Jump to content

Джон Шеппард (композитор)

Джон Шеппард
Рожденный в. 1515
Умер декабрь 1558 г.

Джон Шеппард (также Шепард , ок. 1515 — декабрь 1558) — английский композитор эпохи Возрождения .

Биография

[ редактировать ]

Шеппард родился, вероятно, около 1515 года, судя по его заявлению в 1554 году, что он сочинял музыку в течение двадцати лет. [1] О его молодости ничего определенного не известно. Впервые его увидели в Такстеде в июне 1541 года, когда он женился на недавно овдовевшей Джейн Юэн или Эван. Ему тогда было, вероятно, около двадцати пяти лет. [2] Неизвестно, служил ли он на музыкальной должности в церкви Святого Иоанна Крестителя в Такстеде. Затем он служил информатором хористарумом в колледже Магдалины в Оксфорде непрерывно с Михайловского праздника 1543 года до где-то между мартом и Михайловским праздником 1548 года. [3]

Затем Шеппард появляется в списке джентльменов Королевской капеллы , которые пел на похоронах короля Эдуарда VI в августе 1553 года; он, возможно, присоединился к часовне сразу после своего отъезда из Оксфорда, но из-за пробела в записях Королевской часовни за 1547 год это не точно. [4] Судя по всему, он продолжал работать в часовне до года своей смерти, поскольку ему были вручены ливреи как на похороны королевы Марии, так и на коронацию Елизаветы I. [5]

В 1554 году он подал прошение, по-видимому, безуспешно, о присвоении ему степени доктора музыки в Оксфордском университете , заявив, что изучал музыку в течение двадцати лет и «сочинил много песен». [6] [7] В марте 1556 года он засвидетельствовал завещание своего коллеги-джентльмена из часовни Люка Костелла и в первый день Нового 1557 года подарил Марии Тюдор три сборника песен . [8] В июле 1558 года ему и его коллеге по Королевской часовне Ричарду Эдвардсу было разрешено отменить договор аренды поместья в Кенте. [9]

Шеппард умер в декабре 1558 года во время эпидемии гриппа . Он составил завещание 1 декабря и был похоронен в церкви Святой Маргариты в Вестминстере 21 декабря. [10]

Источники

[ редактировать ]

Сочинения Шеппарда для латинской литургии существуют исключительно в постреформационных антологиях . Большинство из них содержится в двух комплектах сборников : основным источником его латинской музыки в пяти или более частях являются сборники Болдуина в Крайст-Черч, Оксфорд (GB-Och Mus. 979–83), скопированные после 1575 г. [11] в то время как его произведения из четырех частей находятся в так называемых « Партбуках Гиффара» (GB-Lbl Add. 17802-5), наборе из четырех рукописных партбуков, вероятно, скопированных для доктора Роджера Гиффарда в 1570-х годах. [12] Большая часть музыки Гиффарда, возможно, была написана в годы правления Шеппарда Магдалиной (Гиффард раньше был научным сотрудником Мертон-колледжа в Оксфорде ). Относительно немногие фрагменты этих двух источников встречаются где-либо еще.

Другие источники содержат несколько дополнительных фрагментов, помимо отрывков из более длинных композиций. Его массовая кантата появляется исключительно в сборниках Форреста-Хейтера ; «Кирие» для обозначения Пасхи (см. ниже) можно найти в Partbooks Hammond (GB-Lbl Add. MSS 30480–4) и других местах; а постановка для двух солистов тропного урока «Laudes Deo» для первой рождественской мессы находится в рукописи в Оксфорде (GB-Och Mus. 45). Шестичастный Gaude virgo Christiphera , единственный крупномасштабный обетный антифон Шеппарда, сохранившийся не только в фрагментарном состоянии, появляется в наборе партбуков семнадцатого века, в котором сейчас отсутствует шестая, superius книга (GB-Ob Tenbury 807). -11); недостающая дисконтная часть может быть частично дополнена с помощью других источников, но ее все еще нет в полностью партитурованных шестиголосных частях. [13]

Источники музыки Шеппарда с английским текстом более разнообразны. Два источника, составленные или запланированные при его жизни, содержат несколько его гимнов: Wanley Partbooks (GB-Ob MSS Mus. Sch. e. 420-22) и Определенные заметки Джона Дэя . Хотя сборник Дэя был окончательно опубликован только в 1565 году, есть основания полагать, что он был запланирован во время правления Эдуарда VI. [14] Все источники услуг Шеппарда относятся к гораздо более позднему времени и часто неполны.

