Джон Шеппард (композитор)
Джон Шеппард | |
---|---|
Рожденный | в. 1515 |
Умер | декабрь 1558 г. |
Джон Шеппард (также Шепард , ок. 1515 — декабрь 1558) — английский композитор эпохи Возрождения .
Биография
[ редактировать ]Шеппард родился, вероятно, около 1515 года, судя по его заявлению в 1554 году, что он сочинял музыку в течение двадцати лет. [1] О его молодости ничего определенного не известно. Впервые его увидели в Такстеде в июне 1541 года, когда он женился на недавно овдовевшей Джейн Юэн или Эван. Ему тогда было, вероятно, около двадцати пяти лет. [2] Неизвестно, служил ли он на музыкальной должности в церкви Святого Иоанна Крестителя в Такстеде. Затем он служил информатором хористарумом в колледже Магдалины в Оксфорде непрерывно с Михайловского праздника 1543 года до где-то между мартом и Михайловским праздником 1548 года. [3]
Затем Шеппард появляется в списке джентльменов Королевской капеллы , которые пел на похоронах короля Эдуарда VI в августе 1553 года; он, возможно, присоединился к часовне сразу после своего отъезда из Оксфорда, но из-за пробела в записях Королевской часовни за 1547 год это не точно. [4] Судя по всему, он продолжал работать в часовне до года своей смерти, поскольку ему были вручены ливреи как на похороны королевы Марии, так и на коронацию Елизаветы I. [5]
В 1554 году он подал прошение, по-видимому, безуспешно, о присвоении ему степени доктора музыки в Оксфордском университете , заявив, что изучал музыку в течение двадцати лет и «сочинил много песен». [6] [7] В марте 1556 года он засвидетельствовал завещание своего коллеги-джентльмена из часовни Люка Костелла и в первый день Нового 1557 года подарил Марии Тюдор три сборника песен . [8] В июле 1558 года ему и его коллеге по Королевской часовне Ричарду Эдвардсу было разрешено отменить договор аренды поместья в Кенте. [9]
Шеппард умер в декабре 1558 года во время эпидемии гриппа . Он составил завещание 1 декабря и был похоронен в церкви Святой Маргариты в Вестминстере 21 декабря. [10]
Источники
[ редактировать ]Сочинения Шеппарда для латинской литургии существуют исключительно в постреформационных антологиях . Большинство из них содержится в двух комплектах сборников : основным источником его латинской музыки в пяти или более частях являются сборники Болдуина в Крайст-Черч, Оксфорд (GB-Och Mus. 979–83), скопированные после 1575 г. [11] в то время как его произведения из четырех частей находятся в так называемых « Партбуках Гиффара» (GB-Lbl Add. 17802-5), наборе из четырех рукописных партбуков, вероятно, скопированных для доктора Роджера Гиффарда в 1570-х годах. [12] Большая часть музыки Гиффарда, возможно, была написана в годы правления Шеппарда Магдалиной (Гиффард раньше был научным сотрудником Мертон-колледжа в Оксфорде ). Относительно немногие фрагменты этих двух источников встречаются где-либо еще.
Другие источники содержат несколько дополнительных фрагментов, помимо отрывков из более длинных композиций. Его массовая кантата появляется исключительно в сборниках Форреста-Хейтера ; «Кирие» для обозначения Пасхи (см. ниже) можно найти в Partbooks Hammond (GB-Lbl Add. MSS 30480–4) и других местах; а постановка для двух солистов тропного урока «Laudes Deo» для первой рождественской мессы находится в рукописи в Оксфорде (GB-Och Mus. 45). Шестичастный Gaude virgo Christiphera , единственный крупномасштабный обетный антифон Шеппарда, сохранившийся не только в фрагментарном состоянии, появляется в наборе партбуков семнадцатого века, в котором сейчас отсутствует шестая, superius книга (GB-Ob Tenbury 807). -11); недостающая дисконтная часть может быть частично дополнена с помощью других источников, но ее все еще нет в полностью партитурованных шестиголосных частях. [13]
Источники музыки Шеппарда с английским текстом более разнообразны. Два источника, составленные или запланированные при его жизни, содержат несколько его гимнов: Wanley Partbooks (GB-Ob MSS Mus. Sch. e. 420-22) и Определенные заметки Джона Дэя . Хотя сборник Дэя был окончательно опубликован только в 1565 году, есть основания полагать, что он был запланирован во время правления Эдуарда VI. [14] Все источники услуг Шеппарда относятся к гораздо более позднему времени и часто неполны.
