрерывными точками подражания, при этом начало каждой фразы расположено по слогам. Его «Плач» , рассчитанный на пять голосов, имеет оттенок предвкушения своего периода, как и его мотет Peccatum peccavit Иерусалим и Регина Коэли . [ 6 ]
Произведения Уайта делятся на две основные группы: те, которые могли быть использованы в Сарумских службах и богослужениях при Марии , и те (псалмы-мотеты и Плач), которые, вероятно, были написаны во время . правления Елизаветы
Произведения Сарума включают антифоны, гимны и ответ, все на равных нотах cantus Firmi, а также крупномасштабный шестичастный Магнификат, который, как и две настройки Тавернера, имеет псалом в качестве тенора частей полного хора. Магнификат . имеет дату 1570 Во фрагментарном источнике в Бодлианской библиотеке , но из-за стиля гораздо легче принять это за год копирования, чем за год составления Например, в Sicut locutus , четырехчастной части с равнинной песней посередине, в основном в длинных и кратких вариантах, сопровождающие части имеют многочисленные промежутки с крючком, которые, хотя и значительно более многочисленные и более беспокойные, дают что-то вроде того же эффекта, что и с такой же оценкой Et incarnatus Тавернера из « Gloria tibi Trinitas» . Но есть и следы повторяющейся техники, характерной для Уайта в его полнохоровых мотетах. Ключевым моментом здесь является обмен материалом между парами голосов одинакового диапазона в четырех- или шестичастной текстуре. Таллис и Шеппард меняли местами одну пару партий (контратенора), когда музыка для одного куплета гимна использовалась повторно, или очень редко, когда переизлагался набор записей. [ 7 ]
Гимн Повечерия Christe qui lux es et dies следует установленной схеме чередования простых стихов с полифоническими, включающими пение, в данном случае в теноровой партии. Ее текст, вечерняя молитва о мирном отдыхе, полная образов света и тьмы, кажется, особенно понравился Уайту, который сделал из нее четыре отдельные композиции. [ 8 ]
Работает
[ редактировать ]- Я поднял на тебя глаза
- Моя молитва приближается
- Христос, Который есть свет 1, 2, 3 и 4
- Боже, помилуй нас
- Господь, который будет обитать 1, 2, 3
- Пусть он тебя услышит
- Пусть Господь услышит тебя
- Фантазии III и IV
- In Nomine V a 5
- Ты справедлив, Господь
- Плач 5вв
- Плач 6вв
- Избавь меня, Господи, от вечной смерти
- Господь благослови нас и сохрани
- Господь, который будет обитать
- Помилуй меня, Боже
- Магнификат
- Твои руки сделали меня
- Мистер Уайт, его песня
- Трубная мелодия мистера Уайта
- О, слава Богу
- Моя порция
- Святые молитвы, Господи
- Королева небес
- Шесть органных фантазий
- Вы все красивые
Примечания
[ редактировать ]- ^ Спектор, Ирвин и Мэтир, Дэвид (2001). «Роберт Уайт». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ «Уайт, Роберт (WT560R)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Редактор Дениса Арнольда, (1983) The New Oxford Companion to Music, Oxford University Press
- ^ JC Bridge «Органисты Честерского собора: Часть I, 1541–1644 годы»; Часть II, 1663–1877 гг.;
- ^ БЕРНИ, генерал истории. музыки (4 тома, Лондон, 1776–89);
- ^ «Латинская духовная музыка Роберта Уайта», Джон Аплин, Журнал Королевской музыкальной ассоциации, том 113, выпуск 2, 1988, страницы 340-344
- ^ Инструментальные формы в Англии до 1635 года: клавишная музыка - http://www.hoasm.org/IVM/EnglKeyGuide.html
- ^ Грэттан-Флад, В. (1912). Роберт Уайт. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Ссылки
[ редактировать ]- Редактор Дениса Арнольда , (1983) The New Oxford Companion to Music , Oxford University Press
- JC Bridge «Органисты Честерского собора: Часть I, 1541–1644 годы»; Часть II, 1663–1877 гг.
- Роберт Уайт, Полное собрание латинской духовной музыки, 3 тома, под редакцией Дэвида Мэтира. Ранняя английская церковная музыка, 28, 29 и 32. Лондон, 198–6.
- Статья Яна Томаса «Роберт Уайт, композитор и органист собора» в информационном бюллетене Ассоциации органистов и хормейстеров Северо-Восточного Уэльса, 2009 г.