Работает

[ редактировать ]

Из пяти сохранившихся обычных циклов мессы Шеппарда шестичастная Кантата представляет собой полноценную, роскошную праздничную обстановку в традициях Джона Тавернера , построенную из шестичастной полифонии, чередующейся с мозаикой полухоровых секций. Основным объединяющим приемом, помимо головно-мотивных пассажей в начале каждой части, является восьминотная фигура FEFGA-Bb-GF, встречающаяся в различных точках тенора.

Из четырехчастных циклов мессы Western Wynde основан на ранее существовавшей популярной мелодии, которая также составляет основу циклов мессы Тавернера и Кристофера Тая . [4] В постановке Шеппарда мелодия перемещается между высокими частотами и тенором. Два других цикла, «Не бойся» и «Месса Френсис» , тщательно контрапунктичны и свободно построены, причем первый рассчитан исключительно на мужские голоса.

Playnsong Masse for a Mene (тоже для четырех голосов) — произведение гораздо более простое. Написанный с использованием упрощенной нотации, известной как «стрене», которая напоминает символы равнинной песни, в ней используется техника, которая иногда применяется, чтобы позволить тем, кто умеет читать равнинную песню, но не мензуральную нотацию, петь простую полифонию. Этот стиль «простой песни», который был ритмически несложным и не допускал диссонанса, более сложного, чем каденциальная приостановка (хотя есть заметное исключение в « Agnus Dei» Шеппарда ), также можно найти в «Мессе равнинной песни» Тавернера – хотя сейчас он сохранился только в традиционных , мензуральные обозначения. Месса Шеппарда включает в себя Кайри (в отличие от большинства циклов мессы Сарум) и представляет собой альтернативную обстановку с чередующимися частями пения и полифонии.

Другая латинская музыка

[ редактировать ]

После своего вступления на престол в 1553 году Мария Тюдор решила вернуть Англию католической вере после протестантских лет правления Эдуарда VI. Это повлекло за собой восстановление служб Сарумского обряда на латинском языке . Для ее часовни требовался новый, современный музыкальный репертуар, и Шеппард сыграл важную роль в снабжении его подходящими композициями. [15]

Респонсоры

[ редактировать ]

Существует 20 респонсорий , сложных литургических единиц, которые поются в самой обширной форме на вечерне в наиболее важные праздники и на утрене . В этой форме поется полный респонсорий, а затем следует, во-первых, стих и, во-вторых, славословие , за каждым из которых следуют (часто постепенно) укороченные повторы респонсория. [16] Шеппард часто устанавливал респонсор на пяти- или шестиголосную полифонию , при этом пение исполнялось как cantusfirmus в теноре (реже в высоких или средних тонах), оставляя части, исполняемые солистами (инципит, куплет и славословие), петь.

Хорошим примером техники Шеппарда является его шестиголосная постановка Verbum caro , девятого резонора на утрене в Рождество. Один из самых грандиозных респонсоров Шеппарда — Gaude, gaude, gaude Maria ; оформление респонсории и вставочной «прозы» Второй вечерни праздника Очищения . [17] В некоторых случаях, ко Дню всех святых , Рождеству и Великому посту , он применяет обратную процедуру, обеспечивая полифонию для частей песнопения солистов, но оставляя хоровую часть респонсора для пения под простую песню (например, « В темпе в идипсум ).

Другие литургические произведения

[ редактировать ]

Как и Таллис, Шеппард также сочинял «альтернативные» гимны, устанавливая четные стихи в полифонию и оставляя стихи с нечетными номерами для пения или, что более вероятно, заменяя их (возможно, импровизированными) органными настройками пения. Хотя cantus Firmus в ответах Шеппарда обычно звучит в теноре, в его гимнах он обычно ставится в дискант.

Шеппард также составил ряд дополнительных предметов для особо торжественных праздников церковного календаря, в том числе оправы штампов Кирие и Постепенного Хаека для Второй вечерни (не в данном случае мессы) в день Пасхи. Из своих «альтернативных» настроек процессионных псалмов для процессии к купели после Второй вечерни в день Пасхи он завершил Laudate pueri Dominum , но только часть In exitu Israel , оставив ее завершение Уильяму Манди и молодому Уильяму Берду .