Работает
[ редактировать ]Массы
[ редактировать ]Из пяти сохранившихся обычных циклов мессы Шеппарда шестичастная Кантата представляет собой полноценную, роскошную праздничную обстановку в традициях Джона Тавернера , построенную из шестичастной полифонии, чередующейся с мозаикой полухоровых секций. Основным объединяющим приемом, помимо головно-мотивных пассажей в начале каждой части, является восьминотная фигура FEFGA-Bb-GF, встречающаяся в различных точках тенора.
Из четырехчастных циклов мессы Western Wynde основан на ранее существовавшей популярной мелодии, которая также составляет основу циклов мессы Тавернера и Кристофера Тая . [4] В постановке Шеппарда мелодия перемещается между высокими частотами и тенором. Два других цикла, «Не бойся» и «Месса Френсис» , тщательно контрапунктичны и свободно построены, причем первый рассчитан исключительно на мужские голоса.
Playnsong Masse for a Mene (тоже для четырех голосов) — произведение гораздо более простое. Написанный с использованием упрощенной нотации, известной как «стрене», которая напоминает символы равнинной песни, в ней используется техника, которая иногда применяется, чтобы позволить тем, кто умеет читать равнинную песню, но не мензуральную нотацию, петь простую полифонию. Этот стиль «простой песни», который был ритмически несложным и не допускал диссонанса, более сложного, чем каденциальная приостановка (хотя есть заметное исключение в « Agnus Dei» Шеппарда ), также можно найти в «Мессе равнинной песни» Тавернера – хотя сейчас он сохранился только в традиционных , мензуральные обозначения. Месса Шеппарда включает в себя Кайри (в отличие от большинства циклов мессы Сарум) и представляет собой альтернативную обстановку с чередующимися частями пения и полифонии.
Другая латинская музыка
[ редактировать ]После своего вступления на престол в 1553 году Мария Тюдор решила вернуть Англию католической вере после протестантских лет правления Эдуарда VI. Это повлекло за собой восстановление служб Сарумского обряда на латинском языке . Для ее часовни требовался новый, современный музыкальный репертуар, и Шеппард сыграл важную роль в снабжении его подходящими композициями. [15]
Респонсоры
[ редактировать ]Существует 20 респонсорий , сложных литургических единиц, которые поются в самой обширной форме на вечерне в наиболее важные праздники и на утрене . В этой форме поется полный респонсорий, а затем следует, во-первых, стих и, во-вторых, славословие , за каждым из которых следуют (часто постепенно) укороченные повторы респонсория. [16] Шеппард часто устанавливал респонсор на пяти- или шестиголосную полифонию , при этом пение исполнялось как cantusfirmus в теноре (реже в высоких или средних тонах), оставляя части, исполняемые солистами (инципит, куплет и славословие), петь.
Хорошим примером техники Шеппарда является его шестиголосная постановка Verbum caro , девятого резонора на утрене в Рождество. Один из самых грандиозных респонсоров Шеппарда — Gaude, gaude, gaude Maria ; оформление респонсории и вставочной «прозы» Второй вечерни праздника Очищения . [17] В некоторых случаях, ко Дню всех святых , Рождеству и Великому посту , он применяет обратную процедуру, обеспечивая полифонию для частей песнопения солистов, но оставляя хоровую часть респонсора для пения под простую песню (например, « В темпе в идипсум ).
Другие литургические произведения
[ редактировать ]Как и Таллис, Шеппард также сочинял «альтернативные» гимны, устанавливая четные стихи в полифонию и оставляя стихи с нечетными номерами для пения или, что более вероятно, заменяя их (возможно, импровизированными) органными настройками пения. Хотя cantus Firmus в ответах Шеппарда обычно звучит в теноре, в его гимнах он обычно ставится в дискант.
Шеппард также составил ряд дополнительных предметов для особо торжественных праздников церковного календаря, в том числе оправы штампов Кирие и Постепенного Хаека для Второй вечерни (не в данном случае мессы) в день Пасхи. Из своих «альтернативных» настроек процессионных псалмов для процессии к купели после Второй вечерни в день Пасхи он завершил Laudate pueri Dominum , но только часть In exitu Israel , оставив ее завершение Уильяму Манди и молодому Уильяму Берду .