Средняя талия

[ редактировать ]

Пожалуй, высшим среди всех композиций Шеппарда является его установка cantus Firmus на Lenten Nunc dimittis antiphon Media vita in morte sumus . Здесь его новаторское использование cantus Firmus в бревесах позволяет создать обширное полотно и неторопливый гармонический ритм, которые эффективно дополняют его торжественную трактовку текста. [18]

Дата и обстоятельства создания произведения остаются неясными, поскольку оригинальная рукопись утеряна. Произведение могло быть написано к похоронам Николаса Ладфорда , коллеги-композитора, умершего во время эпидемии гриппа 1557 года. [19] Работа сохранилась только в сборниках, скопированных Джоном Болдуином в конце 1570-х годов. В копии Болдуина теперь отсутствует одна из шести вокальных партий, тенора , но, поскольку эта часть содержала в себе кантус фирмы, ее можно легко восстановить из современных сборников песнопений, за исключением, возможно, первых двух куплетов, где реконструированная партия тенора может быть легко восстановлена. а может и не понадобиться (без него музыка звучит полноценно). Недавние исследования показали, что обычно выполняемая форма работы неверна. В частности, антифону предшествует распеваемый Nunc dimittis, и схема полифонических повторов не так обширна, как считалось ранее. [20] Смелый контрапункт Шеппарда заставил некоторых усомниться в том, что сохранившийся текст содержит ошибки копирования, из-за которых произведение звучит более современно, чем следовало бы. [19]

Шеппарда Тем не менее, Media vita остается неизменно популярной, имея по крайней мере девять современных коммерческих записей. [19]

английская музыка

[ редактировать ]

Народная музыка Шеппарда серьезно пострадала из-за потери рукописных источников. Поскольку он умер всего через месяц после королевы Марии, его настройки для протестантских служб, должно быть, были составлены во время правления Эдуарда VI , который после некоторых экспериментальных служб в 1548 году создал первую Книгу общих молитв в 1549 году. Некоторые из английских текстов Шеппарда Музыка с текстом, такая как постановка «Отче наш» и цикл метрических псалмов Томаса Штернхольда (в GB-Lbl Add. MS 15166), возможно, была написана для домашнего отдыха, а не для церковного использования.

целых десять служб (установки песнопений и других предметов для новых английских служб «Утренняя молитва» , «Вечерняя молитва» и «Причастие» ), Было выявлено [21] все сохранившиеся в разной степени незавершенности. Вторая служба примечательна тем, что она повлияла на дизайн Великой службы Берда . [22] Стефан Скот заметил, что Символ веры Первой службы в музыкальном отношении практически идентичен безымянной четырехчастной мессе Символа веры Таллиса в Партбуках Гиффарда. [23] Пятнадцать английских гимнов Шеппарда, большинство из которых имеют размер à 4, соответствуют требованиям протестантских реформаторов в отношении простоты, ясных, слышимых слов и в основном слоговой текстовой основы.

Части песни О счастливые дамы [24] и напрасно, напрасно, всю жизнь мы тратим напрасно [25] (оба à 4) — единственные известные произведения Шеппарда на несвященные тексты.

  • Чадд, Дэвид, изд. Джон Шеппард: I: Ответственная музыка . Лондон: Stainer & Bell, 1977. Печать. Ранняя английская церковная музыка. 17.
  • Сэндон, Николас, изд. Джон Шеппард: II: Массы . Лондон: Stainer & Bell, 1976. Печать. Ранняя английская церковная музыка. 18.
  • Матер, Дэвид, изд. Альбомы Гиффарда, I. Лондон: Stainer & Bell, 2007. Печать. Ранняя английская церковная музыка. 48/33, 40, 41.
  • Матер, Дэвид, изд. Альбомы Гиффарда, II . Лондон: Stainer & Bell, 2009. Печать. Ранняя английская церковная музыка. 51/7, 15.
  • Уильямсон, Магнус, изд. Джон Шеппард: III: Гимны, псалмы, антифоны и другая латинская полифония . Лондон: Stainer & Bell, 2012. Печать. Ранняя английская церковная музыка. 54.
  1. ^ Магнус Уильямсон (редактор) «Джон Шеппард: Гимны, псалмы, антифоны и другая латинская полифония», Early English Church Music 54 (Лондон: Stainer & Bell Ltd, 2012), p.xi.
  2. ^ Джейсон Смарт, «Джон Шеппард и Юэнс: более пристальный взгляд», Early Music li/3 (август 2023 г.), стр. 355–70.
  3. ^ Роджер Бауэрс, «Джон Шеппард ( ок. 1514–1558/59) в Оксфорде и Королевской часовне: оправдание и разъяснение», Early Music li/3 (август 2023 г.), стр. 371–90
  4. ^ Перейти обратно: а б Хью Бенхэм, Латинская церковная музыка в Англии, ок. 1460–1575 (Лондон: Барри и Дженкинс, 1977), стр.197.
  5. ^ Бауэрс, «Джон Шеппард».
  6. ^ JR Блоксхэм, Реестр членов колледжа Святой Марии Магдалины, Оксфорд . (Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1857), стр.187.
  7. ^ Николас Сэндон (редактор), «Джон Шеппард: II: Месса», Ранняя английская церковная музыка 18 (Лондон: Stainer & Bell, 1976), стр.ix.
  8. ^ Лондон, Британская библиотека Add. МС 62525, ф.2в
  9. ^ Уильямсон, «Джон Шеппард»; , стр.xvi.
  10. ^ Дэвид Вулстан, «Где есть воля», Musical Times 135 (январь 1994 г.), стр. 25–27; Бауэрс, «Джон Шеппард».
  11. ^ «Музыкальный каталог Библиотеки Крайст-Черч: Муз. 979-83» .
  12. ^ Дэвид Мэтир, «Книги Gyffard Partbooks: композиторы, владельцы, дата и происхождение», [Королевская музыкальная ассоциация] Research Chronicle , 28 (1995), стр. 21–50.
  13. ^ Джон Милсом, «Священные песни в камере» Джона Морхена (редактор), English Choral Practice, 1400–1650 (Кембридж: Cambridge University Press, 1995), стр.175; Уильямсон, «Джон Шеппард», с.241.
  14. ^ Джон Аплин, «Происхождение «Определенных нот» Джона Дэя», Music and Letters lxii (1981), стр. 295–299.
  15. ^ Роджер Бауэрс, «Хору из квартета» Джона Морхена (редактор), English Choral Practice, 1400–1650 (Кембридж: Cambridge University Press, 1995), стр.42.
  16. ^ Дэвид Чадд, «Шеппард, Джон», Grove Music Online, Oxford Music Online, Oxford University Press. Интернет, 5 февраля 2016 г.
  17. ^ Бенхэм, стр.198
  18. ^ Бенхэм, стр.201.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Аллен, Дэвид (30 декабря 2020 г.). «Хоровое произведение во время пандемии 1550-х годов все еще сохраняет свое очарование» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 2 января 2021 г.
  20. ^ Дэвид Скиннер, примечания к буклету для цифрового EP, Дэвид Скиннер/Аламир: Джон Шеппард: Media vita in morte sumus https://www.resonusclassics.com/freedownload/INV1003_booklet.pdf
  21. ^ [Стефан Скот], аннотации к компакт-диску «Церковная музыка Джона Шеппарда: Сборник народных сочинений, том II», Priory Records, PRCD 1108 (2015). Авторство заметок Скотта раскрыто Ричардом Тёрбетом на сайте http://earlymusicreview.com/the-church-music-of-john-sheppard-the-collected-vernacular-works-volume-ii (по состоянию на 27 декабря 2018 г.).
  22. ^ Ричард Тербет, «Крылья веры: Ричард Тербет раскрывает тесную связь между Службами Уильяма Берда и Джона Шеппарда», «Musical Times» 138 (декабрь 1997 г.), стр. 5–10.
  23. ^ [Стефан Скот], аннотации к компакт-диску «Церковная музыка Джона Шеппарда: собрание народных сочинений, том 1», Priory Records, PRCD 1081 (2013).
  24. ^ Джон Колдуэлл (редактор), «Книга Муллинера», «Musica Britannica» 1 (Лондон: Stainer & Bell, 2011), стр.163.
  25. ^ Джон Колдуэлл (редактор), «Тюдоровская клавишная музыка c.1520–1580», «Musica Britannica» 66 (Лондон: Stainer & Bell, 1995), стр.170.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: accdd78cecaaa182e0269a1632202015__1719478440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/15/accdd78cecaaa182e0269a1632202015.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Sheppard (composer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)