Средняя талия
[ редактировать ]Пожалуй, высшим среди всех композиций Шеппарда является его установка cantus Firmus на Lenten Nunc dimittis antiphon Media vita in morte sumus . Здесь его новаторское использование cantus Firmus в бревесах позволяет создать обширное полотно и неторопливый гармонический ритм, которые эффективно дополняют его торжественную трактовку текста. [18]
Дата и обстоятельства создания произведения остаются неясными, поскольку оригинальная рукопись утеряна. Произведение могло быть написано к похоронам Николаса Ладфорда , коллеги-композитора, умершего во время эпидемии гриппа 1557 года. [19] Работа сохранилась только в сборниках, скопированных Джоном Болдуином в конце 1570-х годов. В копии Болдуина теперь отсутствует одна из шести вокальных партий, тенора , но, поскольку эта часть содержала в себе кантус фирмы, ее можно легко восстановить из современных сборников песнопений, за исключением, возможно, первых двух куплетов, где реконструированная партия тенора может быть легко восстановлена. а может и не понадобиться (без него музыка звучит полноценно). Недавние исследования показали, что обычно выполняемая форма работы неверна. В частности, антифону предшествует распеваемый Nunc dimittis, и схема полифонических повторов не так обширна, как считалось ранее. [20] Смелый контрапункт Шеппарда заставил некоторых усомниться в том, что сохранившийся текст содержит ошибки копирования, из-за которых произведение звучит более современно, чем следовало бы. [19]
Шеппарда Тем не менее, Media vita остается неизменно популярной, имея по крайней мере девять современных коммерческих записей. [19]
английская музыка
[ редактировать ]Народная музыка Шеппарда серьезно пострадала из-за потери рукописных источников. Поскольку он умер всего через месяц после королевы Марии, его настройки для протестантских служб, должно быть, были составлены во время правления Эдуарда VI , который после некоторых экспериментальных служб в 1548 году создал первую Книгу общих молитв в 1549 году. Некоторые из английских текстов Шеппарда Музыка с текстом, такая как постановка «Отче наш» и цикл метрических псалмов Томаса Штернхольда (в GB-Lbl Add. MS 15166), возможно, была написана для домашнего отдыха, а не для церковного использования.
целых десять служб (установки песнопений и других предметов для новых английских служб «Утренняя молитва» , «Вечерняя молитва» и «Причастие» ), Было выявлено [21] все сохранившиеся в разной степени незавершенности. Вторая служба примечательна тем, что она повлияла на дизайн Великой службы Берда . [22] Стефан Скот заметил, что Символ веры Первой службы в музыкальном отношении практически идентичен безымянной четырехчастной мессе Символа веры Таллиса в Партбуках Гиффарда. [23] Пятнадцать английских гимнов Шеппарда, большинство из которых имеют размер à 4, соответствуют требованиям протестантских реформаторов в отношении простоты, ясных, слышимых слов и в основном слоговой текстовой основы.
Части песни О счастливые дамы [24] и напрасно, напрасно, всю жизнь мы тратим напрасно [25] (оба à 4) — единственные известные произведения Шеппарда на несвященные тексты.
Издания
[ редактировать ]- Чадд, Дэвид, изд. Джон Шеппард: I: Ответственная музыка . Лондон: Stainer & Bell, 1977. Печать. Ранняя английская церковная музыка. 17.
- Сэндон, Николас, изд. Джон Шеппард: II: Массы . Лондон: Stainer & Bell, 1976. Печать. Ранняя английская церковная музыка. 18.
- Матер, Дэвид, изд. Альбомы Гиффарда, I. Лондон: Stainer & Bell, 2007. Печать. Ранняя английская церковная музыка. 48/33, 40, 41.
- Матер, Дэвид, изд. Альбомы Гиффарда, II . Лондон: Stainer & Bell, 2009. Печать. Ранняя английская церковная музыка. 51/7, 15.
- Уильямсон, Магнус, изд. Джон Шеппард: III: Гимны, псалмы, антифоны и другая латинская полифония . Лондон: Stainer & Bell, 2012. Печать. Ранняя английская церковная музыка. 54.
Записи
[ редактировать ]- Джон Шеппард: Гауд, гауд, гауд Мария , Хор колледжа Св. Иоанна, Кембридж, Эндрю Нетсинга , Chandos Records
- Джон Шеппард: Духовная хоровая музыка , Хор собора Святой Марии, Эдинбург, Дункан Фергюсон , Delphian Records
- Джон Шеппард, Кристофер Тай , The Clerkes of Oxenford, Дэвид Вулстан , Proudsound Records
- Церковная музыка Джона Шеппарда, Том. 1 , The Sixteen , Гарри Кристоферс , Hyperion Records
- Церковная музыка Джона Шеппарда, Том. 2 , The Sixteen, Гарри Кристоферс, Hyperion Records
- Церковная музыка Джона Шеппарда, Том. 3 , The Sixteen, Гарри Кристоферс, Hyperion Records
- Церковная музыка Джона Шеппарда, Том. 4 , The Sixteen, Гарри Кристоферс, Hyperion Records
- Церемония и преданность , Шестнадцать, Гарри Кристоферс, CORO
- Средняя талия , Antique Style , Harmonia Mundi
- Музыка для повечерия , Древний стиль, Harmonia Mundi
- Джон Шеппард: Media vita , The Tallis Scholars , Питер Филлипс , Gimell Records
- Ученые Таллиса поют церковную музыку Тюдоров, том второй , Ученые Таллиса, Питер Филлипс, Gimell Records
- Западные ветровые массы , The Tallis Scholars, Питер Филлипс, Gimell Records
- Я услышал голос , The Hilliard Ensemble , ECM Records
- Джон Шеппард: Media vita и другая духовная музыка , Хор Вестминстерского собора , Мартин Бейкер , Hyperion Records
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Магнус Уильямсон (редактор) «Джон Шеппард: Гимны, псалмы, антифоны и другая латинская полифония», Early English Church Music 54 (Лондон: Stainer & Bell Ltd, 2012), p.xi.
- ^ Джейсон Смарт, «Джон Шеппард и Юэнс: более пристальный взгляд», Early Music li/3 (август 2023 г.), стр. 355–70.
- ^ Роджер Бауэрс, «Джон Шеппард ( ок. 1514–1558/59) в Оксфорде и Королевской часовне: оправдание и разъяснение», Early Music li/3 (август 2023 г.), стр. 371–90
- ^ Перейти обратно: а б Хью Бенхэм, Латинская церковная музыка в Англии, ок. 1460–1575 (Лондон: Барри и Дженкинс, 1977), стр.197.
- ^ Бауэрс, «Джон Шеппард».
- ^ JR Блоксхэм, Реестр членов колледжа Святой Марии Магдалины, Оксфорд . (Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1857), стр.187.
- ^ Николас Сэндон (редактор), «Джон Шеппард: II: Месса», Ранняя английская церковная музыка 18 (Лондон: Stainer & Bell, 1976), стр.ix.
- ^ Лондон, Британская библиотека Add. МС 62525, ф.2в
- ^ Уильямсон, «Джон Шеппард»; , стр.xvi.
- ^ Дэвид Вулстан, «Где есть воля», Musical Times 135 (январь 1994 г.), стр. 25–27; Бауэрс, «Джон Шеппард».
- ^ «Музыкальный каталог Библиотеки Крайст-Черч: Муз. 979-83» .
- ^ Дэвид Мэтир, «Книги Gyffard Partbooks: композиторы, владельцы, дата и происхождение», [Королевская музыкальная ассоциация] Research Chronicle , 28 (1995), стр. 21–50.
- ^ Джон Милсом, «Священные песни в камере» Джона Морхена (редактор), English Choral Practice, 1400–1650 (Кембридж: Cambridge University Press, 1995), стр.175; Уильямсон, «Джон Шеппард», с.241.
- ^ Джон Аплин, «Происхождение «Определенных нот» Джона Дэя», Music and Letters lxii (1981), стр. 295–299.
- ^ Роджер Бауэрс, «Хору из квартета» Джона Морхена (редактор), English Choral Practice, 1400–1650 (Кембридж: Cambridge University Press, 1995), стр.42.
- ^ Дэвид Чадд, «Шеппард, Джон», Grove Music Online, Oxford Music Online, Oxford University Press. Интернет, 5 февраля 2016 г.
- ^ Бенхэм, стр.198
- ^ Бенхэм, стр.201.
- ^ Перейти обратно: а б с Аллен, Дэвид (30 декабря 2020 г.). «Хоровое произведение во время пандемии 1550-х годов все еще сохраняет свое очарование» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ Дэвид Скиннер, примечания к буклету для цифрового EP, Дэвид Скиннер/Аламир: Джон Шеппард: Media vita in morte sumus https://www.resonusclassics.com/freedownload/INV1003_booklet.pdf
- ^ [Стефан Скот], аннотации к компакт-диску «Церковная музыка Джона Шеппарда: Сборник народных сочинений, том II», Priory Records, PRCD 1108 (2015). Авторство заметок Скотта раскрыто Ричардом Тёрбетом на сайте http://earlymusicreview.com/the-church-music-of-john-sheppard-the-collected-vernacular-works-volume-ii (по состоянию на 27 декабря 2018 г.).
- ^ Ричард Тербет, «Крылья веры: Ричард Тербет раскрывает тесную связь между Службами Уильяма Берда и Джона Шеппарда», «Musical Times» 138 (декабрь 1997 г.), стр. 5–10.
- ^ [Стефан Скот], аннотации к компакт-диску «Церковная музыка Джона Шеппарда: собрание народных сочинений, том 1», Priory Records, PRCD 1081 (2013).
- ^ Джон Колдуэлл (редактор), «Книга Муллинера», «Musica Britannica» 1 (Лондон: Stainer & Bell, 2011), стр.163.
- ^ Джон Колдуэлл (редактор), «Тюдоровская клавишная музыка c.1520–1580», «Musica Britannica» 66 (Лондон: Stainer & Bell, 1995), стр.170.